§ 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
Ситуацию в киносети в настоящее время целесообразно рассматривать не только с позиции эффективности использования государственных рычагов регулирования экономическими процессами жизнеобеспечения киноотрасли, но и с точки зрения влияния их на повышение рейтинга и социальной значимости национального кинематографа.
В связи с этим необходимо ориентироваться не только на решение экономических проблем, связанных с необходимостью повышения рентабельности, и организацию эффективного функционирования киносети по отраслевому принципу, но и на решение ряда аспектов в отношении поддержки отечественного кинематографа.
Характеристика общей ситуации с кинотеатрами
На сегодняшний день посещаемость городских кинотеатров имеет тенденцию устойчивого роста, количество кинотеатров, в том числе и с кинотеатрами частных, отвечающих мировым стандартам, стремительно увеличивается, также растет и кинопроизводство, и вместе с тем нельзя не отметить, что при этом рынок для национального кинематографа становится все менее доступным. В конце 90-х годов в практике кинообслуживания, например населения Москвы, произошли качественные сдвиги. Модернизация ряда кинотеатров частными инвесторами-арендаторами (кинофирмами) позволила осуществить в них кинообслуживание на уровне современных мировых стандартов.
Определенная часть публики стала посещать эти кинотеатры, в них стало модно, "престижно" ходить. Наблюдается существенный рост доходов кинотеатров от профильной деятельности. В настоящее время в Москве реконструировано 25 кинозалов, из которых 18 - за счет привлечения инвестиционных средств арендаторов, 7 - за счет доходов самих кинотеатров. Получен ценный практический опыт, требующий распространения и развития.
К сожалению, работа этих, прежде всего, арендных кинотеатров, ориентирована лишь на американский кинематограф. Сегодня в репертуаре кинотеатров 90% фильмов производства США, 4% других стран и лишь 6% отечественных фильмов.
Социологические исследования показывают, что в столице насчитывается около пяти миллионов потенциальных кинозрителей, готовых стать постоянными посетителями комфортабельных кинотеатров "нового образца" с модернизированной инфраструктурой и техникой, но при более доступных ценах. По опросам, большинство москвичей (85%) считают, что экраны заполнены низкокачественной американской кинопродукцией, а самыми любимыми фильмами называют знаменитые отечественные киноленты, сожалеют о почти полном отсутствии новых хороших отечественных лент.
До начала 90-х годов система управления в сфере кино финансировалась и содержалась местными органами власти, которым каждый кинотеатр отдавал 55% валового сбора. При этом аппаратура, фильмы, репертуар находились в ведении отраслевых структур и управлялись Госкино СССР, через Госкино республик, областные, городские и районные прокатные организации.
Таким образом, баланс отраслевого и территориального принципов управления создавал экономическую модель, в которой кино было высокорентабельной и самодостаточной отраслью. Конвейерное производство национальных фильмов обеспечивалось высоким уровнем
Теория и практика социокультурного менеджментазаполняемое™ кинозалов. Причем определенный процент от выручки билетов поступал в кинопромышленность, остальная часть распределялась между местным бюджетом и нуждами кинопроката, а часть прибыли расходовалась на нужды социальной сферы территории.
Данная экономическая модель была возможна, так как экономика кинофикации относилась к экономике территории, бюджет каждого кинотеатра и бюджет города были хорошо сбалансированы.
Причины кризиса киноиндустрии
Основной причиной кризиса современной отечественной киноэкономики является отсутствие функциональной взаимозависимости между производством, прокатом и кинотеатрами, локальные методы финансирования только производства; передача имущественных прав тому или иному субъекту кинематографии результата не даст, так как фундаментальным условием функционирования кинематографа является взаимосвязанная работа всех звеньев кинематографического процесса.
В такой модели киносеть будет способна играть роль финансового инструмента всего процесса производства и проката кинофильмов -продажа билетов, получение прибыли прокатчиком, часть которой направляется в производство кинофильмов. Критическое положение, сложившееся вокруг кинотеатров страны, обусловлено следующими причинами:
-
отсутствие продуманной протекционистской политики государства в отношении национального кино;
-
отсутствие нормативно-правовой базы реализации авторских прав;
-
недостаточное количество выпускаемых кинолент;
-
низкая конкурентоспособность национальных кинофильмов.
Значительное количество активов кинофикации и кинопроката, принадлежащих на правах собственности государству и существующих в виде разрозненных, работающих в автономном режиме кинопредприятий, демонополизация, децентрализация и хаотичные рыночные преобразования в переходной период, - все это резко ослабило системную целостность и ликвидировало рентабельный отраслевой механизм функционирования киносети.
К настоящему времени распад системных связей привел к дезинтеграции трех звеньев единой кинематографической цепи - киностудий, прокатных организаций и кинотеатров. В этой связи в качестве первых шагов по восстановлению отраслевого принципа функционирования киносети в стране выпускаются местные постановления, в которых разрабатываются первоочередные меры по воссозданию кинематографии как отрасли городского хозяйства. В них предусматривается реструктуризация киносети и создание на базе сети кинотеатров государственной киносети с ведомственной вертикалью управления, подконтрольной исполнительной государственной власти.
Технологии оптимизации киноиндустрии
Таким образом, создаются предпосылки создания отраслевой государственной структуры, объединяющей муниципальные кинотеатры в единую сеть кинопроката, обеспечивающую доступность кинопросмотра для широких слоев населения. Решение этой задачи поможет интегрировать киностудии, кинотеатры, прокат, продажу видеофильмов и т.д. в единый комплекс предприятий с ведомственной вертикалью управления. Реализация на практике этой экономической модели обеспечит условия максимального привлечения зрителей к просмотру кинофильмов и повышение уровня рентабельности кинотеатров за счет оптимальной наполняемости кинозалов. Основной задачей вывода из кризиса отечественной киносети и кинопроката является обеспечение устойчивого и рентабельного развития всей системы работы с кинофильмами за счет реализации отраслевых принципов ее функционирования, увеличения зрительского спроса.
Для этого целесообразно осуществить следующие мероприятия:
-
разработать механизм, обеспечивающий приоритеты в прокате отечественных кинофильмов;
-
создать модель управления, которая обеспечит эффективный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий киносети и над использованием бюджетных и привлеченных ею средств;
-
разработать нормативно-правовую базу функционирования киносети и кинопроката, авторских прав отечественных и зарубежных кинопроизводителей, использовать многоканальную систему финансирования: государственную поддержку, частные инвестиции, различные формы банковского кредитования, собственные доходы кинопредприятий.
Осуществление таких мер обеспечит функционирование нескольких параллельных систем кинопоказа, каждая из которых будет иметь различную репертуарную направленность, зрительскую аудиторию и стратегию развития. При этом параллельное функционирование не означает полной независимости указанных киносетей друг от друга. Как рыночные механизмы регулирования кинопоказа, так и реализация рычагов государственного регулирования и протекционизма предполагают процессы взаимодействия. Государственная киносеть региона должна в полном объеме иметь рычаги регулирования и протекционизма в области кинофикации и кинопроката: региональное кино, билетную базу, школьное и передвижное кино. Рентабельной работе киноиндустрии должно способствовать создание в административных округах дирекций кинотеатров. Это позволит под контролем управлений культуры наиболее полно учитывать специфические особенности и потребности в кинопоказе каждого района, а также установить реальный и эффективный контроль исполнительной местной власти над административно-хозяйственной деятельностью киносети каждого отдельного округа. Одним из преимуществ такой модели является ее инвестиционная привлекательность. Объединение кинотеатров в единую структуру делает ее наиболее выгодной с точки зрения возможного инвестирования, так как предполагает государственные гарантии на вложенные инвестиции.
Вместе с тем четкий государственный контроль над финансовыми потоками в кинотеатрах реально увеличивает их инвестиционную привлекательность по их модернизации, что наиболее целесообразно с точки зрения интересов региона. При этом учреждение головной отраслевой структуры кинопредприятий не создает монополии на кинорынке, поскольку с этой структурой будут свободно конкурировать частные кинотеатры. Функционирование структур разных форм собственности и разной ведомственной подчиненности позволит в условиях конкуренции и состязательности формировать совершенно новую модель киноиндустрии в стране.
Структура детского кинопоказа
Не менее масштабными предстают вопросы налаживания работы с детской кино аудиторией. Количество детских кинотеатров за годы реформ в стране сократилось более чем наполовину. Например, в Москве за этот период из 16 детских кинотеатров осталось только восемь, а остальные были переданы сторонним организациям.
Детские кинотеатры | Адрес | Кому переданы |
Баррикада | г. Москва, ул. Баррикадная, д..21 | Аренда ООО "Грандплезир" |
Орленок | г. Москва, ул. Русаковская, д.23 | Аренда "Z монтаж систем" |
Пионер | г. Москва,. Кутузовский пр.,д.21 | Аренда 000 "Центромобиле" |
Красная Пресня | г. Москва, ул. Мантулинская, д. 5 | Фонд Ролана Быкова |
Центральный Детский | г. Москва, ул. Бахрушина, д. 25 | Фонд Ролана Быкова |
Дружба | г. Москва, ул. Новоиесчаная, д. 16 | Управление соцзащиты населения |
Огонек | г. Москва, Проспект Мира, д.99 | Аренда коммерческ. структурой |
Между тем основные задачи по реализации современной социально-культурной политики в развитии детского кино и детских кинотеатров существенно возросли и настоятельно требуют:
-
расширить сеть детских кинотеатров в стране;
-
сделать кино привлекательным для детей и юношества, а кинотеатр - излюбленным местом проведения досуга;
-
обеспечить юного зрителя высококачественной отечественной кинопродукцией;
-
предоставить юным зрителям возможность личного общения с ведущими киноактерами и деятелями кино;
-
создать в детских кинотеатрах комфортную, содержательную среду, позволяющую реализовывать творческий потенциал подрастающего поколения;
-
повысить техническое оснащение кинотеатров современной аудиовизуальной техникой, видеотехнологиями;
-
обеспечить доступность кинотеатров, равные возможности для всех категорий молодежной аудитории;
-
развивать инновации в демонстрациях детского кино.
Создание разветвленной сети детских кинотеатров, оснащенных
современными техническими средствами, обеспечит реализацию принципиально новых социально значимых детских программ:
-
новых экранных технологий и визуальных искусств;
-
экранного использования интернет-возможностей;
-
новых форм организации детских кинофестивалей;
-
телемостов и других программ интерактивного взаимодействия;
-
дистанционного обучения (общекультурные и исторические программы).
Реализация таких программ развития детского и юношеского кино поможет принципиально изменить и качественно улучшить работу по формированию духовности, морально-нравственных ориентиров и общекультурных ценностей молодого поколения. В заключение данной темы отметим, что наиболее важные направления государственного регулирования кинопроизводства и кинопроката фильмов должны быть сосредоточены на преодолении следующих проблем:
-
неконкурентоспособности национальной киноиндустрии;
-
дефицита профессиональных кадров в киноотрасли;
-
отсутствие необходимого для зрителей разнообразия фильмов;
-
обеспечение единства: государства - как агента, представляющего интересы общества; создателей фильмов (продюсера, авторов, исполнителей) - как субъектов рынка; зрителя - как конечного потребителя кинопродукции. На сегодня же показатель обеспеченности населения страны современными кинозалами составляет менее 0,4 кинозала на 100 тыс. населения страны, что ниже среднеевропейского уровня в 15 раз.
Контрольные вопросы и задания
-
Дайте характеристику общей ситуации с использованием сети кинотеатров.
-
Кризис отечественной киноиндустрии и его причины.
-
Способы восстановления управляемости киноиндустрии.
-
В чем должна заключаться репертуарная политика государственных кинотеатров?
-
В чем заключаются задачи развития кинорынка детской аудитории?
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление