§ 1. Научные идеи и теории деятельности
Уже с тех пор как человек стал задумываться о себе самом, о своей жизни и окружающем мире, о природных явлениях и общественных трансформациях, другими словами, когда человек стал рассматриваться с точки зрения человека, его разум стал осознавать постоянное движение в мире. Размышляя над тем, что движет людьми и обществом, какова истинная природа развития и каковы истоки движущих сил, он стремился найти истоки непрерывных изменений, событий, искал того, кто вершит судьбами людей, кто отвечает за их жизнь, невзгоды и лишения.
Процессуальные механизмы
Человек как разумный индивид видел, что общество как образование, состоящее из конкретных человеческих индивидуумов, находится в постоянном движении, и вектор этого движения, как правило, устремлен в будущее. Общество как динамичная система состоит из огромного числа элементов и подсистем, которые, изменяясь и обновляясь, вступают между собой в связи и взаимодействия.
В процессе движения общество постоянно меняется на всех уровнях своей внутренней структуры: на макроуровне (экономика, культура, политика), на мезоуровне (общности, группы, организации), на микроуровне (индивидуальные действия и взаимодействия).
Процессуальная природа общества указывает на то, что его предшествующие стадии причинно связаны с текущей, современной фазой, а она, в свою очередь, формирует основу для следующей стадии. Связь между действительным состоянием общества и его предыдущей историей не может исчезнуть полностью. Отголоски, следы прошлого в настоящем составляют основу традиции. Это происходит благодаря двум механизмам: материальному и идеальному.
Действие материального механизма проявляется в сохранении объектов, артефактов, вещей, созданных деятельностью прошлых поколений, не утраченных бесследно с течением времени. Оно составляет то передаваемое от поколения к поколению окружение, в котором живут люди как вещественное напоминание о прошлой деятельности.
Идеальный механизм действует через человеческую память и способность к коммуникации. Коллективная память о деятельности людей прошлых поколений сохраняется в архивах, музеях, библиотеках, она проникает в глубь прошлого, выходя далеко за пределы личных воспоминаний каждого отдельного индивида. Оба механизма дополняют друг друга, образуя вещественный мир и поддерживая память людей. Многое из того, что современный человек делает, думает и на что надеется, уже не один раз продумывалось, происходило, совершалось задолго до него. В процессе длительной эволюции человечества и человеческой мысли экономическая, социальная и культурная динамика общества, рычаги управления и преобразования находили свои вполне определенные объяснения, адекватные каждому периоду развития общества. Достаточно сравнить племена охотников с современным постиндустриальным обществом.
В примитивном обществе деятельность проистекает из повторяющихся образцов действий, сезонных и жизненных циклов, магических и религиозных наблюдений. В постиндустриальном обществе деятельность превращается в центральный регулятор, координатор, организатор, мистифицированный временем.
На каждом витке общественного развития выявляется тот или иной субъект, непосредственно связанный с деятельностью, сущность которой заключается в том, кто действует в обществе и кто испытывает на себе результаты деятельности. Следовательно, в своей структуре такая форма человеческой активности, как деятельность, четко дифференцируется на субъект и объект деятельности. Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность, а объект - это тот или то, на кого или на что направлена деятельность.
Субъект деятельности - человек, группа людей, организация, государственный или общественный орган. Объект деятельности - предметы и материалы, сферы, области жизни и деятельности людей. Деятельность субъекта может быть направлена и на другого человека.
Любой вид деятельности всегда начинается с постановки цели.
Цель представляет собой осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Любая деятельность состоит из действий, точнее, из цепочки действий, а значит, она имеет средства и результат. Развитие общества является результатом деятельности людей.
Деятельность человека представляет собой процесс, в ходе которого он сознательно и творчески взаимодействует с миром и природой, тем самым возводя себя в статус деятельного субъекта. В ходе исторического процесса материально преобразующей предметной деятельности человек сформировал в себе весь комплекс своих человеческих качеств.
Деятельность и действие
В процессе своей деятельности человек относится к окружающим его предметам адекватно их природе и особенностям, делает их объектом своей активности, при этом он не просто взаимодействует с природой, а методично и настойчиво включает ее в состав своей материальной и духовной культуры. В философии деятельность рассматривается как способ отношения к миру; психологи выделяют в деятельности функцию взаимодействия индивида с окружающим миром, дифференцируя деятельность на внешнюю (действия с реальными предметами) и внутреннюю (умственную). Человек (субъект) выступает как активное начало, он выполняет не только практические, внешние действия, но и действия внутренние, происходящие в его психике.
Психика - это не просто картина мира или система образов, рождающихся в сознании человека, а вполне определенная форма его жизнедеятельности, обеспечивающая решение многих задач в процессе взаимодействия с этим миром.
Прогресс человечества определяется, таким образом, не биологическими, а социальными законами. Опыт человека закрепляется социальными способами, воплощенными в материальных и духовных продуктах культуры, путем усвоения внешнего общественного опыта, заложенного в средствах производства, в языке, в книгах, произведениях искусства и т.д.
В психологической науке деятельность анализируется в таких единицах, как действие и операции. Действие имеет ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который оно направлено, определенный набор операций, реализующих действие.
Действие, как и деятельность, субъективно, поскольку совершается субъектом и всегда выражается в активности конкретной личности. Выбор действия в качестве единицы анализа деятельности впервые выдвинули в своих работах А.Н. Леонтьев, а затем С.Л. Рубинштейн.
Еще в 1946 году С.Л. Рубинштейн в работе "Основы общей психологии" писал, что "действие как единица" деятельности - это акт, который исходит из определенных мотивов и направляется на определенную цель; учитывая условия, в которых эта цель достигается, действие выступает как решение встающей перед индивидуумом задачи.
Выполняя то или иное действие, субъект имеет определенное представление и о выполняемом действии, и об условиях, в которых это действие осуществляется, и об очередности операций действия. Выполнение действия в определенном порядке, последовательности и в соответствии с принятыми правилами представляет собой некую совокупность операций, выполнение которых выливается в процесс реализации действия.
Таким образом, субъект действия, совокупность операций и процесс действия вместе с окружающими условиями действия создают целостный структурный механизм, с помощью которого можно осуществлять управление действием. Ученые называют этот структурный механизм ориентировочной основой действия как систему условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия:
а) особенности цели объекта действия;
б) характер и порядок операций, входящих в действие;
в) особенности используемых инструментов и т.д. (Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 16.).
В отличие от деятельности - процесса решения жизненных задач человеком, который побуждается целью, на достижение которой он нацелен, действие побуждается не самой его целью, а мотивом (целью) той деятельности, в состав которого оно входит. "В каждом человеческом действии, - отмечает П.Я. Гальперин, - есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть".
Ориентировочная часть действия связана с использованием человеком тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданного действия, которые вошли в содержание ориентировочной основы действия.
Исполнительная часть - рабочая часть действия - обеспечивает заданные преобразования в объекте действия.
Контрольная часть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция, как в ориентировочной, так и в исполнительной частях действия1. Разумеется, что в разных действиях человека эти части отличаются по объему и сложности, но действие не сможет быть осуществлено без одновременной работы ориентировочной, исполнительной и контрольной частей.
Таким образом, всякое действие человека, включенное в деятельность, представляет собой определенную микромодель управления, в которую входят: «управляющий орган» (ориентационная часть действия; «рабочий орган» (исполнительная часть действия); отслеживающий механизм (контрольная часть действия).
Функции социального времени
Важной характеристикой действия, которое осуществляется в социальной жизни, выступает категория времени. Универсальность функции времени укрупненно проявляется в синхронизации одновременных действий; последовательности действий, совершающихся одно за другим; определении уровня действий внутри временной единицы. Опираясь на это положение, польский социолог Петер Штомпка в работе «Социология социальных изменений» (1994) представил расширенную типологию социального времени, в которой отражаются ритм и нормативная регуляция коллективных действий.
1. Универсальное требование социальной жизни - синхронизация действий. Основная часть социальной жизни в каждом обществе заполнена коллективными действиями, которые совершаются совместно множеством людей.
Для того чтобы коллективное действие произошло, люди должны встретить друг друга в одном и том же месте в одно и то же время (концертный зал, стадион, театр и т.д.). И даже если их физическое присутствие не обязательно, они должны предпринять определенные действия в один и тот же момент (включить телевизоры, чтобы составить зрительскую аудиторию). И чем сильнее взаимозависимость участников действия, тем более необходима временная синхронизация.
2. Другим универсальным требованием является координация действий. Индивидуальные действия происходят не в вакууме, следовательно, в совокупности они приводят к единой цели или вносят вклад в производство общего продукта. В этом смысле разделение труда является типичным примером социальной координации действий.
Для того чтобы индивидуальные усилия служили инструментом решения общей задачи, они должны предприниматься или одновременно, или в определенные промежутки времени. Например, для постановки спектакля режиссер, актеры, осветители, звукорежиссеры должны придти на работу в одно и то же время и организовать свой день по часам с тем, чтобы их действия были логически взаимосвязаны, чтобы они не мешали друг другу и не препятствовали работе остальных.
3. Универсальным требованием является последовательность действий. Социальные процессы проходят различные стадии, события идут одно за другим в определенной последовательности, при этом большинство процессов имеют только им присущую логику.
Действия обретают смысл лишь в том случае, если они совершаются в определенный конкретный момент. Они не могут быть сделаны раньше или позже нужного времени. Люди ждут, если еще слишком рано, чтобы что-то предпринять, или торопятся, чтобы успеть за процессом. Лучшей моделью подобной ситуации является линия конвейера на производстве.
4. Длительность различных видов деятельности и ожидаемые результаты, совершенство исполнения, стоимость обслуживания требуют измерения (размер зарплаты за месяц, оценки на экзаменах, показатели в спорте, стоимость телефонных разговоров, такси и др.).
5. Своевременность действий обусловлена необходимостью ориентироваться в графиках производственного процесса, расписании транспорта, учебных занятий, временных параметрах трудового дня и т.д.
6. Дифференциация устраняет монотонность и рутину повседневной жизни, распределяя различные периоды времени на разные виды деятельности (работа, выходные дни, праздники, спортивные соревнования, культурные программы и т.д.).
Таким образом, время, будучи всепроницающей чертой социальной жизни, пронизывающей все человеческие события и процессы, находит глубокое отражение в сознании человека.
Восприятие и понимание времени является всеобщим человеческим опытом, однако индивиды отличаются друг от друга своим «чувством времени», способностью оценивать длительность событий, идентифицировать моменты времени, предусматривать длительность процесса, делить процессы на интервалы (планирование работы).
Некоторые виды деятельности и профессии жестко требуют пунктуальности, «экономии времени», для других оно относительно. Достаточно сравнить бизнесменов, предпринимателей с творческими профессиями, летчиков с фермерами, чтобы убедиться - на одном полюсе одержимая озабоченность течением, недостатком времени (синдром «время – деньги»), на другом - синдром «отложим на завтра».
Нетрудно заметить, что разные группы людей неоднозначно интерпретируют будущее: подходят к нему как к чему-то, что нужно воспринимать пассивно, либо стремятся его конструировать. В первом случае это согласие и адаптация, во втором - планирование и формирование.
Стремление к изменениям, новизне можно отнести к прогрессивной ориентации, консервативная ориентация квалифицируется предпочтениями повторяемости, сходства. Но во всех случаях фактор времени - это правила (нормативные ожидания), регулирующие различные аспекты человеческой деятельности и поведения.
Мотивы деятельности
Прогрессивность деятеля обнаруживается в том, что он не только стимулирует прогресс, но и сам прогрессирует, иначе говоря, является концентрированным историческим продуктом собственной деятельности. Выполнение субъектом какой-либо деятельности всегда связано с присутствием определенной цели, а она, в свою очередь, формируется на основе мотива. Пытаясь объяснить мотивы деятельности людей, характер их поступков, истоки движущих сил развития общества, ученые разных эпох давали неоднозначные ответы на вопрос о том, что же толкает людей на действия, движет обществом. Некоторые мыслители объясняли это духовным фактором, считая, что миром правят идеи критически мыслящих личностей. Немецкий философ Гегель развивал в своих трудах мысль о том, что историю человечества вершит некий мировой разум.
Французский просветитель Ш. Монтескье считал, что климатические условия, в которых живет человек, определяют степень развития деятельностного потенциала людей. Мягкий и теплый климат, плодородные почвы, высокая урожайность, по мнению просветителя, тесно связывали людей с землей, поглощали их мысли и физические силы, устанавливали зависимость человека от природы и, тем самым, приглушали все другие помыслы и устремления, в том числе идеи о свободе, общественном развитии и т.д.
Скудные же почвы и суровый климат менее всего связывали людей с землей и земледелием, порождая дух свободы, движения и развития. Таким образом, различные климатические условия создают собственную среду формирования и развития индивидуальных черт, склонностей и особенностей человеческой натуры.
Некоторые ученые, в числе которых видное место занимает М. Вебер, объясняли исторические процессы изменений не одним, а несколькими факторами. В частности, они утверждали, что важные исторические перемены происходили в силу как экономических, так и духовных факторов.
Материалистическая позиция развития общества обоснована К. Марксом, который полагал, что мотивы деятельности людей можно объяснить с помощью главенствующей роли материальных факторов. Прежде чем думать о духовном - искусстве, философии, политике, утверждал К. Маркс, - люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а следовательно, производить материальные продукты. Изменения в этом производстве влекут за собой и изменения в других областях жизни людей, поэтому их деятельность в конечном счете определяется материальными и экономическими интересами.
Человеческие потребности
Заметим, что интересы человека вызывают состояние тех или иных переживаний, которые побуждают его к деятельности. Переживания связаны с необходимостью удовлетворения определенных потребностей человека, которые определяются не только материальными и экономическими факторами.
Побуждения к деятельности (как мотив) обусловлены, прежде всего, удовлетворением первичных потребностей (биологических) в пище, тепле, самосохранении, продолжении рода и т.д. Но, поскольку потребность - это не только переживаемая и осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека, но и развития его личности, то становится очевидным присутствие возвышенной потребности — развитие личности. Это - еще одна группа потребностей.
Живя в обществе, личность не может находиться в изоляции от него, она имеет потребность в общении с другими людьми, стремится самоутвердиться и самореализоваться, занять определенный статус и признание окружающих. Эта группа потребностей имеет ярко выраженную социальную направленность.
Древнегреческий философ Аристотель был убежден в том, что человек стремится познавать мир, осознавать смысл своего существования, стремится к знаниям. Знания же раскрывают человеку загадки мира и вселенной, развивают тягу к творчеству, совершенству, искусству. Данную группу потребностей можно отнести к идеальным.
Таким образом, условно потребности можно дифференцировать на три группы: биологические, социальные и идеальные. Такое разграничение относительно, поскольку все они не только взаимосвязаны между собой, но и трансформируются друг в друга.
Скажем, биологические потребности становятся социальными, когда, например, вырабатывается определенный ритуал, среда и сервис приема пищи, выбор напитков и блюд, все то, что отличает человека от животного.
Указанная классификация потребностей, заставляющих человека действовать, не является единственной и безупречной. Американский психолог А. Маслоу, например, предлагает иной вариант группировки человеческих потребностей, которые несколько отличаются от вышеназванных.
Физиологические: воспроизводство рода, производство пищи, жилища, одежды, физические упражнения, отдых и т.д.
Экзистенциальные: безопасность своего существования, комфорт, условия жизнедеятельности, гарантия занятости, уверенность в завтрашнем дне и т.д.
Социальные: социальные связи, общение, привязанности, забота о других, внимание к себе, совместная деятельность и т.д.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, высокая оценка, служебный рост.
Духовные: самоактуализация, самовыражение.
Автор этой теории считает, что первые два типа потребностей являются первичными (или врожденными), а остальные - вторичные (приобретенные). Постепенно удовлетворяя каждый тип потребностей, человек последовательно актуализирует для себя еще не удовлетворенные потребности. Важными мотивами деятельности являются социальные установки - создание и сохранение семьи; убеждения – устойчивая приверженность к определенным ценностям, идеалам и принципам, которыми руководствуется личность в своих поступках и действиях; интересы - получение образования, создание материальных условий.
И потребности, и интересы реализуются человеком осознанно, деятельность по их реализации протекает сознательно под контролем самого человека.
Психологи заметили, что в деятельности часто проявляются и бессознательные действия, которые протекают и без участия сознания, когда человек, действуя, не отдает себе отчета. Этой идее большое значение придавал австрийский психолог З.Фрейд, а швейцарский психолог К.Г. Юнг показал, что бессознательное является основой творчества личности.
Исследуя проблему деятельности и ее взаимозависимость от мотивов, некоторые немецкие социологи, разделяли действия на рациональные - поставленная и продуманная цель; ценностно-рациональные - последовательно направленная планируемая деятельность, руководимая убеждениями долга, доброты, благочестия, достоинства и т.д.; эффективные - обусловленное душевными переживаниями, волнением, эмоциями; традиционные - привычное и знакомое, автоматическая реакция.
Мотивации достижения
Указанные мотивы необходимо дополнить важным психологическим аспектом деятельности личности в условиях рыночной экономики - универсальным синдромом «мотивации достижения», который особенно незаменим в предпринимательской деятельности. В обществе с высоким уровнем стремления к успеху всегда находится много энергичных предпринимателей, которые обеспечивают быстрый экономический рост. Как говорит Дэвид Маклелланд, посеяв мотивации достижения, пожнешь урожай экономического роста.
В поведенческом аспекте мотивация достижения связана с мобильностью, направленной наверх: долгими часами работы, частыми поездками, желанием накопить капитал, надеждой на образование детей, предпринимательской активностью. В области социальных установок наблюдаются стремление к новшествам, чувство высокой ответственности, планирование действий, рациональный расчет, готовность к риску.
Потребность в достижении для большинства бизнесменов чаще всего обозначает соревнование с определенными эталонами совершенства, стремление подняться выше их. Мотив достижения для них становится и побудителем заняться бизнесом, а способность взять на себя высокую ответственность отличает бизнесмена от других, людей.
Мотив достижения появляется, как определил Маклелланд, при условиях:
-
человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела;
-
когда четко представляет себе, чем закончится дело и принесет ли оно удачу или поражение;
-
успех не должен быть четко определенным или гарантированным, но должен быть связан с умеренным риском, с некоторой неопределенностью.
А у предпринимателей с сильно выраженным стремлением к достижению неудача даже способна усилить мотивацию, но когда они добиваются успеха - она уменьшается. Таким образом, феномен предпринимательства определяется формулой: успех или неуспех, в которой решающее значение имеют, с одной стороны, способности и усилия (внутренние контролируемые, стабильные факторы), с другой - трудность задачи и везение (внешние контролируемые, нестабильные факторы).
Самореруляция и социальная направленность деятельности
Углублению научных знаний о движущих силах общества способствуют современные теории деятельности, являющиеся методологической основой познания социальной природы деятельности, и без овладения ими современному специалисту в области менеджмента социально-культурной деятельности трудно обойтись.
Историю современной теории деятельности можно проследить, обратившись к трудам ряда зарубежных ученых. В своей работе "Социология и теория современных систем", опубликованной в 1967 году в Англии, Уолтер Бакли разрабатывает модель коллективного поведения людей как базу социокультурного процесса.
По его мнению, такая модель предполагает работающую систему взаимодействующих компонентов с внутренними источниками напряжения - систему, полностью вовлеченную в непосредственную деятельность с различным внешним и внутренним окружением... «он делает акцент на активную, конструктивную сторону социального функционирования, в результате чего его система «возникает», становится встроенной», «генерирует, вырабатывает идеи и переструктурирует себя».
И несмотря на то, что во всем этом выделяется некоторое жесткое качество его системы, определенный автоматизм деятельности, его структурно-функциональная модель саморегулирующейся системы явилась значительным прорывом в теоретических взглядах теории деятельности. Американский социолог Амитай Этциони выдвинул интересную теорию, созвучную сегодняшним взглядам на деятельность (Активное общество. 1968, Нью Йорк). Его теория развивает идеи «активного общества», «общества самонаправленности», где основными категориями являются «мобилизация», «социальная активизация». «Теория социальной направленности, - подчеркивает автор, - отличается от других теорий современной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллектива и общества в качестве основного источника их собственных преобразований и трансформаций, их отношений с другими социальными единицами.
Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять свою собственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является». А. Этциони рассматривает человеческое общество как «микроскопическое и непрерывное социальное движение», в котором происходит «интенсивное и постоянное самопреобразование», концентрация этого процесса происходит в коллективах, группах и социальных организациях. Автор теории социальной направленности задается вопросом: «Как данный деятель направляет процесс и изменяет структуру или границы социального целого?» В теории социальной направленности, кроме того, ставится вопрос о том, «как моделировалась данная структура, как она поддерживалась, как она может быть изменена, где расположены источники движущих сил, кто концентрирует знания и кто способен к исполнению». Следует отметить, что Этциони удалось избежать жесткости и автоматизма его системы и выявить истинных субъектов деятельности в различных типах коллективов.
Теория «самопроизводящегося общества» французского социолога Алена Турена и идеи его сторонников Мишеля Крозве и Эрхарда Фридберга направлены и против теории развития, и против структурализма, которые, как отмечает Ален Турен в одной из своих работ (Социальные движения, 1977), "подчиняют чувство коллективного действия неизбежным законам и требованиям исторической реальности». Таким образом, они выводят субъект из социально-исторического процесса, рассматривая его как простую инертную частицу системы. Общество и история создаются благодаря коллективным действиям, главным носителем которых, считает А. Турен, являются социальные движения.
Коллективная деятельность людей
«Социальное движение - решающий агент истории, поскольку историческая реальность формируется посредством конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными движениями и придающих специфическую социальную форму культурным ориентациям», - делает вывод А. Турен.
Изданная в Лондоне в 1979 году работа Энтони Гидденса «Центральные проблемы в социальной теории» посвящена «теории структурации».
Будучи убежденным в том, что социальная реальность по своей природе постоянно меняется, а ее субъект деятельности находится в непрерывных действиях и взаимодействиях с людьми, он предложил преобразовать статистическое понятие «структура» (строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами) в динамическую категорию «структурация», означающую описание коллективного поведения людей. «Наша жизнь происходит в трансформации», а ее основное содержание есть не что иное, как производство и воспроизводство общества.
Следовательно, «изучать структурирование социальной системы означает - изучать те пути, которыми эта система (совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство) в рамках применения общих правил и ресурсов и в контексте непреднамеренных результатов производится и воспроизводится во взаимодействии, - полагает Э. Гидденс и добавляет, - структурные свойства систем являются одновременно и средством, и результатом практики, в процессе которой формируются данные системы».
Как и вышеизложенные теории, исключая французов, идея структурации Э. Гидденса признает, что конечным движением общества являются люди - деятели ("агенты"), множество индивидов в их повседневном поведении, "человеческая история создается целенаправленной деятельностью, но не является преднамеренным проектом, она постоянно срывает попытки сознательно вести ее в определенном направлении". Другими словами, если даже историю рассматривать как непрерывный продукт деятельности, как созданную из "событий, двигателем которой является индивид", то это совсем не означает, что продукт совпадает с намерениями.
Более того, Э. Гидденс считает, что характерной чертой людей-агентов является их материальная (телесная, биологическая) конструкция и, следовательно, она подчинена времени и пространству, "телесность человека накладывает строгие ограничения на его способность к передвижению и восприятию". Таким образом, теоретические идеи Э. Гидденса о субъекте деятельности позволили окончательно понять, что деятельность является воплощением индивидуальных качеств личности человека, человеческое общество формируется не под влиянием систем, движений, а повседневным поведением обычных людей, часто далеких от каких-либо реформистских намерений.
Разделение трудовых функций между несколькими людьми приводит к появлению действия, а побуждение индивида к действию достигается в результате выполнения каждым участником коллективного труда своего действия.
Естественно, что каждое отдельное действие, само по себе, жизненного смысла не имеет и цели не достигает. Следовательно, общественные условия деятельности играют решающую роль в обеспечении мотивированного отношения индивида к коллективным целям.
Правила социальной организации
Однако на этом анализ проблем, связанных с деятельностью, не заканчивается. Некоторые исследователи выдвигают теории, в которых человеческая деятельность, несмотря на разнообразные проявления и при всей своей оригинальности все же организуется и управляется. И происходит это в основном за счет действия социально определенных правил, или даже систем правил.
Данную теорию выдвинул шведский социолог Торгни Сегер-штедт, представитель "школы Упсалы" (Упсала - город в Швеции). Он считает, что "каждый вид взаимодействия и кооперации должен предполагать некоторые общие нормы. Лишь имея общие нормы и общезначимые символы, мы можем предсказывать" (Природа социальной реальности. Стокгольм, 1966).
Эти идеи развивает Том Берне и Елена Флэм в работе "Формирование социальной организации", опубликованной в 1987 году. Они подчеркивают сложную структуру социальных правил и подразделяют их на три типа "модулей".
-
Системы правил включают в себя правила, "зависящие от контекста и обладающие временной спецификой, - правила, применяемые для структурирования и регулирования социальных взаимодействий, выполнения определенной деятельности, специфических заданий, или взаимодействие в социально обусловленных формах".
-
Режимы правил поддерживаются социальными санкциями, органами власти и контроля и, следовательно, приобретают объективный, внешний характер в человеческом восприятии. Они близки к тому, что обычно называется инструкциями.
-
На индивидуальном уровне системы обращаются в "грамматику социальных действий", используемую для структурирования и регулирования взаимодействий друг с другом в определенных ситуациях или сферах деятельности.
Таким образом, все три типа "модулей": система правил, режим правил и грамматика - рассматриваются как продукт человеческой деятельности, а не как данность. Люди изменяют правила, формируют новые тремя способами: создавая, интерпретируя (встраивая в систему) и применяя их. Эти процессы не проходят гладко, они являются причиной социальных конфликтов и борьбы, выступают своеобразной "политикой" формирования правил. Авторы этой теории справедливо считают, что, возникая в человеческих действиях, правила систем, в свою очередь, влияют на них.
Такая двойственность предопределяет, что, с одной стороны, социальные правила систем организуют и регулируют такие социальные взаимодействия, как обмен, экономические, технологические связи, определяют, кто допускается к участию, какие взаимодействия считаются законными, где и как они могут и должны выполняться и т.д. С другой стороны, процессы взаимодействия служат основой для последующего формирования и изменения систем правил, а также для их интерпретации и применения.
Круг зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие теории деятельности, замыкает Маргарет Арчер. В своих работах "Культура и деятельность" (1988) и "Морфогенез социальной организации" (1989) она выдвигает тезис, который встраивает в процесс деятельности и культуру.
Положение о том, что "деятельность не только способствует структурным и культурным изменениям, но и сама изменяется в ходе этого процесса", позволяет выделить гуманитарные черты деятельности - способность к размышлению и анализу, стремление к новациям, возможность реализации человеческих способностей к творчеству, познанию и т.д. Указанные черты в различных сочетаниях проявляются как у "первичных агентов" (личностей), так и у "корпоративных агентов" (групп).
Представленные научные идеи и теории деятельности мыслителей, разумеется, далеко не исчерпывают всего объема научных и теоретических воззрений по данной проблеме. Она достаточно подробно и глубоко исследована в работах современных социологов, политологов, философов и психологов, с которыми можно ознакомиться, обратившись к списку литературы соответствующего раздела, приведенного в конце учебника.
Контрольные вопросы и задания
-
Мотивация деятельности во взглядах Аристотеля, Гегеля, Ш.Монтескье, К.Маркса.
-
Классификация человеческих потребностей, мотивирующих деятельность.
-
Зарубежные психологи о социальных мотивах деятельности.
-
Деятельность как воплощение индивидуальных качеств личности.
-
Общество как саморазвивающаяся система.
-
Правила социальной организации.
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление