§ 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
Одним из направлений осуществления уставной деятельности учреждений культуры и искусства в Российской Федерации является проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в парках культуры и отдыха, зоопарках, а также экскурсий.
Эти виды деятельности учреждений культуры и искусства социально значимы, считаются некоммерческими как не направленными на систематическое извлечение прибыли и называются услугами, поскольку представляют собой деятельность учреждения, не имеющую материального результата.
Нормы закона о билетном хозяйстве
Но учреждения культуры и искусства вправе осуществить и приносящую доходы деятельность, в частности оказывать услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение культурных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок.
Формы бланков строгой отчетности "Билет", "Абонемент" утверждены приказом Министерства финансов от 25.02.00 №20н, являющимся нормативным актом, имеющим юридическую силу на территории РФ. Указанный приказ вступил в силу с 1 апреля 2000 года. Срок действия указанного нормативного акта может быть ограничен или прекращен только в связи с выходом соответствующего приказа
Минфина России. В соответствии с изложенным применение бланков строгой отчетности, утвержденных вышеназванным приказом, является правомочным до их переутверждения.
Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 21, статья 149, часть 2, пункт 20 "Налог на добавленную стоимость") устанавливает, что реализация данных видов услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), если одновременно соблюдаются следующие три условия:
-
во-первых, реализуются и (или) распространяются входные билеты, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
-
во-вторых, реализация и (или) распространение происходит на территории Российской Федерации;
-
в-третьих, реализацию и (или) распространение осуществляет учреждение культуры и искусства.
Налоговый кодекс Российской Федерации (абзац пятый пункта 20 части, 2 статьи, 149 главы 21 НК РФ) относит, независимо от организационно-правовой формы, к учреждениям культуры и искусства следующие организации: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Поскольку иное не установлено действующим законодательством, то, основываясь на требованиях абзаца первого пункта 1 статьи 49, абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, средством, позволяющим определить принадлежность организации к учреждениям культуры и искусства, являются ее учредительные документы, в которых должны быть указаны в том числе предмет и цели ее деятельности.
Практика хозяйствования свидетельствует о необходимости также подтверждения такой принадлежности через присвоение организации соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного с 1 января 2003 г. на основании постановления Госстандарта России от 06.11.01 № 454-ст. В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таким образом, реализацией входных билетов признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на указанные билеты, как товары, другим лицам, в том числе другим учреждениям культуры и искусства. Распространением входных билетов признается деятельность, направленная на их массовую реализацию. Учреждения культуры и искусства вправе осуществлять услуги по реализации и распространению входных билетов на посещение культурного мероприятия, как за наличный, так и безналичный расчет.
Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (абзац первый, пункт 2, статья 2) организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Реквизиты билетов
В соответствии с письмом Минфина России от 23.08.01 № 16-00-24/70, документы строгой отчетности должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, следующие обязательные реквизиты:
-
гриф утверждения, наименование формы документа;
-
шестизначный номер;
-
серия;
-
код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
-
дата осуществления расчета;
-
наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
-
код ИНН;
-
вид оказываемых работ (услуг);
-
единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении);
- наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления с личной подписью.
Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформление и техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Начинающему менеджеру следует обращать внимание на то, что бланки строгой отчетности приравнены к кассовым чекам (абзац второй пункт 2 статья 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Это означает, что корешки реализованных (распространенных) входных билетов на посещение культурного мероприятия должны оставаться у того лица, которое реализовало (распространило) соответствующие бланки строгой отчетности населению за наличный расчет.
В случае, если учреждение культуры и искусства для массовой реализации входных билетов на посещение культурного мероприятия сотрудничает с распространителем, рекомендуется вести раздельный учет билетов-бланков строгой отчетности, реализованных за наличный расчет учреждением культуры самостоятельно через свою кассу, и билетов, переданных за безналичный расчет другой организации для распространения.
Изготовление и распространение билетов
Учреждение культуры и искусства может само изготавливать или заказывать изготовление билетов. Также является правомерным предоставлять по договору распространителям право заказывать изготовление билетов для учреждения культуры и искусства, при этом в договоре целесообразно указывать, что билеты-бланки строгой отчетности с момента их изготовления являются собственностью заказчика и считаются переданными для распространения.
Билеты (абонементы) печатаются типографским способом с обозначением серии и порядкового номера или изготавливаются самостоятельно с помощью технических средств (персональных компьютеров и офисной техники). Они должны быть пронумерованы с помощью нумератора и специальной программы автонумерации, исключающей возможность повтора в использовании номера.
В силу сложившейся практики, во многих театрах, клубных учреждениях, концертных организациях и т.д., при изготовлении билетов, входящих в билетные книжки, заготавливаемые на определенную дату и конкретное мероприятие, порядковый номер и серия присваиваются билетной книжке. Все бланки билетов, входящие в эту книжку, имеют общий порядковый номер и серию, которые соответствуют билетной книжке. Законность применения такого порядка подтверждена письмом Минфина России от 28.01.03 года. В нем указывается, что использование бланков билетов, имеющих общий порядковый номер и серию, которые соответствуют номеру и серии билетной книжки, изготовленной на определенную дату, на определенное театрально-зрелищное мероприятие, правомерно, так как в пределах одной билетной книжки, являющейся документом строгой отчетности, реализация билетов с повторяющимся обозначением ряда и места в зрительном зале исключена.
Категорически запрещается расшивать билетные книжки и вырывать из них страницы. В случае порчи должен быть составлен акт о причинах порчи с указанием виновного лица. Книжки погашаются специальным штампом, сохраняются до уничтожения в установленном порядке и предъявляются при проверках.
Вырезка билетов для передачи их на реализацию кассам и нештатным уполномоченным по реализации билетов производится без расшивки билетных книжек, с оставлением в книжках корешков. Получение комплектов билетов, абонементов со склада для заготовок к продаже производится штатным работником организации, уполномоченным на это приказом руководителя.
Выдача комплектов билетов, абонементов со склада оформляется требованием, подписанным руководителем организации или его заместителем и главным бухгалтером, и производится под расписку на этом требовании лица, получающего билеты, абонементы. Данное требование выписывается в двух экземплярах, один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, получившего билеты, абонементы. (См. образец).
Образец бланка
Требование № …
отпустите из кладовой комнаты комплекты билетов (абонементы) для заготовки и регистрации гр. ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
на спектакли, представления, концерты в ____декаде 200 г.
вид билетов(абонементов)
| Единицы измерения | Цифрами | Прописью |
1. Количество полных комплектов | штук |
|
|
2. Серии комплектов | серии |
|
|
3. Количество билетных книжек № | штук |
|
|
4. Количество билетов в книжках всего и их номера | штук |
|
|
5. Стоимость изготовления билетов (абонементов) | руб коп. |
|
|
Директор организации ________________________________________ (подпись)
Главный (старший) бухгалтер __________________________________(подпись)
Указанные в требовании
билеты (абонементы) выдал ____________________________________(подпись)
Получил _____________________________________(подпись)
« _____ »________________ 200 г.
При заготовке билетов к продаже на спектакли, концерты, представления, проводимые на стационаре, а также гастрольные спектакли, проводимые на других концертных и театральных площадках, где сохраняется порядок реализации билетов с типографским обозначением места, ряда, на билетах специальным штампом проставляется дата проведения спектакля, его название и цена.
При заготовке билетов для выездных и гастрольных концертов и спектаклей билетные книжки, после регистрации в бухгалтерии, выдаются кассирам или уполномоченным без проставления на них даты, ряда, места, названия спектакля, времени его начала и цены. Эти обозначения проставляются кассиром (уполномоченным) в момент подготовки к реализации билетов. Заготовленные к продаже билеты, абонементы проверяются бухгалтерией организации и записываются в особый регистрационный журнал.
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ БИЛЕТОВ
___________________________________________________________
(наименование организации)
Регистрационный номер комплекта | Серии и номера билетов | Номера билетных книжек | Дата спектакля (концерта, представления) | Вечерний, дневной, целевой | Название спектакля (вид концерта) | Стоимость комплекта билетов | Куда (кому) передан комплект | Расписка в получении комплекта | Примечание | |
Число билетов | Сумма по номиналу | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
При этом на титульном листе каждого билетного комплекта (книжки) проставляется регистрационный номер, дата регистрации и подпись работника бухгалтерии, проверившего и зарегистрировавшего комплект (книжку). Заготовленные к продаже билеты сдаются под расписку в регистрационном журнале лицу, ответственному за реализацию билетов. Лицо, ответственное за реализацию билетов, абонементов, выдает зарегистрированные билеты, абонементы по накладным кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, билетным кассам для регистрации.
Накладная выписывается в двух экземплярах - один выдается вместе с билетами получателю, второй передается в бухгалтерию организации по реестру.
Заготовленные к продаже билеты, абонементы проверяются бухгалтерией и записываются в особый регистрационный журнал. На титульном листе каждого билетного комплекта (книжки) проставляются регистрационный номер, дата регистрации и подпись работника бухгалтерии, проверившего и зарегистрировавшего комплект (книжку).
В случае если учреждение культуры и искусства передает билеты распространителю, то оно вправе потребовать от последнего отчета о реализованных и нереализованных билетах, возврата нереализованных билетов, перечисления в свою пользу денежных средств за реализованные распространителем билеты.
В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителем, использующим автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, то в договор с указанной организацией целесообразно включать условие о том, что билет, изготавливаемый распространителем для учреждения культуры и искусства, считается переданным распространителю с момента передачи ему в электронной форме сведений об этом билете.
Событием передачи таких сведений считается момент изготовления распространителем билета-бланка строгой отчетности с их использованием. В этом случае корешки билетов-бланков строгой отчетности остаются у распространителя, осуществившего распространение населению входных билетов за наличный расчет.
Списание билетов
Билеты из хранящегося в учреждении культуры и искусства комплекта, содержащие те же сведения, что и билеты, реализованные распространителем через автоматизированную информационную систему их продажи, должны погашаться учреждением культуры и искусства в порядке, установленном приказом руководителя.
Не реализованные на конкретную дату билеты, включенные в соответствующую билетную книжку, согласно Методическим указанием Минкультуры России от 13.04.00 года № 01-67/16-21, согласованным с Минфином России, должны погашаться, списываться и уничтожаться в соответствии с установленным для бланков строгой отчетности порядком в сроки, утвержденные приказом руководителя организации. Выданные для продажи, но нереализованные билеты должны возвращаться кассой и нештатными уполномоченными по распространению билетов лицу, от которого получены билеты, в установленное руководством организации время, но не позднее чем за 2 часа до начала спектакля, концерта, представления, для продажи этих билетов через кассу организации.
Не возвращенные своевременно билеты считаются проданными, и касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость, возврат билетов оформляется накладной.
Выданные для реализации и непроданные абонементы должны возвращаться лицу, выдавшему их, в установленный руководством организации срок, но не позднее чем за день до проведения первого объявленного по данному абонементу концерта. Нештатные уполномоченные по реализации билетов, абонементов и билетные кассиры организации обязаны в срок, установленный приказом руководителя организации, сдать в кассу организации или перечислить на его расчетный счет вырученные деньги за реализованные билеты и представить отчет по проведенным операциям по продаже билетов, абонементов.
В отчете по проведенным операциям должны отражаться все обороты по полученным для реализации, проданным и возвращенным билетам. Остаток непроданных билетов, абонементов, показанный в отчете, должен соответствовать данным накладных по возврату билетов, абонементов.
Сводный отчет о продаже билетов по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться кассой организации на основании данных о регистрации билетов, абонементов, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных билетов.
Разница по итогам между графами "к продаже" и "остались непроданными" должна соответствовать итогу по графе "продано".
Списание изъятых из обращения билетов (абонементов) производится на основании составленного комиссией акта, утвержденного руководителем организации (учреждения). При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об их уничтожении.
Следует обратить внимание на то, что корешки нереализованных билетов не уничтожаются, а хранятся в течение пяти лет. Сводный отчет о продаже билетов, абонементов должен поступать в бухгалтерию организации для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении на стационаре.
К этому отчету должны быть приложены корешки билетов использованного комплекта в сброшюрованном виде и все оставшиеся непроданными билеты, погашенные специальным штампом с описью. Погашение билетов производится кассиром при составлении сводного отчета.
Ответственность за хранение билетов и абонементов, в соответствии с действующим законодательством, несет ответственность руководитель учреждения культуры или другие работники, по письменному указанию руководителя.
Указанные советы и рекомендации о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, изложены по материалам Письма Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 17.03.05 № 7-01-16/08, носят рекомендательный характер и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания
-
Почему услуги культуры не считаются коммерческим видом деятельности?
-
Нормы закона о билетном хозяйстве.
-
Как квалифицируется законом право реализации входных билетов?
-
Требования к реквизиту билетов.
-
Кто имеет право изготовлять и реализовывать билеты?
-
Порядок изготовления и распространения билетов.
-
Хранение, списание и уничтожение билетов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление