§ 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
Неискушенный специалист может выразить по поводу целесообразности составления бизнес-планов в социокультурной сфере. Десять, пятнадцать лет назад этому трудно было бы возразить. Но сегодня времена изменились. Учреждения культуры стали частью системы рыночных отношений, но пока с трудом осваивают экономические отношения, уповая на патернализм государства и могущество своих учредителей.
Новая система экономических отношений нуждается в принятии не только продуманных, но и пунктуально просчитанных решений. Бизнес-план - это инструмент развития учреждения культуры, перестройки сознания менеджеров и специалистов культуры, которые еще недавно были далекими от полноценной и самостоятельной хозяйственной деятельности, а сегодня ищут новые возможности не только для выживания, но и развития.
Рассматривая технологии работы с бизнес-планами, мы сознательно не включаем в оборот такие понятия, как коммерция и прибыль, имея в виду государственные учреждения культуры, численность которых в стране в разы превышает число коммерческих учреждений социокультурной направленности.
Государственные учреждения культуры по закону не занимаются коммерческой, а только предпринимательской деятельностью и получают доход, но не прибыль. Тем не менее, бизнес-план является эффективным инструментом развития государственных учреждений культуры.
Он продуктивно зарекомендовал себя и в условиях модернизации учреждений культуры, на очередном этапе их развития, и при разработке и реализации совершенно новых предпринимательских проектов и видов услуг.
Преимущества бизнес-планирования
Предпринимательство для учреждений культуры не новое явление, однако первые пробы в предпринимательской деятельности закончились, и наступил этап трезвого и тщательного расчета и умения точно выверить свое будущее. Разработка бизнес-плана помогает:
-
определить уровень жизнеспособности и будущей устойчивости учреждения культуры, снижает риск в предпринимательской деятельности;
-
детализирует содержание и перспективы работы учреждения, выявляет дополнительные индикаторы в системе результативности;
-
обогащает опытом планирования, развивает перспективное мышление менеджеров и специалистов культуры, формирует деловую организационную среду;
• мотивирует интерес потенциальных инвесторов.
Бизнес-план учреждения культуры - явление достаточно новое и необычное, что заставляет бизнесменов и предпринимателей внимательно присмотреться к нему и поискать выгодные для себя ниши вложения инвестиционного капитала. Именно поэтому добротно разработанный бизнес-план является предметом деловых переговоров с возможными инвесторами.
Внешняя нацеленность бизнес-плана превращает продукты культуры в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Бизнес-план, как и стратегический план организации, рассчитывается на 3-5 лет, иногда больше. Между бизнес-планом и стратегическим планом существуют ряд различий:
-
бизнес-план включает не весь комплекс задач учреждения, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием нового направления в работе. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий учреждения;
-
стратегические планы по мере выполнения очередного этапа анализируются и корректируются или даже пересматриваются. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых цели и задачи должны быть выполнены (например, произведено компьютерное переоснащение и модернизация системы звуковоспроизводящей и светопроекционной техники). Следовательно, бизнес-план, по своей сути, менее похож на стратегический план и больше напоминает проект, с его конкретной проработкой и самодостаточностью.
Технологии разработки бизнес-плана
Неким аналогом бизнес-планирования является известный в отечественной экономике метод, называемый - технико-экономическое обоснование (ТЭО). Технико-экономическое обоснование - это специфический плановый документ, раскрывающий производственно-технические аспекты проекта, в то время как бизнес-план включает производственные, финансовые, технические проработки, обусловленные внутренними и внешними факторами рыночной деятельности учреждения культуры.
Если еще несколько лет назад, в отсутствие конкурентной среды, успешно реализовывать различные предпринимательские проекты и заниматься ими было достаточно легко, а успех бизнеса в большей степени зависел от наличия связей в определенных кругах и размера стартового капитала, то сегодня организация бизнеса требует системного и профессионального подхода.
Разработка бизнес-плана является ответственным и важным периодом для менеджмента и специалистов, поскольку именно здесь они должны увидеть перспективы и сложности, с которыми может столкнуться новый проект. Написание бизнес-плана - ответственный шаг, недооценивать который нельзя.
Однако грамотно разработать бизнес-план под силу далеко не каждому руководителю, так как бизнес-планирование, по своей сути, включает в себя не только ТЭО, но и оценку рисков и специальные маркетинговые исследования, провести и интерпретировать которые без профильных знаний невозможно.
Поэтому для составления бизнес-плана лучше обратиться к специалистам. Сегодня помощь предпринимателям в данной области оказывает масса фирм, профильной деятельностью которых являются консалтинговые услуги. Поскольку бизнес-план, как финансовый документ, планирующий предпринимательскую деятельность в определенном периоде и устанавливающий показатели, которые необходимо достичь за этот период, следует исходить не только из собственных желаний и потребностей, но и учитывать реальные факторы: размеры проекта; его мобильность и исключительную особенность; специфичность отрасли; предназначение бизнес-плана и многое другое.
Кроме того, нужно оценивать и согласовывать целесообразность тех или иных разделов бизнес-плана и, если есть необходимость, добавлять или исключать эти разделы бизнес-плана.
Разработка бизнес-плана начинается с изучения нормативно-правовой базы и технологических документов о предпринимательской деятельности, определения цели бизнес-проекта, исследования внутренних ресурсов и внешних факторов, установления круга потенциальных участников проекта, источников институционального финансирования и дополнительного инвестирования.
Содержание и структура
Основу любого бизнес-плана составляет технико-экономическое обоснование проекта, разработанного в виде единого документа на бумажном и электронном носителе, в структуру которого включаются следующие подразделы:
-
общие сведения о проекте - это общий замысел, место размещения, участники проекта, краткая характеристика сферы деятельности, анализ спроса-предложения, оценка емкости рынка, основные потребители продукции (услуг), основные конкуренты, обоснование региона размещения проекта с позиций конъюнктуры рынка, основные параметры проекта: вид и номенклатура продукции (услуг); мощность (объем услуг) учреждения;
-
спрос и предложение определяются объемом и структурой текущих потребностей и возможностей учреждения (общих и по компонентам); перспективной оценкой (общие тенденции и сегментация); прогнозом емкости и развития рынка в среднесрочной перспективе; оценкой конкурентной среды (круг основных конкурентов);
-
капитальные затраты представлены в виде сметы капитальных (единовременных) затрат, необходимых для реализации проекта;
-
эксплуатационные затраты раскрывают смету эксплуатационных (ежегодных) затрат с разбивкой по статьям затрат;
-
творческо-производственная программа показывает все виды продукции (услуг), которые планируется выпускать (предоставлять) в рамках рассматриваемого проекта, с указанием объемов производства и цен реализации;
-
финансирование проекта - это обоснование ценовых показателей в виде схемы финансирования проекта с описанием ТЭО, обоснования инвестиций, кредита, источников получения заемных средств, условии их использования и погашения;
7) оценка экономической целесообразности реализации проекта осуществляется на базе исходных данных, принятых для экономической оценки проекта, расчетов основных экономических показателей, позволяющих раскрыть движение денежных потоков, прогноз баланса, целесообразность реализации проекта.
Структура бизнес-планов может иметь разную конфигурацию, но типичный бизнес-план состоит из следующих элементов:
-
Миссия или видение учреждения.
-
Информация об отрасли и рынке.
-
Данные о партнерах.
-
Информация о численности персонала и описание должностей.
-
Финансовая информация, показывающая источники и направления использования инвестиций и будущей прибыли или доходов.
-
План производства продуктов и услуг, включая творческие планы и графики производства культурных продуктов.
-
Описание политики учреждения по предоставлению бесплатных культурных услуг незащищенным категориям населения.
-
Юридические вопросы (лицензии, налоги, законодательные льготы и ограничения).
-
Критические риски проекта.
Для того чтобы сэкономить время потенциальных разработчиков бизнес-плана на поиски литературы по методике его составления, сформулируем уже апробированные конкретные советы6 и рекомендации по разработке таких планов.
Резюме
-
Объем резюме - не более 3 страниц.
-
Резюме - важнейшая часть бизнес-плана, именно она должна привлечь внимание инвесторов.
-
К составлению резюме приступают после того, как бизнес-план разработан.
-
Резюмируйте что, как, почему и где будет рёализовываться.
Описание бизнеса
-
Указывается название учреждения.
-
Излагается история отрасли и учреждения (если имеется).
-
Четко описывается потенциал нового проекта/учреждения.
• Выделяются все уникальные и отличительные черты проекта/учреждения.
Маркетинговая часть
-
Необходимо убедить инвесторов в том, что прогноз сбыта и конкурентной борьбы будет выполнен.
-
Используйте данные маркетинговых исследований (со ссылками на авторов).
-
Определите целевой рынок, позицию учреждения на рынке и
его долю рынка.
-
Оцените всех конкурентов и объясните, "как" и "почему" вы будете лучшими, чем они.
-
Укажите все рыночные источники, необходимые для работы в
избранном сегменте рынка.
-
Опишите ценовую стратегию: цена должна позволить проникнуть на рынок, удержать его и принести доход и прибыль. "Низшая" цена еще не значит "лучшая".
-
Приведите планы рекламной кампании с оценками соответствующих затрат. Рекламная стратегия должна соответствовать ценовой.
Исследования, дизайн, разработка
• Опишите масштабы и затраты на необходимые исследования, тесты или развитие.
• Покажите, что уже сделано (прототип, сценическая обкатка, первые версии).
• Укажите, какой и чьей помощью вы воспользовались (в исследовательской или технологической области).
Производство
• Оцените преимущества вашего расположения (районирование,
уровень оплаты труда).
-
Опишите необходимость в средствах транспортировки художественных коллективов и исполнителей, технических средств.
-
Объясните, насколько близко от вас находятся потребители культурных продуктов и услуг.
-
Упомяните о доступности творческих деятелей, знаменитостей культуры и искусства вашему учреждению культуры.
-
Приведите оценки производственных затрат. Не допускайте недооценки своих расходов.
-
Перечислите потребности производства в помещениях (сцена, помещения для кружковой работы, любительских объединений, танцзал, бассейн, спортзал, конференц-зал и т.д.) и техническом оборудовании (музыкальные инструменты, звуковая, световая, компьютерная техника).
Менеджмент
• Представьте резюме всех ключевых руководителей учреждения.
-
Детально опишите организационно-правовую форму учреждения (физическое или юридическое лицо, партнерство, корпорация).
-
Опишите, какую помощь оказывают губернатор, глава администрации, отдел, управление культуры.
-
Приведите информацию об оплате труда каждого работника (в том числе конкретные суммы).
Описание рисков
-
Перечислите инвесторам потенциальные риски (а не они вам).
-
Оценка возможности снижения цен конкурентами.
-
Описание неблагоприятных тенденций в отрасли в целом.
-
Вероятность повышения сметы затрат на разработку или производство.
-
Возможности фиаско в выполнении прогнозов реализации культурных продуктов и услуг.
-
Возможности отставания от графика развития производства продуктов культуры.
-
Возможности превышения затрат на разработку и внедрение новых социокультурных технологий, необходимых для поддержания конкурентоспособности.
-
Альтернативные варианты действия.
Финансовый раздел
-
Укажите потребность в денежных средствах.
-
Опишите источники получения средств и направления их использования.
-
Представьте бюджет.
-
Разбейте финансирование на стадии, которые позволят инвесторам оценить прогресс вашего учреждения на разных этапах развития.
План работы
• Приведите график окончания каждой стадии проекта, наглядно представляющий взаимосвязанность событий, и предельные сроки его выполнения.
Экспертиза, риски, маркетинг
Экспертиза бизнес-плана и включенных в него проектов чаще всего влечет за собой доработку проекта, а при необходимости может быть проведен либо аудит отдельных разделов рассматриваемого проекта, либо осуществлена комплексная проверка бизнес-плана. Результатом данной процедуры становятся два сценария, в рамках которых исследуемый проект будет развиваться в дальнейшем в позитивном направлении, а возможно и в противоположном.
Первый сценарий заключается в передачи проекта с замечаниями аудитора компании, которая первоначально разработала данный проект. В данном сценарии аудитор лишь указывает на те недоработки и неточности, которые допущены в бизнес-плане.
Второй сценарий подразумевает не только поиск и фиксирование неточностей и ошибок проекта. Его главной задачей является исправление ошибок, допущенных первоначальным изготовителем бизнес-плана, и приведение структуры данного финансового документа в то состояние, которое будет соответствовать жестким требованиям предполагаемого инвестора.
Определенная часть учреждений культуры, по разным причинам, некорректно определяет свою маркетинговую политику, что приводит либо к падению рентабельности их деятельности, либо к полной потере не только конкурентоспособности продуктов и услуг, но и потребности у населения.
В данных ситуациях менеджерам и специалистам необходимо обратиться к технологиям антикризисного маркетинга - в короткие сроки переформулировать направленность работы и, с учетом имеющихся ресурсов учреждения, наметить конкретные шаги по выводу его из кризисной ситуации.
Для минимизации рисков необходимо предусмотреть комплекс демпфирующих механизмов; на начальной инвестиционной стадии; стадии реализации проекта; стадии эксплуатации.
Описание потенциальных рисков и способов их минимизации, как правило, вызывает у инвесторов больше доверия к бизнес-плану.
Контрольные вопросы и задания
-
Какие преимущества дает бизнес-план?
-
Технологии разработки бизнес-плана.
-
Структура и содержание бизнес-плана.
-
Экспертиза бизнес-плана.
-
Риски и маркетинг бизнес-плана.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление