§ 2. Технологии разработки маркетинговой политики
Современные взаимоотношения учреждений культуры и населения начались одновременно с превращением менеджера культуры в профессионального организатора, который не только формирует культуру личностных отношений людей, но и стремится приносить учреждению культуры доход.
Снижение уровня государственного финансирования, нестабильность формирующегося спонсорства и благотворительности, непредсказуемость реакции массовой аудитории, в том числе и из-за развития коммерческого сектора сферы культурных услуг, поставили на повестку дня новые проблемы взаимоотношений учреждений культуры и населения.
Коммерческий и некоммерческий маркетинг
Актуальность расширения сферы применения технологий обусловлена, с одной стороны, необходимостью перестройки деятельности учреждений культуры с целью улучшения финансового положения, с другой - надеждой на реальную материальную помощь, которая все больше связывается не с государством, а с реальным потребителем.
Это положение подтверждается и даже усиливается опытом развитых зарубежных стран, где культура традиционно поддерживается не декларативно, а на практике, но большая часть расходов все же ложится на плечи конечных потребителей, что обеспечивает процветание не только отдельных учреждений культуры, но культуры в целом.
Понятие "маркетинг" имеет многоплановое значение. "Market getting" переводится с английского на русский язык как "овладение рынком", "освоение рынка", "обретение рынка" и рассматривается как: научно-прикладная дисциплина; вид профессиональной деятельности; система управления; образ мышления; стиль поведения; комплекс конкретных функций и др. При всем многообразии определений предметом внимания маркетинга является рынок, рыночные отношения в самых разных проявлениях.
В процессе длительной практики в маркетинге выработались определенные концептуальные подходы, которые структурируют маркетинговую деятельность на:
-
социально-этический маркетинг - удовлетворение не только актуальных текущих потребностей, но и долгосрочного благополучия человека, ценностей его жизни;
-
совершенствование производства - сосредоточение усилий на совершенствовании производства и системы распределения;
-
совершенствование товара - обеспечение высокого качества, лучших эксплуатационных свойств и характеристик продукции, которая реализуется без дополнительных усилий; интенсификация коммерческих усилий - выявление потенциальных потребителей, реклама, организация встреч с потребителями и др.;
-
общий маркетинг - опережение конкурентов в удовлетворении нужд и запросов потребителей ("отыщите потребности и удовлетворите их", "производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести", "любите клиента, а не товар").
Если рассматривать маркетинг в качестве инструмента получения только прибыли, как это делается в коммерческих организациях, то применительно к некоммерческим учреждениям, каковыми являются учреждения культуры, такое качество маркетинга трудно соотносится с их целями и миссией.
Словосочетание "некоммерческий маркетинг" многим представляется некорректным, поскольку в нем усматривается нежелательный эффект коммерциализации культуры и утраты ее направленности на духовность.
Дилемму освоения маркетинга в сфере культуры можно сформулировать как противоречие между теоретико-методологическими принципами классического маркетинга и спецификой сферы культуры, куда они активно внедряются.
Следовательно, маркетинг коммерческих и некоммерческих организаций существенно поляризуется своими целями, однако средства и технологии могут совпадать в самых разных областях применения.
Цели маркетинга в коммерческих организациях всегда акцентированы на получение большей прибыли. В современной же социокультурной практике пока еще существует предубеждение относительно правомочности употребления слова "рынок" применительно к некоммерческим организациям, однако это слово, как и понятие "маркетинг", все больше начинает восприниматься работниками культуры вполне адекватно рыночным отношениям, которые уже прочно завоевали социокультурную сферу. И даже слово "маркетинг" начинает звучать правильно с ударением на первом слоге.
Некоммерческий маркетинг как вид деятельности реально существует на практике и реализуется на основе: изучения потребностей населения и ориентации деятельности организации на их удовлетворение; создания системы общественных коммуникаций в форме паблик рилейшнз, паблисити, рекламы; освоения инновационных форм и методов работы; обеспечением положительного имиджа и репутации организации. Но это не все. Цели маркетинга в учреждениях культуры ориентированы в двух направлениях: на получение большего дохода, но и на расширение круга зрительской аудитории, числа участников клубных формирований.
В том и другом случае речь идет о процессах обмена: обмена товаров на деньги, или обмена продуктов и услуг культуры на заинтересованное отношение и поддержку людей; при этом не исключаются их финансовые вложения. Наиболее существенные различия в коммерческом и некоммерческом маркетинге находятся в плоскости объемов вложения в этот вид деятельности.
Прибыльные организации имеют больше возможностей для вложения средств в маркетинг в отличие от государственных учреждений культуры. Цели маркетинга в каждой организации могут быть самыми разными - но необязательно коммерческими, что отчетливо прослеживается в последние два десятилетия, когда начал стремительно развивается маркетинг продуктов и услуг культуры, маркетинг социальных и политических идей, направлений и программ, маркетинг отдельных личностей, который характеризуется внерыночными ориентациями.
Некоммерческая маркетинговая деятельность имеет важную социальную значимость, поскольку способствует решению многих первостепенных для общества задач, в том числе оценки, прогнозирования и формирования позитивного общественного климата, формирования развитой системы общественных коммуникаций.
Используя эти ресурсы маркетинга социокультурной деятельности, учреждения культуры получают возможность решать долгосрочные стратегические задачи, осваивать новые направления деятельности, адаптироваться к социально-экономическим условиям современной российской действительности.
Уникальность социокультурного маркетинга заключается в том, что стремление к получению доходов (коммерческий фактор), необходимость выполнения социально-культурной миссии (некоммерческий фактор) находятся рядом и часто пересекаются, воздействуя друг на друга.
Опасения остаться без средств к существованию вызывают устремления к большей коммерциализации деятельности учреждений культуры и нарушению того баланса, который уравновешивает социальную и коммерческую функции государственных учреждений культуры. В этом случае принципиально важным является соблюдение следующих положений:
- интенсификация работы учреждения культуры должна строится на высокохудожественной продукции, делать все для того, чтобы человеку стало лучше и в погоне за доходами не наносить духовный вред потребителям;
-
уважительно относиться к индивидуальным запросам, вкусам и предпочтениям людей, прилагать усилия к формированию высоких культурных ценностей и не допускать выхода за рамки установленных в обществе этических, нравственных, эстетических норм и правил;
-
некоммерческий маркетинг - это расширение аудитории, высокая репутация у местной администрации, взаимосвязь с другими центрами культуры и образования в проведении единой региональной политики;
- предоставление человеку свободного выбора форм и видов культурной деятельности.
Рыночные отношения в сфере культуры, помимо специфики, имеют и ограниченные возможности. Мировая экономическая история знает немало примеров, характеризующих попытки обеспечить развитие образования, культуры, здравоохранения исключительно в рамках активных рыночных отношений.
Итогом таких действий является ситуация, получившая наименование "проблемы неполного рынка", когда даже значительные средние показатели обеспечения общественных потребностей в этих услугах сопровождаются полным исключением их из потребления большей частью населения. Часто можно слышать, что учреждениям культуры в сложных экономических условиях следует развивать коммерческую деятельность.
Понятно, что для такого подхода найдется масса оправдательных факторов (и прагматического, и глобального характера), однако психологические особенности поведения посетителей учреждений культуры, для которых любая цена будет представляться высокой, становятся значительным ограничением социокультурной деятельности на основе рыночных механизмов.
Сегодня наступила эра тотальной диверсификации рынка продуктов и услуг культуры, наступила эпоха многообразия взглядов на мир продуктов и услуг, на ценности.
Диверсификация настойчиво диктует условия одновременного создания новых продуктов и услуг и реализация и их в качественно новой рыночной среде.
Для того чтобы культура и дальше не теряла своих потребителей, а прибыль не становилась только эпизодическим фактором, маркетинг некоммерческой деятельности должен осуществляться на основе следующих принципиальных положений и установок:
-
цели — обеспечение соответствия уровня социокультурной деятельности потребностям и запросам социальных групп населения;
-
потребители - социальные слои, целевые группы населения, охваченные различными формами социокультурной деятельности;
продукция - услуги, идеи, приоритеты, относящиеся к общественным, коллективным благам; характер отношений - нерыночный (обмен опосредован);
-
эффективность - достижение максимально благоприятных социальных результатов, включая широкий социальный внешний эффект при фиксированной величине ресурсного обеспечения;
-
источник существования и развития - налоги, льготы, взносы, сборы, пожертвования; ресурсы - строго ограничены и контролируются государством.
Некоммерческая сущность маркетинга социокультурной деятельности усиливает значимость разработки таких маркетинговых технологий, которые определяют, в первую очередь, развитие принципов социально-этического маркетинга, созвучных гуманистической направленности социокультурной деятельности.
Управление маркетингом
Маркетинг, как и любой другой вид деятельности, не может развиваться и функционировать стихийно, а значит, он подлежит управлению и регулированию. Управление маркетингом означает систематический анализ, планирование, реализацию и контроль над проведением мероприятий, направленных на укрепление и поддержание выгодных и социально значимых, дифференцированных программ для различных категорий населения.
Это означает, что управление маркетингом не может осуществляться без: анализа внутренних и внешних условий и возможностей учреждения культуры; селекции потенциала его рыночных возможностей; разработки новых технологий; реализации на практике маркетинговых программ. Технологии поиска и закрепления новых рынков культурных продуктов и услуг предполагает доскональный учет следующих факторов: прогнозирования и замеров спроса и потребностей; сегментирования ранка потребления; дифференциацию сегментов рынка и позиционирование продуктов и услуг на рынке потребления.
На психологию потребления людей влияют многие факторы и прежде всего:
- культурные факторы: социальное Положение человека, его культура или субкультура;
-
личностные факторы: экономическое положение, род занятий, тип личности и собственные оценки самого себя, возраст и этап жизненного цикла;
-
социальные факторы: роль и статус, семья, референтные группы;
-
психологические факторы: убеждения и толерантность, мотивация, мировоззрение и воспитание.
Такая взаимозависимость потребительского спроса населения на продукты и услуги культуры представлена на следующей таблице26.
Таблица 14
Несмотря на то, что большинство зарубежных менеджеров считают факторы культурного уровня самым сильным фактором влияния на поведение потребителей, смеем утверждать, что и все другие факторы не в меньшей степени оказывают воздействие на поведенческие модели и отношения к продуктам и услугам культуры. Все зависит от продукта культуры, его качества, цены, ситуации, степени популярности, отношения к нему групп населения, моды и т.д.
Успешная деятельность маркетологов учреждений культуры во многом определяется объективным прогнозом развития потребностей и интересов различных категорий населения, которая дифференцируется на множество сегментов - возрастных, профессиональных, тендерных, национальных и др. групп, близких по схожим характеристикам. Такие группы, вероятнее всего, будут иметь однотипные поведенческие стереотипы, по которым можно с большей уверенностью выстраивать маркетинговую стратегию и направления деятельности учреждений культуры.
Сегментацию рынка потребления культурных продуктов и услуг целесообразно строить на основе следующих принципов:
- унификации рынка, в котором не выделяются какие-либо группы потребителей культурных продуктов и услуг. Например, система праздничных мероприятий, концертные программы, народные гуляния, массовые театрализованные представления имеют общую направленность на все население, но, как правило, являются эффективной формой организации досуга.
Однако и в таких программах чаще всего организаторы стремятся создавать специальные "лакуны", сегменты для разных категорий участников общей культурной программы;
- дифференциация рынка означает разработку культурных программ под конкретных участников, будь то дети, учащиеся старших классов, молодые семьи, ветераны, инвалиды, студенты. Форма и содержание культурных продуктов для каждой группы таких посетителей, зрителей, участников имеют свою специфику, адекватную интересам потребителей.
-
концентрация является наиболее выгодной стратегией маркетинга, поскольку здесь появляется возможность сосредоточить внимание и усилия на наиболее выгодных в данный промежуток времени "нишах", востребованных, но еще не заполненных конкурентами.
-
атомизация предполагает дробление рынка на мельчайшие единицы, что дает возможность индивидуального, персонифицированного удовлетворения потребностей человека.
Трудно представить работу библиотеки с читателями вообще, без индивидуальной работы с каждым посетителем, как и невозможно, например, увлечь любителя старины занятиями авангардным искусством.
Для учреждений культуры, миссия которых определяется широким спектром потребностей и предпочтений, следует использовать все четыре стратегии маркетинга. Дом культуры, концертная организация, библиотека, музей и т.д. должны знать своих потребителей и производить продукт, рассчитанный не на абстрактного зрителя, посетителя, а на определенную группу людей (сегмент рынка).
Технологии маркетинга
Технологии маркетинговой работы выстраиваются в определенную программу или в комплекс маркетинговых действий с учетом характера культурного продукта - цены - стимулирования реализации -места реализации в культурном окружении. В процессе производства реализации продуктов культуры маркетолог обязан принимать во внимание характер и жизненный цикл каждой культурной программы, услуги, начиная от их производства и заканчивая утратой их актуальности, а, следовательно, и спроса.
На первом этапе показа культурных программ (продукта) не следует ожидать быстрого роста интереса е ним, и затраты на их производство вряд ли сразу окупятся. Каждую культурную программу нужно "обкатать", иначе говоря, показать зрителю, посетителю несколько раз.
Для этого следует преодолеть давнишнюю практику одноразового показа культурной программы и найти возможность показать ее в соседних учреждениях культуры, возможно и неоднотипных, чтобы зритель, посетитель сумел ее по достоинству оценить, создать вокруг нее общественное мнение (желательно положительное).
Только в этом случае может наступить второй этап реализации программы, быстрого восприятия ее рынком и получение доходов. На последующем, третьем этапе следует ожидать некоторой стабилизации в реализации интереса к продукту культуры, а затем постепенной утраты потребительского спроса, и на четвертом этапе - полной потери способности к реализации.
Такая трактовка жизненной перспективы продуктов культуры не является безупречной. Интерес населения к продуктам культуры можно стимулировать. Например, грамотная и массированная рекламная кампания может помочь продлить на какое-то время этап роста потребительского спроса. Жизненный цикл продуктов изменяется и такими внешними факторами, как стиль, мода, фетиш, способствующих появлению все новых потребителей.
Как известно, многие продукты и услуги культуры специфичны и оригинальны и мало тиражируемы, в силу этого они имеют короткий жизненный цикл. Продукты и услуги однотипные, унифицированные, однородные (календарные праздники, народные гуляния, типовые выставки и т.д.), ежегодно повторяющиеся, имеют большую устойчивость; этап зрелости этих культурных продуктов имеет продленный цикл, поскольку формируется на протяжении ряда лет.
В технологиях маркетинга следует учитывать еще один существенный фактор - ценообразование. Цена продуктов и услуг культуры влияет не только на благополучие учреждений культуры как производителей продуктов, но и на поведение потребителей. Завышенные цены могут отпугнуть потребителей, заниженные цены - вызовут подозрения о низком качестве продукта и услуги.
Оптимальный подход к установлению цены на входные билеты учреждений культуры должен соизмеряться: спросом, ценами у конкурентов, платежеспособностью населения, уникальностью и качеством продукта и услуги.
Высокая цена может оправдываться инновационным характером продукта и услуги, которые не имели и не имеют аналогов. Уникальность продукта, уверенность в высоком уровне спроса на него может обеспечить, как говорят маркетологи за рубежом, "снятие сливок". Обычная цена на продукты культуры, которые имеют аналоги в других учреждениях культуры, но обладают и достаточным спросом, имеет название - конкурентной.
Когда цена для новых продуктов и услуг и для нового учреждения культуры устанавливается ниже пределов рыночной, ее называют - ценой завоевания рынка.
Если учреждение культуры решит устранить конкурентов, и имеет для этого достаточный запас финансовой устойчивости, оно может установить демпинговые цены (низкие, бросовые).
Установление цен в учреждениях культуры имеет характерную социальную направленность. Гибкость в ценообразовании здесь проявляется в целой системе всевозможных скидок для отдельных категорий посетителей: бесплатное посещение в определенные дни в музеях, театрах, дешевые билеты для учащихся, студентов, пенсионеров, инвалидов.
Важнейшая особенность маркетинговых технологий в сфере культуры заключается в том, что в определенных ситуациях некоммерческая деятельность дает финансовый результат.
При этом следует особо подчеркнуть, что для маркетинга как вида социальной деятельности достижение такого результата не является главной целью.
Например, руководство планирует провести песенный фестиваль. Использование при этом маркетинговых технологий (паблик ри-лейшнз, реклама, паблисити) может привлечь спонсоров, заинтересованных в рекламе собственного бизнеса.
Результат - дополнительное финансирование, что само по себе, безусловно, немаловажно, но стратегической маркетинговой целью при этом будет все же повышение культурного уровня населения. На достижение именно этой цели будут направлены маркетинговые усилия. Дополнительные финансовые поступления - лишь одно из средств достижения цели.
В учреждениях культуры находят применение традиционные виды маркетинговых технологий: сбор, обработка и анализ информации; определение требований потребителей; формирование и удовлетворение потребностей; освоение инновационных процессов; создание системы фандрайзинга; формирование имиджа; организация системы общественных коммуникаций; разработка рекламной кампании; составление аналитических обзоров; разработка новых услуг.
Технологии маркетинга, таким образом, включают в себя целый комплекс разнообразных и долгосрочных видов деятельности. Они, как правило, направлены на достижение определенной цели и решение целого ряда задач. Например: повышение уровня посещаемости; продвижение культурных программ и услуг; создание благоприятного имиджа учреждения культуры; включение в социально-культурную систему города, поселения, в индустрию туризма, игровой бизнес, коммерческий досуг; продвижение культурно-досуговых, социально-культурных проектов и программ.
РR-маркетинг учреждений культуры
Рынок культуры, свободного времени является более жесткой конкурентной борьбы различных социально-культурных учреждений. Тяга к прекрасному, стремление к самосовершенствованию, образованию, культурному досугу и т.д. - интересуют весьма большой процент населения. Следовательно, наиболее эффективными продуктами и услугами культуры становятся развлечения, творчество, здоровье, образование, спорт, информация.
Работа с общественностью является составной частью маркетинговой деятельности учреждения культуры. Общественность - это представители различных категорий населения, общественных, властных структур, фирм и организаций, бизнес-сообществ, социальных, культурных, образовательных учреждений, СМИ, партнеры по проектам и т.д., с которыми взаимодействуют социокультурные учреждения в процессе совей деятельности.
Отношения с общественностью - это двусторонние взаимодействия и связи в процессе общения между совместно действующими организациями и контактными (целевыми) аудиториями в повседневных условиях.
Такое взаимодействие позволяет учреждению культуры обеспечить благоприятное отношение к себе со стороны общественности и эффективнее реализовать свои возможности работы с населением.
Формирование достойного имиджа учреждения культуры следует выстраивать по всем направлениям работы с общественностью. Во взаимодействии со средствами массовой информации муниципального района, городского округа, региона не стоит надеяться, что информационные каналы по первому обращению предоставят информационное пространство для учреждений культуры.
Вместе с журналистами и главными редакторами следует заранее планировать темы публикаций, оговаривать их периодичность, предлагать оригинальные и разнообразные формы подачи культурных событий.
Необходимо определить круг популярных изданий и наладить контакт с журналистами, пишущими о культуре, и превратить поток информации в тематические анонсируемые серии: о работниках культуры, творческих коллективах, значимых для населения эксклюзивных социальных, концертных, выставочных проектах, о гастрольных турах и т.д.
Эффективным механизмом в работе со средствами массовой информации стали договора о сотрудничестве и информационной поддержке крупных культурных акций учреждений культуры; как свидетельство партнерских отношений - помощь СМИ в проведении корпоративных мероприятий и предоставление учреждениям культуры скидок при размещении рекламы.
Средства массовой информации охотно публикуют материалы о культурной жизни, презентаций новых уникальных программ развития, опыте создания проектов, направленных на решение важных социокультурных проблем, о проблемах финансирования и фандрайзинговых компаниях учреждений культуры, об успешных творческих проектах, о достижениях работников культуры.
В работе со средствами массовой информации нужно учитывать несколько важных нюансов: СМИ интересует не столько сама по себе новость из учреждения культуры, сколько новость культуры, распространяющаяся на общественные интересы; не сам факт новости, а новая тенденция; не новостная банальность, а некий изменившийся тренд; не традиционный посетитель учреждения культуры, а наметившаяся структуризация интересов населения.
Другим важным направлением PR-маркетинга является установление контактов с органами власти и общественными организациями. В этой работе работникам учреждения культуры, прежде всего, нужно определить перечень ключевых административных и общественных должностных лиц, письменно уведомить их о программах развития учреждения культуры, о заинтересованности его сотрудников в социально-культурном развитии подведомственного образования, обозначить возможные точки соприкосновения интересов учреждения культуры и государственных, общественных структур.
Публичный характер деятельности учреждения культуры создает условия для непосредственного общения и налаживания контактов с руководителями властных и общественных структур, которые в стенах учреждения культуры принимают участие в различных конференциях, официальных мероприятиях, присутствуют на концертах, праздниках и т.д.
Здесь появляется возможность распространять пресс-релизы пресс-службам администрации и общественным организациям, приглашения руководителей на мероприятия и презентации, вовлечения их в процесс решения проблем финансирования и материально-технического обеспечения.
Посещение руководителями мероприятий учреждения культуры, как правило, освещается в прессе, следовательно, можно наладить с журналиствами личные связи, сделать их друзьями учреждения культуры.
Важно поддерживать личные связи и со специально подобранным кругом дружественных журналистов, которые информируются в первую очередь, регулярно приглашаются на PR-мероприятия, включаются в состав пресс-туров, окружены вниманием работников культуры. Неформальные контакты с руководителями государственных учреждений и общественных организаций обеспечивают возможность позитивного отношения к учреждению культуры и мотивацию лоббирования его интересов.
Сделать руководителей сторонниками учреждения культуры, сформировать в них чувство сопричастности с его успехами, завоевать доверие является главной задачей всей PR-кампании.
Руководители учреждений многих муниципальных, городских образований, поселений имеют большой авторитет и влияние в местном сообществе, являются наиболее уважаемыми и популярными руководителями.
Во многих территориях, особенно на селе, учреждения культуры являются чуть ли не единственными центрами культуры, способными формировать и реализовывать творческие проекты, а работники культуры показывают себя творческими и динамичными организаторами.
Не случайно многие руководители учреждений культуры занимают лидирующие позиции в избирательных штабах выборных компаний.
Завоевать внимание и доверие руководителей властных органов к учреждению культуры можно только новыми проектами и программами, которые имеют социальную значимость для людей, и вписываются в общую стратегию социокультурного развития города, района, а не бесконечными просьбами о помощи.
Завоевать доверие руководителей - означает сформировать систему связей, основанных на доверии, которое не измеряется в каких-либо количественных показателях. В системе доверия можно выделить несколько направлений: доверие власти, доверие СМИ, доверие бизнеса, доверие общества.
Доверие к учреждению культуры формируется также через доверие к его работникам, а это означает, что нужно повышать имидж не только учреждения культуры, но и работника культуры, который не только увлечен интересной и значимой для людей работой, но и имеет достойную зарплату.
Не менее перспективным направлением PR-маркетинга учреждений культуры является работа с руководителями предприятий, фирм, организаций, бизнес-сообществом, которые могут стать полезными партнерами в разработке и реализации инновационных проектов и программ, в решении хозяйственных, финансовых, творческих вопросов. Руководители хозяйствующих структур с большим интересом идут на установление партнерских отношений в силу того, что учреждения культуры располагают огромным творческим потенциалом в организации культурных корпоративных программ, которые регулярно проводятся многими фирмами и организациями.
Организация и проведение корпоративных мероприятий для сотрудников предприятий и их детей, выездные концерты на фирмах; разработка сценариев и постановка специальных программ, посвященных внутренним событиям фирмы; доставка лучших билетов на концерты, организация художественных выставок на предприятиях, фирмах, в гостиницах, где остановились гости фирмы; театрализованные встречи делегаций и гостей; реклама товаров и фирм-производителей - все это нужная и хорошо оплачиваемая работа учреждений культуры, которая интересует хозяйственников.
Можно надеяться, что социально активное поведение бизнеса, именуемое "корпоративным гражданством", или социальной активностью бизнеса, станет более определенно осознавать неразрывность принципов экономического существования фирмы и ее социальной ответственности.
Показателями эффективного развития и результативности PR-маркетинговой деятельности учреждения культуры являются: частота упоминаний в СМИ; положительные отзывы со стороны общественности; рост популярности у населения, выражающийся в посещаемости культурных программ.
Важными индикаторами эффективности маркетинга являются и количество предложений со стороны властных, коммерческих и общественных структур об участии в значимых мероприятиях, появление реальных перспектив спонсорской и научно-методической помощи, увеличение поощрений со стороны вышестоящих органов управления.
Маркетинговая политика
Долгосрочный и целенаправленный характер маркетинговой деятельности позволяет говорить о том, что учреждение культуры осуществляет маркетинговую политику. Продуманная маркетинговая политика должна обеспечивать удовлетворение запросов населения, учитывать профессиональные интересы персонала учреждения культуры и соблюдать следующие проверенные правила взаимоотношений с окружающей внешней средой.
Успешный маркетолог должен всегда "находиться в нужном месте в нужный момент", этого можно добиться только кропотливым исследовательским, аналитическим, творческим и практическим трудом.
Маркетолог обязан "знать все и даже больше" о продуктах, услугах культуры и способах продвижения их на рынок: броскую афишу; привлекательный жанр; эффектные декорации; "живое", без фонограммы исполнение; броский дизайнерский пригласительный билет и программка; комфорт в зале и фойе; сервис в обслуживании и т.д.
Успешный маркетолог должен "знать покупателя и подходы к нему", поскольку обращаться к бизнес-элите, тинэйджерам и "гостям города" необходимо на разных языках, так как их интересы находятся в абсолютно разных плоскостях.
Никто не мешает учреждению культуры быть космополитом и "разрабатывать" каждую категорию посетителей нужно отдельно. Важными индикаторами различных сегментов рынка потребления культурных продуктов выступают многие человеческие характеристики.
Маркетолог в своей работе обязан изучить следующие факторы: возраст потребителей; уровень их дохода; национальную принадлежность; семейное положение; социальный статус человека; образ жизни; отношение к своему городу, области, району; увлечения человека и т.д. Не менее значимой является и информация о потенциальных потребителях культурных продуктов и услуг.
Важно знать, чем живут люди; что ценят, чего опасаются; на что надеются, к чему стремятся; есть ли у них свободное время и сколько; как они привыкли его проводить; чего им в жизни не хватает, от чего они устали; в чем заключаются их заботы и радости; что можно назвать их основной проблемой; замечают ли они ее или нет за сплошным потоком будничной жизни.
Контрольные вопросы и задания
-
Охарактеризуйте свойства коммерческого и некоммерческого маркетинга.
-
Принципы некоммерческого маркетинга.
-
Факторы, определяющие потребительский спрос на продукты и услуги культуры.
-
Сегментация рынка продуктов и услуг культуры.
-
Жизненный цикл продуктов и услуг культуры на рынке потребления.
-
Технологии PR-маркетинга в учреждениях культуры.
-
Для чего необходима маркетинговая политика?
-
Профессиональные качества успешного маркетолога.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление