logo
ББК 77 Чижиков

§ 7. Традиционная народная культура - истоки и современность

Не прошло и двух десятков лет, как российская правящая элита наконец-то вспомнила о традиционной народной культуре, о том, что более 27 процентов населения страны проживает в сельской местности, а деятельность сельских клубных учреждений, в которых занимаются сегодня самодеятельным народным художественным творчеством ни много ни мало, а около трех с половиной миллионов человек, и что все это является единственным источником, обеспе­чивающим конституционные права граждан на доступ к культурным благам.

Примечательно, что вспомнили об этом не в "министерствах" культуры, а на самом высоком уровне - на заседании Государствен­ного совета Российской Федерации. Из уст Президента страна узна­ла, "что пока сегодняшние усилия государства по сохранению и раз­витию этнокультурной сферы все еще далеко не соответствуют сте­пени ее значимости для общества и государства... Особенно в такой поддержке нуждаются сельские и поселковые клубы. Сегодня их в стране более 50 тысяч, и они являются на местах настоящими цен­трами культурной жизни - там, где они, конечно, еще остались"' (выделено нами. - В.М. Ч, В.В. Ч.).

Президент действительно прав - клубные учреждения на селе действительно еще остались, но то, что осталось - это лишь меньшая часть того, что было. Несмотря на вес потрясения, пережитые дерев­ней за годы коллективизации, войны, административных укрупнений 60 - 70-х годов и разрушительной "перестройки", самобытная и мно­гообразная традиционная культура, как и всякая культура, сохраняет свою масштабность и значение.

Не будет преувеличением, если скажем, что в России, как ни в одной другой стране, сформировалась и сохраняется уникальная по своему нравственному и эстетическому богатству традиционная кре­стьянская культура, которая и по сей день удивляет и восхищает со­временников талантом и мастерством наших предков.

Ее особый характер выработан укладом сельской жизни, зем­ледельческим содержанием труда, своеобразным сельским бытом и, конечно же, неповторимой духовной атмосферой деревенской жиз­ни, природным мировоззрением, особыми формами общения.

Народное художественное творчество России представлено 270 тысячами самодеятельных коллективов народного творчества, кото­рые функционируют на базе учреждений культурно-досугового типа, государственными ансамблями и оркестрами народного художест­венного творчества и художественными народными промыслами.

Традиционная культура - душа народа

Понять традиционную народную культуру возможно только на основе раскрытия ее собственной внутренней структуры, ее самобытности, не навязывая ей мерки и оценки, заимствованные из других культур. Она закладывается образом жизни человека, идеями единства природы и человека, где природа рассматривается, с одной стороны, как часть дома человека, а с дру­гой - как тайна, охраняемая традицией, системой запретов, эстетиче­ских норм, системой воспитания.

Сущность традиционной культуры составляют не только и не столько культурные, художественные, эстетические шедевры, сколько духовное творчество и практический опыт людей, которые по крупицам накапливают элементарные, простые непреходящие общечеловеческие ценности.

В традиционной культуре аккумулируются не только высшие формы духовной жизни, но эмоции, чувства, душевные движения, где объективируются обычаи, традиции, запреты, предпочтения, за­поведи и т.д.

Социальная структура населения России в известной степени неоднородна, но в то же время основной контингент составляют ко­ренные сельские жители и жители, ненадолго прервавшие связи с селом. Все это свидетельствует об устойчивости социального состава сельского населения, а стало быть, о малой вероятности размывания самобытных черт народной культуры. Самобытность традиционной культуры проявляется во всем многообразии жизненных устоев, тру­дов, быта, уклада жизни, мировоззрении, традициях, духовности на­рода.

Самобытность - это самосущная жизнь людей, она тесно свя­зана с проблемой культурной устойчивости человека в природе и сообществе людей. Самобытный характер традиционной народной культуры заключается в следующих основополагающих и взаимо­обусловленных категориях.

  1. Сельский труд, природоиспользование, жизнеобеспечение: численность и расселение селян, хозяйственные занятия, землеполь­зование, образ жизни, половозрастное разделение труда, отношение человека к природе и степень его зависимости от природы, народные знания о природе, животном мире, культурные нормы.

  2. Социальная устойчивость: характер крестьянского труда, сельский социальный коллектив (община), семейные нормы, социа­лизация как способ межпоколенческой передачи сельской культуры, нравственные и этические нормы, обычаи, традиции, психология, черты характера.

  3. Традиционная сельская материальная культура и ее взаимо­связь с природной устойчивостью человека: жилище, поселение, одежда, пища, утварь, ремесла, прикладное творчество.

  4. Духовная культура и мировоззрение: представления о мире, человеке, жизни и смерти, душе, религия. Праздничная культура, ху­дожественное творчество: песенное, сказочно-былинное, рукоделие, костюмы, обряды.

Российский народ вместе со своей культурой в течение всей своей истории пребывает в борьбе за существование, преодолевая бессмысленные, чаще всего губительные эксперименты.

Идеи общечеловеческих ценностей все глубже входят в созна­ние людей, расширяют возможности понимания общечеловеческой культуры, шедевров материальной и духовной культуры, рожденных в недрах греческой, французской, немецкой, английской, итальянской и других национальных культур, ставших общечеловеческим достоя­нием.

Но здесь следует обратить внимание на одно важное обстоя­тельство. Речь идет о приобщении российского или русского народа (как наиболее многочисленного в стране) к общечеловеческим цен­ностям, приобщении национальной культуры к общечеловеческой культуре. "Приобщение" как философская категория означает не простое соприкосновение, а органический процесс вхождения одной системы ценностей, знаний в другую, за счет чего эта другая система приращивается, равно как и приобщающаяся система вбирает в себя ценности другой.

Следовательно, для того, чтобы можно было приобщиться к общечеловеческим культурным ценностям, необходимо иметь собст­венную национальную культуру, собственные национальные матери­альные и духовные культурные ценности.

Здесь как раз и возникает проблема, суть которой заключается в неоднозначной трактовке некоторыми отечественными культуро­логами и социологами, соотношения национального и общечелове­ческого в развитии культуры. Эта проблема особенно остро встает сегодня, но ее истоки уходят в историю.

Трудно назвать другую страну, где разрыв между великой на­родной культурой и культурой значительной части интеллигенции был так резок и глубок, как в России. Кстати говоря, наиболее вели­кие представители русской интеллигенции - Гоголь, Тургенев, Тол­стой, Достоевский и другие - этот разрыв остро ощущали.

Между тем народ продолжал жить своими традициями, своим укладом, обычаями и идеалами. Дело человечества совершается на­родностями, которые не только от того не исчезают и не теряются, но, проникаясь общим содержанием, возвышаются и светлеют, и оп­равдываются как народности. Отнимать у народа право иметь свое воззрение - значит лишить его участия в общем деле человечества.

Как никогда актуально сегодня звучат строки К.С. Аксакова, относящиеся к образу жизни правящей верхушки, написанные еще в 1859 году в статье "Опыт синонимов. Публика - народ". "Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки: народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ - по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские моды. У народа свои рус­ские обычаи... Публике всего полтораста лет, а народу годов не со­чтешь. Публика преходяща: народ вечен"1.

Культура народов, проживающих на селе, имеет свои отличи­тельные черты, обусловленные многими фактами: климатическими условиями проживания, ландшафтно-природной средой, националь­но-этническими особенностями и т.д., но культуру села всегда род­нит и объединяет одно важнейшее качество - она всегда самобытна и народна по своему содержанию.

Основой самобытности сельской культуры являются способы хозяйствования, крестьянский уклад и способ жизни, формирующие уникальные формы народных обычаев и обрядов, праздничной культуры, этические и нравственные нормы, создающие образцы народ­ных эстетических и художественных произведений. Следовательно, самобытный характер сельской культуры проявляется и в материаль­ной, и в духовной культуре села. Самодеятельный характер сельской культуры как проявление определенного вида человеческой деятель­ности не следует считать дополнением к "серьезным" видам творче­ской деятельности.

Самодеятельный характер сельской культуры находит свое са­мобытное выражение в фольклоре. Фольклор это своего рода душа народа, в нем проявляется творчество народа, это искусство созда­ваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Своими корнями народный фольклор, прежде всего, глубоко уходит в толщу крестьянской культуры. Здесь культура живет в са­мом народе, но не существует для народа. Ленинский принцип по­нимания культурных преобразований, где культура должна быть в действии, культурой самих масс, а не культура для масс, имеет и в современных условиях исключительно важное значение.

Фольклор как самосущное проявление народной культуры в его словесном (народнопоэтическом), музыкальном, танцевальном и других проявлениях не только влияет непосредственно на культуру народа, но и вносит свой вклад в развитие общества в целом.

В своей массе работа по сохранению и развитию традиционной народной культуры сегодня осуществляется 50 019 учреждений куль­туры клубного типа, которые представлены, в том числе, и такими типами, как Дома и Центры народного творчества, Центры народной культуры, Дома фольклора, Дома ремесел. Важно отметить, что 94 процен­та учреждений культурно-досугового типа расположены в сельской местности, где проживает 27 процентов населения России. Принципиально важными факторами, обуславливающими фольклорные начала сельской культуры, являются:

Самобытный характер сельской культуры активно проявляется в творчестве и исполнительстве самих сельских жителей во время свободного и праздничного времени. В молодежных посиделках, хо­роводах практически нет пассивных слушателей, идет непрерывный процесс обучения пению, танцу, играм - передачи культурных тра­диций от поколения к поколению. В тесной взаимосвязи с выживае­мостью сельского труженика в экстремальных природных и общест­венных условиях происходило и происходит формирование мировоз­зрения, культуры, обычаев и нравов духовной культуры села.

Самобытность сельской культуры проявляется в ее многофунк­циональном влиянии на все стороны жизни. Она способствует: соци­альному сплочению сельской общины (коллектива), закрепляет со­циальный статус и престиж личности, создает чувство равновесия в сельской социальной среде, формирует ценностные ориентации и нравственные нормы, самобытную крестьянскую мораль; определяет нормы и стереотипы поведения, регламентирует жизнь сельского труженика; обеспечивает благополучие, психологическое спокойст­вие, эмоциональное самовыражение, коллективное сопереживание, снятие стрессовых состояний.

Модальности культурно-исторических традиций

Для жителей села традиционное мировоззрение было и остается не только отражением различных пластов народной культуры, но и своеобразным механизмом сохранения ее самобытности, психологической защиты от разрушительных внешних процессов. Существование тради­ции обусловлено динамичной природой общества благодаря тому, что социальные общественные процессы не являются прерывистыми, они полностью не завершаются, прежде чем не начнутся новые и не наслоятся на предыдущие. Фрагменты культуры прошлого не утрачиваются, во всяком случае, не утрачиваются полностью; сохраня­ясь, они обеспечивают продолжение культурного процесса.

Таким образом, предшествующие стадии сельской культуры причинно связаны с современной культурой села, а она, в свою оче­редь, формирует почву для последующей культуры. Этот процесс протекает благодаря двум взаимодополняющим факторам, кроящим­ся в самой материальной и духовной культуре.

Выявление механизма функционирования и транслирования традиций, по существу, является важнейшей проблемой, которая, по нашему мнению, может быть определена как проблема традиционно­сти.

Традиционность - это широкое и многоплановое явление, изу­чение которой требует сравнительного анализа, так как существова­ние традиций в современной сельской культуре имеет многоаспект­ные проявления. В ней видны и высокая историческая устойчивость, и едва заметные контуры некогда сильной традиции.

Состояние традиции или ее отдельных фрагментов определяет­ся социально-бытовой и экономической средой, в которых она суще­ствует и, вместе с тем, зависит от направленности развития сельской культуры. Проследить развитие или отмирание традиции можно, на наш взгляд, только на основе сопоставления бытования разнообраз­ных, но органично связанных между собой слоев сельской культуры.

В определенный исторический момент традиция существует, занимая тот или иной ареал, либо отсутствует в рассматриваемых границах. Сравнение конкретных культурно-бытовых ситуаций мо­жет показать изменения, происходящие в традиции и культуре.

В целом подобные изменения могут касаться не только факта существования традиции и определенного увеличивающегося или уменьшающегося ее ареала, но и содержательной стороны. Культур­ная преемственность обуславливается, с нашей точки зрения, дейст­вием двух взаимосвязанных механизмов: материального и духовного (идеального).

Действие материального механизма проявляется в сохранении объектов в виде старых сельских храмов, помещичьих усадеб, ста­рых крестьянских домов, в сохранении старых народных одежд и костюмов, творений народных мастеров декоративно-прикладного творчества, гончарного, столярного искусства.

Многое, конечно, сохранилось и дошло до нас не в лучшем, первозданном состоянии, многое еще предстоит восстановить, но даже полуразрушенные, поросшие мхом старинные стены храмов и усадебных домов представляются сегодня явлением прошлого мира, они выступают из глубины веков, вызывая чувство нетленности, победы вечности над временем. Дошедшие до сегодняшнего дня объек­ты, созданные лучшими народными мастерами прошлых эпох, это не просто отпечаток или слепок прошлого, а скорее просто напомина­ние о нем.

Притягательная сила старых усадеб, парков, сельских поселе­ний, пожелтевших и истлевших непритязательных портретов пред­ков, старых писем, всех материальных предметов, свидетельствую­щих о старых человеческих отношениях, заключается в великой борьбе вечности и времени и победе прошлого в этой борьбе.

Необходимо заметить, что общим важнейшим свойством куль­турных процессов, обрамляющих человеческие отношения, объеди­ненных понятием "материальная культура", является их прикладная функциональная обусловленность потребностями людей в удовле­творении их жизненно-бытовых нужд.

В развитии и формировании ее различных компонентов важ­ную роль играют духовные факторы, глубоко проникающие в созна­ние и психологию каждого отдельного этноса, что и является соеди­няющим звеном материальных и духовных компонентов материаль­ной сферы народной культуры. Компоненты материального быта, условно объединенные по признаку их первичной необходимости, обладают вместе с тем специфическими особенностями, которые связаны со способом материального воплощения соответствующих явлений.

Так, в равной мере жизненно необходимые для человека жи­лище, пища, одежда существенно различаются между собой по фор­мам развития и особенностям функционирования. В частности, одни культурные явления способны к длительному существованию, тогда как другие, напротив, отличаются быстротечностью и сменяемостью. Следовательно, на характер и темпы развития отдельных об­ластей культуры решающее влияние оказывают особенности разных компонентов материальной культуры. В свою очередь, устойчивость, равно как и зыбкость, материальных и духовных компонентов мате­риальной культуры сказывается на уровнях реализации традицион­ности.

Однако действие материального механизма передачи от поко­ления к поколению материального окружения представляет собой лишь некое археологическое вещественное напоминание об объек­тах, вещах, предметах, изготовленных и построенных предыдущими поколениями.

Но чтобы судить о традиции, одной лишь причинной связи су­ществования предметов материального мира недостаточно. Прошлое сохраняется не потому, что существуют предметы прошлого как следы прошлых поколений, прошлое сохраняется благодаря памяти человеческой.

Таким образом, материальный механизм сохранения объектов должен дополняться механизмом идеального, который действует че­рез способность человека к коммуникации через человеческую па­мять. Прошлое сохраняется потому, что люди помнят его фрагменты.

В первую очередь это касается собственных и более ранних пе­реживаний. Однако представления о прошлом складываются не только из воспоминаний о тех событиях, которые человек наблюдал, но и из сведений, почерпнутых у современников.

Сформированная таким образом коллективная память сохраня­ется в архивах, библиотеках, музеях. Кроме того, память обращается к историческим записям всех видов, в которых уже зарегистрирова­ны свидетельства предыдущих поколений. Коллективная память проникает в глубь прошлого, далеко выходя за пределы личных вос­поминаний каждого отдельного индивида.

В связи с этим становится очевидной важность письма - одного из фундаментальных открытий человечества. Безусловно, письмен­ность существенно расширяет возможности сохранения и передачи традиций культуры, однако описания явлений сельской культуры, дошедшие до сегодняшнего дня, представляют собой разрозненные фрагменты и отдельные эпизоды.

Коллективная и индивидуальная память жителей села пред­ставляет собой идеальный механизм наследования самобытных кре­стьянских культурных ценностей, норм, правил, обычаев, символов, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение через общение людей, через такие социальные институты, как семья, об­щина, школа, церковь и т.д.

Разумеется, человеческая память небезупречный способ пере­дачи традиции, отраженные в ней культурные явления подвергаются субъективной трансформации, отбору, утрате отдельных элементов, характерных черт, событийной последовательности и др., то же са­мое можно сказать и о письменных записях, сделанных человеком.

Дошедшие до современности явления сельской культуры под­верглись определенной селекции и отбору со стороны интерпретато­ров-сказителей, мемуаристов и летописцев, по-своему толковавших те или иные явления, порой субъективно преувеличивая, идеализи­руя или недооценивая их.

Однако вместе оба механизма (материальный и идеальный), дополняя друг друга, исправляют многие погрешности в представле­ниях о прошлой культуре села. Сохранившиеся до сегодняшнего дня материальные артефакты поддерживают память человека, образуют

тот вещественный мир, по которому можно составить представление о культуре села прошлых периодов.

Одни объекты возвращают в прошлое скрытно, опосредованно, ненамеренно (например, заросшие фундаменты деревенских домов, остатки строений, заброшенные колодцы, одичавшие фруктовые де­ревья некогда плодоносивших садов, едва угадывающиеся черты подъездных дорог и деревенских улиц; экспонаты музеев этнографии и народной культуры).

Все это питает воображение современного человека, помогает воссоздать культуру его предков. Среди множества фрагментов сель­ской материальной культуры особой долговечностью отличаются крестьянские жилища, помещичьи усадьбы, сельские храмовые по­стройки, исполненные в камне, кирпиче и дереве.

Сохранив в себе вещественные следы сельских культурных яв­лений, они наполнены и духовными аспектами, несут социальную информацию, что в совокупности дает возможность представить весь пласт сельской культуры ранних и более поздних периодов.

Необходимо подчеркнуть, что как бы ни преломлялись явления прошлой сельской культуры благодаря действию материальных и идеальных механизмов, они входят в современную жизнь и сохраня­ются в ней объективно как объекты материальной культуры и субъ­ективно - в сознании людей. В обоих случаях прошлая культура влияет на настоящую и является важным ориентиром в ее развитии.

Учитывая противоречивые тенденции в оценках традиционной народной культуры, ее самобытности, которые проявляются в совре­менных тенденциях разрушения и размывания локальных сельских культур, нивелирования и сведения их к некой общенациональной культуре, в которой тонут и самобытность, и само содержание тра­диционности культуры села, следует обратить внимание на негатив­ную роль, которую играют средства массовой информации, активно тиражируя в качестве эталонов далеко не лучшие образцы мировой и "общенациональной" культур.

Традиции и консерватизм

Отношение к крестьянству как к темной силе, которая является тормозом прогрессивных преобразований, приходит в противоречие с реаль­ностью. В самом деле, каким образом крестьян­ство с подобными "ярлыками" все-таки могло жить само и кормить других?

Действительно, консерватизм с его приверженностью к старо­му, отжившему в технической, промышленной, экономической сфе­рах приводит к сдерживанию технического прогресса, промышлен­ного и экономического развития.

Однако в сознании многих людей, некоторых исследователей технократические проблемы стагнации, связанные с консервативны­ми последствиями, механически переносятся в другую область - в культуру, в сферу духовной жизни людей.

При этом забывается, что природа консервативного начала не терпит механического переноса технократических проблем в антоло­гию человеческого общества, ибо в сфере человеческих отношений консерватизм имеет духовную глубину, он обращен к древним исто­кам жизни, поддерживая связь времен, он соединяет настоящее и бу­дущее с прошлым.

Как отмечает Н.А. Бердяев, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятст­вует движению назад и вниз. Разумеется, в консерватизме имеется инерция и косность, что мешает прогрессивному развитию, и от это­го необходимо избавляться.

Но главное, что есть ценного в консерватизме, - это самобыт­ность и традиции. Без преемственности, без традиций культура раз­виваться не может. Культура сама по себе консервативна, она несет в себе консервативное начало, но вместе с тем в ней заложен огром­ный творческий потенциал.

Известный польский социолог П. Штомпка, сопоставляя про­блемы наследия общества и традиций, справедливо говорит о том, что "сумма событий за время существования человечества - не тра­диция, а скорее, генеалогия общества. И сумма воздействий про­шлых состояний также не есть традиция, она - лишь современное состояние общества"'.

Столь широкое толкование обессмысливает толкование тради­ции. Говорить о ней можно только тогда, когда связь между про­шлым и настоящим имеет более тесный, интимный характер. Тради­ция должна включать в себя непрерывное существование прошлого в настоящем, которое может принять, как мы помним, две формы: ма­териальную и идеальную, или объективную и субъективную.

Под традицией в первом, более широком смысле слова мы бу­дем понимать совокупность тех объектов и идей, истоки которых коренятся в прошлом, но некоторые можно обнаружить в на­стоящем, т.е. это все то, что не было уничтожено, разбито, выбро­шено или забыто.

В данном случае традиция тождественна наследию - тому, что реально сохранилось от прошлого. Во втором, более узком смыс­ле слова мы будем понимать под традицией только те фрагменты наследия, которые не просто сохраняются в настоящем, но тесно переплетаются с ним.

Традиции складываются не сами по себе; их создают, отверга­ют или изменяют люди. В культурной традиции сосредоточены та­лант, ум, смекалка, мудрость народа, который сумел сформировать, развить и сохранить до наших дней лучшие материальные и духов­ные образцы культуры.

Выявляя содержательную сторону традиций в современной сельской культуре, нужно ориентироваться на слой традиционной крестьянской культуры Х1Х-начала XX в., при этом нужно иметь в виду, что многие формы типовых моделей указанного периода фор­мировались значительно раньше и на протяжении длительного вре­мени развивались. Но отмеченный период характерен наиболее пол­ным развитием основных культурных явлений, составляющих в на­стоящее время основное достояние традиционной народной культу­ры.

Собственно и современное поселенческое управление унасле­довало традицию жить "на миру", выступать вместе с "миром" и от имени "мира". Сущность общинной жизни крестьян состояла в том, что в ней органично увязывались и регулировались индивидуальные интересы отдельной личности с интересами общины в процессе сельскохозяйственной деятельности, взаимоувязывались интересы отдельной семьи и устремления всего коллектива селения и общины в целом.

Традиции народного творчества

Традиционность, коллективность, непосредственная связь с образом жизни труженика, отражение постоянного многообразного восприятия природы - все эти черты определяли богатство крестьянско­го творчества, делали его одним из постоянных источников развития профессиональной культуры.

К народной культуре причастен каждый крестьянин: нельзя не знать песни и рисунки хороводов, причитания, колядки и пр., не учи­тывать все их сезонно-обрядовые, игровые и этические особенности, так же как нельзя не знать сроки и приемы ухода за различными культурами или породами скота, не учитывать многочисленные от­тенки почв, погоды и пр., не помнить связанные с ними приметы.

В повседневность входило и эстетическое воспитание: девуш­ка, собственными руками готовящая себе приданное, воспринимаю­щая от старших приемы художественного ткачества, вышивки или плетения кружев, знала, что искусство ее будет оценено односельча­нами на ближайших праздничных посиделках или на свадьбе. В мас­совой крестьянской культуре практически все были исполнителями, не было пассивных созерцательных потребителей культуры. Итак, мы подошли к принципиально важному вопросу, в основе которого кроется ключ к пониманию сущностной основы традиционной на­родной культуры, модальности культурно-исторических традиций села.

В массовой крестьянской культуре, в народном творчестве ка­ждый человек является участником культурно-творческого действия. Здесь нет самодеятельного творчества и профессионального творче­ства в современном понимании этих процессов, здесь нет исполните­лей и слушателей, нет сцены и зала, нет творческих авторитетов, сковывающих своим высоким мастерством всех остальных исполни­телей. Даже наиболее творчески одаренные крестьяне в пении, сказительстве, пляске, ведении хороводов и свадебных песнопениях и т.д. всегда оставались равными в жизни и труде общины.

Народное искусство рождалось из души крестьян, все его жан­ры и виды носят прикладной характер и тесно вплетаются в повсе­дневный труд, быт и праздники каждого жителя села.

Например, песни сопровождали крестьянина всю жизнь и по большей части в коллективном исполнении - на "миру". Протяжны­ми песнями сопровождались многие виды работ - в поле, на сеноко­се, в огороде, при сборе грибов и ягод, за ткацким станком и прял­кой; пели на помочах (когда помогали поставить избу, выкосить или убрать в срок сено, сжать хлеб и пр.), возвращаясь с работ.

На заготовках и сплаве леса пели трудовые артельные припев­ки. На проводах рекрутов звучали мужские голоса - песни рекрут­ские, солдатские, протяжные из мужского лирического репертуара.

Каждая местная традиция имела свой набор обязательных сва­дебных песен (30 и более), сверх которого в дни свадьбы звучали и другие виды песенного репертуара; три дружки обязательно были песельниками. Обширный массив составляли разные виды хоровод­ных песен (исчислявшихся сотнями), к исполнению которых приоб­щалась вся молодежь, а слушателями были все жители селения. В период постов пели духовные стихи и служебные песнопения, ис­полнявшиеся старшим поколением. Проводы в последний путь со­провождались религиозными песнопениями и духовными стихами. В деревнях начинали петь с раннего детства, перенимая интонации, манеру пения, слова от своих родителей, знакомых. Пение передава­лось по наследству, но основным способом передачи песенного творчества было пение в хороводах на улице. Летом это были улич­ные хороводы, зимой - посиделки, как правило, молодежные.

Таким образом, первоначальную подготовку крестьяне получа­ли в своей семье в детском возрасте, дальнейшее развитие и исполнение проходило в условиях коллективного творчества, а во время календарных праздников песенные и другие виды творчества испол­нялись и оценивались в рамках всей общины в целом, куда входило несколько селений.

Некоторые фрагменты праздника проходили в родственных, соседско-родственных, соседских группах или других объединениях, в семье, но все действие объединялось единой традиционной про­граммой проведения многодневного праздника, охватывающей всю общину в целом. Индивидуальная групповая творческая деятель­ность, охватившая основную массу населения, выступает как эле­мент общекультурного процесса, интегрирующего индивидуально-личностные проявления культуры. Сокращается пространственно-временная дистанция между субъектами культурно-творческого взаимодействия. Участники этого процесса не только создают об­разцы культуры, но и осознают себя частью единого культуро-творческого действа.

Традиционные нормы поведения и формы общения крестьян проявлялись не только в хороводном и песенном творчестве. Много­образие и устойчивость культурных традиций особенно ярко выра­жены в обрядах, обычаях, поверьях, праздниках, где нашли свое са­мое широкое применение все виды народного творчества: песенного, инструментального, хореографического, изобразительного, устного словесного и т.д.

Понятие «фольклор»

Здесь целесообразно обратиться к широко известному в обыденном употреблении понятию "фольклор", хотя единодушного мнения о нем в ученом мире до настоящего времени нет. Так же как и по­нятие "культура", "фольклор" имеет несколько значений, хотя на­много меньше, чем "культура".

Термин "фольклор" (Folk-Lore) был впервые предложен и введен в научный оборот английским археологом Джоном Томсом в 1846 го­ду для обозначения духовной культуры, связанной с памятниками материальной культуры прошлых времен.

Само понятие этого термина первоначально имело двойное зна­чение, с одной стороны, им обозначалось название самого предмета ("народное знание", "народная мудрость"), с другой стороны, как на­звание науки об этом предмете ("народознание"). Уточняя определе­ние, указанный автор добавлял в него "нравы, обычаи, обряды, суе­верия, баллады, пословицы и т.п. старых времен". В дальнейшем этот термин был официально признан Фольклорным обществом Англии, которое закрепило его понимание в двух значениях - в широком и более узком.

В широком смысле понятие "фольклор" обозначает "неписаную (устную) историю народа, преимущественно неписаную историю примитивных (первобытных) эпох, в более узком ~ "древние нравы, обычаи, обряды и церемонии прошлых эпох", превратившиеся в суе­верия и традиции низших классов цивилизованного общества". Сам факт признания существования понятия в нескольких значениях -всегда свидетельство теоретической неразработанности.

Следовательно, и сегодня "фольклор" как понятие бытует в разных значениях, и "расширительно", и "зауженно", но при всей ва­риативности толкований "фольклор" как предмет в понимании уче­ных существенно осложнился, границы его распространились на все формы народной культуры, сама наука фольклористика сблизилась с этнологией, но при этом ведутся постоянные разграничения с ней и с присущими ей методами изучения культуры.

Из основных подходов в понимании фольклора наиболее удач­ными являются характеристики известного историка В.К. Чистова, который дал следующие определения:

а) фольклор - это устно передаваемый простонародный опыт и знания. При этом имеются в виду все формы духовной культуры, а при максимально расширительном толковании - и некоторые формы материальной культуры. Вводится только социологическое ограничение ("простонародные") и историко-культурный критерий - архаические формы, господствующие или функционирующие в качестве пережитков.

Мы употребляем устаревшее слово "простонародный", так как оно потеряло уничижительное значение. Оно определеннее, чем "на­родное", в социологическом отношении, хотя тоже достаточно ус­ловно. Важно, что оно не содержит оценочного смысла ("народный артист", "народный поэт" и т.д.);

б) фольклор - это простонародное художественное творчество или, по более современному определению, "художественная коммуникация" ("artistic communication"). Эта концепция позволяет распространять употребление термина "фольклор" на сферу музыкального, хореографического, изобразительного и т.д. простонародного творчества;

в) фольклор - это простонародная вербальная традиция. При этом из всех форм простонародной деятельности выделяются те, которые связаны со словом;

г) фольклор - это устная традиция. При этом устности придается первостепенное значение. Это позволяет выделять фольклор из других вербальных форм (прежде всего, противопоставлять его литературе).

Следовательно, мы имеем дело с социологической и историко-культурной, эстетической, филологической и теоретико-коммуни­кативной концепциями понятия "фольклор". Но каждая из этих кон­цепций не противостоит и не противоречит другой, более того, они определенным образом пересекаются между собой. Скажем, трудно представить отрицание вербальности и устности за фольклором, ко­гда декларируются такие его признаки, как простонародное художе­ственное творчество, простонародный опыт и знания.

Другой известный отечественный историк В.Е. Гусев вполне обоснованно считает, что фольклор как целостное сложное явление, как специфический вид духовной культуры во всей совокупности присущих ему признаков и внутренних закономерностей своего раз­вития представляет собой предмет изучения специальной науки -фольклористики, для которой базовыми отраслями знаний в области внешних (системных) связей будут культурология, эстетика, этноло­гия, искусствознание.

Таким образом, содержательной сущностью фольклора являет­ся народная художественная культура в целом, со всеми ее взаимо­связями между отдельными видами, которая воспроизводится и бы­тует во взаимозависимости с культурно-исторической жизнью наро­да, в тесных системных связях с такими формами народной духовной культуры, как обряды, обычаи, нравы, верования и т.д.

Истоки фольклора своими корнями уходят в глубокую древ­ность, в "простонародную старину", когда только обозначились пер­вые попытки обобщения народных песен и сказаний, обрядов и обы­чаев и других творений народной культуры.

При всей традиционности фольклора, как принято считать, на протяжении длительного отрезка времени он формировался, разви­вался и видоизменялся.

Стало быть, при всей традиционности фольклора, он в своей многовековой истории предстает явлением динамичным, далеко не застывшим, ибо на каждом отрезке духовной и материальной куль­туры он приобретал совершенно особенные (новые или видоизме­ненные старые) черты и характеристики.

В процессе развития в недрах фольклора формировались не только традиционные виды и жанры народной культуры. Функции фольклора в целом и отдельных его жанров изменялись в зависимо­сти от трансформации структуры и характера крестьянской культу­ры, при этом природное богатство этой культуры делало ее одним из постоянных источников профессиональной культуры.

По мнению некоторых исследователей, в основе фольклора ле­жит идея о генетической связи "народной поэзии" (в широком понимании это все жанры устного народного творчества) с мифотворче­ством и представлении самой "народной поэзии" как источнике на­ционального искусства.

Еще одним важным концептуальным положением такой связи было убеждение, что "народная поэзия" создается как коллективное безличное, бессознательное творчество "народной души". С этим по­ложением можно согласиться, но отчасти.

Связь народного творчества с мифотворчеством на уровне кол­лективного безличного, бессознательного порыва "народной" души действительно оправданна как идея, однако ее существование может быть отнесено в полной мере лишь к начальной стадии развития ду­ховной культуры, которая обозначается как синкретическая, харак­терная для общества архаического типа.

Фольклорные формы, в том числе и те, которым была уже в определенной мере знакома эстетическая функция в ее архаической разновидности (часто вторичная и не доминирующая), были тесней­шим образом переплетены с разнохарактерными комплексами, позже породившими самые различные ветви духовной культуры - обряды, верования, религию, мифы, исторические представления, песни и т.д. На этой стадии фольклором можно считать все формы духовной культуры, связанные с языком, или, точнее, все традиционные сло­весные тексты, образующие вторичные языковые моделирующие системы (монофольклоризм).

Уже на этой стадии возникают и функционируют сложные по своему составу и структуре системы фольклорных текстов, обслужи­вающих различные потребности архаического общества - коммуни­кативные, познавательные, социальные, практические.

Дальнейшая дифференциация фольклора приводит к формиро­ванию не только литературы, но и различных видов искусств, таких как театр, хоровое и сольное пение, изобразительное искусство.

Кроме того, внутри фольклорного слоя развивается процесс жанровой дифференциации, которые в свою очередь подразделяются на жанры с доминирующей эстетической функцией (например, эпи­ческая, любовная песня, сказка, былинный эпос и т.д.) и жанры с преобладающей внеэстетической, бытовой функцией, где сохраня­ются синкретическая структура и архаические черты (обрядовые песни, духовные стихи, заклинания, заговоры и т.д.).

Таким образом, фольклор постепенно перестает быть единст­венной формой культуры, он частично начинает терять отдельные свои функции, передавая их параллельно с ним формирующимся литературе, профессиональному театру, профессиональной хорео­графии, музыке. Но вместе с тем фольклор в своих разновидностях часто используется в профессиональном искусстве. И если в этом случае можно говорить о вторичном использовании элементов фольклора, то народный быт, как и прежде, насыщен преимущест­венно прямым фольклором, первичным продолжением традиций.

Дальнейшая дифференциация фольклорных и нефольклорных форм духовной культуры связана со стадией общей урбанизации жизни в городе и на селе. Постепенная переориентация села на го­родские ценности и формы культуры, ликвидация неграмотности крестьян, развитие средств массовой коммуникации, системы обра­зования, печати, несомненно, приводят к тому, что социально-куль­турный ареал традиционных фольклорных форм продолжает сужать­ся.

Вместе с тем в современной жизни культурные традиции села продолжают существовать, выполняя важную функцию связи на­стоящего с прошлым.

Подводя итоги рассмотрения проблем, связанных с устойчиво­стью и вариативностью народных культурных традиций, отмстим, что в силу особенностей духовной культуры крестьянства - ее не­профессионального (фольклорного) характера, тесной связи с други­ми сферами жизни села - существенную роль в ее развитии играют семья и община. Их взаимодействие детерминировано множествен­ностью небольших контактных временных и постоянных социаль­ных общностей.

В современной сельской культуре отчетливо прослеживаются народные традиции, обряды и праздники, связанные с сельскохозяй­ственным трудом, его цикличными сезонными видами. Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззре­ние народа, она изменялась в ходе развития общества.

Тем не менее многие черты обрядности и особенно основной лейтмотив праздника, посвященного тому или иному событию на­родного сельскохозяйственного календаря, продолжают устойчиво сохраняться и в наши дни. Следует подчеркнуть, что включение тра­диционных обрядовых действий в современные календарные празд­ники обеспечивает не только живой интерес к ним населения, но яв­ляется отражением связи поколений и демонстрирует глубокое ува­жение к освященному веками труду земледельца. Современные ка­лендарные праздники, развиваясь на традиционной основе, выпол­няют по существу основное назначение прежних аграрных обрядов. Они направлены на повышение результативности сельскохозяйст­венного труда.

В настоящее время это обеспечивается созданием направленно­го коллективного эмоционального подъема. Те элементы прежних обрядов, которые не соответствуют этим реальным практическим задачам, постепенно уходят из жизни. Большая часть сельского насе­ления, особенно старшего возраста, являются активными сторонни­ками традиционных форм обрядности.

Эти формы активно переносятся и бытуют в семейной среде. Такое сочетание общественных форм проведения праздников с се­мейными позволяет сохранить массовое участие в них населения. Сформировавшееся в сельской молодежной среде современное соз­нание и свои собственные ориентации не противоречат и не проти­вопоставляются традиционным формам празднично-бытовой куль­туры, а воспринимаются молодежью как увлекательные игровые формы досуга, нередко пополняемые новыми элементами обрядно­сти. Следовательно, наблюдается трансляция народных традиций в современную сельскую культуру, на основе которых развиваются новые формы обрядности. Одновременное существование старых и новых форм обеспечивает развитие современных календарно-трудовых обрядов и их жизнеспособность. Среди устойчивых ком­понентов традиционной празднично-бытовой культуры села большое место занимает свадебная обрядность.

В ней и сегодня прослеживаются многие фрагменты традици­онных обычаев, верований, семейно-брачных отношений, формиро­вавшиеся в различные исторические эпохи. В современных свадеб­ных обрядах, ввиду их особой стойкости, отчетливо проявляется эт­ническая специфика бытовой культуры различных групп населения.

Празднично-обрядовые традиции, их структура, содержатель­ная направленность, характер бытования, способы проявления в це­лом отражают уровень развития материальной и духовной культуры села, в то же время содержат богатый и разнообразный исторический опыт. Устойчивость многих культурно-исторических традиций села, проявляющихся в различных формах празднично-обрядовой жизни (обычаев, обрядов, ритуальных и игровых действий), объясняется органическим единством жизненных устремлений и чаяний жителей села, объединенных общим трудом на земле, бытом, культурой, воз­зрениями.

Контрольные вопросы и задания

/. Понятие "традиционная культура".

  1. В чем проявляется самобытность сельской культуры?

  2. Какими факторами определяются фольклорные начала сельской культуры?

  3. Что является источником традиций народной культуры?

  4. Понятие "фольклор" и его характеристика.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4