§ 3. Управлять или действовать: функциональные различия
Важнейшей проблемой управленческой науки являются служебные взаимоотношения руководителя и подчиненного. В них пересекаются вопросы стиля работы, психология взаимоотношений, технология принятия решений, их исполнение и, конечно же, умение давать задания и поручения подчиненным.
Последнее имеет прямое отношение к управлению кадрами, но будучи основной сферой деятельности руководителей, мало осознается ими и неэффективно реализуется.
Управление и деятельность
Распределение заданий, поручений сотрудникам составляет суть управления, другими словами, управление можно определить - как умение выполнять свою работу через других людей.
Руководитель, передавая дела своим подчиненным, по существу, дает им возможность работать. А тот руководитель, который не делает этого, на самом деле вообще не руководит, да и не может успешно руководить.
Умение поручать дела подчиненным создает определенные преимущества руководителю:
-
перемещает внимание с того, что может сделать сам, на то, что должен контролировать;
-
освобождает время для более важной работы;
-
развивает инициативу, обогащает опыт, знания, компетентность подчиненных;
-
фиксирует уровни, на которых принимаются решения.
В практической деятельности встречается большое число руководителей, которые не в состоянии сдерживать свое желание "засучив рукава" действовать самому.
Немало примеров, когда хорошего режиссера или подающего надежды руководителя художественного коллектива выдвигают на должность директора учреждения культуры, совершенно не замечая полное отсутствие у них способностей к руководящей работе.
Режиссер, который обладал выдающимися способностями определять малейшие шероховатости и неточности в культурных программах и спектаклях, владел неиссякаемым терпением и упорством доведения их до полного совершенства, став руководителем, не может побороть в себе склонность к режиссерской работе, и стремление делать ее наилучшим образом.
Уже находясь в новом качестве директора, он берется делать ту работу, которая ему ближе и понятней, не считаясь с его новой миссией управленца.
Он постоянно вмешивается в детали не своего дела, режиссирует, подбирает сценарии и драматургический материал, проверяет их художественные достоинства, распределяет роли и не оставляет эту работу до тех пор, пока не будет удовлетворен сделанным.
Такого руководителя редко можно застать в кабинете за столом, так как обычно он находится на сценической площадке, а те, кто должен выполнять эту работу, стоят вокруг и ожидают его поручений.
Такой директор не может понять, что населению, отделу культуры важно иметь учреждение культуры, которое успешно работает по всем направлениям социально-культурной деятельности, а подчиненных интересовала не только режиссура, но и другие виды деятельности. В результате - директор не смог удовлетворить своей деятельностью ни потребителей, ни подчиненных, ни вышестоящее начальство.
Это означает, что не следует выдвигать людей на работу, превышающую уровень их компетентности, полагаясь на их успехи в узкой сфере деятельности, на их бывшие заслуги и не соизмеряя требования, которые предъявит им новое назначение.
Простая истина гласит, что хорошие исполнители не всегда становятся хорошими руководителями и, наоборот, - хорошие руководители не всегда могут быть хорошими исполнителями.
Продвижение по служебной лестнице, а, следовательно, повышение зарплаты не следует рассматривать как награду за хорошую работу. Лучший вариант - это когда различия в зарплате будут зависеть от качества работы, а не от служебного статуса. И когда хороший режиссер будет иметь возможность зарабатывать больше, чем начальник, тогда не будет у него желания выдвигаться на должность, для исполнения которой он не имеет ни достаточных навыков, ни способностей.
Умение не только правильно распределять работу среди подчиненных, но и просто давать поручения и задания работникам социокультурных учреждений, которые не выпускают товар, измеряемый в килограммах, метрах, штуках или других дефинициях, а создают художественный продукт в виде произведений культуры, искусства, услуг населению, к руководителям, даже предрасположенным к управленческой деятельности, приходит не сразу.
Неистребимое желание работы, в которой они раньше превосходили других, заставляет возвращаться к ней. И этот прежний опыт узкого специалиста тянет их назад, так как желание действовать в той сфере, где всегда получалось хорошо, противодействует новой обязанности управлять.
Неадекватное представление о своей новой роли мешает пониманию того, что должен делать руководитель: давать людям задания, заставлять поверить в себя и получать результаты через своих подчиненных. Разумеется, что руководитель не должен всегда только руководить и никогда ничего не делать сам.
В социально-культурной деятельности (как, впрочем, и в других сферах) возникают острые проблемы и сложные ситуации. В этих случаях руководитель не только может, но и обязан значительную часть своего рабочего времени отдавать непосредственной работе по исправлению кризисных ситуаций в своем учреждении.
Разграничение функций управления и деятельности
Итак, опытный руководитель, погружаясь в водоворот типичных каждодневных дел, легко определяет, что относится к управлению, и где начинается непосредственная исполнительская деятельность. К функциям управления он относит планирование, организацию работы и контроль, непосредственную же деятельность, или исполнение, он связывает с функциями по разработке культурных мероприятий, проведением социологических исследований, организацией рекламы, оснащения и оборудования сцены, зрительных залов, ремонта и строительства, работы транспорта и т.д.
Начинающему руководителю полезно проверять свои управленческие навыки, используя представленную таблицу, перечнем возможных видов работ управленца, в которых тесно соседствуют и часто пересекаются управленческие и исполнительские функции. К проблемам управления, которые должен решать каждый руководитель учреждения, относятся, прежде всего:
Штатные и внештатные работники - отбор, обучение, повышение квалификации, переподготовка, стимулирование деятельности. Вопросы организации деятельности учреждения - формирование структуры учреждения, отделов и секторов, номенклатуры должностей и круга их обязанностей (должностные инструкции), регулирование отношений внутри учреждения. Таблица 12.
Таблица 12
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление