§ 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
Теперь, когда проанализированы основные теории деятельности, можно более основательно заняться рассмотрением открывшихся нам видов, типов менеджмента и проблем, составляющих основу управленческой деятельности: структуры деятельности, видов деятельности, взаимосвязей труда и деятельности, традиционной и инновационной личности менеджера, условий развития менеджмента в России.
Взаимодействие структур и деятельности
Структура как внутренняя форма организации системы и менеджеры, действующие в ней, представляют собой единое целое, но с двумя полюсами притяжения. Взаимная зависимость структуры и деятельности (менеджеров) раскрывается в процессе практики; попеременно опираясь друг на друга, они выявляют внутренние ресурсы, потенциал. Практика как сознательная, целеполагающая, целесообразная, материальная деятельность является своеобразным "перекрестком", где встречаются операции и действия, в виде оперирующих структур и действующих менеджеров.
Операции и действия исходят соответственно из двух полюсов -общности структуры и индивидуальности. Связь между деятельностью и практикой можно условно назвать режиссерским термином "событийность", т.е. действие, когда происходит слияние, раскрытие структур и мобилизация усилий менеджеров.
Действие и практика в данном случае суммируют определенные свойства соединения структуры (их способности к операциям) и менеджеров (их способности к действию), другими словами, слияния структурных обстоятельств и способностей менеджеров.
Структурные обстоятельства следует рассматривать в виде ресурсов и возможностей, ограничений и напряженностей, находящихся в потенциале существующих структур.
Способности менеджеров определяются умениями и талантами, мастерством, знаниями, субъективными отношениями и организационными формами менеджмента внутри временных и постоянных групп.
Итак, событийность обусловлена "верхом" и "низом", но не сводится ни к одному из процессов и представляет собой вновь возникающее качество. Событийность тоже обусловлена, так как она лишь возможна, иногда вероятна, но никогда не необходима. Действие может быть в различной мере актуализировано, но может также оставаться скрытым. Потенциальную возможность и действительность связывают три последовательности: структуры, раскрывающиеся в оперировании; менеджеры, мобилизующиеся в действии; процесс деятельности в событийной практике.
Схематично процесс деятельности и практики можно проследить следующим образом (схема 1).
Следует добавить, что первоначальный внутренний потенциал (структура, деятельность, менеджеры) в процессе раскрытия структуры, событийности и формирования менеджмента, реализуясь в результат (оперирование, практика, действие), претерпевает позитивные, а иногда негативные изменения.
Вступая в новый временной цикл, такой процесс повторяется в новом качестве, а в результате возникает модифицированный или новый вид деятельности.
Если в результате деятельности происходят какие-то события, а социальные условия для осуществления практических действий меняются, то она находит выражение в новой практике, которая в свою очередь соединяет деятельность новых структур и действия новых (деятелей) менеджеров.
Затем новая практика начинает аналогичный цикл, изменяя структуры и субъектов, модифицирует деятельность и способы ее реализации, что приводит к появлению следующего модифицированного вида практики. Эта цикличная последовательность продолжается постоянно, воспроизводя накапливающиеся изменения в структурах и субъектах деятельности.
В этой связи будет уместно привести тезис К. Маркса и Ф. Энгельса, который они изложили в работе "Немецкая идеология" при анализе человеческой деятельности. В ней об индивидах говорилось следующее: "Их деятельность и материальные условия их жизни, -есть те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью". В данном случае речь идет опять же о цикличности процесса деятельности.
Категории: труд и деятельность
Труд - это целесообразная деятельность, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения человеческих потребностей. Процесс труда включает: а) собственно сам труд; б) предметы труда; в) средства труда. Исходя из того, что труд - это целесообразная деятельность, а всякая целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования человека, связана с трудом, то может возникнуть сомнение относительно неадекватности понимания категорий труда и деятельности. На самом деле отличия вполне различимы.
Во-первых, дифференциация труда обусловлена определенными видами деятельности: практической (внешней), связанной со специфическими для человека действиями с реальными предметами, путем движения рук, ног, пальцев; теоретической (умственных действий), где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные динамические модели, создаваемые в процессе мышления.
Во-вторых, в процессе труда менеджер или рядовой исполнитель выполняют тот или иной набор работ, соответствующий определенному характеру деятельности.
Например, труд сценариста, драматурга, экономиста, водителя автоклуба, технического персонала учреждения культуры сами по себе в отдельности мало соотносятся с понятием деятельности. Однако если рассмотреть их труд в контексте миссии учреждения культуры, а она, безусловно, носит социально значимый характер, то несложно понять, что совокупный труд этих работников является деятельностью. В-третьих, труду человек обязан как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. В деятельности же человек относится к каждому предмету не как носитель чуждых этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе и особенностям осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. Человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав материальной и духовной культуры.
Таким образом, понятие "деятельность" имеет более широкий и социально значимый смысл, что и отличает его от понятия "труд". Описанию видов человеческой деятельности посвящена работа видного отечественного ученого М. Кагана "Человеческая деятельность" (1974). Автор предложил четыре "первоэлемента" человеческой деятельности, как необходимые и достаточные для реализации в социуме практически-преобразовательная деятельность; продуктивно-творческая деятельность; ценностно-ориентационная духовная деятельность; деятельность, связанная с социальной коммуникацией.
В практике реальной жизни такие абстрагированные структурные элементы деятельности не существуют обособленно, они взаимодействуют, скрещиваются, содействуют друг другу, но могут сохранять свою относительную самостоятельность.
Менеджмент и виды деятельности
В контексте темы нашей работы интерес представляют все четыре вида деятельности, воз можно не в равных пропорциях. Если рассматривать менеджмент в обобщенном представлении основных функций управления, как функциональную деятельность в сфере управления, эффективное и производительное достижение целей организации, то предпочтительнее соотносить его с практически-преобразующим видом деятельности. Хотя и здесь трудно обойтись без коммуникативной функции менеджмента (работа с людьми, подбор кадров и т.д.), что свойственно такому виду деятельности, как социальная коммуникация.
Исторически, в фабричную эпоху (XIX в.) работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, весьма далеким от научной организации труда. Но позже менеджмент распадается на множество подфункций - планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ.
В социокультурной сфере это - менеджмент социально-культурной деятельности, арт-менеджмент, менеджмент выставок и презентаций; менеджер-постановщик культурно-досуговых программ, менеджер-технолог социально-культурных процессов и т.д. Весь социокультурный процесс разделился на самостоятельные функции и сферы деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе. Оказалось, что объединить их можно только одним способом - закрепить за каждой функцией группу специалистов под руководством "полевого" менеджера и передать общие координационные функции менеджеру вышестоящего уровня (рук. отдела, зам. руководителя учреждения).
Так возникли прообразы нынешних творческих команд, технических служб, группы проката творческих программ, маркетинга, рекламы и т.д. Изучение же менеджмента в таком специализированном виде, как социокультурный менеджмент, предполагает включение в качестве предмета анализа и все четыре вышеназванные вида деятельности, так как социокультурная деятельность по своей природе и практически-преобразовательная, и продуктивно-творческая, и ценностно-ориентационная, духовная и коммуникативная.
Такое многообразие видов деятельности, включенных в структуру социокультурного менеджмента, объясняется продуктом, производимым его усилиями и энергией, целями, планированием и организационными ресурсами.
Менеджмент и творчество.
Специфический характер социокультурного менеджмента обязывает особенно внимательно относиться к творческой деятельности, которая пронизывает все виды и направления работы социокультурных учреждений. Творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные продукты. В творчестве принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение и приобретаемое в обучении и практике мастерство, реализуемые в осуществлении творческого замысла.
Большинство специалистов, работающих в социокультурной сфере, можно отнести к числу людей творческих профессий, но и другая часть специалистов, у которых деятельность определенным образом регламентирована правилами, находит решения задач в ситуациях, имеющих известную степень неопределенности.
Творчество проявляется здесь в деятельности, создающей новую информацию, новые нестандартные приемы, предполагающие самоорганизацию.
Наиболее филигранными должны быть механизмы управления творческими процессами. Можно сказать, что работа с творческими людьми, которые являются творцами продуктов культуры: художники, композиторы, исполнители и др., не поддается управлению, она направлена, прежде всего, на создание условий для их творческой самореализации. Потребность, побуждающая к творческой деятельности, проистекает из воображения и фантазии, отображенных в сознании творца в необычных, новых сочетаниях и связях. Воображение дает возможность предвидеть возможные изменения, далеко опережающие действительность.
А такой компонент творческой деятельности, как фантазия, позволяет создавать новые образы, конструкции и модели в искусстве, науке и реализовывать их в материальных и духовных продуктах.
Указанные категории, составляющие природные основы творчества, окутанные тайной личностного переживания творца, вряд ли могут соседствовать с традиционными моделями управления. Функции управления в творческом процессе могут быть очерчены такими смыслами, как сопереживание, поддержка, свобода и раскрепощение, демонстрация результатов творчества. Подтверждением этого служат взгляды на природу творчества Н.А. Бердяева, который рассматривал творчество как интуицию, "внутреннее познание" и как реализацию продуктов творчества, именуемую мастерством, искусством.
Реализуя первый творческий акт, человек (творец) свободно познает себя самого. Во втором творческом акте он связан с окружающим миром, материалами и предметами мира, зависит от других людей, управляющих систем, говоря словами Н.А. Бердяева, он уже "отяжелел и охлажден".
"Творческое горение, творческий взлет, - пишет философ, - всегда направлен на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела".
В искусстве управления творческой деятельностью менеджер лучше всего преуспеет через собственное приобщение к такой деятельности. Следует решать трудные, нестандартные задачи, общаться с искусством, развивать собственное воображение и фантазию, находить наилучшие комбинации решения проблем.
Не только творец, но и менеджер, работающий в культуре, не должен забывать известное изречение великого русского композитора П.И. Чайковского: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".
Регулирующие функции социокультурного менеджмента распространяются и на другие виды деятельности в социокультурной среде.
Невозможно, например, представить культурно-досуговое учреждение, в котором бы не осуществлялись игровые виды деятельности, познавательная деятельность людей и, наконец, общение как вид деятельности. По поводу последнего указанного вида деятельности необходимо сделать оговорку, поскольку не все ученые и специалисты с ним соглашаются, считая, что общение не является деятельностью, а выступает лишь как условие какой-либо деятельности или как самостоятельное явление, как вид активности наряду с разнообразными видами деятельности.
Можно согласиться или отрицать ту или иную точку зрения на роль общения в жизни людей, но несомненно одно - в социокультурном процессе общение выступает как вербальная творческая, познавательная, просветительная, информационная, обучающая, развлекательная и игровая деятельность, свойственная большинству форм организации людей.
Таким образом, менеджмент социокультурной сферы, опирающийся на деятельностные основы человека, ставит и решает задачи развития таких видов деятельности, которые согласуются с социальной природой человека, выявляют и развивают его способности, виды и способы познавательной активности.
Деятельностный подход в управлении социокультурной сферой означает не подавление или навязывание установок, противоречащих природе социокультурной деятельности, а максимальный учет ее миссии, согласованности с управляемой системой.
Контрольные вопросы и задания
-
В чем заключается смысл действий менеджера и операций в структуре организации?
-
Труд и его обусловленность определенными видами деятельности.
-
Виды деятельности и их взаимосвязь с социокультурным менеджментом.
-
Творчество как процесс человеческой деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление