§ 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
Сущность культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что она является непосредственным катализатором содержания, стиля практической жизни людей. Культура не развивается изолированно как "сама в себе" или "для себя", главным продуктом культуры является человек, он же является и творцом культуры.
В культуре развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, в силу которых она воспроизводится. Она вбирает в себя и реагирует на внешние факторы, условия жизни людей, социально-экономические обстоятельства и, в силу этого, воплощается в человеческой практике, реализуя интересы, устремления людей к лучшим формам организации жизни.
Современные внутрихозяйственные, производственные, творческие отношения в учреждениях культуры и искусства подчинены общим рыночным экономическим законам и, в определенном смысле, являются типичными экономическими, творческими, производственно-торговыми организациями со своими доходами - организациями, где в результате хозяйственной и творческой деятельности создаются продукты и услуги. Учреждения социокультурной сферы наделены уникальной возможностью формирования не столько материальной, сколько духовной среды обитания человека.
Временный цикл продуктов культуры
Основной смысл существования учреждений культуры связан: с сохранением и трансляцией культурно-исторического наследия (музейные комплексы, музеи, библиотеки, архивы, народные традиции и обряды, быт и т.д.); с созданием условий для культурного досуга и развлечений (клубы, дома культуры, парки, молодежные развлекательные и игровые центры, любительские объединения, художественные самодеятельные коллективы, концертные организации и др.); с художественным образованием, искусством, театральной деятельностью (детские школы искусств, колледжи, вузы культуры и искусств, консерватории, театральные вузы, театры)'и другими направлениями культурной деятельности, которая обеспечивается финансированием, управлением, информацией, правовыми актами, кадрами и материальной базой.
Управление этими процессами требует не только особых знаний организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распространения и потребления культурных продуктов и услуг, но представляет собой уникальный способ деятельности менеджеров. Общественно-организованный труд работников социокультурной сферы носит творческий характер, продукт этого труда находит свое выражение не в вещно-предметном воплощении, а в форме художественно-творческого субстрата, регулирующего энергию развития социальной деятельности и художественного творчества.
Разумеется, данное определение продукта творческого труда оставляет за скобками такие сегменты художественной жизни, как архитектура, живопись, литература, кинематограф, произведения которых имеют соответствующие материальные носители.
Менеджмент как искусство и способ управления деятельностью учреждения обеспечивает производство продуктов в двух сегментах творчества: либо в виде культурной, концертной, игровой, праздничной программы, спектакля, выставки, фестиваля и т.д., имеющих кратковременный цикл жизни и потребительскую стоимость; либо в виде создания нотной партитуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры, то есть материальных продуктов, которые имеют долговременный, возможно и бесконечный характер жизни и реальную потребительскую стоимость.
Остановимся на первом сегменте творчества, результаты которого менее всего осознанны в понятийном смысле и наиболее интересны для читателя в социально-культурном контексте.
Продукты и услуги этого сегмента имеют временный, краткосрочный цикл жизни, они быстро, иногда после одноразового использования прекращают свое существование, трансформируются в новые формы, измененное содержание и потребительскую стоимость.
В этих продуктах культурно-творческий, интеллектуальный потенциал воссоздается, осуществляется и "умирает" в материале в процессе реализации. Для воссоздания качественно иных продуктов требуется новый искусственно проектируемый и целевым образом задаваемый импульс развертывания последующего цикла.
Существование социокультурных программ как художественного продукта объективирует неотделимость продукта творческого труда от процесса его создания, предопределяет их живое существование "здесь и сейчас".
Поскольку каждый новый цикл возникает в особой социокультурной ситуации и замышляется как способ решения задачи по удовлетворению определенных потребностей и вложения новых творческих ресурсов и средств, эти циклы не повторяют друг друга, а лишь опираются на общие принципы, механизмы, формы и методы и технологии производства социокультурных продуктов и услуг. В процессе соединения продуктов творческого труда с условиями его потребления выявляют их потребительскую стоимость. Нематериальный характер конечного продукта творческого труда в социокультурных учреждениях, их потребительская стоимость выявляют особенности в отношениях собственности. Художественный конечный продукт, скажем, в виде концертной программы, клубного тематического вечера, спектакля и т.д., в условиях перехода на финансирование учреждений культуры по конечному продукту (результату), должен рассматриваться как разновидность интеллектуальной собственности.
Более того, интеллектуальный характер творческого продукта предопределяет позиционирование его, как авторский продукт с авторскими и смежными правами.
Эти права распространяются на эксплуатацию (постановку) и прокат продукта, разработку коммерческих условий использования сценического произведения (количество показов, тиражирования на материальных носителях, гастрольной деятельности), определения цены на билеты и т.д.
Выделение имущественного права на художественный продукт социокультурного учреждения и закрепление этого права за конкретным владельцем являются одними из принципиальных условий лиги-митизации одного из оценочных показателей эффективности деятельности учреждений культуры на рынке культурных услуг.
Авторские и смежные с ними права, относящиеся к художественному произведению, представлены в отдельных частях целостного продукта. Такими правами наделяются авторы сценария, литературных текстов, музыки, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, исполнители ролей, художники и др.
Имущественные права на художественный продукт в целом, после расчета с авторами (зарплата, гонорары), переходит к учреждению культуры, которое самостоятельно или через своего продюсера получает права не определение коммерческих условий использования сценического продукта.
Другими словами, имущественное право учреждения культуры (продюсера) устанавливается после того, как осуществлена постановка программы, спектакля и т.д., когда юридически оформлен договор права на художественный продукт.
Продукт-услуга
Кроме этого, в социокультурной деятельности производится некий продукт, выступающий в виде непосредственного живого творческого труда, и представляет собой продукт-услугу (патронажная деятельность, библиотечное обслуживание, шефская работа, посредническая деятельность, реклама, имидж, создание организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни, деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрайзинг). В учебной, научной литературе, в непосредственной практике понятия продукта культуры и услуги культуры не находят своего терминологического различия. Наблюдаются две крайности: в одном случае услуги культуры низводят к услугам бытового, технического, торгового, медицинского обслуживания, в другом - услуги культуры наделяют свойством формирования культурных ценностей, новых потребностей личности и общества. И в том и другом случае это не соответствует истине.
Создание такого продукта-услуги всегда соотносится с ситуацией, сложившейся на данный момент в социокультурной сфере. Но си-туативность в данном случае не является только начальным порождением движения, как это обычно понимается, а становится его постоянной характеристикой, непрерывным потоком повторяющихся в новых ситуациях импульсов движения.
Живой непосредственный творческий труд, воплощенный в продукте-услуге, относится к особому виду деятельности менеджера, связанной с использованием особых культуротехнических приемов.
Культуротехника создания услуг в культуре это - специализированная система технологий, процедур, средств, операций проектирования новых организационно-финансовых моделей учреждений культуры, программирования форм хранения и трансляции культуры, работы с предметными формами и содержанием культуры, накоплением опыта, познавательных, исследовательских и творческих методов разработки новых направлений деятельности учреждений культуры, подготовки специалистов.
Культурные услуги, таким образом, создаются менеджером, когда он работает не в культуре, а с культурой в определенной ситуационной перспективе. Услуга не имеет точных физических параметров, которые можно измерить, взвесить, потрогать, даже описание услуги сделать довольно трудно, и оно, как правило, всегда лишь приближается к реальности.
Следовательно, при оказании услуги всегда нужно добиваться доверия со стороны клиента, поскольку убедиться в качестве услуги он может только после ее получения.
Это означает, что процесс реализации услуг, основанный на доверии, является самым существенным фактором маркетинговой деятельности. Услугу культуры трудно показать клиенту заранее, в силу непостоянства ее качества, ибо трудно, например, предугадать, в каком из выступлений исполнитель услуги будет в "ударе", в "голосе", будет ощущать вдохновение, каким получится портрет клиента, творимый художником.
Может оказаться не вполне адекватной реакция детей на работу новогоднего Деда Мороза, равно как нельзя точно знать реакцию клиента на результат работы парикмахера и т.д. Услуга всегда связана с субъектом, ее оказывающим, и не может существовать самостоятельно в виде товара, выпущенного фабрикой. Более того, услуги в отличие от товаров нельзя произвести "про запас", а потом реализовать.
Неспособность сохраняться и накапливаться, услуги требуют к себе инновационного и компетентного отношения, постоянной модернизации со стороны исполнителей. Для того чтобы оставаться лидером культурных услуг, учреждение культуры должно осознавать необходимость перемен, поскольку стремительно изменяются умонастроения, пристрастия, привычки людей.
Предоставление услуг - это процесс, в котором "здесь и сейчас" присутствует потребитель. Потребитель оценивает услугу по двум параметрам: желаемому результату и удовлетворенностью самим процессом потребления услуги.
Менеджеры в материальном производстве, например, мало обеспокоены тем, как потребитель (покупатель) оценивает производственный процесс, разве что может отличить кустарное производство от автоматизированного, машинного - по качеству шва или линейности строчки. Это происходит потому, что покупатель в этот процесс не вовлечен.
В сфере услуг менеджеры обязаны обращать самое серьезное внимание на отношение к покупателям и на считать их людьми, которые "шатаются по "фабрике", путаясь под ногами у работников". Это означает, что процесс реализации услуги должен быть привлекательным для покупателя, даже если его больше интересует "вещественный" результат.
В услугах культуры "вещественный" компонент, как правило, мало осязаем, поскольку нельзя унести домой или в офис концерт или культурную программу, как дубленку из химчистки или модную прическу из парикмахерской.
Это означает, что питательной средой культурных услуг является сам процесс оказания этих услуг, иначе говоря, чем больше исполнитель вкладывает своего таланта и мастерства в процесс реализации услуги, тем выше люди оценивают услугу.
Главенствующую роль в оказании культурных услуг населению играют: человеческий фактор, физическое присутствие потребителя, сам процесс реализации услуги.
Культуротехника менеджера не предполагает отношение к творчеству (в высоком смысле творения произведений культуры) как обязательному условию, и творение заменяется развитием-умножением возможностей и расширением функций-кодов культуры. В общепринятом смысле это называют трансляцией культуры. При этом уже сама приверженность к формальной культуротехнической работе воссоздает творчество и духовность. Работа с культурой возможна и осмыслена в контексте педагогики, в которой выделяются, прежде всего, моменты воспитания и передачи технологии работы человека с самим собой и структурными компонентами культуры (проектирование, программирование, реконструкция и т.д.), а посредством воспитания можно добиться должного саморазвития культуротехнической деятельности, сохранения, поиска, определяющих такое движение.
Развитие и становление культуротехники определяются ее соор-ганизацией, как с областью педагогики, так и с областью методологически оснащенного социокультурного проектирования как места концентрации и осознания проблем, а затем их рефлексии.
Рынок культурных услуг учреждений культуры формируется в точке пересечения культурного продукта с условиями его потребления. "Продавцами" на рынке культурных услуг выступают клубные, театральные концертные, музейные, выставочные и др. залы, относящиеся к собственности учреждений культуры, а также используемые на условиях долгосрочной или краткосрочной аренды специализированные залы по аналогии "бродвейских" театров.
Отношения производителей (продавцов) культурных продуктов и посредников-арендодателей в создании комфортных условий потребления культурных продуктов создают пространство для реализации культурных услуг населению.
В этом смысле социальная значимость таких культурных услуг заключается не столько в самой полезности производимого художественного продукта, сколько в их трансформации в конкретную общественную потребность, которая достигается доступностью, сервисом и комфортностью соответствующих культурных продуктов для населения.
Культурная услуга это не только комфорт и сервис потребления, это и физическое наличие на рынке (в каждом регионе, муниципальном образовании) сети учреждений культуры, низкая цена, доступность культурных программ.
В таком значении культурная услуга помимо экономического результата обеспечивает социальный эффект, имеющий самостоятельную ценность, а потому и финансируемый обществом, как в лице государства, так и в лице спонсоров и меценатов.
Культурная услуга выступает не только сопутствующим фактором сервисного потребления культурного продукта, но и трансформировался в обособленный вид деятельности как продукт-услуга. Это обусловлено возросшими потребностями населения в новых видах культурного сервиса, связанных с образовательными, обучающими, информационными, развлекательными, культурно-бытовыми, профессиональными и иными видами деятельности. Причем, многие слои населения стремятся получить услуги учреждений культуры качественно, быстро, на дому и готовы оплачивать их.
В этом секторе социально-культурной деятельности динамично развиваются, например, такие платные виды услуг культуры, как домашние праздники с новогодними персонажами и концертами, составление каталогов домашних библиотек, ксерокопирование, составление списков тематической литературы, обучение в художественных, музыкальных, хореографических и др. студиях и многое другое.
Чтобы яснее представить себе тонкую грань, разделяющую услугу культуры от продукта культуры, обратимся еще раз к природе человеческих потребностей. Укрупненно они классифицируются на физиологические, социальные и духовные. По определению, свои потребности человек удовлетворяет своими усилиями, самостоятельно или коллективно.
Он трудится для того, чтобы удовлетворить первичные (врожденные) физиологические потребности в пище, одежде, жилье, отдыхе. Он вступает в общение, социальные связи, совместную деятельность, проявляет заботу о других, о себе, стремится к успеху, высокой оценке, служебному росту, реализуя социальные потребности.
Он стремится к самовыражению, освоению системы ценностных ориентации и предпочтений, этикетных норм поведения, эрудиции в социальных, рациональных и иррациональных гуманитарных знаниях, культурной компетентности, реализуя свои духовные потребности.
На основе такой классификации человеческих потребностей несложно установить соответствие содержания тех или иных услуг и продуктов уровню потребности.
По мере удовлетворения одних потребностей и актуализации более высоких потребностей, возрастают социальные роли и значимость услуг и продуктов, их удовлетворяющих. Очевидно, что первичные потребности удовлетворяются услугами (обслуживанием) бытового, коммунального, медицинского сервиса. Потребности более высокого уровня удовлетворяются услугами социально-культурных учреждений (создание условий для общения, социальных связей, творчества, самореализации, обучения и т.д.).
Духовные потребности затрагивают глубинные основы человеческого существа и для их удовлетворения культурных услуг недостаточно, поскольку процесс реализация духовных потребностей выходит за узкие рамки потребления в сферу культуротворчества, культуросо-зидания.
Освоение человеком норм и стандартов социализации и инкуль-турации, ее социальная и культурная адекватность обществу проживания, заинтересованность в творческой и инновационной деятельности превращают его из "потребителя" культуры в ее "производителя". Следовательно, удовлетворение возвышенных потребностей человека никак не корреспондируется с "потреблением", а значит и с культурной услугой.
Дифференциация продуктов и услуг
Расширение спектра и объемов запросов населения повлекло за собой развитие номенклатуры дополнительных услуг, которые, в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставами, оказывают учреждения культуры. Содержание и характер таких услуг строго определяются типом учреждения культуры, его миссией и оформляются соответствующим приказом руководителя учреждения.
В перечень включаются: дополнительные услуги по основной деятельности учреждения; предпринимательские программы; социокультурные проекты с другими организациями, индивидуальные услуги, доход от которых поступает непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.
Особо подчеркнем, что дополнительные услуги осуществляются не в ущерб основной уставной деятельности, внутреннему распорядку и режиму работы, при этом сохраняется и бесплатность основных, финансируемых из бюджета видов и направлений работы по производству продуктов культуры.
Предоставление дополнительных услуг обеспечивает:
-
права человека на получение дополнительных видов и форм социально-культурного, культурно-досугового, информационно-библиотечного, музейного, концертного и т.д. обслуживания;
-
привлечение в учреждения культуры дополнительных источников финансирования;
-
мотивацию материальной заинтересованности исполнителей -сотрудников учреждения - в результатах своего труда;
-
укрепление материально-технической, инструментально-творческой базы учреждения культуры;
-
развитие и совершенствование основной деятельности учреждения культуры.
Номенклатура дополнительных услуг составляется с учетом потребительского спроса, а также производственных и профессиональных возможностей каждого конкретного учреждения культуры.
Перечень услуг непрерывно обновляется, в зависимости от потребительского спроса, обновляется и творческий технопарк их реализации, особенно в таких секторах, как сканирование, копирование и доставка электронных версий документов, звукозапись. Культура, как и вся социокультурная сфера, всегда не только в условиях рынка, ориентировалась на потребителя, причем как массового, так и индивидуального.
Но рыночные отношения заставляют искать более продуктивный способ ориентации продуктов и услуг на личность, с ее собственными и неповторимыми чертами характера, темпераментом, вкусами, привычками, возрастными, социальными и демографическими особенностями.
Социальная значимость продуктов культуры
Каждый продукт и каждая услуга культуры: будь то спектакль, концерт, культурная программа, тематический вечер, день отдыха, занятия в секции, студии, кружке, лаборатории, на курсах, картина художника, изделия народных мастеров, сувениры, услуги библиотекаря, экскурсовода и т.п., - должны иметь своего конкретного потребителя. Но каждый конкретный потребитель имеет разные финансовые возможности потребления этих продуктов и услуг.
Следовательно, предложение на них необходимо дифференцировать, перенося часть стоимости продуктов и услуг на "плечи" бюджетного финансирования (мероприятия для детей, пенсионеров, многодетных семей, самодеятельное творчество и др.). Как известно, бесплатных продуктов и услуг не бывает.
Производство продуктов и услуг в социально-культурной сфере выступает в двух ипостасях - за счет средств бюджетных ассигнований (продаются по низкой цене или бесплатно) и за счет привлеченных или заработанных средств (по рыночным ценам с получением доходов на воспроизводство и стимулирование сотрудников). И в том, и в другом случае продукты и услуги социокультурного учреждения имеют значение, когда они реализованы.
Проданные билеты, абонементы на культурные программы, концерты, выставки, спектакли и другие продукты и услуги составляют емкость рынка культуры. Его насыщение товарами и услугами требует постоянных и настойчивых усилий менеджеров, творческих работников, исполнителей.
Продукты и услуги социокультурной деятельности имеют быстротечный временной отрезок существования, который, в отличие от традиционных товаров и продуктов, "живет" в самом процессе его потребления (духовного, эмоционального восприятия и сопереживания), оставаясь надолго или кратковременно (в зависимости от качества) в сознании потребителя. Быстротечность существования продуктов и услуг культуры (кроме материальных культурных ценностей) составляет их специфику и заставляет создателей постоянно искать новые и новые формы, средства, содержательное наполнение продуктов и услуг. Поиск инновационных решений всегда будет менее рискованным в реализации, если создание продукта культуры связано будущим с потребителем.
Другими словами, продукт не следует создавать, пока нет потребителя, и не может существовать потребителя, если нет продукта. Такая стратегия направлена на создание и продукта, и потребителя, существенно снижает риск непроизводительных затрат и называется интегрированным маркетингом.
Для того чтобы не сложилось превратного представления о социокультурной системе, где объективированы только учреждения культуры и искусства, с их традиционными культурными, искусствоведческими процессами, культурно-досуговой деятельностью, народным творчеством и т.п., обратимся к социальным компонентам этой системы.
Реформа бюджетных отношений предъявляет новые требования к деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры, предлагая по-новому оценивать ее: не только по количественным показателям, но по социальной значимости: опосредованному влиянию на общество, социальные группы, личность.
Традиционно учреждения культуры отчитываются перед государственными органами статистики количественными показателями своей деятельности, которые в зависимости от типа учреждения культуры представлены следующими формами (утверждены Приказом Минкультуры РФ от 11.09.03 № 1199):
-
№ 7-НК "Сведения об учреждениях культурно-досугового типа" - деятельность культурно-досуговых формирований, проведение культурно-досуговых мероприятий. Показатели раскрывают численность клубных формирований различных жанров, регистрируют факт их существования, но не отражают качества их работы;
-
№ 12-НК "Сведения о деятельности концертной организации, самостоятельного коллектива" - указывают на число концертов, выездов в пределах своей территории, за ее пределами и за рубежом, количество зрителей;
-
№ 10-НК "Сведения о работе организации, осуществляющей кинопоказ" - число киносеансов для детей и взрослых, показ российских и зарубежных фильмов, число посещений, валовой сбор;
-
№ 11-НК "Сведения о работе парка культуры и отдыха";
-
№ 8-НК "Сведения о деятельности музея";
-
№ 9-НК "Сведения о деятельности театра";
-
№ 6-НК "Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке".
Сведения, которые получают статистические службы и учредители учреждений культуры, несомненно, важны, однако они не отражают сущностной роли учреждений культуры как социокультурных институтов общества.
Организации культуры обеспечивают достижение социально значимых результатов, которые не могут измеряться только числом мероприятий, экономической эффективностью, а выражаются в развитии творческого потенциала населения своей территории, гарантиях социальной защиты, социальной справедливости и т.д.
Высокие количественные показатели и низкое качество культурных программ вызывают обратный социальный эффект, равно как высокая социальная значимость может достигаться при низких количественных показателях. Социальный эффект определяется состоянием общества, его позитивной рефлексией на деятельность учреждений культуры.
Различные по типам учреждения культуры имеют общие принципы, схожие технологии работы, но цели и задачи решают свои, следовательно и индикаторы достижения целей должны быть индивидуальными, по оценке социальной эффективности, соотношения затрат и результатов.
Социальные функции продуктов культуры и критерии оценок
Эффективность социокультурной деятельности должна соизмеряться с социально значимыми для общества, региона, района, посел ка, села, отдельной личности проблемами.
Прежде всего, культура как фактор национальной безопасности страны должна противостоять внутренним угрозам:
-
региональному сепаратизму, национальному, религиозному и социальному экстремизму, масштабной криминализации экономики и других высокодоходных сфер деятельности, различным формам социально-деструктивного поведения;
-
разного рода экстремистским организациям, квазирелигиозным сектам, паранаучным обществам и организациям, социальному воспроизводству жестокости, криминальной Субкультуре бомжей, гадалок, мелких мошенников, попрошаек в поездах, переходах и т.д.
Предвосхищая возможный вопрос: а не завышаем ли мы роль культуры в решении вопросов, казалось бы, относящихся к силовому блоку государственных органов? - ответ будет отрицательным. На самом деле культура в качестве нормативного фактора выступает своеобразным психологическим аналогом правоохранительных органов, но действует не силовыми приемами, а методами нравственного осуждения и отторжения деструктивных проявлений в обществе.
Социальный смысл этой работы состоит в сдерживании процесса маргинализации людей и ее последствий. Комплекс социально-культурных мероприятий по социализации личности, т.е. включения человека в систему социального взаимодействия, активизация его жизнедеятельности в рамках норм и стандартов образа жизни, принятого в данном обществе, формирует этические, эстетические предпочтения, устремления, эмоции, стремление к самоутверждению, престижному статусу, потребность в любви, семье и т.д.
Совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к человеку и обществу, разнообразна, но все функции культуры являются социальными, ибо по своей социальной значимости и последствиям выступают способом осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Опираясь на разработанную А.Я. Флиером20 иерархию функций культуры, выделим наиболее общие и универсальные из них.
-
Обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, накопления социального опыта.
-
Организация людей в их совместной жизнедеятельности: структурной дифференциации на социально-территориальные соседские общины, социально-функциональные коллективы, социально-бытовые, коммуникативные группы.
-
Регуляция процессов взаимодействия между людьми: посредством отбора, нормирования и стандартизации наиболее удачных образцов социального опыта и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального свойства (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и др.), или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.д.).
-
Культура социального патронажа, традиции благотворительности, милосердия, проявляющиеся в акциях оказания социальной поддержки людям, оказавшимся неспособными к самостоятельному независимому существованию по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия.
-
Культура познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных знаний (наука, наблюдения); иррациональных - (религия, суеверия); образных - (искусство, игровые формы).
-
Культура коммуникации, обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемая в форме обмена информацией, символических и церемониальных действий, а также институтов, занимающихся накоплением, хранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, информационные банки данных, картотеки и т.д.).
-
Культура физической и психологической реабилитации и релаксации человека: социальные нормы отдыха, традиции физической культуры и спорта, оздоровительного и культурно-просветительского туризма, иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразных форм развлекательного, игрового и интеллектуального досуга, система институтов организованного досуга.
Во всех рассматриваемых функциях культуры речь идет как о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности, так и о практических технологиях по достижению утилитарного результата, то есть, создания культурой продукта потребления. Дифференциация культуры на специализированные функциональные сегменты выявляет системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций, будь то "культура труда и потребления", "культура быта", "культура языка", "культура научного мышления", "культура художественного творчества", "культура досуга" и т.д.
Во всех случаях применим уровень соответствия применяемых технологий (следовательно, и качественные индикаторы результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности, общепринятым технологическим нормам в соответствующей среде.
Индикаторы утилитарной эффективности в данном случае вполне осязаемы, вопрос лишь заключается в том, в какой степени такого рода технологии, сложившиеся в процессе отбора по признакам приемлемости и допустимости, выстраиваются в систему показателей, отвечающих критериям социальной цены долговременных социальных последствий.
Спрос и предложение
Административная реформа местного самоуправления жесткие рамки взаимоотношений культурных продуктов и их потребителей на новый уровень - гибкой рыночной парадигмы "спрос - предложение", а сами рыночные отношения возведены в статус самостоятельного субъекта культурной политики. Вопросы разработки и внедрения новых управленческих механизмов для социокультурной сферы имеют особое значение, так как только компетентное управление обеспечит выживаемость культуры и всей социокультурной сферы в новых социально-экономических условиях. В этом контексте сущность менеджмента социокультурной деятельности можно представить в категории прикладной учебно-научной дисциплины, предметом изучения и исследования которой становится управление экономическими, организационно-хозяйственными, художественно-творческими и другими социально-культурными отношениями в процессе производства, создания, распространения и потребления культурных продуктов и услуг.
Спрос и предложение в этой сфере все больше формируются состоятельной частью населения. Повсеместно развивается индустрия развлечений и досуга, элитарные объединения и клубы, разнообразные формы массовой культуры.
Повышается роль и значение культуры как формы вложения капитала, появляется множество частных коллекций, салонов, вернисажей, галерей, бурно развиваются различные направления шоу-бизнеса, арт-бизнеса, формы выставочной деятельности и виды презентаций.
В этих условиях творцы художественных произведений, культурных ценностей все больше ориентируются на изменившуюся конъюнктуру потребительского спроса населения.
Но проблема заключается в том, что низкий жизненный уровень большинства населения предопределяет возрастание дефицита культуры в обществе, тогда как наиболее платежеспособные слои становятся законодателями вкусов и предпочтений, норм и ценностей в культуре, потеснив органы управления культурой с рынка формирования спроса на продукты культуры, оставив им почетную возможность декларирования необходимости формирования культуры всего общества.
Кроме того, с появлением технических возможностей репродуцирования и тиражирования культурных подлинников, когда они стали достоянием широкой аудитории, когда образовался международный рынок культуры, в том числе с использованием Интернета, изменились критерии их восприятия и оценки.
Массовое копирование подлинников искусства подорвало принципы организации и субсидирования процесса творчества и распространения его результатов.
Престижность и мода в производстве и потреблении продуктов культуры и услуг заставляют творца отказываться от собственного духовного самовыражения, а погоня за переменами моды и престижем лишает его свободы выбора и действий.
Между тем, культура всегда считалась и считается некоммерческой сферой деятельности, и не случайно законодательством запрещено приватизировать учреждения культуры, образования, науки, здравоохранения. Некоммерческий характер этой "непроизводственной сферы" обусловлен тем, что источником финансирования ее деятельности являются в основном средства, выделяемые из государственного бюджета и, частично, средства общественных организаций, фондов, спонсоров.
Но учреждения культуры обладают огромными возможностями и практически не задействованным потенциалом зарабатывания средств собственными продуктами и услугами.
Так, в музеях и библиотеках сосредоточены миллионы экспонатов материальной культуры, профессиональные и самодеятельные творческие коллективы пользуются огромным спросом у населения, уникальность и неповторимость традиционной народной культуры вызывает живой интерес не только в собственной стране, но и за рубежом, собирает огромные аудитории.
Совершенно очевидно, что, повернув весь потенциал культуры в сторону зарабатывания денег и получения доходов, можно решить практически все финансовые проблемы этой сферы. Однако односторонняя ориентация на получение дохода таит угрозу для самой культуры.
Она заключается в том, что погоня за деньгами в культуре, как правило, всегда несет опасность понижения качества товара и услуг, утраты духовности, ценностей, традиций и всего того, чем определяется миссия культуры.
Культурные потребности любого субъекта в определенном смысле всегда эгоистичны, поскольку вытекают из его собственных интересов. Потребности могут иметь текущий, сиюминутный характер, но могут быть ориентированы на более или менее отдаленную перспективу.
Отложенные потребности
Индикаторы, заложенные в отчетах, и, естественно, содержание работы учреждений культуры указывают на стремление менеджеров культуры и специалистов удовлетворить сиюминутные интересы населения, отодвигая "на потом" потребности перспективные, возможно еще и не осознаваемые большинством населения. Причин здесь много. Возможно, не все работники культуры видят стратегические цели в своей работе, возможно, их сдерживает отсутствие ресурсов, возможно, их "заедает текучка, возможно, они опасаются заглянуть в будущее и опередить время.
Деятельность большинства прогрессивных работников культуры всегда связана с творческими поисками и экспериментами, удачными и неудачными. Удачи поощряются, правда, не всегда, а неудачи наказываются всегда, иногда рублем и "неоправданно" истраченными ресурсами.
При этом "учредитель" не осознает, что в творческой деятельности результаты часто опережают уровень сознания потребителя. История свидетельствует, что талант, гениальность художника часто с восторгом воспринимаются не его современниками, а последующими поколениями.
О культурных интересах этого, еще только родившегося поколения нужно позаботиться сегодня, нужно поддержать этих, вырвавшихся вперед работников культуры, формирующих завтрашнюю культуру.
Равно как и следует поддержать ту часть населения, которая, осознавая благотворное влияние культуры, прилагает усилия для формирования собственных, пока еще реально не осознаваемых потребностей в общении с теми или иными формами культуры. Речь идет не только о стремлении восполнить упущенные в прошлом возможности, но и о стремлении приобщить своих детей к культуре.
Продукт культуры представляет собой некую идейно-художественную субстанцию, совокупность вновь созданных артефактов художественной культуры. Такой продукт-произведение встречается с потребителем, попадая на рынок. Учреждение культуры как поставщик художественного продукта может производить и иметь в своем репертуаре различные виды художественного продукта, рассчитанные на различные группы потребителей. Соотношение между предложением культурного продукта и спросом на него соответствующих групп потребителей не обязательно может быть сбалансированным.
Это объясняется целями социокультурной деятельности, где предложение определяется не только реально существующей структурой потребностей, но и художественно-эстетическими, социальными и другими соображениями. С целью развития новых потребностей культурная программа может сознательно входить в диссонанс (не качеством, а содержанием) с запросами и потребностями аудитории.
Возможны и незапланированные ситуации, когда вполне доброкачественный продукт потребитель не готов востребовать из-за расхождений в данное время на данном рынке потребностей.
А. Ушкарев называет такой продукт неактуализированным. Сюда же относятся продукты самодеятельных и профессиональных экспериментальных и студийных коллективов, не предназначенные для широкого потребления. Можно сказать, что культурные продукты и услуги, широко представленные в отношениях с потребителем, имеют законченный классический цикл: производство - потребление -производство, продукты и услуги культуры не вступившие или частично вступившие в такие отношения с потребителем остаются на уровне производств - производств.
Исходя из того что результаты труда и затраты, включенные в неактуализированный продукт не обладают стоимостью, а своей художественной ценностью потенциально значимы для общества, можно полагать, что потребительские свойства культурных продуктов не всегда совпадают с их художественными качествами.
Такие ситуации не вписываются в систему рыночных отношений и требуют экономической поддержки со стороны государства, поскольку государство заинтересовано (должно быть заинтересовано) в формировании новых культурных потребностей населения. Критерии результативности деятельности учреждений культуры как социокультурных институтов в контексте решения стратегических проблем культуры всего общества могут быть структурированы в виде задач и целей. А поскольку такие задачи и цели масштабны и продолжительны по времени, результативность социокультурной деятельности этих учреждений вряд ли возможно замерить итогами финансового года и профинансировать по результату работы, как это предлагают авторы реформы местного самоуправления.
Таким образом, производство продуктов культуры и услуг не поддается подсчету в килограммах, парах, штуках, а конечный результат - в прибыли, рублях и экономии, равно как культурный потенциал самого человека некорректно подсчитывать в количестве просмотренных кинофильмов и прочитанных книг.
Стоит задуматься и о том, существует ли конечный результат 31 декабря в жизненном цикле формирования человека? Скорее всего, этот процесс не имеет пределов в череде смены поколений.
Конечно, можно найти некие промежуточные интервалы подсчета результативности работы учреждений культуры в общей системе семейных, образовательных, социальных, фискальных, медицинских, воспитательных институтов, выполняющих государственные задачи сокращения преступности и правонарушений, борьбы с пьянством и наркоманией, сокращения разводов, увеличения рождаемости, социальной устойчивости, толерантности, межнационального согласия и т.д. Однако выявить и объективно оценить к концу финансового года ту лепту, которую вносят в решение этих проблем учреждения культуры, практически невозможно.
Социальный и экономический вклад культуры
Генерализация государственных задач и целей, в основе которых лежат перспективные, сложные, эволюционно решаемые проблемы, под силу решить консолидируемой государством системой социокультурных институтов, а не распыленной на поселенческие квартиры сетью учреждений, физическое существование которой определяется теперь безденежным главой поселения.
Между тем можно выделить несколько уровней роли (вклада) учреждений культуры и искусства в развитие современного общества, которые не ограничиваются проблемами отрасли21.
1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:
-
Сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона.
-
Культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.
2. Прямое социальное влияние:
-
Культура и искусство обеспечивают социально значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.
-
В элитарной, массовой культурах, андерграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.
3. Косвенное экономическое влияние:
-
Культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.
-
Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры.
-
Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования гражданского общества, способного к саморазвитию.
-
Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.
4. Косвенное социальное влияние:
-
Культура и искусство - коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений.
-
Культура и искусство обогащают социальную среду, пропитывая ее различными привлекательными событиями.
-
Они выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения.
-
Они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению деви-антного и асоциального поведения.
-
Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
-
Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе - с использованием современных технологий.
С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.
Перспективные проблемы развития культуры нуждаются в поддержке, защите государственных структур, как на местном, региональном, национально-территориальном, так и на общегосударственном уровне. В стране пока еще сохранилась сеть социально-культурных учреждений и организаций, работающих в интересах семьи, женщин, детей и молодежи, пенсионеров и инвалидов.
На конкретном примере работы, не учреждения культуры, а Комитета социальной защиты населения городского округа Химки Московской области рассмотрим структуру, формы и методы работы с населением и конкретным человеком, которые реализуются в аналогичной модели всеми муниципальными образованиями Российской Федерации. Работа этих учреждений и организаций построена на принципах гуманизма, сострадания, заботы и помощи человеку.
Вопросы социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, льготных категорий населения в этом Комитете социальной защиты обеспечивают:
-
отдел по делам инвалидов;
-
отдел по делам ветеранов;
-
Центр социального обслуживания на дому;
-
Центр социальной помощи "Забота" с филиалами в г.Сходня, п. Ново-Подрезково, на Левобережье;
-
Центр реабилитации инвалидов "Надежда";
-
Дом дневного пребывания для пенсионеров "Ивушка";
-
стационарный Центр граждан пожилого возраста и инвалидов "Дружба" г. Сходня.
Отделы и центры полностью укомплектованы кадрами, обеспечены компьютерной техникой в сетевом режиме.
Это позволило создать банк данных по всем направлениям работы с пенсионерами, инвалидами, льготными категориями населения.
Указанным категориям населения оказываются такие виды помощи, как:
-
Горячее питание.
-
Единовременная материальная помощь.
-
Материальная помощь в виде доплаты к пенсии одиноким неработающим пенсионерам и инвалидам.
-
Материальная помощь в виде доплаты к пенсии инвалидам, страдающим инсулинозависимой формой сахарного диабета.
-
Доплата за пользование телефоном одиноким пенсионерам без льгот в сумме 25 % от абонентской платы.
-
Бесплатная юридическая консультация пенсионерам и инвалидам.
-
Организация фотографирования на новый паспорт пенсионеров и инвалидов, не выходящих из дома.
-
Бесплатное обслуживание в парикмахерской пенсионеров и инвалидов.
-
Бытовые услуги одиноким пенсионерам и инвалидам (ремонт телевизоров, холодильников, стиральных машин, ремонт обуви).
-
Продуктовые наборы малообеспеченным пенсионерам и инвалидам.
-
Натуральная вещевая помощь.
-
Бесплатные банные дни для частного сектора (2 раза в месяц).
-
Направления на получение бесплатных очков.
-
Оформление в дома - интернаты.
-
Оказание срочной социальной помощи (вызов врача на дом, сопровождение в медицинские учреждения, определение в больницу, оформление инвалидности, субсидии, справок).
-
Обслуживание в Центре реабилитации инвалидов "Надежда", в том числе протезно-ортопедическая помощь: трости, костыли, ходунки, кресла-коляски, психологические консультации, протезирование.
-
Отдых в Доме дневного пребывания для пенсионеров "Ивушка".
-
Санаторно-курортное лечение.
В составе Комитета социальной защиты населения в интересах женщин, детей и молодежи работают несколько отделов и муниципальных центров социального обслуживания:
-
по делам женщин, семьи и детей;
-
по выплате детских пособий;
-
по работе с молодежью. Муниципальные учреждения:
-
Социальный приют для детей и подростков на 25 мест (дети от 4 до 14 лет);
-
Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями;
-
Центр психолого-педагогической помощи населению "Семья";
-
Центр экстренной психологической помощи "Телефон доверия";
-
Кризисный центр для женщин "Спасение";
-
Молодежный центр "Восход";
-
Информационно-деловой центр молодежи;
-
Центр обучающих и развивающих программ для детей, подростков и молодежи "Паруса друзей".
Отдел выплаты детских пособий осуществляет назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1089 от 28.08.97 г. "Об изменении порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка".
На учете состоит около 3600 малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми, из них на адресной поддержке, финансирование которой идет из средств районного бюджета, - 2529 семей.
В рамках адресной поддержки семей отдел оказывает следующие виды помощи:
-
начисление и выплата малообеспеченным семьям фиксированного пособия;
-
оказание экстренной материальной помощи в сложных жизненных ситуациях;
-
приобретение и выдача натуральной помощи (вещевой, продуктовой, предметов первой необходимости) для остронуждающихся семей с детьми.
Одним из видов социальной поддержки является проведение "Семейных клубов" для различных категорий семей при содействии Центра психолого-педагогической помощи населению "Семья" и молодежного центра "Восход".
Традиционными стали мероприятия и акции в Международный женский день (8 Марта), День семьи (15 мая), День защиты детей (1 июня), День Матери (29 ноября), новогодние праздники. Специалисты отдела работают с организациями (судом, прокуратурой, районным узлом связи, районным радио и телевидением, Центром занятости и др.) по различным вопросам, касающимся помощи, защиты прав и интересов женщин, семьи и детей.
Одним из направлений работы является организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков. Отдел взаимодействует с организациями и учреждениями района и области, оказывающими благотворительную помощь: ЗАО "Белмит", "Анзаст", ОАО "Глория Джине", Дмитровской фабрикой детской одежды, Зарайской обувной фабрикой и другими заинтересованными общественными организациями.
По итогам работы ежегодно выпускается "Социальный паспорт статистических данных отделов и социальных учреждений, работающих в интересах семьи, детей и молодежи". Основные направления деятельности Комитета:
1. Развитие гражданственности, патриотизма, нравственное становление молодежи. Для этого в районе ежегодно проводится конкурс патриотической песни. Победители конкурса направляются на областные и международные конкурсы, занимают там призовые места.
Дипломами и ценными подарками отмечены победители смотра-конкурса музеев боевой славы и кабинетов гражданского и патриотического воспитания. С целью возрождения духовных традиций православия, решая проблемы молодежи, Комитет взаимодействует с Русской Православной Церковью, сотрудничает с Храмом Св. Апостолов Петра и Павла. Военно-патриотический клуб "Подмосковье" неоднократно направлялся на областные мероприятия (молодежный форум, лагерь молодежного актива, семинары). Принимал участие в митингах, посвященных памятным и юбилейным датам. В молодежном Центре "Восход" проведен "круглый стол" "Встреча молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны", организована акция "Молодежь в гостях у ветеранов".
2. В целях профилактики наркомании и правонарушений в районе проводятся: акции "Неделя борьбы с наркоманией", молодежный марафон "Нет наркотикам в новом тысячелетии", акция "Лето без наркотиков", День отказа от курения (спектакль "Дело - табак"), тематические дискотеки в МЦ "Восход", распространяются листовки антинаркотического содержания.
В Центре "Семья" для специалистов по работе с молодежью проводятся семинары "Волонтерское движение - движение молодых", литературно-музыкальные композиции "Полезные привычки" для родителей и учащихся школ. Работает "Университет для родителей". Информационно-деловым Центром молодежи созданы 4 видеоролика по социальной тематике.
3. Решая проблемы занятости в сфере труда, образования, профессионального самоопределения молодежи, Комитетом проводятся: конкурсы бизнес-проектов среди молодежи "Любимый город", две ярмарки вакансий для молодежи.
Комитет принимает участие в мероприятиях "Праздника труда" в Московской области, проведен районный фотоконкурс "Трудовая слава Химкинского района", совместно с Управлением по образованию проведен районный конкурс на лучшее сочинение среди школьников "Моя будущая профессия". В летний период организована работа трудовых бригад в молодежном Центре "Восход" и в информационно-деловом центре молодежи.
Отделом по работе с молодежью был возрожден конкурс профессионального мастерства по рабочим специальностям "Токарь", "Электрорадиомонтажник", в котором участвовали молодые рабочие промышленных предприятий и учащиеся.
4. Комитет оказывает социальную поддержку молодым талантам. Развиваются и поддерживаются молодежные игровые шоу-программы: игра "Любовь с первого взгляда", конкурсы "Мистер Химки" и "Мисс Химчанка". В МЦ "Восход" работает молодежный театр "Хорошо!", который на протяжении нескольких лет является победителем областных конкурсов.
С целью поддержки молодых художников постоянно проходят выставки изобразительного искусства. С 2006 года проходит районный конкурс "Молодой журналист года". Большое внимание комитет уделяет эстетическому воспитанию, интеллектуальному и физическому развитию молодежи. Работает Клуб веселых и находчивых "КВН и в шутку, и всерьез", объединивший студенческую молодежь района. Районные сборные КВН "Атас" и "Свои люди" получили возможность принять участие в областных играх КВН и играх центральной лиги КВН "Олимп".
Команда знатоков лицея № 11 приняла участие в 7 турах I чемпионата Московской области по игре "Что? Где? Когда? ". Отдел участвует в организации международного турнира по баскетболу "Оранжевый мяч".
5. В поле зрения Комитета находятся и молодые семьи. Ежегодно в районе проходит конкурс молодых семей "В лабиринтах семейного счастья". Победители участвуют в областном конкурсе молодых семей "Семь+Я". В районе действуют три Клуба молодых семей: в МЦ "Восход", в Центре "Семья" и студенческом клубе МГУКИ.
Для достижения наиболее эффективных результатов работы отдел молодежи координирует и направляет работу молодежных центров, а также сотрудничает с такими ведомствами и учреждениями, как: Комитет по делам молодежи Московской области, управление по образованию, центр занятости, военкомат, комитет солдатских матерей, комиссия по делам несовершеннолетних, спорткомитет.
В районе создана сеть муниципальных учреждений системы социального обслуживания населения:
-
Социальный приют временного содержания для детей и подростков, в котором созданы хорошие условия для индивидуальной социальной, психолого-педагогической и медицинской реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.
-
Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями является опорно-экспериментальным учреждением для аналогичных центров Московской области. Здесь ведется профилактика детской инвалидности, оказывается психолого-педагогическая и реабилитационная поддержка детям и их родителям.
-
Кризисный центр для женщин "Спасение" оказывает помощь женщинам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, в том числе связанную с насилием. Центр имеет дневное и стационарное отделения.
-
Центр психолого-педагогической помощи населению "Семья" проводит психолого-педагогические и юридические консультации для семей и детей, просветительскую деятельность по профилактике наркомании и токсикомании, тематические программы по привитию полезных навыков, социологические исследования, тренинги, групповые и индивидуальные консультации.
-
Центр экстренной психологической помощи "Телефон доверия" как круглосуточно действующая, бесплатная, анонимная, наиболее доступная и эффективная форма психологической помощи населению по телефону.
Клиенты, попавшие в кризисную ситуацию, получают квалифицированную помощь психологов центра по снятию психологического напряжения, психокоррекционную поддержку.
Клиентами "Телефона доверия" являются абоненты всех возрастных категорий, наиболее часто поступают звонки от населения в возрасте от 18 до 60 лет. Обращения идут по проблемам семейным, социальным, личностным, медицинским, а также по вопросам суицида и наркомании.
6. Цель создания молодежного Центра "Восход" - поддержка и развитие основных форм досуговой деятельности, расширение возможностей и создание условий для проявления способностей и талантов подростков и молодежи, развитие и поддержка различных форм духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального развития молодежи. Основные направления работы Центра:
-
выявление и поддержка талантливой молодежи;
-
развитие досуговой деятельности;
-
поддержка молодежных и детских объединений. Основные формы работы:
-
кружковая деятельность;
-
развлекательные шоу-программы;
-
дискотеки.
В центре работают 28 объединений дополнительного образования (кружки, студии, клубы):
-
студия современного танца - 2 коллектива;
-
студия современного бального танца - 2 коллектива;
-
хореографическая студия - 4 коллектива;
-
вокальная студия - 3 коллектива;
-
гитара - 2 коллектива;
-
аккордеон - 2 коллектива;
-
музыкальная студия - 1 коллектив;
-
киборд (синтезатор) - 2 коллектива;
-
театральный кружок - 2 коллектива;
-
прикладного творчества - 7 коллективов;
-
хор - 1 коллектив.
7. Информационно-деловой центр молодежи видит свою задачу в профессиональной ориентации, трудоустройстве, обеспечении молодежи района информационной продукцией (брошюры, листовки) по профориентации, трудоустройству, организации досуга.
В центре действуют следующие отделы:
-
информационно-аналитический;
-
профориентационный;
-
отдел сбора и выпуска информации. Основные направления деятельности:
-
профориентационное консультирование;
-
содействие трудоустройству молодежи (постоянное, временное,
сезонное);
-
информационно-издательская деятельность (выпуск справочников, буклетов, социальных видеороликов);
-
поддержка творческих молодежных объединений (клуба "Молодая семья", районной команды КВН "Республика ШКИД" и др.).
В Центре реализуется профориентационная программа "Выбери профессию", в рамках которой проводятся занятия с учащимися школ, социологические исследования (анкетирования).
Контрольные вопросы и задания
-
Охарактеризуйте ассортимент продуктов социокультурной деятельности.
-
Дифференцируйте продукты, относящиеся к тем или иным типам учреждений культуры.
-
В чем заключаются временные циклы жизни продуктов культуры?
-
Материальные продукты культуры и искусства.
-
Духовные продукты культуры.
-
Услуги социокультурных учреждений.
-
В чем заключается значение доверия потребителя к услугам?
-
Специфика процесса потребления услуг.
-
Почему нельзя накапливать впрок услуги учреждений культуры?
-
Почему услуги культуры не являются осязаемыми?
-
Каков характер внутрихозяйственных отношений в производстве продуктов культуры?
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление