logo
ГОСЫ%20(1)[1]

4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).

В ходе этого анализа проверяется, в какой области фирма наиболее компетентна, а в какой – нет. На основании SWOT-анализа определяется или уточняется стратегическая линия предприятия в производстве и на рынке. Основные этапы применения метода SWOT-анализа:

• выявляются все факторы, оказывающие воздействие на предприятие;

• из выявленных факторов выделяются относящиеся к факторам внешней среды и те, которые относятся к факторам внутренней среды;

• из факторов внешней среды определяются открывающиеся перед предприятием новые возможности и те, которые представляют угрозу развитию бизнеса;

• из факторов внутренней среды определяются относящиеся к сильным сторонам деятельности предприятия (квалифицированные кадры, наличие конкурентных

преимуществ и т.п.) и те, которые являются его слабостью (нехватка специалистов, узкий сегмент рынка и т. п.);

• строится матрица СВОТ.

5. Анализ стратегических альтернатив заключается в исследовании возможных сценариев развития предприятия. Для этого используются методы экономического прогнозирования, которое представляет собой предвидение

хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации.

6. Выбор стратегии. Выбор стратегии – центральный момент стратегического планирования. Существуют стратегии наступательная (фирма хочет увеличить свою долю на рынке), оборонительная (способствует сохранению и упрочению занятых на рынке позиций), минимизации издержек, роста, др. Выбор стратегии зависит от состояния внутренней и

внешней среды туристского предприятия и от его целей на рынке. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы

обеспе­чить осуществление миссии организации и достижение ее це­лей. Главной задачей разработки стратегии являются достижение конкурентных преимуществ и повышение рентабельности деятельности

организации.

7. Оценка и реализация стратегии предполагает разработку и осуществление определенной последовательности шагов, процедур по реализации выбранной стратегии развития предприятия Задача оценки заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность работы организации в будущем. Оценка выбранной стратегии состоит в анализе достоверности и объективности учет основных параметров, повлиявших на

выбор стратегии. После оценки выбранной стратегии начинается процесс ее реализации.

Для эффективной реализации стратегии нужно: довести цели, задачи, содержание стратегии до каждого сотрудника предприятия, с тем чтобы добиться с их стороны не только

понимания того, что делает фирма, но и неформального вовлечения в процесс реализации стратегии; своевременно обеспечить руководству поступление всех необходимых для

реализации стратегии ресурсов, иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой локальной цели

8. Стратегический контроль в модели стратегического управления не направлен на выяснение того, правильно или неправильно осуществляется реализация стратегии,

поскольку

его задачей является выяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей и задач.

Стратегический план предприятия и управление должны учитывать в своей структуре обеспечение эффективной деятельности как отдельных подразделений, так и всей фирмы в целом.

Не всегда система планирования является эффективной и полученный результат совпадает с плановым заданием.

Для преодоления «ловушек» планирования рекомендуется:

- организация поддержки высшего руководства и его участие в процессе планирования;

- определение ответственности за процесс планирования,

- обучение менеджеров современным технологиям планирования, На качество планирования оказывают влияние компетентность менеджеров, их квалификация, а также информ.

обеспечение.

- организация эффективной системы обмена информацией,

- связь планирования с системой вознаграждения;

- разработка вероятностных (альтернативных) планов;

- открытая реакция на сопротивление планированию,

- понимание того, что влияние и действенность планирования имеют свои границы.

Реализация любой стратегии требует выполнения определенных тактических решений в относительно короткие периоды времени. Поэтому стратегическое (перспективное) управление, направленное на кардинальные изменения,

должно подкрепляться тактическим (текущим) управление и оперативным планированием, обеспечивающим последовательное (поэтапное) достижение стратегических целей.

Текущее управление охватывает детальные разработки (обычно до одного года) текущих планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Текущий производственный

план состоит из календарных планов (месячных, квартальных, полугодовых). Текущее планирование охватывает годовой период и включает совокупность всех планов по

различным видам деятельности предприятия, тактические планы (на месяц, квартал, полугодие) определяют текущую деятельность предприятия (заключение договоров с поставщиками услуг, достижение определенного уровня

продаж и др.);

В текущем годовом плане предприятия конкретизируются прогнозы, долгосрочные, перспективные мероприятия и показатели. Исходными данными для разработки этого плана служат:

данные маркетинговых и стратегических исследований, а также разрабатываемые цели развития;

выявленный и формируемый спрос на продукцию или услуги;

уточненные технико-экономические нормы и нормативы использования производственных мощностей, затрат трудовых и материальных ресурсов;

мероприятия по созданию, освоению и внедрению новой техники и технологии;

изобретения, патенты, рационализаторские предложения, информация о конкурентах.

Задания годового плана распределяются по кварталам и в соответствующих показателях доводятся до производственных подразделений.

При разработке текущего плана выполняют комплекс организационных и планово-расчетных работ:

а) детально анализируются производственно-хозяйственная деятельность и ход выполнения перспективных и долгосрочных планов за прошедшие годы, что позволяет определить

достигнутый организационный уровень производства;

б) сопоставляются качество и ассортимент выпускаемой продукции с качеством и ассортиментом продукции других конкурирующих предприятий, что позволяет разработать

мероприятия по улучшению качества продукции или услуг;

в) разрабатываются мероприятия и программы по росту эффективности производства (внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизация производства, специализация и кооперирование, совершенствование системы управления, планирования и организации производства);

г) осуществляется сбор предложений работников предприятия по улучшению качества продукции и всей работы коллектива, организации труда, производства и повышению его эффективности;

Задачи текущего управления:

-конкретизация стратегических применительно к более короткому отрезку времени;

-выбор наиболее эффективных в условиях планового периода средств реализации стратегии;

-пропорциональное развитие и наиболее эффективное использование;

Приоритеты текущего управления:

получение прибыли за счёт реализации запланированных ранее мероприятий с использованием накопленного потенциала;

регистрация, накопление и анализ отклонений хода деятельности от запланированного;

выработка и реализация решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений