logo
ББК 77 Чижиков

§ 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката

Ситуацию в киносети в настоящее время целесообразно рассмат­ривать не только с позиции эффективности использования государст­венных рычагов регулирования экономическими процессами жизне­обеспечения киноотрасли, но и с точки зрения влияния их на повыше­ние рейтинга и социальной значимости национального кинематогра­фа.

В связи с этим необходимо ориентироваться не только на реше­ние экономических проблем, связанных с необходимостью повыше­ния рентабельности, и организацию эффективного функционирования киносети по отраслевому принципу, но и на решение ряда аспектов в отношении поддержки отечественного кинематографа.

Характеристика общей ситуации с кинотеатрами

На сегодняшний день посещаемость городских кинотеатров имеет тенденцию устойчивого роста, количество кинотеатров, в том числе и с кинотеатрами частных, отвечающих мировым стандартам, стремительно увеличивается, также растет и кинопроизводство, и вместе с тем нельзя не отметить, что при этом рынок для национального кинематографа становится все менее дос­тупным. В конце 90-х годов в практике кинообслуживания, например населения Москвы, произошли качественные сдвиги. Модернизация ряда кинотеатров частными инвесторами-арендаторами (кинофирма­ми) позволила осуществить в них кинообслуживание на уровне со­временных мировых стандартов.

Определенная часть публики стала посещать эти кинотеатры, в них стало модно, "престижно" ходить. Наблюдается существенный рост доходов кинотеатров от профильной деятельности. В настоящее время в Москве реконструировано 25 кинозалов, из которых 18 - за счет привлечения инвестиционных средств арендаторов, 7 - за счет доходов самих кинотеатров. Получен ценный практический опыт, требующий распространения и развития.

К сожалению, работа этих, прежде всего, арендных кинотеатров, ориентирована лишь на американский кинематограф. Сегодня в ре­пертуаре кинотеатров 90% фильмов производства США, 4% других стран и лишь 6% отечественных фильмов.

Социологические исследования показывают, что в столице на­считывается около пяти миллионов потенциальных кинозрителей, го­товых стать постоянными посетителями комфортабельных кинотеат­ров "нового образца" с модернизированной инфраструктурой и техни­кой, но при более доступных ценах. По опросам, большинство моск­вичей (85%) считают, что экраны заполнены низкокачественной аме­риканской кинопродукцией, а самыми любимыми фильмами называ­ют знаменитые отечественные киноленты, сожалеют о почти полном отсутствии новых хороших отечественных лент.

До начала 90-х годов система управления в сфере кино финан­сировалась и содержалась местными органами власти, которым каж­дый кинотеатр отдавал 55% валового сбора. При этом аппаратура, фильмы, репертуар находились в ведении отраслевых структур и управлялись Госкино СССР, через Госкино республик, областные, го­родские и районные прокатные организации.

Таким образом, баланс отраслевого и территориального принци­пов управления создавал экономическую модель, в которой кино было высокорентабельной и самодостаточной отраслью. Конвейерное про­изводство национальных фильмов обеспечивалось высоким уровнем

Теория и практика социокультурного менеджментазаполняемое™ кинозалов. Причем определенный процент от выручки билетов поступал в кинопромышленность, остальная часть распреде­лялась между местным бюджетом и нуждами кинопроката, а часть прибыли расходовалась на нужды социальной сферы территории.

Данная экономическая модель была возможна, так как экономи­ка кинофикации относилась к экономике территории, бюджет каждого кинотеатра и бюджет города были хорошо сбалансированы.

Причины кризиса киноиндустрии

Основной причиной кризиса современной отечественной киноэкономики является отсутствие функциональной взаимозависимости между производством, прокатом и кинотеатрами, ло­кальные методы финансирования только произ­водства; передача имущественных прав тому или иному субъекту ки­нематографии результата не даст, так как фундаментальным условием функционирования кинематографа является взаимосвязанная работа всех звеньев кинематографического процесса.

В такой модели киносеть будет способна играть роль финансового инструмента всего процесса производства и проката кинофильмов -продажа билетов, получение прибыли прокатчиком, часть которой направляется в производство кинофильмов. Критическое положение, сложившееся вокруг кинотеатров страны, обусловлено следующими причинами:

Значительное количество активов кинофикации и кинопроката, принадлежащих на правах собственности государству и существую­щих в виде разрозненных, работающих в автономном режиме кинопредприятий, демонополизация, децентрализация и хаотичные ры­ночные преобразования в переходной период, - все это резко ослаби­ло системную целостность и ликвидировало рентабельный отраслевой механизм функционирования киносети.

К настоящему времени распад системных связей привел к де­зинтеграции трех звеньев единой кинематографической цепи - кино­студий, прокатных организаций и кинотеатров. В этой связи в качест­ве первых шагов по восстановлению отраслевого принципа функцио­нирования киносети в стране выпускаются местные постановления, в которых разрабатываются первоочередные меры по воссозданию ки­нематографии как отрасли городского хозяйства. В них предусматривается реструктуризация киносети и создание на базе сети кинотеат­ров государственной киносети с ведомственной вертикалью управле­ния, подконтрольной исполнительной государственной власти.

Технологии оптимизации киноиндустрии

Таким образом, создаются предпосылки создания отраслевой государственной структуры, объединяющей муниципальные кинотеатры в единую сеть кинопроката, обеспечивающую дос­тупность кинопросмотра для широких слоев на­селения. Решение этой задачи поможет интегрировать киностудии, кинотеатры, прокат, продажу видеофильмов и т.д. в единый комплекс предприятий с ведомственной вертикалью управления. Реализация на практике этой экономической модели обеспечит условия максималь­ного привлечения зрителей к просмотру кинофильмов и повышение уровня рентабельности кинотеатров за счет оптимальной наполняемо­сти кинозалов. Основной задачей вывода из кризиса отечественной киносети и кинопроката является обеспечение устойчивого и рента­бельного развития всей системы работы с кинофильмами за счет реа­лизации отраслевых принципов ее функционирования, увеличения зрительского спроса.

Для этого целесообразно осуществить следующие мероприятия:

Осуществление таких мер обеспечит функционирование не­скольких параллельных систем кинопоказа, каждая из которых будет иметь различную репертуарную направленность, зрительскую аудито­рию и стратегию развития. При этом параллельное функционирование не означает полной независимости указанных киносетей друг от дру­га. Как рыночные механизмы регулирования кинопоказа, так и реали­зация рычагов государственного регулирования и протекционизма предполагают процессы взаимодействия. Государственная киносеть региона должна в полном объеме иметь рычаги регулирования и про­текционизма в области кинофикации и кинопроката: региональное кино, билетную базу, школьное и передвижное кино. Рентабельной работе киноиндустрии должно способствовать создание в админист­ративных округах дирекций кинотеатров. Это позволит под контролем управлений культуры наиболее полно учитывать специфические осо­бенности и потребности в кинопоказе каждого района, а также уста­новить реальный и эффективный контроль исполнительной местной власти над административно-хозяйственной деятельностью киносети каждого отдельного округа. Одним из преимуществ такой модели яв­ляется ее инвестиционная привлекательность. Объединение кинотеат­ров в единую структуру делает ее наиболее выгодной с точки зрения возможного инвестирования, так как предполагает государственные гарантии на вложенные инвестиции.

Вместе с тем четкий государственный контроль над финансовы­ми потоками в кинотеатрах реально увеличивает их инвестиционную привлекательность по их модернизации, что наиболее целесообразно с точки зрения интересов региона. При этом учреждение головной от­раслевой структуры кинопредприятий не создает монополии на кино­рынке, поскольку с этой структурой будут свободно конкурировать частные кинотеатры. Функционирование структур разных форм соб­ственности и разной ведомственной подчиненности позволит в усло­виях конкуренции и состязательности формировать совершенно но­вую модель киноиндустрии в стране.

Структура детского кинопоказа

Не менее масштабными предстают вопросы нала­живания работы с детской кино аудиторией. Коли­чество детских кинотеатров за годы реформ в стране сократилось более чем наполовину. Напри­мер, в Москве за этот период из 16 детских кино­театров осталось только восемь, а остальные были переданы сторон­ним организациям.

Детские кинотеатры

Адрес

Кому переданы

Баррикада

г. Москва, ул. Баррикадная, д..21

Аренда ООО "Грандплезир"

Орленок

г. Москва, ул. Русаковская, д.23

Аренда "Z монтаж систем"

Пионер

г. Москва,. Кутузовский пр.,д.21

Аренда 000 "Центромобиле"

Красная Пресня

г. Москва, ул. Мантулинская, д. 5

Фонд Ролана Быкова

Центральный Детский

г. Москва, ул. Бахрушина, д. 25

Фонд Ролана Быкова

Дружба

г. Москва, ул. Новоиесчаная, д. 16

Управление соцзащиты населения

Огонек

г. Москва, Проспект Мира, д.99

Аренда коммерческ. структурой

Между тем основные задачи по реализации современной соци­ально-культурной политики в развитии детского кино и детских кинотеатров существенно возросли и настоятельно требуют:

Создание разветвленной сети детских кинотеатров, оснащенных

современными техническими средствами, обеспечит реализацию принци­пиально новых социально значимых детских программ:

Реализация таких программ развития детского и юношеского кино поможет принципиально изменить и качественно улучшить ра­боту по формированию духовности, морально-нравственных ориенти­ров и общекультурных ценностей молодого поколения. В заключение данной темы отметим, что наиболее важные направления государст­венного регулирования кинопроизводства и кинопроката фильмов должны быть сосредоточены на преодолении следующих проблем:

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте характеристику общей ситуации с использованием сети кинотеат­ров.

  2. Кризис отечественной киноиндустрии и его причины.

  3. Способы восстановления управляемости киноиндустрии.

  4. В чем должна заключаться репертуарная политика государственных кино­театров?

  5. В чем заключаются задачи развития кинорынка детской аудитории?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4