logo
ББК 77 Чижиков

§ 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере

Неискушенный специалист может выразить по поводу целесо­образности составления бизнес-планов в социокультурной сфере. Де­сять, пятнадцать лет назад этому трудно было бы возразить. Но сего­дня времена изменились. Учреждения культуры стали частью системы рыночных отношений, но пока с трудом осваивают экономические отношения, уповая на патернализм государства и могущество своих учредителей.

Новая система экономических отношений нуждается в принятии не только продуманных, но и пунктуально просчитанных решений. Бизнес-план - это инструмент развития учреждения культуры, пере­стройки сознания менеджеров и специалистов культуры, которые еще недавно были далекими от полноценной и самостоятельной хозяйственной деятельности, а сегодня ищут новые возможности не только для выживания, но и развития.

Рассматривая технологии работы с бизнес-планами, мы созна­тельно не включаем в оборот такие понятия, как коммерция и при­быль, имея в виду государственные учреждения культуры, числен­ность которых в стране в разы превышает число коммерческих учре­ждений социокультурной направленности.

Государственные учреждения культуры по закону не занимают­ся коммерческой, а только предпринимательской деятельностью и по­лучают доход, но не прибыль. Тем не менее, бизнес-план является эф­фективным инструментом развития государственных учреждений культуры.

Он продуктивно зарекомендовал себя и в условиях модерниза­ции учреждений культуры, на очередном этапе их развития, и при разработке и реализации совершенно новых предпринимательских проектов и видов услуг.

Преимущества бизнес-планирования

Предпринимательство для учреждений культуры не новое явление, однако первые пробы в предпринимательской деятельно­сти закончились, и наступил этап трезвого и тщательного расчета и умения точно выверить свое будущее. Разработка бизнес-плана помо­гает:

• мотивирует интерес потенциальных инвесторов.

Бизнес-план учреждения культуры - явление достаточно новое и необычное, что заставляет бизнесменов и предпринимателей внима­тельно присмотреться к нему и поискать выгодные для себя ниши вложения инвестиционного капитала. Именно поэтому добротно раз­работанный бизнес-план является предметом деловых переговоров с возможными инвесторами.

Внешняя нацеленность бизнес-плана превращает продукты культуры в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Бизнес-план, как и стратегический план организации, рассчитывается на 3-5 лет, иногда больше. Между бизнес-планом и стратегическим планом существуют ряд различий:

Технологии разработки бизнес-плана

Неким аналогом бизнес-планирования является известный в отечественной экономике метод, называемый - технико-экономическое обоснование (ТЭО). Технико-экономическое обоснование - это специфический плановый документ, раскрывающий производственно-технические аспекты проекта, в то время как бизнес-план включает производственные, финансовые, технические проработки, обуслов­ленные внутренними и внешними факторами рыночной деятельности учреждения культуры.

Если еще несколько лет назад, в отсутствие конкурентной сре­ды, успешно реализовывать различные предпринимательские проекты и заниматься ими было достаточно легко, а успех бизнеса в большей степени зависел от наличия связей в определенных кругах и размера стартового капитала, то сегодня организация бизнеса требует систем­ного и профессионального подхода.

Разработка бизнес-плана является ответственным и важным пе­риодом для менеджмента и специалистов, поскольку именно здесь они должны увидеть перспективы и сложности, с которыми может столк­нуться новый проект. Написание бизнес-плана - ответственный шаг, недооценивать который нельзя.

Однако грамотно разработать бизнес-план под силу далеко не каждому руководителю, так как бизнес-планирование, по своей сути, включает в себя не только ТЭО, но и оценку рисков и специальные маркетинговые исследования, провести и интерпретировать которые без профильных знаний невозможно.

Поэтому для составления бизнес-плана лучше обратиться к спе­циалистам. Сегодня помощь предпринимателям в данной области ока­зывает масса фирм, профильной деятельностью которых являются консалтинговые услуги. Поскольку бизнес-план, как финансовый до­кумент, планирующий предпринимательскую деятельность в опреде­ленном периоде и устанавливающий показатели, которые необходимо достичь за этот период, следует исходить не только из собственных желаний и потребностей, но и учитывать реальные факторы: размеры проекта; его мобильность и исключительную особенность; специфич­ность отрасли; предназначение бизнес-плана и многое другое.

Кроме того, нужно оценивать и согласовывать целесообразность тех или иных разделов бизнес-плана и, если есть необходимость, до­бавлять или исключать эти разделы бизнес-плана.

Разработка бизнес-плана начинается с изучения нормативно-правовой базы и технологических документов о предпринимательской деятельности, определения цели бизнес-проекта, исследования внут­ренних ресурсов и внешних факторов, установления круга потенци­альных участников проекта, источников институционального финан­сирования и дополнительного инвестирования.

Содержание и структура

Основу любого бизнес-плана составляет технико-экономическое обоснование проекта, разработанного в виде единого документа на бумажном и электрон­ном носителе, в структуру которого включаются сле­дующие подразделы:

  1. общие сведения о проекте - это общий замысел, место раз­мещения, участники проекта, краткая характеристика сферы деятель­ности, анализ спроса-предложения, оценка емкости рынка, основные потребители продукции (услуг), основные конкуренты, обоснование региона размещения проекта с позиций конъюнктуры рынка, основ­ные параметры проекта: вид и номенклатура продукции (услуг); мощ­ность (объем услуг) учреждения;

  2. спрос и предложение определяются объемом и структурой текущих потребностей и возможностей учреждения (общих и по ком­понентам); перспективной оценкой (общие тенденции и сегментация); прогнозом емкости и развития рынка в среднесрочной перспективе; оценкой конкурентной среды (круг основных конкурентов);

  3. капитальные затраты представлены в виде сметы капиталь­ных (единовременных) затрат, необходимых для реализации проекта;

  4. эксплуатационные затраты раскрывают смету эксплуатаци­онных (ежегодных) затрат с разбивкой по статьям затрат;

  5. творческо-производственная программа показывает все виды продукции (услуг), которые планируется выпускать (предоставлять) в рамках рассматриваемого проекта, с указанием объемов производства и цен реализации;

  6. финансирование проекта - это обоснование ценовых показателей в виде схемы финансирования проекта с описанием ТЭО, обос­нования инвестиций, кредита, источников получения заемных средств, условии их использования и погашения;

7) оценка экономической целесообразности реализации проекта осуществляется на базе исходных данных, принятых для экономиче­ской оценки проекта, расчетов основных экономических показателей, позволяющих раскрыть движение денежных потоков, прогноз балан­са, целесообразность реализации проекта.

Структура бизнес-планов может иметь разную конфигурацию, но типичный бизнес-план состоит из следующих элементов:

Для того чтобы сэкономить время потенциальных разработчи­ков бизнес-плана на поиски литературы по методике его составления, сформулируем уже апробированные конкретные советы6 и рекомен­дации по разработке таких планов.

Резюме

Описание бизнеса

• Выделяются все уникальные и отличительные черты проекта/учреждения.

Маркетинговая часть

его долю рынка.

избранном сегменте рынка.

Исследования, дизайн, разработка

• Опишите масштабы и затраты на необходимые исследования, тесты или развитие.

• Покажите, что уже сделано (прототип, сценическая обкатка, первые версии).

• Укажите, какой и чьей помощью вы воспользовались (в исследовательской или технологической области).

Производство

• Оцените преимущества вашего расположения (районирование,

уровень оплаты труда).

Менеджмент

• Представьте резюме всех ключевых руководителей учреждения.

Описание рисков

Финансовый раздел

План работы

• Приведите график окончания каждой стадии проекта, наглядно представляющий взаимосвязанность событий, и предельные сроки его выполнения.

Экспертиза, риски, маркетинг

Экспертиза бизнес-плана и включенных в него проектов чаще всего влечет за собой доработку проекта, а при необходимости может быть проведен либо аудит отдельных разделов рассматриваемого проекта, либо осуществлена комплексная проверка бизнес-плана. Результатом данной процедуры становятся два сценария, в рамках которых исследуемый проект будет развиваться в дальнейшем в позитивном направлении, а возможно и в противоположном.

Первый сценарий заключается в передачи проекта с замечания­ми аудитора компании, которая первоначально разработала данный проект. В данном сценарии аудитор лишь указывает на те недоработ­ки и неточности, которые допущены в бизнес-плане.

Второй сценарий подразумевает не только поиск и фиксирова­ние неточностей и ошибок проекта. Его главной задачей является ис­правление ошибок, допущенных первоначальным изготовителем биз­нес-плана, и приведение структуры данного финансового документа в то состояние, которое будет соответствовать жестким требованиям предполагаемого инвестора.

Определенная часть учреждений культуры, по разным причи­нам, некорректно определяет свою маркетинговую политику, что при­водит либо к падению рентабельности их деятельности, либо к полной потере не только конкурентоспособности продуктов и услуг, но и по­требности у населения.

В данных ситуациях менеджерам и специалистам необходимо обратиться к технологиям антикризисного маркетинга - в короткие сроки переформулировать направленность работы и, с учетом имею­щихся ресурсов учреждения, наметить конкретные шаги по выводу его из кризисной ситуации.

Для минимизации рисков необходимо предусмотреть комплекс демпфирующих механизмов; на начальной инвестиционной стадии; стадии реализации проекта; стадии эксплуатации.

Описание потенциальных рисков и способов их минимизации, как правило, вызывает у инвесторов больше доверия к бизнес-плану.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие преимущества дает бизнес-план?

  2. Технологии разработки бизнес-плана.

  3. Структура и содержание бизнес-плана.

  4. Экспертиза бизнес-плана.

  5. Риски и маркетинг бизнес-плана.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4