logo search
ББК 77 Чижиков

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента

Глава I. Человеческая деятельность как социальная основа менеджмента

§ 1. Научные идеи и теории деятельности

Процессуальные механизмы

Деятельность и действие

Функции социального времени

Мотивы деятельности

Человеческие потребности

Мотивации достижения

Саморегуляция и социальная направленность деятельности

Коллективная деятельность людей

Правила социальной организации

§ 2. Развитие представлений о субъекте действия

Трансформации субъекта действия

Общественная энергия действия

Личностные качества субъекта

Свобода и ограничения субъекта

§ 3. Хозяйствующие структуры и деятельность

Взаимодействие структур и деятельности

Категории: труд и деятельность

Менеджмент и виды деятельности

Менеджмент и творчество

§ 4. Исторические этапы становления менеджмента

Становление менеджмента

Накопление признаков менеджмента

Регулирование современных культурных процессов

Закономерности и принципы менеджмента

§ 5. Научные школы управления

Тейлоризм

Школа администрирования

Формирование классической школы

Факторы человеческих отношений

Менеджмент в России

Организационные структуры

Организационная культура и корпоративное управление

§ 6. Условия формирования социокультурного менеджмента

Отношение к труду

Культурные особенности

Социальная адаптация личности к рыночной экономике

Формирование частнособственнического сознания

Становление рыночных отношений

Тенденции социальной дифференциации населения

Становление отечественного предпринимателя

Функции менеджера и предпринимателя

Глава И. Социально-культурная деятельность и управление

§ 1. Закономерности развития социокультурной системы

Социально-культурная система

Человек в социокультурной системе

Динамичность социокультурной деятельности

Событийность в социокультурном процессе

Социокультурное развитие в современный период

Содержательные смыслы социокультурных преобразований

§ 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства

Культура и политика

Политика государства в сфере культуры

Премии в области культуры

Новая парадигма государственного управления в культуре

Механизмы реализации культурной политики

§ 3. Социокультурная деятельность как объект управления

Специфика социокультурного менеджмента

Управление социокультурной деятельностью

Модели управления

Новое организационно-культурное пространство

§ 4. Социокультурная деятельность как самоуправляемый процесс

Менеджер как субъект управления

Поллиативность взаимосвязей субъекта и объекта

Организация деятельности социокультурных учреждений

Административная реформа местного самоуправления

§ 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций

культуры

Понятие "организация культуры"

Функции клубных учреждений

Механизмы разграничения бюджета и полномочий

Условия для преобразований

Гарантии учреждений культуры

Правовой статус учреждений культуры

Нормативно-правовая база социокультурных учреждений

§ 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката

Характеристика общей ситуации с кинотеатрами

Причины кризиса киноиндустрии

Технологии оптимизации киноиндустрии

Структура детского кино

§ 7. Традиционная народная культура - истоки и современность

Традиционная культура - душа народа

Модальности культурно-исторических традиций

Традиции и консерватизм

Традиции народного творчества

Понятие "фольклор"

Раздел II. Модели менеджмента в социокультурной сфере

Глава I. Механизмы управления социокультурной

деятельностью

8 1. Модификации систем управления социокультурной

деятельностью

Ресурс социокультурной деятельности

Система взаимоотношений центра и регионов

Ситуация в социокультурной сфере

Современная система федерального управления

Формы регионального управления

§ 2. Принципы местного самоуправления в культуре

Муниципальный уровень управления

Новый статус органов и учреждений культуры

Субъект деятельности как субъект управления

Типология ситуаций в социокультурной сфере

§ 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре

Альтернатива: реформируем или закрываем

Новая структура местного самоуправления

Управление культурой муниципального района

8 4. Программно-проектные технологий в сфере культуры

Программа и проект

Цель программирования

Этапы программирования

Финансирование программ

Программы и отраслевые планы

Концепция Федеральной целевой программы

Социокультурные проекты

§ 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений

Планирование - функция менеджера

Миссия учреждения культуры

Стратегические цели

Тактические и оперативные планы

Реалистичность планов

Планирование по целям

Запросы населения - основа целевого планирования

Одноразовые планы

Методы планирования

§ 6. Бизнес-план в социокультурной сфере

Преимущества бизнес-плана

Технологии разработки бизнес-плана

Содержание и структура

Экспертиза, риски, маркетинг

§ 7. Культурная индустрия как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг

Культурные ценности и "дивиденды"

Массовая культура и культурные индустрии

Типы, структура, содержание

Индустрия досуга

Культурная среда

Глава II. Основы социокультурного менеджмента

§ 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера

Субъекты социокультурной деятельности

Менеджмент социально-культурной деятельности

Арт-менеджмент

Менеджмент выставок и презентаций

С. Дягилев - образец "топ-менеджера" русской культуры

Типы менеджеров

§ 2. Арт-менеджмент в концертной организации

Структура, управление и функции

Филармонии в условиях рынка

Модель структуры филармонии

Функции руководителей филармонии

§ 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера

Особенности деятельности менеджера СКД

Показатели профессиональной компетенции

Взаимосвязь знаний и деятельности

Профессиональное мышление менеджера

Этические нормы. Взаимоотношения менеджера и исполнителя

Этика взаимоотношений менеджера и представителя

Этика отношений: менеджер-менеджер

Условия формирования инновационной личности

§ 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной

деятельности

Профессия менеджера СКД на рынке труда

Подготовка специалистов

Модель специалиста и модель обучения

Квалификационная характеристика специалиста

§ 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров

Система непрерывного образования

Обучение через деятельность

Аттестация кадров

§ 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента

Информация как инструмент управления

Информационные технологии

Адресное распределение информации

Основные подсистемы информации

Информационные сети

Требования к информационным системам

Раздел III. Персонал-технологии социокультурного

менеджмента

Глава I. Технологии управления персоналом в социокультурном учреждении

§ 1. Формы управленческих отношений в коллективе

Коллектив и коллективный труд

Организационные отношения в коллективе

Менеджер и исполнитель

Статусные позиции социокультурного менеджмента

Функциональные связи органов управления

Специфика менеджмента в учреждениях культуры

Культура и климат в коллективе

Самоуправление - основа сопричастного менеджмента

§ 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении

Методы диагностики кандидатов на должность

Как выгоднее представиться при найме на работу

Диагностика творческого потенциала

§ 3. Управлять или действовать: функциональные различия

Управление и деятельность

Разграничение функций управления и деятельности

Факторы торможения управления

Умение давать поручения

Умение принимать решения

§ 4. Стиль работы руководителя

Реальность и мифы о напряженной работе

Активность руководителя

Свободное время и отдых руководителя

Рабочее время руководителя

Управление временем

Умение доводить дело до конца

Рабочее место руководителя

Доступность руководителя

Работа с посетителями

Коммуникации по телефону

Совещания и заседания

Ролевое поведение участников совещания

Практические советы

Факторы внимания и инициирования структуры

§ 5. Управленческая этика руководителя

Деловая этика в истории России

Этикет руководителя

Когда руководитель - женщина

Нормы делового общения

Этика общения руководителя

Этика дарения подарков

Обмен визитками

Форма и содержание и визиток

Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения

§ 1. Социальная природа конфликтов

Конфликт: зло или благо?

Типы конфликтов

Психология конфликтов

Источники конфликтов

Причины возникновения конфликтов

Стресс - причина и следствие конфликт

§ 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе

Действия руководителя в конфликтных ситуациях

Методы гармонизации отношений

Процесс урегулирования конфликтов

Технологии выхода из конфликта

Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы

Глава I. Формы финансирования социокультурных

учреждений

§ 1. Материальные и духовные продукты социокультурной

деятельности

Временной цикл продуктов культуры

Продукт - услуга

Дифференциация продуктов и услуг

Социальная значимость продуктов культуры

Социальные функции продуктов культуры и их оценка

Спрос и предложение

"Отложенные" потребности

Социальный и экономический вклад культуры

§ 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности

Экономический потенциал культуры

Прямые и опосредованные механизмы

Распределение доходов

Формы финансирования

Дифференциация видов деятельности

Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии

Европейская модель финансирования культуры

Финансирование российских учреждений культуры

Финансирование по результату

Бюджетные реформы и реальность

Финансовая поддержка культуры в условиях рынка

Культура между государством и рынком

Культурные блага и их свойства

Сфера интересов государства и культуры

Учреждения культуры как культурные институты

Оптимизация бюджетного финансирования

Билетное хозяйство в учреждениях культуры

Нормы закона о билетном хозяйстве

Реквизиты билетов

Изготовление и распространение билетов

Списание билетов

Заработная плата работников культуры

Тарифная сетка

Стимулирующие выплаты

Социальные гарантии творческих работников

Условия труда и налогообложения

Профессиональные организации

Некоммерческий маркетинг

Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство

Характеристика внешней среды

Маркетинг внешней среды

Культурная среда и ее эволюция

Потребление продуктов культуры в ситуации деятельности

Культурная среда - потребитель

Технологии разработки маркетинговой политики

Коммерческий и некоммерческий маркетинг

Управление маркетингом

Технологии маркетинга

PR технологии учреждений культуры

Маркетинговая политика

Маркетинг в социокультурных учреждениях

Продажа продуктов культуры

Миссия учреждения и предпринимательство

Рынок свободного и платного потребления

Специфика социокультурного маркетинга

Бюджетные и внебюджетные средства

Товар, цена, спрос и предложение

Продукты культуры и культурные потребности

Команды маркетологов

Способы привлечения внебюджетных средств

Самоидентификация социокультурного учреждения

Методы определения донора

Письменное обращение

Контакты по телефону

Правила психологической защиты донора

Причины отказа донора

Подкрепление доводов просителя

§ 5. Благотворительность в традициях русской культуры

Благотворительность на Руси

Мотивация благотворительности

Практика благотворительности

§ 6. Финансовая и имущественная поддержка учреждении

культуры

Договор пожертвования

Договор дарения

Сбор пожертвований

Заключение

Литература

Предисловие

Структура и содержание учебника «Теория и практика социокультурного менеджмента» полностью соответствует требованиям и дидактическим единицам одноименной учебной дисциплины дейст­вующего государственного стандарта специальности «Социально-культурная деятельность», которая определяет концептуальные осно­вы подготовки специалистов, получающих квалификацию «Менеджер социально-культурной деятельности» в вузах культуры и искусств и других высших учебных заведениях страны.

В учебнике впервые целостно и системно излагаются теоретиче­ские проблемы и практические вопросы социокультурного менедж­мента, раскрывается сущность происходящих в стране социально-культурных реформ, механизмов развития местного самоуправления в культуре. Новизна учебника заключается в диалектической взаимо­связи изложенных научных идей и теории деятельности как социаль­ной основы менеджмента, экономических преобразований в стране, развития предпринимательства, трансформаций отношения населения к частной собственности, эволюции психологии рядовых граждан, бизнесменов и менеджеров. Материальные и духовные продукты культуры и услуги рассматриваются в учебнике не в общепринятом культурологическом значении, а как уникальный, не имеющий вещ­ной формы товар, реализуемый на рынке.

По основным концептуальным вопросам подходы авторов дан­ного учебника к социально-культурной деятельности и методам управления не расходятся с общепризнанными научными школами, но расширяют теоретические и практические представления о природе, сущности, видах и методах управления в социокультурной сфере.

За последние пятнадцать лет из-за рубежа в страну пришло мно­го переведенной на русский язык литературы, в которой прописаны рецепты стратегического менеджмента, советы и рекомендации по управлению современным производством, маркетингу и т.д.

Она полезна для отечественного предпринимателя, однако для социально-культурной деятельности с ее своеобразной структурой организаций, учреждений и органов, материальной базой, кадрами, формами и методами работы, спецификой продуктов и услуг эта лите­ратура мало адаптирована. Проблема обеспеченности учебной литера­турой по менеджменту социально-культурной деятельности усугубля­ется и тем, что эти вопросы во времена плановой экономики не явля­лись первостепенными и долгие годы оставались на периферии прак­тического освоения и глубоких научных исследований.

Более того, многие отечественные исследов т вообще ставили под сомнение возможность и необходимость управления в этой сфере. Во всяком случае, для культуры, которая является доминирующей в социально-культурной деятельности, управление как вид деятельно­сти считалось неприемлемым. В этих оценках есть определенный смысл, если рассматривать культуру и, шире, социально-культурную деятельность лишь с одной позиции - как саморазвивающуюся систе­му, где могут превалировать субъект-субъектные отношения, способ­ные обеспечить саморазвитие обоих субъектов. Такая во многом "иде­альная" модель по своему замыслу привлекательна, но дело в том, что она может быть пригодна лишь для идеального общества, которого пока в природе не существует.

Ученые и специалисты не менее убежденно раскрывают наличие в социокультурной деятельности других факторов - необходимость условий, как для саморазвития, так и для развития личности, наличие информационного, эстетического, педагогического пространства или среды, деятельности по организации деятельности людей, социокуль­турной реабилитации малозащищенных слоев общества и т.д.

Выдвигая такие цели и решая соответствующие им задачи, со­циокультурные учреждения превращаются из субъектов социокуль­турной деятельности в субъекты социокультурной политики, вступая во взаимодействие, с одной стороны, с органами культуры, а с другой - общественными организациями, формированиями, фондами, обще­ственностью и отдельными людьми. Такая цепочка взаимосвязей не может развиваться без организации, управления на всех этажах верти­кали и горизонтали отношений. Современные методы и технологии управления в социально-культурной деятельности остаются малораз-работанными и сильно засоренными неадаптированными концепция­ми и теориями, заимствованными из зарубежных исследований обще­го менеджмента.

Навыки управления, основанные на зарубежном опыте общего менеджмента, не могут восполнить тот пробел, который образовался в теории и практике социокультурного менеджмента. Все это актуали­зируют потребность в дальнейшем изучении механизмов социокуль­турного менеджмента. Не исключена вероятность, что внедрение ин­новационных моделей управления в социокультурной сфере, предло­женных в учебнике, потребует от общей теории управления пересмот­ра некоторых ее положений или их дальнейшего развития. Очевидно, что сопоставление общих управленческих требований с социокуль­турным процессом выявляет круг нерешенных социокультурных про­блем, разрешение которых важно само по себе и необходимо для ре­зультативного управления социокультурной сферой. Речь идет также об оценке существенного ценностного сдвига, который произошел и развивается в v .щественном, индивидуальном сознании и практике социокультурного управления в последние полтора десятилетия и ко­торый своеобразно проявляется в каждом регионе, страны. Нельзя не видеть, что государство во многом утратило роль законодателя в культуре, передав эту функцию в значительной мере своим субъектам, оставив социально-культурные институты наедине с собой, которые, отойдя от прежних догм, медленно эволюционизируют. В таких усло­виях высшая школа обязана модернизировать подготовку менеджеров социально-культурной деятельности таким образом, чтобы эти спе­циалисты умели рационально управлять, внедрять новые формы рабо­ты, инновационные виды деятельности в социокультурной сфере.

Несмотря на то, что государственные учреждения культуры продолжают финансироваться из бюджета, тем не менее они вынуж­дены «вписываться» в рыночные отношения - искать способы зарабо­тать средства, привлекать спонсоров, инвесторов. Это означает, что социокультурная деятельность не может успешно развиваться без профессионального, компетентного управления и регулирования.

Менеджмент стал неотъемлемой частью деятельности социо­культурных учреждений, которые вместе с государственными, част­ными институтами и всем обществом погрузились сегодня в рыноч­ные отношения, предъявляющие совершенно новые и жесткие требо­вания к деятельности и управлению на всех уровнях - от небольшого провинциального клуба до федеральных органов управления культу­рой. Умелое использование научно обоснованного менеджмента, адаптированного к социально-культурной деятельности, означает жизнь, оставаться с надеждой только на бюджетные остатки - значит медленно умирать. Выбор уже сделан. Некоторые учреждения куль­туры уже давно закрылись, большая же часть - успешно развивается и процветает. Однако сложная и во многом непредсказуемая экономи­ческая и финансовая среда, радикальные социальные перемены, зако­нодательная неопределенность усложняют развитие управленческих отношений в культуре, повышают цену управленческих ошибок и значимость управленческого мастерства. За последние годы в стране появились первые книги по менеджменту в культуре, социокультур­ному менеджменту, которые в определенной степени позволяют за­полнить образовавшийся вакуум. К ним относятся учебные пособия: Рудич Л.И. Менеджмент социокультурной сферы. Основы техноло­гии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 268 с; Михеева Н.А., Гален-ская Л.Н. Менеджмент в социокультурной сфере. СПб.: Изд-во Ми­хайлова В.А. 2000. 170 с; Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001. 384 с; Карпухин О.И. Культурная поли­тика и менеджмент. М., 1998. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент. М.: МГУКИ. 2003. 382 с. Отдавая должное авторам указанных трудов как первопроходцам в деле науч­ного, практического и технологического освоения проблем социо­культурного менеджмента, высокому уровню их работ, нельзя не от­метить, что рассматриваемая проблема заслуживает большего внима­ния ученых и специалистов и большего количества учебников, учеб­ных пособий и другой обучающей литературы.

Имея большой опыт практической работы в социокультурной сфере, опыт педагогической работы в вузе, авторы данного учебника постарались изложить проблемы социокультурного менеджмента сис­темно, в исторической ретроспективе, сформулировали основные по­нятия, принципы и категории, раскрыли основные технологические процессы современного менеджмента в учреждениях социокультур­ной сферы. В учебнике «Теория и практика социокультурного ме­неджмента» предусматриваются дидактические технологии изучения каждой темы по циклам лекций, семинарским, полугрупповым, мел­когрупповым и индивидуальным занятиям. В процессе изучения раз­делов учебника студенты выполняют практические и лабораторные работы (разработка проектов социально-культурного развития муни­ципальных образований, регионов; разработка моделей управления социокультурными учреждениями, маркетинговых технологий, спо­собов привлечения и аккумулирования внебюджетных средств; разра­ботка уставов, положений, должностных инструкций и др.).

Учебник предусматривает освоение студентами вариантов при­нятия оптимальных решений в возможных нестандартных ситуациях, участие в деловых играх, знакомство с практическим менеджментом в крупнейших учреждениях культуры Московского региона. Содержа­ние учебника интегрировано с материалами и структурой ранее изу­ченных дисциплин: «Экономика культуры», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга», «Деловое общение», «Организация социокуль­турной деятельности», которые обеспечивают базовую экономико-управленческую подготовку и образуют благоприятную среду усвое­ния специальных знаний по теории и практике социокультурного ме­неджмента. Кроме того, содержание учебника является методологиче­ской основой усвоения студентами на последующем этапе обучения таких дисциплин, как «Социально-культурные технологии», «Инфор­мационные технологии управления», «Связи с общественностью», «Реклама в социокультурной деятельности», «Культурная политика» и др. Таким образом, данный учебник интегрирует поэтапно усваивае­мые знания студентов в процессе всего периода обучения в вузе. На­деемся, что учебник послужит дальнейшему осмыслению и решению сложных проблем менеджмента в социокультурной деятельности, ав­торы с большой признательностью примут все предложения, замеча­ния и пожелания, связанные с дополнениями данного учебника.