§ 4. Способы привлечения внебюджетных средств
Внешние факторы признания и поддержки культуры всегда тесно переплетаются с внутренними мотивами: формированием своего имиджа, рекламой, налоговыми льготами, улучшением благополучия потенциальных клиентов, и, конечно же, чисто человеческими - желанием помочь культуре, собственной гордостью за возможность поделиться, гражданским долгом, социальной ответственностью и др.
Вопрос о том, как и где искать спонсоров, сегодня не имеет однозначного ответа. Во многом он может быть решен за счет использования электронной базы данных, которая систематически пополняется и уточняется, в которой насчитывается уже несколько десятков тысяч "клиентов". Это и есть потенциальная база, откуда можно черпать кандидатов в спонсоры. Таким образом, поиски доноров можно осуществлять достаточно цивилизованно, что устраняет неудобства положения и просителей, и кандидатов в доноры. Тем не менее, предложения о сотрудничестве, отказ или согласие - все это следует делать тактично, согласно установленному протоколу с выражением благодарности и всяческих пожеланий.
Успешность фандрайзинговых действий в значительной мере зависит от установления и поддержания личных контактов. Но следует иметь в виду, что иногда может потребоваться два-три года постоянных обращений к одному и тому же донору, пока, наконец, не будет получен положительный ответ. И тогда состоявшиеся спонсоры становятся близкими к учреждению культуры людьми и даже его друзьями. Включившись в тот или иной проект, они закрепляются надолго.
Создается целая группа друзей, которые помогают финансами, консалтингом, информационно. В этом деле следует проявлять особую деликатность в отношениях. Не всегда можно напрямую просить денег - нужно лишь сообщить о том, что есть возможность оказать финансовую поддержку учреждению культуры по конкретному вопросу и предложить сделать заявку на спонсорское участие.
Такой способ коммуникации позволяет богатым людям свободно сделать заявление об участии либо сообщить с благодарностью о других своих проектах. Более высокий уровень взаимодействия наступает тогда, когда уже подписаны договора о выполнении спонсорских или благотворительных обязательств.
Все это близко соприкасается с американской технологией фанд-райзинга. Американцы давно выработали привлекательную систему льгот и поощрений вкладчикам, будь то коммерческие структуры, фонды или частные лица. Поощряемая филантропия свободного американского рынка превратила постоянную проблему поиска субсидий или денежных средств в фандрайзинг - отдельную профессиональную управленческую область, в которой появились специалисты, умеющие пополнять бюджет организаций, без которых сегодня немыслима управленческая структура.
Отечественный опыт показывает, что и у нас появились технологии спонсирования учреждений культуры и искусства. Для того чтобы это ощутить реально, достаточно посетить любой столичный театр и прочесть "золотые" таблички, рассказывающие о спонсорах данного учреждения. Но более всего распространена другая технология фанд-райзинга, когда под каждый проект разрабатывается спонсорский или донорский пакет. В этом случае нет спонсора для всего учреждения культуры, нет фандрайзинга на объект, а есть фандрайзинг только на проект. Эффективным механизмом определения фандрайзингового потенциала такого проекта является заранее выявленный уровень возможностей спонсора.
Для этого менеджер культуры должен изучить каждого потенциального донора, знать все о его продукции, репутации, заработках и т.д., поскольку доходы донора существенно влияют на стратегию вложения средств в культурный проект. Такая информированность в большей степени обеспечивает возможность вступить в партнерство. Не менее важно, чтобы творческие планы и предполагаемые расходы по их осуществлению определялись заранее.
Как показывает практика, такие расходы за счет доноров необходимо предусмотреть не менее чем за полгода до составления спонсором своей годовой сметы расходов, с тем, чтобы планируемые отчисления на благотворительные цели были включены в этот документ.
Самоидентификация социокулыпурного учреждения
Не следует забывать и о том, что бизнес сегодня вкладывает средства в культуру и искусство не только по альтруистическим мотивам.
Он ищет выгоду во всем, но в данном случае, не в виде прямой материальной отдачи, а через будущий успех, который с помощью культуры обеспечивается высоким публичным статусом в обществе, что непременно сказывается и на прямых экономических прибылях. Культура и искусство рассматриваются бизнесом как некая благоприятная аура, способствующая позитивному отношению к фирме среди ее постоянных и потенциальных клиентов.
Поддерживая искусство и культуру, бизнес вносит элемент духовности в свою деятельность, тем самым, повышая свой имидж. Недостаток средств в учреждениях культуры - проблема постоянная и мировая, и нельзя думать, что она существует только в России. Нехватка денег в культуре - проблема, конечно, серьезная, она влияет на качество и масштабы работы, моральное состояние коллектива, уровень зарплаты, техническое оснащение учреждений культуры и на многое другое, но все же она не является решающей, главенствующей, она не может парализовать окончательно деятельность учреждений культуры. Их спасают бюджетные деньги.
Стремление получить дополнительные деньги от спонсоров - это не основная деятельность учреждений культуры, это - средство работать лучше, здесь деньги не являются самоцелью и смыслом жизни, как принято считать сегодня в обществе, они лишь дают хороший дополнительный импульс развитию культуры.
И, в связи с этим, аккумулирование дополнительных финансовых средств на развитие социокультурной сферы является важным направлением в работе каждого учреждения культуры.
Проблема учреждений культуры состоит не столько в отсутствии возможностей получить спонсорские деньги, сколько в неумении использовать эти возможности, отсутствии практического опыта фандрайзинга, т.е. привлечения средств.
Поэтому, прежде чем обратиться к возможным инвесторам, следует понять и дать четкое определение того, чего необходимо достигнуть в своей деятельности.
Другими словами, определить миссию организации, фокус ее деятельности, аудиторию, к которой обращена эта деятельность, направления дальнейшего развития. Это очень важный шаг, потому что кажущееся очевидным не всегда столь же очевидно для возможных партнеров и инвесторов.
Не менее важно и четко определить уже имеющиеся ресурсы -при очевидной нехватке финансов учреждения культуры тем не менее располагают уникальным "человеческим" ресурсом с его бесценным творческим потенциалом, кроме того - помещением, оборудованием, инструментами, связями, рекламными возможностями, бюджетным финансированием, формами работы, методиками, наукой и еще многим другим.
Методы определения донора
Четкая самоидентификация, осознание всех своих слабых и сильных сторон является основой любых деловых отношений; только после этого можно рассчитывать на успех фандрайзинговой кампании.
Необходимо отметить, что невозможно раз и навсегда выработать и использовать стандартную, эффективно и безотказно работающую схему фандрайзинга. Такой схемы на самом деле не существует.
Как не существует и двух совершенно одинаковых спонсоров. Поэтому нет и стандартов в решении задачи: как превратить бизнесмена или фирму в сознательного и великодушного спонсора. В помощь начинающему фандрайзеру можно дать лишь некоторые общие рекомендации, выработанные в мировой и отечественной практике в некоммерческом секторе и описанные в справочниках и пособиях о том, где и как получить материальную поддержку от состоятельных людей27.
Начать поиск донора лучше всего с обстоятельного изучения: кто работает в местном бизнессообществе, сколько доходов получает организация, и какова на сегодняшний день степень стабильности ее положения. Кто ее возглавляет, его социальный, экономический, личностный портрет.
Собрать такие сведения не очень сложно. Приведем лишь несколько возможных источников информации:
-
рекламные буклеты фирм и финансовых учреждений, которые они распространяют в местах общественного пользования и через обычные почтовые ящики;
-
публикации в прессе;
-
беседы с коллегами из других некоммерческих организаций;
-
годовые отчеты фирм (некоторые публикуют их в открытой прессе);
-
беседы с уже имеющимися у вас партнерами и жертвователями.
Выделив круг коммерческих структур, с которыми можно иметь какие-либо отношения, нужно отобрать и систематизировать необходимую информацию.
Для грамотной работы с потенциальным донором, как минимум, потребуется знать следующее:
-
точное название фирмы;
-
точный адрес, контактные номера телефонов, факс, адрес электронной почты и в Интернете;
-
имеет ли компания собственную стратегию благотворительности, существуют ли в проводимой ею благотворительной политике приоритетные сферы (искусство, проблемы экологии, образование, научные разработки в области сохранения памятников и т.д.);
-
имена, отчества и фамилии руководителя и заместителей, сотрудника, отвечающего за связи с общественностью (в крупных компаниях такие есть обязательно), их секретарей и референтов;
-
основную сферу деятельности (производство какой продукции или услуг, торговля какого рода товарами, добыча каких ресурсов, инвестиции в каких областях экономики и т.д.);
состав клиентов;
-
имеются ли (если да, то где именно) филиалы и представительства. Кроме этих сведений, не менее важна и следующая информация:
-
использует ли она благотворительность и спонсорство как один из инструментов маркетинга и рекламы;
-
кому и на какие цели уже выдавались средства (следует учитывать: вопрос о суммах - весьма существенный - довольно деликатен, и ответ на него, скорее всего, не будет получен ни от представителей фирмы, ни от их дарополучателей);
-
поддерживает ли интересующая вас компания какие-то политические партии и движения;
-
оказывает ли компания в данный период поддержку каким-то организациям культуры.
И, наконец, для успешного фандрайзинга совсем не лишней окажется "особая" информация:
-
каковы интересы, хобби ее руководителей и сотрудников, с которыми придется контактировать;
-
любая другая информация, помогающая лучше понять и представить себе людей, в которых можно обрести доноров.
Все эти сведения очень пригодятся уже при первом обращении в фирму. К примеру, вам стало известно: президент филиала компании "Газпром" - в прошлом выпускник музыкальной школы, играет на баяне и с большим пониманием относится к проблемам музыкально одаренных подростков. Такая особенность биографии руководителя повлияла на благотворительную политику фирмы: третий год филиал "Газпрома" оказывает помощь музыкальной школе в своем районе.
Правда, как удалось узнать, положение филиала не позволяет тратить на благотворительность чрезмерно крупные суммы. Зато шанс получить на "музыкальный" проект некоторую часть требуемых денег довольно высок. Но вряд ли стоит тратить силы и время на то, чтобы попытаться заинтересовать тем же проектом одного из лидеров регионального бизнеса - финансово-промышленную группу "Росмебельпром".
Письменное обращение
Поскольку, по имеющейся информации, все входящие в этот холдинг производственные, торговые и обращение финансовые структуры проводят согласованную благотворительную политику, приоритеты которой - поддержка детских домов и достаточно дорогих проектов, направленных на создание адаптационных центров для одиноких несовершеннолетних матерей, оказавшихся в кризисной ситуации. Как отмечают сотрудники учреждений культуры, которые сегодня уже на профессиональном уровне занимаются сбором пожертвований, им
потребовалось немало времени на то, чтобы научиться просить у сильных мира сего денег "на бедность" и не попадать при этом в нелепую ситуацию. "Просить денег" - это область высоких и деликатно тонких технологий, и начинать нужно с первого обращения. Уже на этом этапе фандрайзинга полезно придерживаться определенных правил, своего рода этикета общения с потенциальным донором.
В качестве первого контакта с крупной фирмой или банком можно использовать письменное обращение. Адресовать письмо лучше в отдел по связям с общественностью (или, если такого отдела не имеется, - сотруднику, который этими связями занимается). Если письмо отправлено непосредственно руководителю фирмы, его секретарь все равно передаст его в соответствующий отдел.
Письмо должно быть кратким - это важно помнить! - не более 1,5-2 страниц. Необходимо позаботиться, чтобы текст был расположен максимально удобно для чтения (шрифт достаточно крупный, соблюден интервал между строчками, слева - поля, на которых ваш адресат при желании может сделать пометки). При его составлении нужно руководствоваться правилом "Шесть по шесть". Письмо содержит шесть последовательных позиций, каждая из которых сформулирована максимум в шести предложениях.
Шесть необходимых позиций - это:
-
название учреждения; когда и с какой целью она возникла (миссия); кто входит в организацию; чем все это время занимался и занимается (краткая информация о программах) коллектив учреждения культуры;
-
название проекта, о финансовой поддержке которого идет речь (стоит помнить, что на реализацию конкретных программ доноры дают деньги с большей охотой, чем просто на поддержание деятельности организации "вообще"); проблема, на решение которой он направлен; задача проекта и результат, который будет достигнут при ее выполнении;
-
какие основные мероприятия предстоит осуществить для полной реализации проекта;
-
общая стоимость проекта; сроки, в которые он может быть реализован при наличии требуемой суммы денег; какая часть этой суммы уже обеспечена гарантиями поддержки других доноров (если есть такая информация в тексте, это сразу повысит шансы на то, что к письму адресат отнесется ответственно);
-
суть просьбы (если речь идет о дорогостоящем проекте, все же реалистичнее вести речь о какой-то конкретной сумме, которая составит часть его стоимости и которую предполагается получить от адресата, в надежде на присущее ему чувство высокой социальной ответственности, понимание серьезности решаемой проектом задачи, созидательный прагматизм талантливого российского предпринимателя, каким его по праву считают в регионе, и т.д.
Вариантов комплиментарности, которая смягчит просьбу дать денег, множество:
-
главное при этом не переусердствовать;
-
что именно позволит сделать запрашиваемая сумма пожертвования; гарантии отчетности (форма и сроки представления); сведения о налоговых льготах для донора.
Разумеется, письмо должно начинаться с уважительного обращения к адресату по имени и отчеству. А заканчиваться - после заверений в уважительном к нему отношении и готовности встретиться с ним лично, полным набором реквизитов вашей организации: точный адрес с почтовым индексом, факс, E-mail, номер расчетного счета, контактные телефоны работника, готового ответить на все относящиеся к письму вопросы.
Всегда создается хорошее впечатление, если письмо отпечатано на фирменном бланке учреждения культуры (изготовить такой даже на стареньком компьютере не составит труда). При обращении в крупную компанию будет не лишним приложить к письму рекомендации известных и авторитетных в регионе людей или организаций, имеющих какое-то отношение к сфере социокультурной деятельности.
Если такие поручители имеются, хорошо чтобы, кроме подтверждения доброй репутации учреждения культуры, они дали краткую (хотя бы одной фразой) экспертную оценку предлагаемого проекта.
Письмо-обращение к крупному бизнесмену может и не принести денег. Оно вообще может остаться без ответа. При этом не стоит расстраиваться и опускать руки. Это - лишь первая попытка установить контакт и не совсем безрезультатная; в компании, по крайней мере, узнали о существовании учреждения культуры.
Теперь с полным моральным правом можно туда позвонить и учтиво поинтересоваться: "Получено ли наше письмо? Мы беспокоимся: хорошо ли сработала почта". Разговор, скорее всего, прояснит ситуацию. По крайней мере, можно получить мотив отказа. Чаще всего, он звучит так: "В настоящее время компания не имеет возможности..." Через некоторый период времени смело можно сделать следующую попытку.
Не нужно стесняться напоминать о себе и посылать потенциальным донорам поздравления с государственными и религиозными праздниками, поздравлять их, если имеется информация, о достигнутых компанией успехах и т.д. как показывает практика, большая часть пожертвований происходит между пятой и десятой просьбой.
Контакты по телефону
Телефонный контакт, безусловно, более оперативная форма контакта с донором. Ее вполне уместно телефону использовать при первом обращении к представителям среднего и малого бизнеса. Рекомендации по поводу того, как добиться, чтобы телефонный звонок оказался удачным, - в целом те же, что приведены выше:
-
максимальная информированность о тех, к кому обращен звонок;
-
краткость произносимых текстов и формулировок; полная готовность немедленно ответить на любой вопрос собеседника и уточнить любую прозвучавшую цифру. Хотя все разговоры о "цифрах" - стоимости проекта и ожидаемой суммы пожертвования - лучше отложить до личной встречи.
Если собеседник все-таки задаст прямой вопрос о "цифрах", можно (при условии, что вопрос не прозвучал в категорическом тоне) рассудительно ответить, что по поводу них все же уместнее вести беседу лично, а не по телефону. Можно сказать, что это, мол, позволит при встрече показать расчеты специалистов и не быть голословным.
К тому же сумма возможной поддержки, конечно же, является предметом обсуждения, в котором решающее слово, безусловно, принадлежит уважаемому собеседнику и его партнерам по бизнесу. (При этом стоит заверить, что в учреждении культуры также работают люди серьезные, имеющие к делу вполне реалистичный подход).
Задача-максимум телефонного звонка - заинтересовать представителя компании и добиться от него аудиенции в ближайшее время. Это очень важный момент фандрайзинга. Здесь могут пригодиться знания правил психологической самозащиты фандрайзера.
Правила психологической защиты донора
Нельзя просить у человека денег и при этом тихо его ненавидеть: "Смотри, какой офис себе отгрохал, чего ему о нищих переживать"! Люди всегда такое чувствуют, и вряд ли это расположит их к вам и к вашей просьбе. К тому же все бизнесмены - люди очень разные, и причины, по которым вам могут здесь отказать в помощи, совершенно не обязательно; кроются в человеческой черствости собеседника.
Может быть, визит пришелся в неурочный момент, когда его, казалось бы, процветающий бизнес переживает сильный финансовый кризис.
Не следует огорчаться, если из десяти человек, к которым было обращение, восемь (в лучшем случае) дадут отказ. Ни в коем случае не нужно рассматривать происшедшее как личную неудачу, так как статистически это объяснимо. Необходимо быть великодушным и иметь психологическую установку, с помощью которой любой - самый, казалось бы, оскорбительный своей немотивированностью и категорической краткостью - отказ уже не сможет восприниматься как зловредное и преднамеренное личное унижение.
Несмотря на отказ, нужно с достоинством, но не с вызовом, высказать сожаление за напрасно потраченное на встречу драгоценное время, как несостоявшегося спонсора, так и свое собственное (безусловно, не менее драгоценное, чем его).
Уходя, абсолютно искренне (без тени иронии) стоит выразить сочувствие хорошо воспитанного человека, сказав, что, разумеется, понимаете, что лишь какие-то особые и, видимо, не самые приятные обстоятельства вынудили несостоявшегося спонсора ответить отказом.
Но может пройти несколько дней, раздастся телефонный звонок, и в трубке скажут: "Я посоветовался по поводу вашей просьбы с членами нашего правления. Есть несколько соображений, как мы все-таки сможем помочь вашей организации. Приезжайте".
В этой ситуации нужно иметь в запасе ответный жест добра. Перед тем как отправиться на переговоры с людьми, чтобы убедить их сделать пожертвование, вспомните: любому нормальному человеку свойственно за сделанное ему добро стремиться "заплатить" ответным жестом добра.
Стоит подумать, какую помощь можно оказать именно этому, предполагаемому спонсору. Всегда можно придумать нечто полезное, что ваша маленькая и небогатая организация может сделать для местного "гиганта бизнеса".
Причины отказа донора
Кроме того, зная уже в начале переговоров, что вам есть чем от5лагодарить его за поддержку, вы чисто по-человечески будете чувствовать себя гораздо увереннее: не просителем с рукой, повернутой в жалком жесте ладошкой кверху, а - деловым посетителем. Нелегкий разговор со спонсором следует вести непринужденно.
Сделать это не так уж и трудно, если спокойно и заранее продумать собственный "сценарий первой минуты". Сценарий, который должен вместить одну, максимум две ваших фразы, что последуют сразу после сказанного с улыбкой хозяину кабинета "здравствуйте".
Это может быть завуалированный комплимент: "...у вас замечательные профессиональные сотрудники - и секретарь-референт, и в отделе по связям с общественностью"! Это может быть брошенная на ходу фраза о погоде: "...ну и снегопад сегодня, сто лет такого в городе не было".
Вариантов - много. Какой именно подойдет - зависит от вашего темперамента и фантазии, а также от возраста, должности и даже пола человека, к которому вы идете на прием. Но необходимо помнить: любая затяжная "тирада с порога", предполагающая к тому же еще и ответную реакцию человека, к которому обращена, вызовет у него лишь недоумение и раздражение: "Ради чего я теряю время, выслушивая все это?" Такое неприятие вызывают:
-
неясные, плохо сформулированные обращения;
-
неполный пакет документов, необходимых для принятия решений;
-
ваш проект не вписывается в сферу интересов фирмы;
-
вы просите денег в срочном порядке;
-
раздутый, неточный бюджет проекта;
-
не можете незамедлительно предоставить дополнительно запрашиваемую спонсором информацию;
-
плохо подготовленный доклад по проекту;
-
опоздание на назначенную встречу;
-
внезапные, без предварительной договоренности визиты к донору;
-
многочисленные звонки потенциальному спонсору, не имеющие четко поставленной цели;
-
скептические высказывания, допущенные в беседе с представителем компании, в отношении других организаций культуры;
-
запоздалые или неудачно выполненные отчеты об использовании средств, уже полученных от донора ранее.
Потенциальные спонсоры часто отказывают в помощи по вполне объективным причинам:
-
тяжелое финансово-экономическое положение фирмы;
-
недоверие к организациям искусства;
-
предлагаемый проект не укладывается в проводимую компанией благотворительную политику;
-
компания уже поддерживает аналогичные проекты другой организации;
-
фирма боится, что информация о благотворительном участии в данном проекте станет сигналом к ее атаке для десятков других организаций культуры и искусства;
-
фирма ежегодно получает от некоммерческого сектора сотни неудачных обращений о помощи - плохо составленных, сомнительных с точки зрения их общественной ценности, отнимающих у персонала много времени на их изучение;
-
бюджет компании на следующий год уже сформирован;
-
нежелание "светиться" перед налоговыми органами, рэкетом;
-
данный проект может просто не заинтересовать руководство фирмы.
Подкрепление доводов просителя
Отправляясь на беседу с предполагаемым жертвователем, нелишне захватить с собой какую-то "наглядную агитацию" или информационные документы (в зависимости от целей вашего делового визита и предполагаемого характера разговора). Сюда следует включить:
-
описание организации (полное - на 2-3 стр., краткая аннотация - на 1 стр.);
-
список членов правления, попечительского совета;
-
номера расчетных счетов;
-
финансовые отчеты за год;
-
планы бюджета: выполненные и текущие;
-
список текущих проектов;
-
проекты договоров, проработанные юристами;
-
копии договоров с другими организациями;
-
перечень возможных льгот, которые можно предложить донорам;
-
список и отзывы доноров;
-
список и отзывы клиентов организации;
-
любые документы, подтверждающие квалификацию персонала организации;
-
материалы, иллюстрирующие работу (видео- и
-
фотоматериалы, слайды);
-
ксерокопии публикаций прессы о вашей организации;
-
проспекты и буклеты;
-
визитки;
-
сувениры (значки, чашки, наклейки и т.д.).
Готовность коммерческой структуры оказать поддержку учреждению культуры - всегда большая и нелегкая победа фандрайзера. Вернее, половина победы. Полный успех, - когда удается закрепить завоеванную позицию и продолжить завязавшиеся с донором отношения. И здесь, помимо выполнения взятых перед ним обязательств (прежде всего - своевременные и грамотные отчеты о расходовании полученных средств), важно помнить еще несколько хороших правил:
-
не обрушивайте все финансовые проблемы своей организации на одного донора, старайтесь "поделить" их между несколькими - пропорционально возможностям каждого;
-
не опасайтесь показаться назойливыми в выражении своей благодарности; благодарите своих доноров как можно чаще и, главное, искренне;
-
приглашайте их на все свои акции и важные в жизни вашей организации события;
- при любой появившейся возможности старайтесь упомянуть их в прессе и на публичных мероприятиях, просто в беседах с влиятельными представителями властных или коммерческих структур (кроме случаев, когда они сами просят не делать этого).
Чтобы получить деньги, учреждению культуры и его сотрудникам нужно стать для донора престижными, полезными и привлекательными. В конечном итоге деньги просят люди и дают их тоже люди. Фандрайзинг основан на личных контактах и взаимоотношениях людей.
Учреждение культуры должно иметь друзей не только из числа бедных, но и из числа богатых людей. В работе с потенциальными донорами необходимо исходить не столько из собственных интересов и проблем, сколько раскрывать донорам перспективу, которая появится у них в решении их собственных проблем.
Предлагая спонсорам свои увлекательные программы и проекты, работники культуры должны говорить клиенту "не о своих семенах, а рассказывать ему лучше о его газоне, который он, может быть, и засеет вашими семенами".
Фандрайзер не должен просить деньги на культуру, а обязан предложить взаимовыгодное сотрудничество, разъясняя потенциальному донору общность интересов и возможные выгоды самого донора.
Возможно, тогда, после длительной, трудной, но благородной работы, к взаимному удовлетворению и придет долгожданный успех.
Контрольные вопросы и задания
-
С чего начинается фандрайзинг?
-
Из каких источников можно получить информацию о потенциальных донорах?
-
Что нужно знать о донорах?
-
Раскройте содержание письма-обращения к донору.
-
Как установить контакт с донором по телефону?
-
Каковы методы формирования психологической устойчивости фандрайзера?
-
В чем могут заключаться причины отказа донора в помощи?
-
Какие документы необходимо подготовить для беседы с донором?
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление