logo
ББК 77 Чижиков

§ 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности

Сущность культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что она является непосредственным катализатором содержания, стиля практической жизни людей. Культура не развивает­ся изолированно как "сама в себе" или "для себя", главным продуктом культуры является человек, он же является и творцом культуры.

В культуре развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, в силу которых она воспроизво­дится. Она вбирает в себя и реагирует на внешние факторы, условия жизни людей, социально-экономические обстоятельства и, в силу это­го, воплощается в человеческой практике, реализуя интересы, устрем­ления людей к лучшим формам организации жизни.

Современные внутрихозяйственные, производственные, творче­ские отношения в учреждениях культуры и искусства подчинены об­щим рыночным экономическим законам и, в определенном смысле, являются типичными экономическими, творческими, производствен­но-торговыми организациями со своими доходами - организациями, где в результате хозяйственной и творческой деятельности создаются продукты и услуги. Учреждения социокультурной сферы наделены уникальной возможностью формирования не столько материальной, сколько духовной среды обитания человека.

Временный цикл продуктов культуры

Основной смысл существования учреждений культуры связан: с сохранением и трансляцией культурно-исторического наследия (музейные комплексы, музеи, библиотеки, архивы, народ­ные традиции и обряды, быт и т.д.); с созданием условий для культур­ного досуга и развлечений (клубы, дома культуры, парки, молодежные развлекательные и игровые центры, любительские объединения, худо­жественные самодеятельные коллективы, концертные организации и др.); с художественным образованием, искусством, театральной дея­тельностью (детские школы искусств, колледжи, вузы культуры и ис­кусств, консерватории, театральные вузы, театры)'и другими направ­лениями культурной деятельности, которая обеспечивается финанси­рованием, управлением, информацией, правовыми актами, кадрами и материальной базой.

Управление этими процессами требует не только особых знаний организации управления человеческими отношениями в процессе про­изводства, распространения и потребления культурных продуктов и услуг, но представляет собой уникальный способ деятельности менед­жеров. Общественно-организованный труд работников социокультурной сферы носит творческий характер, продукт этого труда находит свое выражение не в вещно-предметном воплощении, а в форме худо­жественно-творческого субстрата, регулирующего энергию развития социальной деятельности и художественного творчества.

Разумеется, данное определение продукта творческого труда ос­тавляет за скобками такие сегменты художественной жизни, как архи­тектура, живопись, литература, кинематограф, произведения которых имеют соответствующие материальные носители.

Менеджмент как искусство и способ управления деятельностью учреждения обеспечивает производство продуктов в двух сегментах творчества: либо в виде культурной, концертной, игровой, празднич­ной программы, спектакля, выставки, фестиваля и т.д., имеющих крат­ковременный цикл жизни и потребительскую стоимость; либо в виде создания нотной партитуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры, то есть материальных продуктов, которые имеют долговременный, возможно и бесконечный характер жизни и реальную потребительскую стоимость.

Остановимся на первом сегменте творчества, результаты которо­го менее всего осознанны в понятийном смысле и наиболее интересны для читателя в социально-культурном контексте.

Продукты и услуги этого сегмента имеют временный, кратко­срочный цикл жизни, они быстро, иногда после одноразового исполь­зования прекращают свое существование, трансформируются в новые формы, измененное содержание и потребительскую стоимость.

В этих продуктах культурно-творческий, интеллектуальный по­тенциал воссоздается, осуществляется и "умирает" в материале в про­цессе реализации. Для воссоздания качественно иных продуктов тре­буется новый искусственно проектируемый и целевым образом зада­ваемый импульс развертывания последующего цикла.

Существование социокультурных программ как художественно­го продукта объективирует неотделимость продукта творческого труда от процесса его создания, предопределяет их живое существование "здесь и сейчас".

Поскольку каждый новый цикл возникает в особой социокуль­турной ситуации и замышляется как способ решения задачи по удовле­творению определенных потребностей и вложения новых творческих ресурсов и средств, эти циклы не повторяют друг друга, а лишь опи­раются на общие принципы, механизмы, формы и методы и техноло­гии производства социокультурных продуктов и услуг. В процессе со­единения продуктов творческого труда с условиями его потребления выявляют их потребительскую стоимость. Нематериальный характер конечного продукта творческого труда в социокультурных учреждениях, их потребительская стоимость выявляют особенности в отношени­ях собственности. Художественный конечный продукт, скажем, в виде концертной программы, клубного тематического вечера, спектакля и т.д., в условиях перехода на финансирование учреждений культуры по конечному продукту (результату), должен рассматриваться как разно­видность интеллектуальной собственности.

Более того, интеллектуальный характер творческого продукта предопределяет позиционирование его, как авторский продукт с автор­скими и смежными правами.

Эти права распространяются на эксплуатацию (постановку) и прокат продукта, разработку коммерческих условий использования сценического произведения (количество показов, тиражирования на материальных носителях, гастрольной деятельности), определения це­ны на билеты и т.д.

Выделение имущественного права на художественный продукт социокультурного учреждения и закрепление этого права за конкрет­ным владельцем являются одними из принципиальных условий лиги-митизации одного из оценочных показателей эффективности деятель­ности учреждений культуры на рынке культурных услуг.

Авторские и смежные с ними права, относящиеся к художест­венному произведению, представлены в отдельных частях целостного продукта. Такими правами наделяются авторы сценария, литературных текстов, музыки, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, исполните­ли ролей, художники и др.

Имущественные права на художественный продукт в целом, по­сле расчета с авторами (зарплата, гонорары), переходит к учреждению культуры, которое самостоятельно или через своего продюсера полу­чает права не определение коммерческих условий использования сце­нического продукта.

Другими словами, имущественное право учреждения культуры (продюсера) устанавливается после того, как осуществлена постановка программы, спектакля и т.д., когда юридически оформлен договор пра­ва на художественный продукт.

Продукт-услуга

Кроме этого, в социокультурной деятельности производится некий продукт, выступающий в виде не­посредственного живого творческого труда, и представляет собой про­дукт-услугу (патронажная деятельность, библиотечное обслуживание, шефская работа, посредническая деятельность, реклама, имидж, созда­ние организационных и экономических условий саморазвития куль­турной жизни, деятельность по привлечению и аккумулированию фи­нансовых средств (фандрайзинг). В учебной, научной литературе, в непосредственной практике понятия продукта культуры и услуги культуры не находят своего терминологического различия. Наблюдаются две крайности: в одном случае услуги культуры низводят к услугам бытового, технического, торгового, медицинского обслуживания, в другом - услуги культуры наделяют свойством формирования куль­турных ценностей, новых потребностей личности и общества. И в том и другом случае это не соответствует истине.

Создание такого продукта-услуги всегда соотносится с ситуаци­ей, сложившейся на данный момент в социокультурной сфере. Но си-туативность в данном случае не является только начальным по­рождением движения, как это обычно понимается, а становится его постоянной характеристикой, непрерывным потоком повто­ряющихся в новых ситуациях импульсов движения.

Живой непосредственный творческий труд, воплощенный в про­дукте-услуге, относится к особому виду деятельности менеджера, свя­занной с использованием особых культуротехнических приемов.

Культуротехника создания услуг в культуре это - специализиро­ванная система технологий, процедур, средств, операций проектирова­ния новых организационно-финансовых моделей учреждений культу­ры, программирования форм хранения и трансляции культуры, работы с предметными формами и содержанием культуры, накоплением опы­та, познавательных, исследовательских и творческих методов разра­ботки новых направлений деятельности учреждений культуры, подго­товки специалистов.

Культурные услуги, таким образом, создаются менеджером, ко­гда он работает не в культуре, а с культурой в определенной ситуа­ционной перспективе. Услуга не имеет точных физических парамет­ров, которые можно измерить, взвесить, потрогать, даже описание ус­луги сделать довольно трудно, и оно, как правило, всегда лишь при­ближается к реальности.

Следовательно, при оказании услуги всегда нужно добиваться доверия со стороны клиента, поскольку убедиться в качестве услуги он может только после ее получения.

Это означает, что процесс реализации услуг, основанный на до­верии, является самым существенным фактором маркетинговой дея­тельности. Услугу культуры трудно показать клиенту заранее, в силу непостоянства ее качества, ибо трудно, например, предугадать, в каком из выступлений исполнитель услуги будет в "ударе", в "голосе", будет ощущать вдохновение, каким получится портрет клиента, творимый художником.

Может оказаться не вполне адекватной реакция детей на работу новогоднего Деда Мороза, равно как нельзя точно знать реакцию кли­ента на результат работы парикмахера и т.д. Услуга всегда связана с субъектом, ее оказывающим, и не может существовать самостоятельно в виде товара, выпущенного фабрикой. Более того, услуги в отличие от товаров нельзя произвести "про запас", а потом реализовать.

Неспособность сохраняться и накапливаться, услуги требуют к себе инновационного и компетентного отношения, постоянной модер­низации со стороны исполнителей. Для того чтобы оставаться лидером культурных услуг, учреждение культуры должно осознавать необхо­димость перемен, поскольку стремительно изменяются умонастроения, пристрастия, привычки людей.

Предоставление услуг - это процесс, в котором "здесь и сейчас" присутствует потребитель. Потребитель оценивает услугу по двум па­раметрам: желаемому результату и удовлетворенностью самим про­цессом потребления услуги.

Менеджеры в материальном производстве, например, мало обес­покоены тем, как потребитель (покупатель) оценивает производствен­ный процесс, разве что может отличить кустарное производство от ав­томатизированного, машинного - по качеству шва или линейности строчки. Это происходит потому, что покупатель в этот процесс не во­влечен.

В сфере услуг менеджеры обязаны обращать самое серьезное внимание на отношение к покупателям и на считать их людьми, кото­рые "шатаются по "фабрике", путаясь под ногами у работников". Это означает, что процесс реализации услуги должен быть привлекатель­ным для покупателя, даже если его больше интересует "вещественный" результат.

В услугах культуры "вещественный" компонент, как правило, мало осязаем, поскольку нельзя унести домой или в офис концерт или культурную программу, как дубленку из химчистки или модную при­ческу из парикмахерской.

Это означает, что питательной средой культурных услуг является сам процесс оказания этих услуг, иначе говоря, чем больше исполни­тель вкладывает своего таланта и мастерства в процесс реализации ус­луги, тем выше люди оценивают услугу.

Главенствующую роль в оказании культурных услуг населению играют: человеческий фактор, физическое присутствие потребителя, сам процесс реализации услуги.

Культуротехника менеджера не предполагает отношение к твор­честву (в высоком смысле творения произведений культуры) как обя­зательному условию, и творение заменяется развитием-умножением возможностей и расширением функций-кодов культуры. В общеприня­том смысле это называют трансляцией культуры. При этом уже сама приверженность к формальной культуротехнической работе воссоздает творчество и духовность. Работа с культурой возможна и осмыслена в контексте педагогики, в которой выделяются, прежде всего, моменты воспитания и передачи технологии работы человека с самим собой и структурными компонентами культуры (проектирование, программи­рование, реконструкция и т.д.), а посредством воспитания можно до­биться должного саморазвития культуротехнической деятельности, сохранения, поиска, определяющих такое движение.

Развитие и становление культуротехники определяются ее соор-ганизацией, как с областью педагогики, так и с областью методологи­чески оснащенного социокультурного проектирования как места кон­центрации и осознания проблем, а затем их рефлексии.

Рынок культурных услуг учреждений культуры формируется в точке пересечения культурного продукта с условиями его потребле­ния. "Продавцами" на рынке культурных услуг выступают клубные, театральные концертные, музейные, выставочные и др. залы, относя­щиеся к собственности учреждений культуры, а также используемые на условиях долгосрочной или краткосрочной аренды специализиро­ванные залы по аналогии "бродвейских" театров.

Отношения производителей (продавцов) культурных продуктов и посредников-арендодателей в создании комфортных условий потреб­ления культурных продуктов создают пространство для реализации культурных услуг населению.

В этом смысле социальная значимость таких культурных услуг заключается не столько в самой полезности производимого художест­венного продукта, сколько в их трансформации в конкретную общест­венную потребность, которая достигается доступностью, сервисом и комфортностью соответствующих культурных продуктов для населе­ния.

Культурная услуга это не только комфорт и сервис потребления, это и физическое наличие на рынке (в каждом регионе, муниципаль­ном образовании) сети учреждений культуры, низкая цена, доступ­ность культурных программ.

В таком значении культурная услуга помимо экономического ре­зультата обеспечивает социальный эффект, имеющий самостоятель­ную ценность, а потому и финансируемый обществом, как в лице госу­дарства, так и в лице спонсоров и меценатов.

Культурная услуга выступает не только сопутствующим факто­ром сервисного потребления культурного продукта, но и трансформи­ровался в обособленный вид деятельности как продукт-услуга. Это обусловлено возросшими потребностями населения в новых видах культурного сервиса, связанных с образовательными, обучающими, информационными, развлекательными, культурно-бытовыми, профессиональными и иными видами деятельности. Причем, многие слои на­селения стремятся получить услуги учреждений культуры качествен­но, быстро, на дому и готовы оплачивать их.

В этом секторе социально-культурной деятельности динамично развиваются, например, такие платные виды услуг культуры, как до­машние праздники с новогодними персонажами и концертами, состав­ление каталогов домашних библиотек, ксерокопирование, составление списков тематической литературы, обучение в художественных, музы­кальных, хореографических и др. студиях и многое другое.

Чтобы яснее представить себе тонкую грань, разделяющую услу­гу культуры от продукта культуры, обратимся еще раз к природе человеческих потребностей. Укрупненно они классифицируются на физиологические, социальные и духовные. По определению, свои по­требности человек удовлетворяет своими усилиями, самостоятельно или коллективно.

Он трудится для того, чтобы удовлетворить первичные (врож­денные) физиологические потребности в пище, одежде, жилье, отдыхе. Он вступает в общение, социальные связи, совместную деятельность, проявляет заботу о других, о себе, стремится к успеху, высокой оценке, служебному росту, реализуя социальные потребности.

Он стремится к самовыражению, освоению системы ценностных ориентации и предпочтений, этикетных норм поведения, эрудиции в социальных, рациональных и иррациональных гуманитарных знаниях, культурной компетентности, реализуя свои духовные потребности.

На основе такой классификации человеческих потребностей не­сложно установить соответствие содержания тех или иных услуг и продуктов уровню потребности.

По мере удовлетворения одних потребностей и актуализации бо­лее высоких потребностей, возрастают социальные роли и значимость услуг и продуктов, их удовлетворяющих. Очевидно, что первичные потребности удовлетворяются услугами (обслуживанием) бытового, коммунального, медицинского сервиса. Потребности более высокого уровня удовлетворяются услугами социально-культурных учреждений (создание условий для общения, социальных связей, творчества, само­реализации, обучения и т.д.).

Духовные потребности затрагивают глубинные основы человече­ского существа и для их удовлетворения культурных услуг недоста­точно, поскольку процесс реализация духовных потребностей выходит за узкие рамки потребления в сферу культуротворчества, культуросо-зидания.

Освоение человеком норм и стандартов социализации и инкуль-турации, ее социальная и культурная адекватность обществу проживания, заинтересованность в творческой и инновационной деятельности превращают его из "потребителя" культуры в ее "производителя". Сле­довательно, удовлетворение возвышенных потребностей человека ни­как не корреспондируется с "потреблением", а значит и с культурной услугой.

Дифференциация продуктов и услуг

Расширение спектра и объемов запросов населения повлекло за собой развитие номенклатуры дополнительных услуг, которые, в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставами, оказывают учрежде­ния культуры. Содержание и характер таких услуг строго определяют­ся типом учреждения культуры, его миссией и оформляются соответ­ствующим приказом руководителя учреждения.

В перечень включаются: дополнительные услуги по основной деятельности учреждения; предпринимательские программы; социокультурные проекты с другими организациями, индивидуальные услу­ги, доход от которых поступает непосредственно на нужды обеспече­ния, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Особо подчеркнем, что дополнительные услуги осуществляются не в ущерб основной уставной деятельности, внутреннему распорядку и режиму работы, при этом сохраняется и бесплатность основных, фи­нансируемых из бюджета видов и направлений работы по производст­ву продуктов культуры.

Предоставление дополнительных услуг обеспечивает:

Номенклатура дополнительных услуг составляется с учетом по­требительского спроса, а также производственных и профессиональ­ных возможностей каждого конкретного учреждения культуры.

Перечень услуг непрерывно обновляется, в зависимости от по­требительского спроса, обновляется и творческий технопарк их реали­зации, особенно в таких секторах, как сканирование, копирование и доставка электронных версий документов, звукозапись. Культура, как и вся социокультурная сфера, всегда не только в условиях рынка, ориентировалась на потребителя, причем как массового, так и индивиду­ального.

Но рыночные отношения заставляют искать более продуктивный способ ориентации продуктов и услуг на личность, с ее собственными и неповторимыми чертами характера, темпераментом, вкусами, при­вычками, возрастными, социальными и демографическими особенно­стями.

Социальная значимость продуктов культуры

Каждый продукт и каждая услуга культуры: будь то спектакль, концерт, культурная программа, тематический вечер, день отдыха, занятия в секции, студии, кружке, лаборато­рии, на курсах, картина художника, изделия народных мастеров, суве­ниры, услуги библиотекаря, экскурсовода и т.п., - должны иметь сво­его конкретного потребителя. Но каждый конкретный потребитель имеет разные финансовые возможности потребления этих продуктов и услуг.

Следовательно, предложение на них необходимо дифференциро­вать, перенося часть стоимости продуктов и услуг на "плечи" бюджет­ного финансирования (мероприятия для детей, пенсионеров, много­детных семей, самодеятельное творчество и др.). Как известно, бес­платных продуктов и услуг не бывает.

Производство продуктов и услуг в социально-культурной сфере выступает в двух ипостасях - за счет средств бюджетных ассигнований (продаются по низкой цене или бесплатно) и за счет привлеченных или заработанных средств (по рыночным ценам с получением доходов на воспроизводство и стимулирование сотрудников). И в том, и в другом случае продукты и услуги социокультурного учреждения имеют зна­чение, когда они реализованы.

Проданные билеты, абонементы на культурные программы, кон­церты, выставки, спектакли и другие продукты и услуги составляют емкость рынка культуры. Его насыщение товарами и услугами требует постоянных и настойчивых усилий менеджеров, творческих работни­ков, исполнителей.

Продукты и услуги социокультурной деятельности имеют быст­ротечный временной отрезок существования, который, в отличие от традиционных товаров и продуктов, "живет" в самом процессе его по­требления (духовного, эмоционального восприятия и сопереживания), оставаясь надолго или кратковременно (в зависимости от качества) в сознании потребителя. Быстротечность существования продуктов и услуг культуры (кроме материальных культурных ценностей) состав­ляет их специфику и заставляет создателей постоянно искать новые и новые формы, средства, содержательное наполнение продуктов и услуг. Поиск инновационных решений всегда будет менее рискованным в реализации, если создание продукта культуры связано будущим с потребителем.

Другими словами, продукт не следует создавать, пока нет потре­бителя, и не может существовать потребителя, если нет продукта. Та­кая стратегия направлена на создание и продукта, и потребителя, су­щественно снижает риск непроизводительных затрат и называется ин­тегрированным маркетингом.

Для того чтобы не сложилось превратного представления о со­циокультурной системе, где объективированы только учреждения культуры и искусства, с их традиционными культурными, искусство­ведческими процессами, культурно-досуговой деятельностью, народ­ным творчеством и т.п., обратимся к социальным компонентам этой системы.

Реформа бюджетных отношений предъявляет новые требования к деятельности государственных и муниципальных учреждений куль­туры, предлагая по-новому оценивать ее: не только по количественным показателям, но по социальной значимости: опосредованному влия­нию на общество, социальные группы, личность.

Традиционно учреждения культуры отчитываются перед госу­дарственными органами статистики количественными показателями своей деятельности, которые в зависимости от типа учреждения куль­туры представлены следующими формами (утверждены Приказом Минкультуры РФ от 11.09.03 № 1199):

Сведения, которые получают статистические службы и учреди­тели учреждений культуры, несомненно, важны, однако они не отра­жают сущностной роли учреждений культуры как социокультурных институтов общества.

Организации культуры обеспечивают достижение социально зна­чимых результатов, которые не могут измеряться только числом меро­приятий, экономической эффективностью, а выражаются в развитии творческого потенциала населения своей территории, гарантиях соци­альной защиты, социальной справедливости и т.д.

Высокие количественные показатели и низкое качество культур­ных программ вызывают обратный социальный эффект, равно как вы­сокая социальная значимость может достигаться при низких количест­венных показателях. Социальный эффект определяется состоянием общества, его позитивной рефлексией на деятельность учреждений культуры.

Различные по типам учреждения культуры имеют общие прин­ципы, схожие технологии работы, но цели и задачи решают свои, сле­довательно и индикаторы достижения целей должны быть индивиду­альными, по оценке социальной эффективности, соотношения затрат и результатов.

Социальные функции продуктов культуры и критерии оценок

Эффективность социокультурной деятельности должна соизмеряться с социально значимыми для общества, региона, района, посел ка, села, отдельной личности проблемами.

Прежде всего, культура как фактор нацио­нальной безопасности страны должна противостоять внутренним угро­зам:

Предвосхищая возможный вопрос: а не завышаем ли мы роль культуры в решении вопросов, казалось бы, относящихся к силовому блоку государственных органов? - ответ будет отрицательным. На са­мом деле культура в качестве нормативного фактора выступает свое­образным психологическим аналогом правоохранительных органов, но действует не силовыми приемами, а методами нравственного осужде­ния и отторжения деструктивных проявлений в обществе.

Социальный смысл этой работы состоит в сдерживании процесса маргинализации людей и ее последствий. Комплекс социально-культурных мероприятий по социализации личности, т.е. включения человека в систему социального взаимодействия, активизация его жиз­недеятельности в рамках норм и стандартов образа жизни, принятого в данном обществе, формирует этические, эстетические предпочтения, устремления, эмоции, стремление к самоутверждению, престижному статусу, потребность в любви, семье и т.д.

Совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к человеку и обществу, разнообразна, но все функции культуры явля­ются социальными, ибо по своей социальной значимости и последст­виям выступают способом осуществления коллективной жизнедея­тельности людей. Опираясь на разработанную А.Я. Флиером20 иерар­хию функций культуры, выделим наиболее общие и универсальные из них.

  1. Обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельно­сти по совместному удовлетворению интересов и потребностей, нако­пления социального опыта.

  2. Организация людей в их совместной жизнедеятельности: структурной дифференциации на социально-территориальные сосед­ские общины, социально-функциональные коллективы, социально-бытовые, коммуникативные группы.

  3. Регуляция процессов взаимодействия между людьми: по­средством отбора, нормирования и стандартизации наиболее удачных образцов социального опыта и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального свойства (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и др.), или институционально­го (право, политика, идеология, церемониал и т.д.).

  4. Культура социального патронажа, традиции благотвори­тельности, милосердия, проявляющиеся в акциях оказания социаль­ной поддержки людям, оказавшимся неспособными к самостоятельно­му независимому существованию по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бед­ствия.

  5. Культура познания и мировоззрения, накопления и кумуля­ции социально значимых знаний, представлений и опыта: рацио­нальных знаний (наука, наблюдения); иррациональных - (религия, суе­верия); образных - (искусство, игровые формы).

  1. Культура коммуникации, обмена информацией и социаль­ным опытом между людьми, реализуемая в форме обмена информа­цией, символических и церемониальных действий, а также институтов, занимающихся накоплением, хранением и обеспечением доступа к со­циально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранили­ща, информационные банки данных, картотеки и т.д.).

  2. Культура физической и психологической реабилитации и релаксации человека: социальные нормы отдыха, традиции физиче­ской культуры и спорта, оздоровительного и культурно-просвети­тельского туризма, иных форм активного отдыха, традиции общена­циональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразных форм развлекательного, игрового и интеллектуального досуга, система институтов организованного досуга.

Во всех рассматриваемых функциях культуры речь идет как о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтитель­ность тех или иных способов осуществления этой деятельности, так и о практических технологиях по достижению утилитарного результата, то есть, создания культурой продукта потребления. Дифференциация культуры на специализированные функциональные сегменты выявля­ет системы критериев качества осуществления тех или иных со­циальных функций, будь то "культура труда и потребления", "культу­ра быта", "культура языка", "культура научного мышления", "культура художественного творчества", "культура досуга" и т.д.

Во всех случаях применим уровень соответствия применяе­мых технологий (следовательно, и качественные индикаторы ре­зультатов) в той или иной сфере жизнедеятельности, общепри­нятым технологическим нормам в соответствующей среде.

Индикаторы утилитарной эффективности в данном случае впол­не осязаемы, вопрос лишь заключается в том, в какой степени такого рода технологии, сложившиеся в процессе отбора по признакам при­емлемости и допустимости, выстраиваются в систему показателей, отвечающих критериям социальной цены долговременных соци­альных последствий.

Спрос и предложение

Административная реформа местного самоуправления жесткие рамки взаимоотношений культурных продуктов и их потребителей на новый уровень - гибкой рыночной парадигмы "спрос - предложение", а сами рыночные отношения возведены в ста­тус самостоятельного субъекта культурной политики. Вопросы разра­ботки и внедрения новых управленческих механизмов для социокуль­турной сферы имеют особое значение, так как только компетентное управление обеспечит выживаемость культуры и всей социокультурной сферы в новых социально-экономических условиях. В этом кон­тексте сущность менеджмента социокультурной деятельности можно представить в категории прикладной учебно-научной дис­циплины, предметом изучения и исследования которой становит­ся управление экономическими, организационно-хозяйственными, художественно-творческими и другими социально-культурными отношениями в процессе производства, создания, распространения и потребления культурных продуктов и услуг.

Спрос и предложение в этой сфере все больше формируются со­стоятельной частью населения. Повсеместно развивается индустрия развлечений и досуга, элитарные объединения и клубы, разнообразные формы массовой культуры.

Повышается роль и значение культуры как формы вложения ка­питала, появляется множество частных коллекций, салонов, верниса­жей, галерей, бурно развиваются различные направления шоу-бизнеса, арт-бизнеса, формы выставочной деятельности и виды презентаций.

В этих условиях творцы художественных произведений, куль­турных ценностей все больше ориентируются на изменившуюся конъ­юнктуру потребительского спроса населения.

Но проблема заключается в том, что низкий жизненный уровень большинства населения предопределяет возрастание дефицита культу­ры в обществе, тогда как наиболее платежеспособные слои становятся законодателями вкусов и предпочтений, норм и ценностей в культуре, потеснив органы управления культурой с рынка формирования спроса на продукты культуры, оставив им почетную возможность деклариро­вания необходимости формирования культуры всего общества.

Кроме того, с появлением технических возможностей репроду­цирования и тиражирования культурных подлинников, когда они стали достоянием широкой аудитории, когда образовался международный рынок культуры, в том числе с использованием Интернета, изменились критерии их восприятия и оценки.

Массовое копирование подлинников искусства подорвало прин­ципы организации и субсидирования процесса творчества и распро­странения его результатов.

Престижность и мода в производстве и потреблении продуктов культуры и услуг заставляют творца отказываться от собственного ду­ховного самовыражения, а погоня за переменами моды и престижем лишает его свободы выбора и действий.

Между тем, культура всегда считалась и считается некоммерче­ской сферой деятельности, и не случайно законодательством запреще­но приватизировать учреждения культуры, образования, науки, здра­воохранения. Некоммерческий характер этой "непроизводственной сферы" обусловлен тем, что источником финансирования ее деятель­ности являются в основном средства, выделяемые из государственного бюджета и, частично, средства общественных организаций, фондов, спонсоров.

Но учреждения культуры обладают огромными возможностями и практически не задействованным потенциалом зарабатывания средств собственными продуктами и услугами.

Так, в музеях и библиотеках сосредоточены миллионы экспона­тов материальной культуры, профессиональные и самодеятельные творческие коллективы пользуются огромным спросом у населения, уникальность и неповторимость традиционной народной культуры вы­зывает живой интерес не только в собственной стране, но и за рубе­жом, собирает огромные аудитории.

Совершенно очевидно, что, повернув весь потенциал культуры в сторону зарабатывания денег и получения доходов, можно решить практически все финансовые проблемы этой сферы. Однако односто­ронняя ориентация на получение дохода таит угрозу для самой культу­ры.

Она заключается в том, что погоня за деньгами в культуре, как правило, всегда несет опасность понижения качества товара и услуг, утраты духовности, ценностей, традиций и всего того, чем определяет­ся миссия культуры.

Культурные потребности любого субъекта в определенном смыс­ле всегда эгоистичны, поскольку вытекают из его собственных интере­сов. Потребности могут иметь текущий, сиюминутный характер, но могут быть ориентированы на более или менее отдаленную перспекти­ву.

Отложенные потребности

Индикаторы, заложенные в отчетах, и, естественно, содержание работы учреждений культуры указывают на стремление менеджеров культуры и специалистов удовлетворить сиюминутные инте­ресы населения, отодвигая "на потом" потребности перспективные, возможно еще и не осознаваемые большинством населения. Причин здесь много. Возможно, не все работники культуры видят стратегиче­ские цели в своей работе, возможно, их сдерживает отсутствие ресур­сов, возможно, их "заедает текучка, возможно, они опасаются загля­нуть в будущее и опередить время.

Деятельность большинства прогрессивных работников культуры всегда связана с творческими поисками и экспериментами, удачными и неудачными. Удачи поощряются, правда, не всегда, а неудачи наказы­ваются всегда, иногда рублем и "неоправданно" истраченными ресур­сами.

При этом "учредитель" не осознает, что в творческой деятельно­сти результаты часто опережают уровень сознания потребителя. Исто­рия свидетельствует, что талант, гениальность художника часто с вос­торгом воспринимаются не его современниками, а последующими по­колениями.

О культурных интересах этого, еще только родившегося поколе­ния нужно позаботиться сегодня, нужно поддержать этих, вырвавших­ся вперед работников культуры, формирующих завтрашнюю культуру.

Равно как и следует поддержать ту часть населения, которая, осознавая благотворное влияние культуры, прилагает усилия для фор­мирования собственных, пока еще реально не осознаваемых потребно­стей в общении с теми или иными формами культуры. Речь идет не только о стремлении восполнить упущенные в прошлом возможности, но и о стремлении приобщить своих детей к культуре.

Продукт культуры представляет собой некую идейно-художест­венную субстанцию, совокупность вновь созданных артефактов худо­жественной культуры. Такой продукт-произведение встречается с по­требителем, попадая на рынок. Учреждение культуры как поставщик художественного продукта может производить и иметь в своем репер­туаре различные виды художественного продукта, рассчитанные на различные группы потребителей. Соотношение между предложением культурного продукта и спросом на него соответствующих групп по­требителей не обязательно может быть сбалансированным.

Это объясняется целями социокультурной деятельности, где предложение определяется не только реально существующей структу­рой потребностей, но и художественно-эстетическими, социальными и другими соображениями. С целью развития новых потребностей куль­турная программа может сознательно входить в диссонанс (не качест­вом, а содержанием) с запросами и потребностями аудитории.

Возможны и незапланированные ситуации, когда вполне добро­качественный продукт потребитель не готов востребовать из-за расхо­ждений в данное время на данном рынке потребностей.

А. Ушкарев называет такой продукт неактуализированным. Сюда же относятся продукты самодеятельных и профессиональных экспериментальных и студийных коллективов, не предназначенные для широкого потребления. Можно сказать, что культурные продукты и услуги, широко представленные в отношениях с потребителем, име­ют законченный классический цикл: производство - потребление -производство, продукты и услуги культуры не вступившие или частично вступившие в такие отношения с потребителем остаются на уровне производств - производств.

Исходя из того что результаты труда и затраты, включенные в неактуализированный продукт не обладают стоимостью, а своей худо­жественной ценностью потенциально значимы для общества, можно полагать, что потребительские свойства культурных продуктов не все­гда совпадают с их художественными качествами.

Такие ситуации не вписываются в систему рыночных отношений и требуют экономической поддержки со стороны государства, по­скольку государство заинтересовано (должно быть заинтересовано) в формировании новых культурных потребностей населения. Критерии результативности деятельности учреждений культуры как социокуль­турных институтов в контексте решения стратегических проблем куль­туры всего общества могут быть структурированы в виде задач и це­лей. А поскольку такие задачи и цели масштабны и продолжительны по времени, результативность социокультурной деятельности этих уч­реждений вряд ли возможно замерить итогами финансового года и профинансировать по результату работы, как это предлагают авторы реформы местного самоуправления.

Таким образом, производство продуктов культуры и услуг не поддается подсчету в килограммах, парах, штуках, а конечный резуль­тат - в прибыли, рублях и экономии, равно как культурный потенциал самого человека некорректно подсчитывать в количестве просмотрен­ных кинофильмов и прочитанных книг.

Стоит задуматься и о том, существует ли конечный результат 31 декабря в жизненном цикле формирования человека? Скорее всего, этот процесс не имеет пределов в череде смены поколений.

Конечно, можно найти некие промежуточные интервалы подсче­та результативности работы учреждений культуры в общей системе семейных, образовательных, социальных, фискальных, медицинских, воспитательных институтов, выполняющих государственные задачи сокращения преступности и правонарушений, борьбы с пьянством и наркоманией, сокращения разводов, увеличения рождаемости, соци­альной устойчивости, толерантности, межнационального согласия и т.д. Однако выявить и объективно оценить к концу финансового года ту лепту, которую вносят в решение этих проблем учреждения культу­ры, практически невозможно.

Социальный и экономический вклад культуры

Генерализация государственных задач и целей, в основе которых лежат перспективные, сложные, эволюционно решаемые проблемы, под силу решить консолидируемой государством системой социокультурных институтов, а не распыленной на поселенческие квартиры сетью учреждений, физическое существование которой оп­ределяется теперь безденежным главой поселения.

Между тем можно выделить несколько уровней роли (вклада) учреждений культуры и искусства в развитие современного общества, которые не ограничиваются проблемами отрасли21.

1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:

2. Прямое социальное влияние:

3. Косвенное экономическое влияние:

4. Косвенное социальное влияние:

С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

Перспективные проблемы развития культуры нуждаются в под­держке, защите государственных структур, как на местном, региональ­ном, национально-территориальном, так и на общегосударственном уровне. В стране пока еще сохранилась сеть социально-культурных учреждений и организаций, работающих в интересах семьи, женщин, детей и молодежи, пенсионеров и инвалидов.

На конкретном примере работы, не учреждения культуры, а Ко­митета социальной защиты населения городского округа Химки Мос­ковской области рассмотрим структуру, формы и методы работы с на­селением и конкретным человеком, которые реализуются в аналогич­ной модели всеми муниципальными образованиями Российской Феде­рации. Работа этих учреждений и организаций построена на принципах гуманизма, сострадания, заботы и помощи человеку.

Вопросы социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, льгот­ных категорий населения в этом Комитете социальной защиты обеспе­чивают:

Отделы и центры полностью укомплектованы кадрами, обеспе­чены компьютерной техникой в сетевом режиме.

Это позволило создать банк данных по всем направлениям рабо­ты с пенсионерами, инвалидами, льготными категориями населения.

Указанным категориям населения оказываются такие виды по­мощи, как:

В составе Комитета социальной защиты населения в интересах женщин, детей и молодежи работают несколько отделов и муници­пальных центров социального обслуживания:

Отдел выплаты детских пособий осуществляет назначение и вы­плату государственных пособий гражданам, имеющим детей, в соот­ветствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1089 от 28.08.97 г. "Об изменении порядка назначения и выплаты еже­месячного пособия на ребенка".

На учете состоит около 3600 малообеспеченных семей с несо­вершеннолетними детьми, из них на адресной поддержке, финансиро­вание которой идет из средств районного бюджета, - 2529 семей.

В рамках адресной поддержки семей отдел оказывает следующие виды помощи:

Одним из видов социальной поддержки является проведение "Семейных клубов" для различных категорий семей при содействии Центра психолого-педагогической помощи населению "Семья" и мо­лодежного центра "Восход".

Традиционными стали мероприятия и акции в Международный женский день (8 Марта), День семьи (15 мая), День защиты детей (1 июня), День Матери (29 ноября), новогодние праздники. Специалисты отдела работают с организациями (судом, прокуратурой, районным узлом связи, районным радио и телевидением, Центром занятости и др.) по различным вопросам, касающимся помощи, защиты прав и ин­тересов женщин, семьи и детей.

Одним из направлений работы является организация оздоровле­ния, отдыха и занятости детей и подростков. Отдел взаимодействует с организациями и учреждениями района и области, оказывающими бла­готворительную помощь: ЗАО "Белмит", "Анзаст", ОАО "Глория Джи­не", Дмитровской фабрикой детской одежды, Зарайской обувной фаб­рикой и другими заинтересованными общественными организациями.

По итогам работы ежегодно выпускается "Социальный паспорт статистических данных отделов и социальных учреждений, работаю­щих в интересах семьи, детей и молодежи". Основные направления деятельности Комитета:

1. Развитие гражданственности, патриотизма, нравственное становление молодежи. Для этого в районе ежегодно проводится конкурс патриотической песни. Победители конкурса направляются на областные и международные конкурсы, занимают там призовые места.

Дипломами и ценными подарками отмечены победители смотра-конкурса музеев боевой славы и кабинетов гражданского и патриоти­ческого воспитания. С целью возрождения духовных традиций право­славия, решая проблемы молодежи, Комитет взаимодействует с Рус­ской Православной Церковью, сотрудничает с Храмом Св. Апостолов Петра и Павла. Военно-патриотический клуб "Подмосковье" неодно­кратно направлялся на областные мероприятия (молодежный форум, лагерь молодежного актива, семинары). Принимал участие в митингах, посвященных памятным и юбилейным датам. В молодежном Центре "Восход" проведен "круглый стол" "Встреча молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны", организована акция "Молодежь в гос­тях у ветеранов".

2. В целях профилактики наркомании и правонарушений в районе проводятся: акции "Неделя борьбы с наркоманией", молодежный марафон "Нет наркотикам в новом тысячелетии", акция "Лето без наркотиков", День отказа от курения (спектакль "Дело - табак"), тематические дискотеки в МЦ "Восход", распространяются листовки антинаркотического содержания.

В Центре "Семья" для специалистов по работе с молодежью про­водятся семинары "Волонтерское движение - движение молодых", ли­тературно-музыкальные композиции "Полезные привычки" для роди­телей и учащихся школ. Работает "Университет для родителей". Ин­формационно-деловым Центром молодежи созданы 4 видеоролика по социальной тематике.

3. Решая проблемы занятости в сфере труда, образования, профессионального самоопределения молодежи, Комитетом проводятся: конкурсы бизнес-проектов среди молодежи "Любимый город", две ярмарки вакансий для молодежи.

Комитет принимает участие в мероприятиях "Праздника труда" в Московской области, проведен районный фотоконкурс "Трудовая сла­ва Химкинского района", совместно с Управлением по образованию проведен районный конкурс на лучшее сочинение среди школьников "Моя будущая профессия". В летний период организована работа тру­довых бригад в молодежном Центре "Восход" и в информационно-деловом центре молодежи.

Отделом по работе с молодежью был возрожден конкурс профес­сионального мастерства по рабочим специальностям "Токарь", "Элек­трорадиомонтажник", в котором участвовали молодые рабочие про­мышленных предприятий и учащиеся.

4. Комитет оказывает социальную поддержку молодым талантам. Развиваются и поддерживаются молодежные игровые шоу-программы: игра "Любовь с первого взгляда", конкурсы "Мистер Химки" и "Мисс Химчанка". В МЦ "Восход" работает молодежный театр "Хорошо!", который на протяжении нескольких лет является победителем областных конкурсов.

С целью поддержки молодых художников постоянно проходят выставки изобразительного искусства. С 2006 года проходит районный конкурс "Молодой журналист года". Большое внимание комитет уде­ляет эстетическому воспитанию, интеллектуальному и физическому развитию молодежи. Работает Клуб веселых и находчивых "КВН и в шутку, и всерьез", объединивший студенческую молодежь района. Районные сборные КВН "Атас" и "Свои люди" получили возможность принять участие в областных играх КВН и играх центральной лиги КВН "Олимп".

Команда знатоков лицея № 11 приняла участие в 7 турах I чем­пионата Московской области по игре "Что? Где? Когда? ". Отдел уча­ствует в организации международного турнира по баскетболу "Оран­жевый мяч".

5. В поле зрения Комитета находятся и молодые семьи. Ежегодно в районе проходит конкурс молодых семей "В лабиринтах семейного счастья". Победители участвуют в областном конкурсе молодых семей "Семь+Я". В районе действуют три Клуба молодых семей: в МЦ "Восход", в Центре "Семья" и студенческом клубе МГУКИ.

Для достижения наиболее эффективных результатов работы от­дел молодежи координирует и направляет работу молодежных цен­тров, а также сотрудничает с такими ведомствами и учреждениями, как: Комитет по делам молодежи Московской области, управление по образованию, центр занятости, военкомат, комитет солдатских мате­рей, комиссия по делам несовершеннолетних, спорткомитет.

В районе создана сеть муниципальных учреждений системы со­циального обслуживания населения:

  1. Социальный приют временного содержания для детей и под­ростков, в котором созданы хорошие условия для индивидуальной со­циальной, психолого-педагогической и медицинской реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями является опорно-экспериментальным учреждением для аналогичных центров Московской области. Здесь ведется профилактика детской ин­валидности, оказывается психолого-педагогическая и реабилитацион­ная поддержка детям и их родителям.

  3. Кризисный центр для женщин "Спасение" оказывает помощь женщинам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, в том числе связанную с насилием. Центр имеет дневное и стационарное отделе­ния.

  4. Центр психолого-педагогической помощи населению "Семья" проводит психолого-педагогические и юридические консультации для семей и детей, просветительскую деятельность по профилактике нар­комании и токсикомании, тематические программы по привитию по­лезных навыков, социологические исследования, тренинги, групповые и индивидуальные консультации.

  5. Центр экстренной психологической помощи "Телефон дове­рия" как круглосуточно действующая, бесплатная, анонимная, наибо­лее доступная и эффективная форма психологической помощи населе­нию по телефону.

Клиенты, попавшие в кризисную ситуацию, получают квалифи­цированную помощь психологов центра по снятию психологического напряжения, психокоррекционную поддержку.

Клиентами "Телефона доверия" являются абоненты всех возрас­тных категорий, наиболее часто поступают звонки от населения в воз­расте от 18 до 60 лет. Обращения идут по проблемам семейным, соци­альным, личностным, медицинским, а также по вопросам суицида и наркомании.

6. Цель создания молодежного Центра "Восход" - поддержка и развитие основных форм досуговой деятельности, расширение возможностей и создание условий для проявления способностей и талантов подростков и молодежи, развитие и поддержка различных форм духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального развития молодежи. Основные направления работы Центра:

В центре работают 28 объединений дополнительного образова­ния (кружки, студии, клубы):

7. Информационно-деловой центр молодежи видит свою задачу в профессиональной ориентации, трудоустройстве, обеспечении моло­дежи района информационной продукцией (брошюры, листовки) по профориентации, трудоустройству, организации досуга.

В центре действуют следующие отделы:

сезонное);

В Центре реализуется профориентационная программа "Выбери профессию", в рамках которой проводятся занятия с учащимися школ, социологические исследования (анкетирования).

Контрольные вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте ассортимент продуктов социокультурной деятельно­сти.

  2. Дифференцируйте продукты, относящиеся к тем или иным типам учре­ждений культуры.

  3. В чем заключаются временные циклы жизни продуктов культуры?

  4. Материальные продукты культуры и искусства.

  5. Духовные продукты культуры.

  1. Услуги социокультурных учреждений.

  2. В чем заключается значение доверия потребителя к услугам?

  3. Специфика процесса потребления услуг.

  4. Почему нельзя накапливать впрок услуги учреждений культуры?

  5. Почему услуги культуры не являются осязаемыми?

  6. Каков характер внутрихозяйственных отношений в производстве про­дуктов культуры?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4