logo
ГОСЫ%20(1)[1]

34. Стандарты качества в туризме

Качество турпродукта.

Качество т.п. – совокупность свойств тур услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов.

Кач-во т.п. характеризуется кач-ом услуг и культурой обслуживания.

Обязательные требования к кач-ву т.п.

безопасность жизни и здоровья

гарантия предоставления услуг, согласно путевке

сохранность имущества туристов

охрана окружающей среды

Критерий кач-ва выражается ч/з систему показателей, отражающих разл-е виды деятельности по обслуживанию туристов.

На кач-во тур обслуживания влияют след. факторы:

природно-климатические

культурно-исторические ценности

психологические

специфические потребности туристов

куль-ра труда и поведения сотрудников

имидж предприятия

Кач-во обслуживания во многом определяют:

политика в области Т.

уровень капитальных вложений в развитие инфраструктуры

компетенция персонала тур предприятия

гибкость системы управления

Важными показателями кач-ва т.п. явл-ся гарантия безопасности и предоставление заранее оплаченных услуг.

Стандарты кач-ва тур обслуживания определяются системой стандартизации и сертификации (ГОСТы, введенные с 95г.)

В числе основных задач стандартизации туристской деятельности названы: установление показателей качества туристического обслуживания и требований к такому качеству,

к процессам оказания туристических услуг, а также требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения и окружающей среды, точность и своевременность исполнения, эргономичность и эстетичность услуг и условий обслуживания; установление требований к сертификации туристических услуг, а также установление основных понятий

в области стандартизации и управления качеством в сфере туристско-экскурсионного обслуживания населения. Объектами стандартизации определены туристические услуги и процессы туристско-экскурсионного обслуживания. Стандартизации подлежат все объекты туристской индустрии - гостиницы и иные средства размещения, средства транспорта,

объекты общественного питания, средства развлечения, объекты познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, а также деятельность всех

туристских организаций1.

В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, выделенных в отдельную группу, именуемую «Туристско-экскурсионное  обслуживание».   Именно  эти   государственные

стандарты лежат в основе сертификации туристических услуг (этот способ государственного регулирования туристской деятельности будет рассмотрен ниже).

В отличие от Федеральных законов «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг», Федеральный закон «О стандартизации» содержит

практически исключительно нормы административного и государственного права. Это обусловлено сущностью стандартизации как деятельности государства в лице

уполномоченных органов по установлению обязательных требований и контролю их соблюдения. Нормы гражданского права могут применяться к отношениям в области стандартизации лишь в тех случаях, когда из этих отношений вытекают другие, основанные не на отношениях власти и подчинения, а на равенстве сторон (например,

при реализации стандартов или другой информации по стандартизации).

В настоящее время в Российской Федерации действует концепция стандартизации, заключающаяся в том, что государственными стандартами устанавливаются два вида требований к качеству продукции: обязательные для всеобщего применения в силу закона (в основном перечисленные в п.2 ст.7 рассматриваемого закона) и рекомендуемые, содержащие

большинство потребительских характеристик продукции. При этом выбор необязательных

требований является прерогативой изготовителя продукции1. Эти требования определяются в его технической документации, прежде всего в технических условиях.

Эта концепция четко не сформулирована в законодательстве Российской Федерации, но, несомненно, вытекает из Федерального закона «О защите прав потребителей»

(п.5 ст.4) и рассматриваемого Закона. Элементы этой концепции обнаруживаются также в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются Госстандарт России,

иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением

обязательных требований государственных стандартов проводится должностными лицами государственных органов управления в пределах их компетенции. Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его

должностными лицами - государственными инспекторами, которые контролируют также качество туристических услуг, хотя в практике туристской деятельности это делается весьма выборочно и нерегулярно.

Государственный   инспектор   имеет   право:   свободного   доступа   служебные и производственные помещения (в нашем случае туроператора и турагента); получать от туроператора

и турагента документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора; использовать технические средства и специалистов туроператора и турагента

при проведении государственного контроля и надзора; проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых

туроператора и турагента; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования

(эксплуатации), хранения, транспортировки и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг; выдавать предписания о запрете или приостановке реализации

(поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных

стандартов; запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения туроператора и турагента

от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами, главные государственные инспекторы республик в составе

Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами имеют право выдавать туроператору и турагенту предписания, а также имеют право: принимать постановления о применении к туроператору и турагенту штрафов за нарушения обязательных требований государственных стандартов; запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных

стандартов и не прошедших государственных регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.