logo
ГОСЫ%20(1)[1]

24. Цели, задачи и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц

Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечение безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждении их соответствия установленным требованиям является сертификация. Обязательная сертификация предприятий туристического и гостиничного бизнеса введена Федеральным законом

«Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» 4 октября 1996 года. Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 14 октября

1996 года утверждены «Правила сертификации туристических услуг», определяющие организационную структуру и состав участников системы сертификации, требования к

нормативным документам, порядок проведения сертификации В настоящее время нормативным документом, на основании которого осуществляется сертификация гостиниц, является Приказ Минэкономразвития и торговли

Российской Федерации от 21 июня 2003 года №197 «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения».Нужно отметить, что сертификация услуг гостиниц осуществляется в добровольном порядке. По итогам данной сертификации гостинице присваивается категория, которая обозначается звездами (*)

Сертификация – совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует

определенным стандартам или техническим условиям. сертификация бывает трех видов:

Самосертификация - проводится самой организацией – изготовителем продукции или услуг;

сертификация, осуществляемая потребителем;

сертификация, осуществляемая третьей стороной – специальной организацией, не зависимой от потребителя и изготовителя.

обязательная - (безопасность, охрана окр-ей среды, здоровье потребителя)

добровольная - (цель – создание условий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, услуги, для получения определенных гарантий относительно фактического качества объектов кредитования и страхования) Правила сертификации туристических услуг основываются на единых Правилах сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 5 августа 1997 года №17

«О принятии и введение в действие правил сертификации». Данные правила применяют при добровольной сертификации работ и

услуг в Российской Федерации. Добровольная сертификация туристических услуг проводится на соответствие требованиям установленным в следующих нормативных

документах:

ГОСТ 28681.1-95 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг";

ГОСТ 28681.2-95 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования";

ГОСТ 28681.3-95 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов"

Обязательная сертификация тур продукта проводится на определенной гос-вом законодательной и нормативной базе – з-ны РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «Об основах тур деятельности».

Порядок сертификации.

Сертификация тур. и гостиничных услуг включает:

подачу заявки на сертификацию в орган по сертификации;

рассмотрение и принятие решения по заявке;

оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;

принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;

выдачу сертификата;

инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг(плановый (не реже 1 раза в год , внеплановый (проводится по просьбам органов госконтроля –

антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей) Срок действия сертификата на право проведения туристической деятельности составляет три года.

Основными целями сертификации являются:

- создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействие потребителям в компетентном выборе услуг;

- защита потребителя от недобросовестности производителя услуг - контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение показателей качества продукции, заявленных исполнителем.

При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими правилами:

- наличие законодательной основы сертификации

- гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с действующими международными, региональными и национальными системами сертификации других стран;

- компетентность и независимость органов по сертификации, обеспечивающие объективность и достоверность подтверждения соответствия продукции установленным в нормативных документах требованиям;

- добровольность заявителя при выборе органа по сертификации, если функционирует несколько органов по сертификации одной и той же продукции;

- открытость системы сертификации для участия в ней предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, признающих и выполняющих ее требования;

- информирование всех участников сертификации - изготовителей, потребителей, общественных организаций, органов по сертификации испытательных лабораторий и других заинтересованных субъектов о правилах и результатах сертификации при сохранении конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

Сертифицируемые туристические услуги:

1. Услуги по организации путешествий. (организация экотуризма)

2. Обеспечение проживания туристов:

3. Услуги туристические информационные

4. Услуги экскурсоводов

Схема подготовки тур предприятия к обязательной сертификации туристко-экскурсионных услуг:

1. Подписание протоколов намерений с принимающей фирмой

2. обследование предполагаемого маршрута путешествия

3. выбор оптимального варианта путешествий с точки зрения оптимальности и

комфортности

4. определение вредных факторов на маршруте и степени их влияния на

туристов и их имущества

5. Проектирование маршрута с определением мероприятий по снижению,

влиянию факторов риска

разработка систем безопасности на маршруте