§ 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
Некогда непререкаемый авторитет отделов и департаментов Министерства культуры, областных комитетов по культуре для районных органов и учреждений культуры сегодня значительно утрачен, реальная модель управления уже формируется не по принципу "накачки" руководством своих подчиненных, а на основе делового обсуждения и принятия решений с участием коллег по работе, что способствует повышению авторитета принимаемых решений.
Стереотипы административно-командных отношений в системе управления социокультурной деятельностью, которые якобы в рыночных условиях изжиты, продолжают существовать не только на бумаге, в нормативных документах, они живы в реальном общении людей и продолжают воспроизводиться. Этот принцип управления неосознанно бытует на всех уровнях, а не только в отношениях верхних и нижних звеньев управления.
Однако принципы, заложенные в основу организации социокультурной сферы в форме модели "центр - периферия", новой либерально-рыночной государственностью подорваны, они не отвечают реальным интересам людей.
Муниципальный уровень управления
Реализация Федерального закона от 06.10.03. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выявила больше всего проблем и нерешенных вопросов на муниципальном уровне. В соответствии с этим законом на всей территории страны уже осуществлены структурные преобразования территориальных органов власти:
-
районы, в которых преобладают поселения городского и поселкового типа, преобразованы в городские округа;
-
районы, в которых преобладают поселения сельского типа, преобразованы в муниципальные районы.
На основе городских округов и муниципальных районов устанавливаются два типа муниципальных образований - сельские и городские поселения.
Для городского округа и его поселений вопросы культуры и ответственность за их реализацию в законе отражены следующими положениями:
-
создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселений услугами организаций культуры;
-
сохранение объектов культурного наследия, расположенных в границах поселений;
-
создание условий для массового отдыха жителей поселений и обустройство мест массового отдыха населения.
Включив в закон такие положения, как "создание условий для организации досуга", "обеспечение жителей услугами организаций культуры", законодатель, вероятно, предусматривает и возможность сохранения и содержания сети соответствующих организаций культуры, закупки услуг внешних культурных центров: организовывать гастроли театров, профессиональных артистов, проводить выставки и т.д.
Однако для муниципального района и его поселений закон определяет полномочия и ответственность совсем другого свойства, которые ущемляют права и потребности сельского населения и не пред полагают сохранение сети клубных учреждений, поддержание материальной базы и т.д.:
-
организации библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора);
-
организации предоставления дополнительного образования на территории муниципального района;
-
формирования и содержания муниципального архива.
Если учесть, что на уровне органов федеральной власти усиленно обсуждается вопрос о передаче муниципальных учреждений дополнительного образования в ведение органов управления образованием, можно ожидать, что культура будет лишена и этой важнейшей базы художественного и эстетического воспитания и образования детей и подростков.
Не умоляя важности архивного дела, отметим, что архивная работа исторически в России мало соотносилась с культурной деятельностью.
Тем более что материальная база архивов ничем не напоминает учреждение культуры, и не может, и не должна восполнять, например, культурно-досуговую или социально-культурную деятельность людей.
Таким образом, в ведении сельских муниципальных поселений, за исключением библиотек, практически не останется учреждений культуры, а, следовательно, должны будут упраздняться и органы управления культурой муниципальных районов.
Между тем, четвертая часть населения страны (35 млн. чел.) проживает в сельской местности и сомнительно, что коммерческие структуры, всевозможные антрепризы, частные некоммерческие организации, появившиеся в крупных городах, будут повсеместно на селе заниматься созданием условий для досуга, для развития и сохранения народного творчества сельских жителей.
А желание работников культуры сохранить сеть своих учреждений основано не только и не столько на инстинкте самосохранения, а на понимании того, что они являются основными организаторами услуг культуры, хотя и не исключается необходимость ее упорядочивания.
Ответная реакция отдельных членов Правительства РФ на доклад министра культуры и массовых коммуникаций в декабре 2004 г. и сентябре 2005 г. показала, что некоторые влиятельные представители федеральной власти еще недооценивают консолидирующей миссии культуры, в чем есть и вина профессионального культурного сообщества, которое пока не стало проводником социальных перемен и не смогло доказать свою значимость.
Тем не менее, впадать в пессимизм не стоит. Федеральной властью 20.10.05 принят Закон № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (после принятия Закона о местном самоуправлении).
"Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры.
К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;
содержание музеев;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;
создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;
содержание музеев;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; создание условий для организации досуга и обеспечение жителей городского округа услугами организаций культуры.
Таким образом, законодательные акты о местном самоуправлении предполагают полную организационную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, которые обязаны обеспечить население услугами организаций культуры, в том числе услугами досуга в объеме имеющихся полномочий и возможностей.
Однако перераспределение имущественных и финансовых обязательств по вопросам культуры и досуга и передача их на уровень поселенческих бюджетов таят в себе опасность, что власть не местах сможет взять на себя только расходы, покрываемые собственными ресурсами.
Между тем, само понятие "организация культуры" - это структура, созданная учредителем для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления.
Традиционно услуги досуга и массового отдыха населения на муниципальном уровне предоставляются сетевыми структурами библиотек, музеев, учреждений дополнительного образования, кинотеатрами, учреждениями культуры клубного типа (последние составляют 41% в структуре организаций культуры муниципальной сети).
Таким образом, передача материальной базы учреждений культуры с уровня муниципального района на уровень поселения, как того требует закон о местном самоуправлении, может повлечь за собой обрушение сельской сети учреждений культуры.
Выйти из этого положения могут помочь средства, предусмотренные в фондах межбюджетного финансирования. Расходы на содержание сети учреждений культуры муниципального района могут быть предусмотрены в виде:
-
финансовой помощи муниципальному району и поселению из областного бюджета, а также из фондов межбюджетного выравнивания, предусмотренных в рамках бюджета субъекта Федерации и муниципального района;
-
финансовой помощи области или муниципального района на покрытие некоторых расходов культурной деятельности совместного
ведения.
Это означает, что финансовые средства, материальные и другие ресурсы могут быть консолидированы в межмуниципальных объединениях, для решения вопросов культуры на местах, что открывает дополнительные каналы финансирования учреждений культуры поселении и муниципальных районов.
Каждый субъект Федерации, муниципальный район, городской округ способен найти и сформировать собственную эффективную модель самоуправления.
Одну из таких моделей оптимальной организации сети учреждений культуры муниципальных образований культуры (в соответствии с Законом №131-фз) мы представляем в виде схемы управления и финансирования организаций культуры муниципального района (схема 2).
Новый статус органов и учреждений культуры
Социокультурная деятельность в своем развитии вступила в этап смены основных парадигм, принципов деятельности и управления, в этап расширения горизонта организационных и финансовых отношений органов управления и учреждений культуры с населением, организациями, учреждениями и предприятиями на местах.
Отделы культуры, учреждения культуры вес больше обретают новый статус, становясь центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя вокруг себя как учреждения культуры разных ведомств, так и социальные институты, общественность, на основе договорных партнерских отношений, конструктивного диалога, новых деловых связей. Органы и учреждения культуры все дальше отходят в своей деятельности от узкоотраслевых принципов и рамок.
Динамичность общественного развития, социальных и культурных процессов ставит социокультурные институты в ситуацию быстрого реагирования на ситуации, в которых возникает потребность формирования временных коллективов, необходимых для выполнения тех или иных социокультурных программ и проектов, способных быстро реализовать сложные социокультурные технологии.
Но, определяя приоритеты в развитии социокультурной сферы, а особенно модель системы управления, следует внимательно отнестись к накопленному опыту разработки и реализации организационно-управленческих технологий.
При формировании современной модели управления следует учитывать как минимум три важнейших фактора:
- реорганизация системы управления социокультурной деятельностью и разработка инновационной модели управления будет эффективной при условии соответствия их глубины социально-экономическим реформам и рыночным отношениям, правовой и финансовой самостоятельности всех субъектов деятельности, демократическим свободам, творческой независимости личности;
- соответствие модели управления реальным условиям и сложившейся ситуации в социокультурной сфере (социокультурное своеобразие региона, уровень развитости культурного потен-циа ча населения, уровень готовности субъектов культуры реали-зац ш новаций, ресурсный потенциал, кадровая обеспеченность и т.е.);
- осознание работниками социокультурной сферы всех уровней объективно сформировавшейся парадигмы - модель управления социокультурной деятельностью разрабатывается не верхними звеньями управления, а нижними с участием тех субъектов, чьи интересы затрагивают управленческие преобразования.
Важнейшим звеном инновационной (оптимальной) модели управления являются субъекты культурной деятельности. В отличие от участников культурной деятельности субъекты культурной деятельности - физические лица и организации, которые обладают собственными, а не предписанными сверху целями деятельности, которые самостоятельно определяют средства и методы, регламентируют условия по ее достижению и тем самым влияют на позитивное изменение социокультурной ситуации.
Субъектами социокультурной деятельности выступают лица, проживающие в регионе, способные своей инициативой и самостоятельностью объединить вокруг себя людей и направить их усилия на решение конкретных программ сохранения исторической и культурной среды, памятников истории и культуры, работы с детьми и подростками в жилом секторе, экологии культуры и других акций и проектов социально-культурного значения.
Субъект деятельности как субъект управления
Наиболее продвинутая часть субъектов культурной деятельности способна выступать в более сложном статусе - как субъекты культурной политики. Если субъект культурной деятельности ставит перед собой цель реализации своей собственной деятельности в индивидуальной или коллективной форме, то предметом интереса субъекта культурной политики является деятельность других субъектов социокультурной сферы и взаимодействие с ними, а также решение крупных задач в развитии культуры и инициирование законодательных инициатив в области государственной культурной политики.
Таким образом, управление социокультурной сферой представляет собой деятельность одних людей по управлению деятельностью других людей, о чем говорилось в предыдущих параграфах.
Такая модель управления в социокультурной сфере характеризует принципиально новое качество управления, которое свойственно только данной сфере.
Социокультурная сфера в регионах сегодня нуждается в создании надежной базы для реализации механизмов саморазвития и утверждения такой управленческой модели, которая обеспечивала бы существенные изменения соотношения государственной и местной (как муниципальной, так и негосударственной) инициативы при решении актуальных региональных проблем.
Изменения такого рода говорят о существенном расширении состава активных и самостоятельных субъектов культурной деятельности и культурной политики, к которым можно отнести руководителей творческих союзов и ассоциаций, общественных фондов и самодеятельных объединений, религиозные и национально-культурные общества, физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере культуры.
Широкий круг субъектов культурной деятельности и субъектов культурной политики позволяет максимально расширить возможности социокультурного самоопределения личности, гибко учитывать культурные запросы и предпочтения населения, проектировать такие виды и формы деятельности, в которых смогут активно проявлять себя сами субъекты.
Важнейшим принципом управленческой модели является реалистичность выдвигаемых целей. Само существование и развитие управленческой модели, ее характер и эффективность взаимосвязаны с числом субъектов, их инициативностью, готовностью к активной деятельности. Дефицит или отсутствие таких субъектов ставит под вопрос реальность и целесообразность создания новых структур деятельности и управления.
Определение их статуса и функций должно соответствовать реально программируемым видам и формам социокультурной деятельности, организаторскому и творческому потенциалу их инициаторов и исполнителей, характеру межсубъектных отношений.
Типология ситуаций в социокультурной сфере
Реалистичность выдвигаемых целей и задач во многом обусловлена ситуациями, складывающимися в каждом отдельном регионе, на каждой территории. Современная территориальная организация российской культуры исторически складывалась под воздействием целого ряда факторов природно-географического, хозяйственного, этнокультурного порядка, что само по себе не могло не сказаться на многоуровневой иерархии самих территориальных образований.
В процессе сложного взаимодействия, прежде всего, этно- и культурогенеза в рамках многополюсной этнокультурной реальности сформировались территориальные структуры цивилизованного, а также этнического уровня. В процессе их взаимодействия с учетом неравнозначности культур разных этносов объективно сложилась достаточно устойчивая дифференциация территорий по культурному признаку и потенциалу.
Существование количественных и качественных культурных различий между территориальными образованиями представляет собой объективную реальность, ситуацию, с которой следует считаться при разработке и реализации моделей управления.
Особую значимость для управления приобретает информация о социокультурном потенциале (ситуации) территории как комплексном показателе исторически сложившихся и обусловленных современной жизнью условий в регионе и возможностей его социокультурного развития.
Сравнение уровней социально-культурного потенциала, воспроизводящего определенного типа ситуацию, позволяет определить регионы относительного культурного отставания и, следовательно, требующие повышенного внимания соответствующих управленческих органов, выработки системы мер по выравниванию ситуации в социокультурной сфере.
Модели систем управления, таким образом, должны соответствовать реально существующим и формирующимся видам и формам деятельности и, что не менее важно, возможным типам ситуаций, сложившимся в социокультурной сфере каждой территории. Индексирование социально-культурного потенциала территории связано с целым комплексом организационно-управленческих решений.
Количественная и качественная стороны интенсивности культурной жизни территории, деятельность организаций и учреждений социокультурной сферы зависят от материальной базы сети учреждений культуры и ее рационального размещения в регионе, кадрового обеспечения, социокультурной мобильности населения, количества субъектов культурной деятельности и культурной политики.
Типология ситуаций, обусловленных срциокультурным потенциалом в регионе, условно может быть представлена в четырех вариантах, и каждому из них предопределяется соответствующая модель управления.
Вариант первый. В районе, городе сеть учреждений культуры разрежена, их деятельность инертна, население пассивно, координация деятельности социокультурных организаций и учреждений отсутствует, общественность не консолидирована, мало людей, готовых и способных выступить в качестве деятельного субъекта культурной политики.
Такая ситуация в настоящее время является типичной для многих территорий страны, особенно сельских отдаленных районов и малых городов и является следствием диспропорциональной политики в социокультурном развитии регионов. В этой ситуации исключительно важно определиться в приоритетах социокультурного управления, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.
Прежде всего, необходима концентрация имеющихся у государства и регионов ресурсов на "болевых" точках и, прежде всего, укрепление или создание единого координирующего Центра культуры (отдела, комитета по культуре, либо новой структуры в виде центра культуры и досуга), работающего на договорных условиях.
Договорной принцип дает возможность определить права и обязанности, условия деятельности каждого субъекта в составе Центра. Он позволяет обеспечить гибкость и мобильность структуры Центра, которые можно быстро трансформировать в соответствии с меняющимися условиями, и в то же время взаимная корректировка прав и обязанностей при перезаключении договоров создает благоприятные условия в работе каждого подразделения, реализации его интересов в контексте с общими целями Центра.
Условия формирования Центра определяются потенциалом экономической, хозяйственной, социально-культурной деятельности. Одни учреждения культуры включаются как структурные подразделения; другие - на правах частичной хозяйственной самостоятельности; третьи - как самостоятельные хозяйственно-экономические субъекты, имеющие собственный расчетный счет в банке, наделенные правами юридических субъектов. В такую структуру управления включаются учреждения культуры других ведомств, общественные, коммерческие, профессиональные и любительские организации и формирования.
В процессе активизации культурной жизни района, города появятся более деятельные субъекты, которые будут работать на договорной основе, на добровольных началах, либо как самостоятельные субъекты. Руководство Центром культуры в лице Совета по культуре или директора Центра будет обладать правом:
-
рассматривать и утверждать перспективные, приоритетные направления работы Центра, реализуемые им социокультурные программы;
-
анализировать итоги деятельности подразделений и всего Центра, вносить коррективы, давать оценки работы кадров, вносить изменения в расстановку специалистов и направления деятельности;
-
обеспечивать контроль за качеством выполнения социально-творческих заказов, программ, регулировать баланс платных и бесплатных услуг населению.
Активизация деятельности учреждений культуры, общественности, творческой интеллигенции, деятелей культуры приведет к формированию и укреплению потенциальных субъектов культурной деятельности, и кроме самих управленцев в регионе появятся лидеры, которые будут способны выступать в роли субъектов культурной политики.
Второй вариант обусловлен низкой активностью деятельности достаточно разветвленной сети учреждений культуры в регионе, пассивном проявлении субъектов культурной деятельности, за исключением самих управленцев, достаточно емком и "дремлющим" потенциале субъектов культурной политики.
Данная ситуация предполагает осуществление управленческих решений, направленных на выявление и использование всего совокупного ресурсного потенциала территории и развитие тех видов деятельности, которые могут быть инициированы и совместно осуществлены имеющимися субъектами.
Однако малочисленность субъектов культурной политики обуславливает необходимость объединения ресурсов культурной деятельности на основе конструктивного взаимодействия субъектов культурной деятельности и как бы "дремлющих" субъектов культурной политики.
Это позволит развить партнерские отношения и пробудить их активность, и, следовательно, развить культурные процессы и сформировать адекватную организационную структуру управления.
Таким образом, второй вариант ситуации в регионе может быть индексирован и улучшен на основе:
-
формирования оптимальной социокультурной ситуации за счет имеющихся неиспользованных внутренних возможностей и резервов;
-
реализации культурных программ, которые соответствуют реальным возможностям социально-культурного потенциала региона и имеют потенциальный запас модификации и расширения видов и форм деятельности по мере возрастания творческих ресурсов субъектов культурной деятельности и политики;
-
расширения материальных и финансовых ресурсов социокультурной сферы (привлечения спонсорских, меценатских, коммерческих поступлений), перераспределения государственных субсидий в сферу приоритетных направлений деятельности;
-
создания инициативных творческих групп (возможно временных) по разработке целевых, актуальных для региона социокультурных программ, в состав которых могут войти субъекты культурной деятельности как инициаторы; представители организаций, объединений, отдельных групп людей как исполнители и участники; представители организаций, имеющих ресурсы и проявляющие коммерческий и культурологический интерес к социокультурным программам.
Вариант модели управления социокультурной деятельностью в данном случае представлен как самостоятельный, единый творческо-производственный комплекс, обладающий ресурсными возможностями для самостоятельного влияния на позитивное развитие социокультурной сферы в регионе.
Третий типичный вариант представлен ситуацией, когда в регионе есть реальные и потенциальные субъекты культурной деятельности и, кроме управленцев, имеются субъекты, которые могут (потенциально) выступать в роли субъектов культурной политики.
В данной ситуации находятся те регионы, в которых среди творческой общественности, в рядах руководителей учреждений культуры, рядовых работников и просто граждан выделяются активные, ориентированные на развитие социокультурной сферы лица.
Такие люди способны привнести инновации, новые идеи и замыслы, адекватные запросам и потребностям населения, готовы взяться за объединение усилий разрозненных субъектов культурной деятельности и политики, но не обладающие организационно-управленческими навыками, не имеющие необходимых ресурсных возможностей.
В данной ситуации органы управления могут не предпринимать каких-либо усилий по изменению собственной структуры управления. Их деятельность сосредотачивается на укреплении финансово-хозяйственной базы, расширении коммерческих видов деятельности, интенсификации связей с предприятиями и организациями региона.
Они обеспечивают информационные, рекламные акции, посреднические услуги, прокат платных концертов, проведение праздничных культурных программ, привлечение спонсорских и меценатских средств и др.
Приоритетное развитие этих видов деятельности позволит произвести ремонтные и строительные работы на объектах культуры, оснастить оборудованием, современными техническими, электронными, аудио- и видеосредствами, что даст возможность быстро вывести социокультурную сферу и все ее субъекты в состояние высокой активности.
Нет сомнения в том, что палитра типовых ситуаций в регионах значительно богаче и разнообразнее предложенных вариантов. Но в каждом отдельном случае нужен творческий индивидуальный анализ ситуации и разработка особой, применимой к конкретному региону, модели управления. Решать такие проблемы может только новый тип управленца-менеджера, с инновационным мышлением, профессионально владеющий теорией, технологией менеджмента социально-культурной деятельности.
Новые модели управления социокультурной сферой, как отмечалось ранее, призваны обеспечить условия для взаимодействия субъектов культуры в регионе. Формирование новых моделей управления не может осуществляться старым административным способом. Они должны опираться, прежде всего, на интересы и активное участие самих субъектов социокультурной деятельности. Основные концептуальные положения создания новых моделей управления можно представить в виде:
- административно-управленческих конструкций, создаваемых на уровне местных администраций в пределах их компетентности.
Сюда же включаются финансирование и функционирование учреждений культуры, территории, разработка и реализация целевых культурных программ, делегирование функций управления на альтернативе - комитет по культуре, Центр культуры, Совет по культуре - компетенция самого региона;
-
соответствия организационно-управленческой модели управления реально осуществимым видам и формам социокультурной деятельности;
-
гибкой управленческой модели, способной к трансформациям, вслед за изменениями социокультурной ситуации и социально-экономических условий.
На основе этого можно сделать вывод, что содержание, интенсивность и характер социокультурных процессов в каждом отдельно взятом регионе предопределяют такую модель и формы управления, которые соответствуют реально существующей в данный момент ситуации, но в то же время формируют управленческую ситуацию, "провоцирующую" развитие социокультурных процессов более высокого уровня.
Другими словами, модель и формы управления должны отвечать реальной социокультурной обстановке региона и одновременно находиться в плоскости общих тенденций децентрализации, либерализации экономических отношений, демократизации и свободы во взаимодействии участников социокультурной деятельности.
Естественно, что предложенные схемы по моделированию системы управления не могут считаться окончательными, единственными и неизменными.
Поиски оптимальных систем управления представляются в виде сложного, диалектичного и не прекращающегося процесса, как и сама социокультурная деятельность, с ее постоянным движением культурных процессов.
Как любая сложная деятельность, социокультурное управление не может быть сведено к набору штампов и схем, но определенная закономерность, последовательность действий, способы их осуществления помогут выявить определенные варианты организационно-управленческих моделей в конкретных условиях социокультурной деятельности.
Контрольные вопросы и задания
-
В чем проявляются новые принципы управления социокультурной деятельностью в регионах.
-
Перечислите факторы, способствующие формированию инновационной модели управления.
-
В чем заключается новый статус органов и учреждений культуры?
-
Объясните суть трансформации субъекта культурной деятельности в субъект культурной политики.
-
В чем заключается принцип реалистичности выдвигаемых целей?
-
Раскройте типичные ситуации в культурном развитии территорий, обусловленные развитостью социокультурного потенциала регионов.
-
Предложите модели управления социокультурной деятельностью, адекватные социокультурным условиям.
-
Начертите структурную модель сети муниципальных учреждений культуры.
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление