§ 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
К началу 2007 года Россия практически преодолела многие препятствия к вступлению во Всемирную торговую организацию. Можно полагать, что наша страна стала равноправной участницей европейского и мирового экономического пространства.
Это актуализирует проблему финансирования учреждений культуры не только с учетом отечественной практики, но и в контексте уже европейского и мирового опыта. Как же обстоят финансовые дела учреждений культуры и искусства в передовых мировых державах?
Европейская модель финансирования культуры
Мировая практика материальных взаимоотношений государства и культуры имеет две модели: первая модель - это модель европейская, вторая - американская. Поскольку Россия стремится войти в общеевропейское пространство, освоить передовые технологии в экономике, соответствовать европейским стандартам, осознает себя причастной к европейской и мировой культуре, логично предположить, что и отношения государства с отечественной культурой должны соответствовать европейской модели.
В большинстве европейских стран культура преимущественно финансируется государством: во Франции - на 100 процентов, а Австрии федеральная и муниципальная, включая городскую, часть бюджета организаций культуры составляет от 75 до 100 процентов их бюджетов.
В Англии применяется комбинированное финансирование - государственная поддержка и спонсорство: государство оплачивает деятельность организаций культуры.
Ее объем составляет от 30 до 80 процентов, 40-50 процентов своих доходов учреждения культуры зарабатывают собственными силами (продажа билетов, услуги и т.д.), менее 10 процентов приходится на спонсорство.
В этой стране фирмы, которые спонсируют культуру и выделяют пожертвования, наделяются льготами, что приносит бизнесу дополнительные доходы.
Кроме того, поддерживая культуру, бизнес имеет и другие дивиденды:
-
улучшается узнаваемость фирмы, ее товаров, имени, образа (брендинг);
-
появляется возможность доступа к массовым и целевым аудиториям, увеличивается реализация продукции (маркетинг);
-
активизируются отношения с потребителями и партнерами;
-
развивается креативный потенциал сотрудников, формируется благоприятная производственная среда внутри фирмы;
-
возрастает социальная ответственность, социальное инвестирование, развитие связей с сообществом.
Наиболее успешно реализуются фандрайзинговые проекты тех учреждений и организаций культуры, в которых поставлены наиболее амбициозные, масштабные и долгосрочные цели. Девиз английских спонсоров гласит: "Поддерживая искусство, мы приносим пользу своему бизнесу".
Существенная государственная поддержка учреждений культуры Австрии не вызывает у них потребности в фандрайзинговой работе. Более того, готовность бизнеса к установлению партнерских отношений с учреждениями культуры и поддержке долгосрочных и масштабных проектов намного больше, чем готовность учреждений культуры к сотрудничеству с бизнесом и фандрайзингу.
Американская модель финансирования культуры, радикально отличается от европейской системы поддержки культуры. Процентное соотношение вложений в культуру здесь выглядит следующим образом: 5% - государственные субсидии, 95% - другие источники, половину которых учреждения культуры зарабатывают самостоятельно; 15% бюджета формируется за счет частных лиц, 7% - корпорациями, 7% - фондами (Национальный фонд искусств и др.) и за счет других источников. Девиз филантропов в США - "Поддерживая искусство, мы помогаем сообществу".
Финансирование российских учреждений культуры
Перечисленные модели финансового обеспечения культуры далеко не исчерпывают возможные варианты финансирования отечественной культуры. Однако не следует забывать, что отечественные учреждения культуры существенно отличаются от зарубежных учреждений своей структурой, разнообразием, целевыми установками, содержанием работы, материальной базой, территориальным размещением, системой финансирования и т.д.
Отечественная система учреждений социокультурной сферы, финансируемая государством, за многие десятилетия сформировала определенные отношения и ожидания со стороны населения, уровни культурных потребностей, запросов и т.д. У людей выработалась уверенность, что учреждения культуры как финансировались полностью из государственного бюджета, так и будут финансироваться всегда.
Считается, что учреждения культуры финансируются из государственного бюджета и находятся в полной зависимости от учредителя.
Следует признать, что зависимость учреждений культуры от своего учредителя является абсолютной, но финансирование отнюдь не является полным.
Потребности учреждений культуры удовлетворяются лишь на 65%, причем структура выделяемых средств строго регламентируется статьями расходов: на заработную плату и коммунальные платежи -71%, улучшение материальной базы (ремонт зданий и оборудования, приобретение музыкальных инструментов и технических средств) - 16 %, развитие деятельности - 13%. Бюджетный кодекс, регламентирующий деятельность, не стимулирует заинтересованность учреждений культуры заниматься привлечением дополнительных средств, и вот почему. Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", предпринимательской деятельностью признаются:
-
приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям некоммерческой организации;
-
приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
-
участие в хозяйственных обществах;
-
участие в товариществах в качестве вкладчика.
Прибылью в соответствии с гл. 25 налогового кодекса РФ (Налог на прибыль организаций) признаются полученные доходы, в частности - от реализации продуктов (работ, услуг). Доходом признается экономическая выгода в денежном выражении или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
В соответствии с правовым статусом некоммерческих организаций, заключающимся в достижении социальных задач и не дающим права извлечения прибыли.
Налоговая база по налогу на прибыль учреждений культуры появляется в случае получения ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности.
Критерием понятия "предпринимательская деятельность" учреждения культуры является экономическая выгода в денежной или натуральной формах,, учитываемая в случае возможности ее оценки.
Таким образом, законодатель разделяет средства, полученные от предпринимательской деятельности (а учреждения культуры могут заниматься ею для достижения уставных целей и задач, например, осуществлять продажу изданных книг) и из других источников (целевые, полученные на ведение уставной деятельности и содержание некоммерческих организаций, полученные от основной деятельности, и др.). Законодатель, хотя и разделяет категории "доход" и "прибыль", закрепляя их в налоговом кодексе, однако во взаимной системной связи с законодательством о налогах и сборах, эти экономические категории нивелируются, что приводит к многочисленным судебным разбирательствам и тяжбам
В результате такого положения, деньги, полученные в рамках государственных контрактов, в том числе и федеральных целевых программ, признаются средствами, полученными учреждениями культуры от предпринимательской деятельности и подпадающими под обложение налогом на прибыль.
Следовательно, проблемы уплаты налогов на прибыль и на добавленную стоимость со средств, получаемых учреждениями культуры в рамках заключенных государственных контрактов (а также в виде грантов, пожертвований и других поступлений), возникают из-за несовершенства правового регулирования деятельности некоммерческих организаций.
Многозначность трактовок гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" и гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, вызывающих неопределенность и опасения работников учреждений культуры сдерживают процессы привлечения дополнительных средств в эти учреждения. Учреждения культуры поставлены в жесткие рамки необлагаемых налогом видов деятельности, в соответствии со ст 149 НК ФЗ, видов услуг и работ:
-
работы по производству кинопродукции организациями кинематографии - подп. 21. п. 2;
-
проведение образовательными учреждениями сферы культуры семинаров, мастер-классов, и других образовательных акций такого вида - подпункт 14.п. 2;
-
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов и на основе хозяйственных договоров - подп. 16 п. 3;
-
ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством - подп. 15 п. 2.
Сокращение бюджетной поддержки социокультурной сферы вынудило учреждения культуры и искусства изыскивать новые внебюджетные источники финансирования и в первую очередь наращивать объемы платных услуг населению (часто в ущерб их общедоступности).
За период с 1998-2001 гг. общий объем внебюджетного финансирования в этой сфере увеличился в три с половиной раза, в том числе по федеральным учреждениям - в 3,7 раза. Во всем объеме финансовых ресурсов сферы культуры эти поступления сегодня составляют 23,9%, в том числе по федеральным учреждениям - 35,4%.
Динамика роста внебюджетных доходов была обеспечена в основном за счет повышения цены на билеты и замещения бесплатных культурных услуг платными. Например, с января 2007 года Эрмитаж повысил стоимость входных билетов для граждан России. Новая цена составила 100 руб. против старой - 15 руб. Если не считать Музеев Кремля, Эрмитаж стал самым дорогим российским хранилищем художественных ценностей (на тот момент билеты в Третьяковскую галерею и Русский музей для взрослых граждан России стоили 50 руб.).
Однако стоит заметить, что посещение музея студентами и пенсионерами остается бесплатным, плюс нововведение - в первый четверг каждого месяца бесплатным будет вход для всех. Свободное посещение Эрмитажа в День музеев (18 мая) также сохраняется. Руководство Эрмитажа объясняет более чем шестикратный рост цены необходимостью заботы о бюджете музея.
Такая форма увеличения внебюджетных доходов не может существенно изменить материальное положение учреждений культуры, тем более что большинство населения не в состоянии оплачивать дальнейшее удорожание услуг и продуктов культуры.
Социальные последствия такой стратегии обернулись многократным снижением посещаемости кинотеатров, театров, концертных залов, клубных учреждений, музейных экспозиций, привели к сокращению книжных фондов библиотек и дальнейшему разрушению недвижимых памятников истории и культуры, качественным изменениям в содержании культурной деятельности и, как следствие, к росту деструктивных форм поведения, особенно в молодежной среде.
Как это ни парадоксально, но именно в рыночных условиях, начиная с 90-х годов, и позже, с принятием нового бюджетного законодательства, введения казначейской системы, экономическая самостоятельность учреждений упала даже ниже того уровня, который существовал в период плановой экономики.
Финансирование по результату
В концепции бюджетирования учреждений культуры ориентированного на результат (БОР), впрочем, как и всей бюджетной сферы, за текстом отчетливо просматриваются реальные цели государства снять с себя социальные обязательства и вывести имущество и финансовые средства бюджетных учреждений на рынок. А это не имеет отношения ни к бюджетированию, ни к ориентирам, ни к результатам. Этого не могут не видеть и руководители учреждений культуры.
К этому добавляются и традиционные мотивации руководителей, опирающиеся преимущественно на идеализированные представления: общественная значимость профессии, ответственность миссии, любовь к своему делу и т.д. Отсюда возникает непростой вопрос: кто будет ориентировать бюджет на результат, если руководитель в этих результатах не заинтересован, а государство ориентировано только на урезание бюджета?
В современном российском обществе общим фоном проблем бюджетной сферы стал кризис взаимного доверия. Между тем именно социально-культурная сфера выступает одним из мощных механизмов сдерживания распространяющегося кризиса доверия в обществе, поддержки, воспроизводства и трансляции базовых ценностей культуры. Учреждения культуры и искусства, несмотря на огромные материальные трудности, разлагающее влияние средств массовой информации, продолжают выполнять свою миссию формирования нравственности, моральных норм, идеалов добра и доверия, скрепляют население территории страны, объединяя его в общество, социум.
Именно эта проблема и должна стать предметом оценки деятельности бюджетных учреждений культуры, тогда и вопрос о результатах деятельности станет очевидным для всех.
Проблемы финансирования учреждений культуры и механизмы управления в социокультурной сфере многие десятилетия являются предметом дискуссий, экспериментов, проб и ошибок, но так и не нашли своего решения. А значит, и в будущем всему культурному сообществу, властным структурам предстоит искать приемлемые решения. Одно из таких решений предлагается в концепции финансирования по результату, и которое представляет собой широкое "поле" для профессионально-аналитического осмысления специалистов-практиков и будущих менеджеров социально-культурной деятельности.
Речь идет об эффективности работы, о соотношении затрат и результатов деятельности. Эффективность может быть представлена экономическими показателями ~ сколько и какого качества услуг культуры предоставлено на рубль затрат, и социальными результатами - очевидная общественная значимость культурных услуг, возвышения культурных потребностей и запросов населения, формирования культуры личности, замеряемых в реальных и отложенных результатах.
Специалисты культуры уже столкнулись с тем, что введенный Закон № 131-ФЗ коренным образом изменяет административную структуру, компетенции и ресурсную базу учреждений культуры.
Разделение полномочий, формирование структуры и обеспечение объемов услуг культуры поставлены в прямую зависимость от возможностей местного бюджета, иначе говоря, сеть учреждений культуры не рассматривается в качестве установленной нормы, ее структура зависит от возможностей местного бюджета.
Вся ответственность за деятельность муниципальных учреждений культуры ложится на местные органы власти, им же предоставлены полномочия по осуществлению формирования культурной политики, ведения собственности, финансирования, развития или сокращения сети.
По данным Министерства культуры и массовых коммуникаций в ведении федерального министерства в настоящее время осталось 0,4% сети учреждений культуры страны, 2,6% находятся в ведении областных, краевых, республиканских органов культуры, и 41% учреждений клубного типа отнесено к муниципальным поселениям.
Таким образом, в муниципальное ведение отошло 121933 учреждения культуры, что составляет 97% всех учреждений культуры Российской Федерации. Разграничение бюджетов на федеральный, региональный, муниципальный и поселенческий принципиально меняет порядок финансирования учреждений культуры.
Централизованное финансирование по смете из районного бюджета на содержание учреждений культуры заменяется финансированием за счет бюджета поселений. Каков он, этот бюджет? Определить несложно. Практика показывает, что бюджет муниципальных образований составляет только 30% от потребности и покрывается за счет консолидированного бюджета района, с использованием государственных дотаций, субсидий и т.д.
Передача недвижимого имущества, кадров и других ресурсов из ведения района в поселения, где нет экономики, социальной инфраструктуры, но проживает 30% населения России, ставит под угрозу существование сети учреждений культуры, концертной, выставочной и других видов культурной деятельности, ведет к ликвидации творческих коллективов, свертыванию процессов духовного развития, формирования культурной среды, сохранения культурных традиций и т.д.
Реальность такого прогноза усугубляется Федеральным законом "О государственном и муниципальном имуществе", в котором прописано, что все уровни власти должны формировать свою собственность исключительно для осуществления функций, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами, а все иное имущество является излишним, и либо подлежит безвозмездной передаче на уровень публичной власти, на который возложено осуществление соответствующих функций, либо должно быть приватизировано.
Но уровень публичной власти в состоянии принять только те расходы, которые могут быть покрыты источниками местных бюджетов, следовательно, нет источника дохода, - значит, и нет права производить расходы, и значительный объем имущества учреждений культуры будет высвобожден и представлен к приватизации.
Упование на то, что в дело вступят частные фирмы, или общественные формирования смогут взять на себя заботы обеспечения услугами культуры, является несостоятельным по целому ряду причин:
-
культура, культурные услуги не являются привлекательными для бизнеса, в силу низкой экономической отдачи;
-
низкий уровень доходов не позволяет населению оплачивать услуги культуры по рыночной цене;
-
отсутствие потенциальных субъектов, готовых приватизировать учреждения культуры в отдаленных селах и деревнях с неразвитой социально-экономической инфраструктурой;
-
неразвитость общественных институтов;
-
низкий демографический потенциал поселений, экономическая непривлекательность, материальная запущенность объектов культуры.
Отказ государства от финансирования муниципальных учреждений культуры в расчете на позитивные результаты рыночных механизмов саморегулирования означает радикальный поворот, за которым социально-культурная сфера оказывается во власти чисто рыночных механизмов. Не имея перед культурой бюджетных обязательств, государство решает только текущие задачи, корректируя рынок за счет финансирования госзаказов в форме поддержки конкретных проектов и программ, не осознавая, что культурная политика государства формируется общественными интересами и определяется стратегическими целями общественного развития.
Желание преобразовать конкурсную систему финансирования целевых программ и инвестиционных проектов из дополнительного (вспомогательного) механизма распределения бюджетных средств в основной способ финансирования культурной деятельности означает не что иное, как стремление провести масштабную реструктуризацию сети учреждений культуры, главным итогом которой станет ликвидация большинства государственных и муниципальных учреждений культуры.
Бюджетные реформы и реальность
Если сравнить реальность, то есть практику деятельности учреждений культуры, с базовыми положениями концепции финансирования по конечному результату, то можно легко заметить отсутствие совместимости по многим параметрам. Понять это поможет сравнительная таблица 13.
Нельзя не согласиться с тем, что приведение структуры и содержания бюджетов в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ является необходимым и обязательным условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов.
Что же является конечным результатом деятельности учреждения культуры? И существует ли такой результат по определению? Если измерять эффективность и, следовательно, результативность работы учреждения культуры по индикаторам, вытекающим из прописанных в его положении функций, то получим количество мероприятий, число посещений и т.д. и затраты на эту работу (в основном в виде заработной платы).
Если же измерять результативность, предопределяемую миссией учреждения культуры, то, по определению, получим отложенный результат, замерять который будут новые поколения.
Таблица 13
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление