Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
В структуре современного рыночного хозяйства России действуют два типа организаций: коммерческие и некоммерческие. Они имеют различные цели и механизм хозяйствования, а значит, нуждаются в различных методах управления.
Модели управления коммерческими организациями в литературе представлены достаточно полно, но разработок теоретической базы и практических методик управления некоммерческими организациями, куда входят учреждения социокультурной сферы, практически нет. Они играют роль не только в повышении культуры людей, но и являются частью экономики, производя продукты культуры и услуги, вырабатывая новые идеи, творческие методы, предоставляя рабочие места, являясь привлекательной сферой для инвестиций.
Принципы управления социокультурными организациями имеют специфические свойства, на основе которых: разрабатываются эффективные социокультурные программы и проекты; формируется позитивное общественное мнение относительно проводимых социокультурных акций; достигается открытость и доступность культурных программ и услуг; определяется направленность социокультурной деятельности с учетом различных категорий населения.
С помощью управленческих механизмов достигается соотношение некоммерческой и предпринимательской деятельности; обеспечивается финансовая устойчивость (привлекаются разнообразные источники финансирования; интенсивно используются всевозможные ресурсы, включая представителей общественности, волонтеров, бизнесменов и предпринимателей последних в качестве меценатов, спонсоров и т.д.).
Приоритетные технологии управления в социокультурной деятельности базируются на социально-психологических методах, основанных на моральных стимулах: личном примере, авторитете, внутренней потребности, осознанном долге.
Важным фактором оптимизации управления социокультурными процессами являются три субъективных условия:
-
понимание самими работниками культуры своей миссии по: развитию национальной культуры, созданию благоприятных социокультурных жизненных условий людей, вовлечению их в различные сферы общественной жизни;
-
стремление к гуманизации общества, компенсации утраченного гуманного отношения между людьми, сострадания и солидарности, которые ожесточились вследствие реформ и борьбы за выживание;
-
признание того, что уровень жизни богатых и бедных наций определяется в основном их культурой: организацией социокультурных институтов, иерархией ценностей, закрепляет за культурой высокую миссию воспитания человека.
Работники учреждений культуры, с которым часто приходится общаться, как правило, выглядят счастливыми людьми, счастливыми потому, что соприкасаясь с вечными ценностями, они осознают свою миссию.
Успешный бизнес, построенный на "законах джунглей", уходит в прошлое, индивидуализм делового мира должен измениться. Парадокс состоит в том, что государство долгое время стремится к внедрению в культуру рыночных механизмов, но в то же время ограничивает эти же механизмы в форме государственной, пусть и недостаточной, поддержки культуры.
Новые экономические отношения внедряются в старую систему оплаты труда' работников культуры. Отказ государства от жесткой системы управления приведет к более гибкой организационной структуре учреждений культуры и модернизации системы оплаты труда, укреплению партнерских отношений с бизнесом, росту престижности работника культуры.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление