48. Этика сферы бизнеса
Современная практика России показывает, что успех сферы услуг невозможен без морального просвещения (обучения) как потребителей, так и обслуживающего персонала. Мораль отличаемся от права тем, что носит именно
неписаный характер и ее требования обычно закрепляются в обиходе в виде традиции, обычаев, общепринятых норм и т. д.
Этика - наука о морали, особенностях ее происхождения и развития, о законах нравственности как одной из сторон жизнедеятельности обществ и личности. В переводе с греческого
"этика" означает обычай, нрав.
В этике определены высшие нравственные ценности, которые направляют нравственную жизнь общества и человека. Это - жизнь, свобода, патриотизм, социальная справедливость, национальное самосознание. уважение чести и достоинства каждой отдельной личности. Именно эти высшие нравственные ценности ответственны за то, чтобы повседневная жизнь
человека была духовно насыщена.
Поэтому цель этики - помимо сообщения человеку нравственных знаний, также способствовать выработке у него привычки к совершению высоконравственных поступков. Задача этики состоит как в разработке норм поведения (нравственных кодексов), так и практическом обосновании той или иной моральной системы.
Этика в изучении поведения людей, их побуждений и мотивов тесно соприкасается с психологией. Психология рассматривает психическую природу и условия формирования
нравственных норм и принципов, а этика разъясняет нравственное значение действий, мотивов, привычек.
Под категориями этики понимаются основополагающие, наиболее общие понятия, которые отражают нравственные ценности общества. В основные категории этики обычно включают;
добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и смысл жизни. Рассмотрим эти категории.
Добро и зло - основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются поступки человека и вся его деятельность.
Добром в этике считается все то, что способствует всестороннему, гармоничному развитию личности на благо всего общества.
В жизни человек встречает не только добро, но и сталкивается с воинствующим злом: грубостью, потребительским отношением к жизни, хамством, хулиганством. Поэтому под злом надо понимать всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения между людьми. Оценка поступков людей с точки зрения
добра и зла исходит из того, способствуют они или препятствуют успешному развитию общества.
Принципы этики деловых отношений — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Несмотря на всеобщий характер моральных всеобщий требований (равенство), и наличие единой трудовой морали класса или общества (труда нравственность), существуют еще и специфические
нормы поведения для определенных видов профессиональной деятельности.. Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности - "деловая или бизнес этика".
Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е гг. XX в. в США (однако особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е гг., во время различных
социальных потрясений).
Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных
моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом. Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Бизнес этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.
Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:
он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; никогда не делает того, что не ведет к большему благу, нежёли вреду для общества,
в котором ты живешь
исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать, верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, гордость за свой бизнес независимо от его
области и масштабов.
признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества, поддержка многосторонних торговых отношений
уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы, ценит образование, науку и технику,
успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды - забота об окружающей среде
принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании".
уважать себя как личность и с уважением относится к другим. В деловых взаимоотношениях проявлять терпимость, деликатность,пунктуальность, искренность, добросовестность,
открытость, тактичность, доверять не только себе, но и своим партнерам.
быть убежденным в том, что честь превыше прибыли.
ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу действий своих конкурентов.
доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
стремится к нововведениям;
не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;
терпим к недостаткам других людей;
согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;
должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями.
Hужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения:
1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению.
3Никогда не делай того, что не есть добро, что не способен формированию чувства долга, так как все мы работаем на одну общую цель
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества
5. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации
6. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других
7. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат.
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.
Так, во взаимоотношениях организации с покупателями ключевыми должны стать следующие принципы:
обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями; обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей; принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать
или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды; гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и
рекламе; уважать целостность культуры клиентов.
Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:
обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни; создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и
человеческому достоинству; быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции; прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников; в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом; избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных
убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую
пользу.
Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.
Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране. Чем больше предпринимателей в России заинтересуются в продолжительном и захватывающем успехе, тем больше людей задумаются о проблемах этики вообще и деловой этики в
частности.
А рост количества людей, "чтящих этический кодекс", поставит нашу страну на один уровень со странами, где давно существует цивилизованный рынок.
Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если: он будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения, -он будет обращаться к сослуживцам по
имени и отчеству; он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на "Вы"; он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;он будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий;он установит четкий
порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе; установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок
сможет
встретиться с ним и обсудить любой вопрос; он не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности; -он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека; он умеет эффективно пользоваться "бессловесной информацией", то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника; он умеет осторожно использовать слово "я";он будет высказываться кратко и по существу; он будет всегда безупречно одет; он всегда выполняет обещания в срок.
- 1.Современная концепция и подходы к менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Современная концепция и подходы к менеджменту в социально культурном сервисе и туризме
- 2. Средства распространения рекламы в скс и т
- 3.Цели и задачи стандартизации в сфере скс и т
- 4.Правовые аспекты рекламной деятельности в скс и т
- 5. Деятельность менеджера в сфере скс и т (основные задачи, правила деятельности, эффективное формирование менеджера)
- 6.Стратегическое планирование в скс и т
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 7. Природа и характер экономических отношений в сфере туризма
- 8. Бизнес-план как один из основных документов планирования и внедрения инноваций в сфере скс и т.
- 9.Влияние туризма на развитие экономики
- 10. Социально-технологические особенности рекламы в скс и т
- 11. Инновационный менеджмент в сфере скс иТ
- 12. Понятие и основные показатели эффективности рекламы
- 13. Определение целей и формирование маркетинговых стратегий
- 14. Разработка рекламной стратегии фирмы и плана проведения рекламной кампании
- 15. Малый бизнес в скс т: характерные черты, преимущества и проблемы.
- 16. Инновационность и предпринимательство как целевые задачи в скс и т
- 17. Опыт разработки глобальных маркетинговых стратегий транснациональной компании в сфере скс и т
- 18. Методика планирования и проведнения рекламной кампании в скс и т
- 19. Принципы построения организационных структур управления предприятием (организацией)
- 20. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные его черты в скс и т.
- 21. Стратегическое и текущее планирование и управление в скс и т.
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 22. Основные принципы и особенности рекламной деятельности в скс и т
- 23. Организация финансовых отношений в сфере туризма
- 24. Цели, задачи и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц
- 25. Защита прав потребителей как основа стандартов качества в турфирме.
- 26. Научно-технические нововведения в сфере скс и т.
- 27. Анализ тенденций развития концепций маркетинга в сфере
- 28.Консалтинг в инновационной деятельности
- 29. Автоматизированные информационные системы обеспечения управления, их место и роль в инновационном менеджменте предприятий и организаций сферы скс и т.
- 30. Сертификация экскурсий.
- 31. Зарубежный опыт менеджмента ( на примере фирмы скс и т)
- 32.Эффективность рекламной деятельности
- 33. Мировой опыт формирования и функционирования отраслей скс и т.
- 34. Стандарты качества в туризме
- 35. Менеджмент как вид деятельности и системы управления
- 36. Информационное обеспечение инновационной деятельности в скс и т.
- 37.Инновационные стратегии (их формирование, методы выбора, фазы стратегического планирования.
- 38. Проектирование туристических услуг и порядок разработки технологической документации
- 39. Мировой рынок сервиса и туризма : общие направления развития.
- 40. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование инновационной деятельности фирмы скс и т.
- 41. Виды менеджмента в сфере скс и т (корпоративный менеджмент, инновационный, антикризисный ) их сущность основные черты и особенности.
- 42 Развитие конкуренции в инновационной деятельности.
- 43. Организация процесса маркетинговых исследований в скс и т
- 44. Конкурентоспособность туристической фирмыи ключевые факторы ее успеха в отрасли
- 45 Профессиональная этика и мораль Профессиональная этика (профессиональная мораль)
- 46.Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Налог на добавленную стоимость (ндс).
- 2.Земельный налог.
- 47. Производительность труда работников
- 48. Этика сферы бизнеса
- 49. Организационно экономические основы страхования в туризме.
- 50 Механизмы взаимодействия со сми
- 51. Маркетинговые технологии в туризме
- 52 Этика делового общения в организации
- 53. Нравственно-психологические основы конфликтов и пути их преодоления.
- 54. Маркетинговые исследования в сфере обслуживания
- 55 Бизнес-этикет
- 56. Понятие о маркетинговой логистике
- 57 Профессиональная этика музейных работников
- 1. Отношение к делу
- III. Отношение к законам и государственным органам
- IV. Отношение к природе
- 58. Сегментация рынка как средство выбора перспективного целевого рынка. Признаки сегментации.
- 59.Профессиональная этика работников сферы туризма.
- 60.Общая хар-ка информационного обеспечения связей с общественностью