§ 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
Сложной является проблема освоения менеджмента в такой области, как социокультурная деятельность. Тем более, что менеджерского опыта в этом виде деятельности нет и на Западе, так же как и нет там такой разветвленной и насыщенной инфраструктуры социокультурных институтов, объединенных в социокультурную систему, выполняющую важнейшую функцию в жизни российского общества. Все это усугубляет трудности и одновременно оптимизирует потребность в выявлении основных закономерностей, возможных путей развития социокультурного менеджмента.
Субъекты социокультурной деятельности
Менеджмент в социокультурной деятельности проявляется в процессе разделения труда, дифференциации функционально-ролевых видов деятельности. В программе учебной дисциплины "Социально-культурная деятельность" (авторы Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2001), являющейся, по существу, концептуальной основой одноименной специальности, четко сформулировано содержание социокультурной деятельности, в том числе определены ее субъекты и социокультурные институты. К числу субъектов социально-культурной деятельности среди прочих отнесены субъекты, занятые преимущественно управлением процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей.
Среди институциональных субъектов социокультурной деятельности называются институты, занятые производством духовных и материальных ценностей в науке, образовании, искусстве; институты, занятые коммуникацией, трансляцией культурных ценностей, а также такие институты культурной информации, как СМИ, издательства и книжная торговля, музеи, выставочные комплексы; институты неформальной творческой деятельности, связанные с организацией массовых праздников, народных гуляний, фестивалей, конкурсов, смотров, презентаций, реализацией социально-культурных проектов и др.
С данной концепцией созвучны и другие учебно-научные разработки ученых вузов культуры страны (Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры; Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социокультурной сфере; Рудич Л.И. Менеджмент социокультурной сферы; Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент); Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент. М.: МГУКИ, 2003. 382 с. и др. Со всей очевидностью сопринадлежность культуры и искусства социокультурной сфере декларируется и в рекомендациях ЮНЕСКО "О межкультурной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры", принятых на 21-й сессии 27 октября 1990 года.
В первом параграфе "Сфера применения и определения" культура классифицирована на следующие категории социокультурной сферы.
Это культурное наследие, публикации и литература, музыка, исполнительское искусство, изобразительное искусство, кинематограф и фотография, радио и телевидение, спорт и игры, природа и окружающая среда, общее и местное управление.
При этом стандартизация статистики указанных подотраслей культуры рассматривается не столько в плане творческого производства, а с позиции сохранения, трансляции, распространения и сбыта, концертной деятельности, исполнительства, производства оборудования, инструментов, записи и воспроизведения, проката, демонстрации, обслуживания спортивных и игровых площадок, городских парков, концертных залов, кинотеатров, государственного управления, обеспечения и обслуживания многоцелевого оборудования всей индустрии досуга.
Следовательно, в структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.
В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют:
-
искусство и профессиональное художественное творчество и образование;
-
культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность;
- материальное производство средств культуры и искусства. Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается
своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности.
Менеджмент социокультурной деятельности
Эта дифференциация находит свое воплощение, как на уровне принятия законодательных документов, так и в практике руководства отраслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, региональных органов управления культурой и искусством). Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа.
Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет высокий уровень общей культуры и эрудиции.
В основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное наследие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки.
В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций.
Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.
Ант-менеджмент
Деятельность художника в искусстве раскрывается в процессах непосредственного взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем. Для того чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим такой менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но главное умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя.
Для того чтобы, например, осуществить постановку пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру необходимо найти перевод пьесы, арендовать сцену, составить расписание репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт с режиссером, нанять художника-постановщика, организовать театральную технику, определить смету расходов, организовать рекламу, найти спонсоров, распространить билеты, организовать премьеру, сформировать бюджет. Функции менеджера, таким образом, обретают следующую схему координации по видам деятельности:
-
Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.
-
Организационный аспект: а) аренда помещения.
-
Маркетинг: а) организация рекламы, б) продажа билетов.
-
Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.
Многоаспектный характер деятельности в данном случае указывает на необходимость использования не одного, а целой группы арт-менеджеров в каждом из четырех видов деятельности, наделенных соответствующими полномочиями и мерой ответственности.
В целом же арт-менеджмент всей антрепризы должен состоять из следующих частей: администрация, служба по обеспечению маркетинга и финансирования, персонал и обслуга, организация творческого процесса.
Координация деятельности всего коллектива арт-менеджеров определяется такими факторами, как компетентность, высокий художественный уровень, осознанность миссии организации, умелое разделение труда и ответственности, отсутствие мелочной опеки, правильный выбор приоритетов и умение учитывать возникающие проблемы.
Кроме того, нетрудно заметить, что насыщенность культурного информационного пространства, возросшие культурные запросы населения и оздоровление финансовых возможностей даже традиционных клубных учреждений изменили приоритеты, цели, задачи и содержание их деятельности, в которых все больше места занимает профессиональное искусство, концертная деятельность, что требует профессиональной менеджерской организации и управления этими процессами в самих клубных учреждениях.
Таким образом, профессиональное назначение арт-менеджера заключается в следующих видах деятельности: менеджера (администратора, антрепренера, продюсера, импресарио, промоутера, руководителя) театров, театральных студий, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, кино- и фотостудий, студий видео и аудиозаписи, проката музыкальных инструментов и сценических костюмов, местных, региональных и центральных каналов телевидения, организаций книжной торговли и издательств, спортивных и игровых комплексов, городских парков, молодежных развлекательных комплексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны; менеджера профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая теат-ральнно-студийные, оркестровые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культурных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты социокультурного развития.
Характер деятельности арт-менеджера предопределяет глубокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, народного творчества, познание теории и практики артистического менеджмента в сфере шоу-бизнеса в стране и за рубежом.
Менеджмент выставок и презентаций
Деловая активность, развитие маркетинговых технологий в сфере культуры, революция в информации и информационных технологиях, обострение конкурентной борьбы ускорили научный поиск, разработку и широкое внедрение в практику выставочной деятельности и презентаций, деловых встреч и приемов.
Выделились и оформились в самостоятельный вид менеджмента технологии по созданию образа организации культуры, культурных продуктов и услуг. Потребитель стал реагировать не только на продукты, но и на производителя, на его репутацию, и успех организации социокультурной сферы все в большей степени становится зависимым не только от позиционирования продуктов и услуг на рынке, но и от позиционирования ее в обществе, ее имиджа, отношений с властями, населением, средствами массовой информации.
Все это резко изменило и обогатило новыми целями и функциями практику выставочной и презентационной деятельности как в социокультурной сфере, так и в других отраслях, придало им социально и культурологически интегрированный характер.
Сегодня можно говорить о выставках и презентациях как о маркетинге идей и продуктов (художественных, научных, социальных, политических) субъектов культуры, общественных организаций, художников и исполнителей, регионов, городов, мест, объектов, программ и т.д. Выставки и презентации обрели характер социально-культурной деятельности, теории и практики функционирования культуры и искусства общества со зрелой рыночной экономикой.
Менеджер выставок и презентаций получает специализацию по организации и проведению международных, общероссийских, республиканских, краевых, областных, городских выставок; организации выставок-продаж, аукционов произведений искусства, декоративно-прикладного творчества, моделей одежды, печатной книжной и журнальной продукции.
Такой специалист обеспечит проведение презентаций, пресс-конференций, культурных программ, фестивалей, конкурсов, тематических искусствоведческих, музейных, театральных смотров и показов.
Специалист в этой области владеет технологиями менеджерской и маркетинговой деятельности, навыками работы по созданию экспозиционных проектов, организации экспозиции, монтажа, разработки маршрутов движения посетителей на выставке, работы с дизайнерами и художниками, подготовки каталогов, работы с прессой, организации рекламы, учета запросов посетителей, административной и финансовой работы, оценки результатов выставки и др.
Дифференциация социально-ролевых видов деятельности в социокультурной сфере становится неким инвариантом, присущим целой группе людей, которые выполняют качественно однородные или близкие по содержанию функции.
Этот инвариант и представляет собой профессиональную своеобразную однотипную компетентность. Однако однотипность не означает тождественности, что говорит об уникальности личностного фактора в каждом виде социокультурной деятельности.
Однотипная профессиональная компетентность менеджеров в социально-культурной деятельности формирует культуру всей организации, которая представляет собой совокупность организационных и творческих установок, мотиваций и поведения, формируемых на основе ценностных представлений, разделяемых всеми членами коллектива.
С. Дягилев образец «топ-менеджера» русской культуры
Ярким примером разностороннего "топ-менеджера" русской культуры предстает Сергей Дягилев, благодаря которому в свое время мир познакомился с русским искусством. С. Дягилева можно назвать гениальным импресарио, коммивояжером русской культуры, гением с уникальным творческим видением, а на современный манер - топ-менеджером в сфере высокого искусства.
Дягилев обладал звучным баритоном, мечтал стать профессиональным певцом. Он закончил юридический факультет Петербургского университета и одновременно обучался в Петербургской консерватории. Молодой Дягилев боготворил Глинку, оперы которого в доме Дягилевых распевали наизусть. Но ни юристом, ни певцом Дягилев не стал. Его друг, соратник и "интеллектуальный опекун" Александр Бе-нуа главной "специальностью" Дягилева считал волю, энергию и упорство, а также изумительное понимание человеческой психологии. "Он, которому было лень прочесть роман, и который зевал, слушая и очень занимательный доклад, способен был внимательно изучать автора романа или докладчика. Приговор его был затем разительно точен, он всегда отвечал правде, не каждому доступной", писал о Дягилеве Бенуа.
Сам Сергей Павлович начинает осознавать свое предназначение, судя по всему, к 1895 г. тогда в письме к любимой мачехе он пишет: "Я, кажется, нашел мое настоящее назначение - меценатство. Все дается, кроме денег, но это придет".
Действительно, Дягилев, всегда державшийся как "человек с большими деньгами", (хотя на самом деле их не имевший), через несколько лет сумел найти средства на организацию нескольких выставок. Причем добытые деньги позволили открывать выставки с помпой - играл оркестр, в выставочном зале было растворено множество оранжерейных растений и цветов.
"Выставка русских и финляндских художников" в январе 1898 г. в Музее барона Штиглица стала первой презентацией будущих художников "Мира искусства". А после участия в Осеннем слоне (Париж, 1906 г.), где были представлены свыше 1000 работ, Европа открыла для себя около двух десятков русских художников - они были приняты в члены Парижского Осеннего салона.
Дягилев и Бенуа в 1898 г. начали издавать художественный журнал "Мир искусства", в котором представляют революционную для России концепцию модерна. На самом деле этот журнал был самым тесным образом связан с российской жизнью - с развитием промышленности, с начинавшими набирать силу отечественными ткацкими, ситценабивными, фарфорофаянсовыми, стекольными производствами.
Бенуа тогда говорил о том, что "в сущности, так называемая "художественная промышленность" и так называемое "чистое искусство" - сестры-близнецы одной матери - красоты".
Показателен тот факт, что журнал финансировали княгиня Мария Тенишева, чей муж построил первый в Петербурге автомобильный завод, и Савва Морозов, разбогатевший на строительстве железных дорог. Со страниц журнала "Мир искусства" ведется неустанная пропаганда новых для России имен, направлений, художественных и культурных концепций.
Влияние журнала молодых модернистов оказалось революционным во всех сферах русской культурной жизни, в том числе во многих прикладных ее областях, а энергия Дягилева могла заменить любой отдел продвижения современных средств массовой информации. Многогранная личность Дягилева вызывала неоднозначную оценку даже ближайших, любивших его друзей. Бенуа говорил: "Сережа был фатом - обхаживая великих людей, ублажал свое тщеславие. Большой очарователь, настоящий "шарме", но при всем своем поклонении другу я не прощал ему монденности, этой склонности жить одним днем, а также снобизма, в чем я видел что-то ужасно недостойное и подчас даже просто жалкое".
Манифестом молодого Дягилева можно считать его знаменитые слова: "Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить ее на Западе". И он сделал это не только с живописью.
В 1901 г. Дягилев был уволен с должности чиновника особых поручений императорских театров с запрещением поступать когда-либо на государственную службу. Ему повредило отсутствие бюрократической цепкости и наличие слишком смелой эстетической программы. И с этого момента по-наполеоновски амбициозный Дягилев сосредоточил свои усилия на пропаганде отечественной культуры за рубежом, подальше от Дворца и русской бюрократии.
В первое время ему удавалось "выбивать" царскую поддержку своим начинаниям на Западе, он настойчиво и виртуозно проводил идею о "государственной важности" экспорта русской культуры в Европу. Но уже в 1907 г. Дягилев жалуется Римскому-Корсакову: "...великого князя Владимира я должен убедить, что наше предприятие полезно с национальной точки зрения; министра финансов, что оно выгодно с экономической стороны; и даже директора театров, что оно принесет пользу для императорской сцены. И сколько еще!!! И как это трудно!"
На самом деле кто сегодня помнит имя министра финансов тех времен, но имя Дягилева знает любой культурный европеец. Кроме выставок, Дягилев устраивает в Париже цикл исторических концертов русской музыки, на которых дирижирует Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов.
С этих концертов начинается мировая слава Шаляпина. 1908 г. "Борис Годунов с Шаляпиным в главной роли был показан в "Гранд-Опера", а в 1909 г. Дягилев открывает свой первый оперно-балетный сезон "Шопенианой" Фокина, переименованной Дягилевым в "Сильфиды".
Дягилев создает труппу "Русские балеты" как первую альтернативу государственному (тогда императорскому) русскому балету. Бенуа, Бакст, Фокин, Стравинский становятся ведущими сотрудниками антрепризы. Балет, по представлению Дягилева, - один из самых синтетических видов искусства, в котором должны органично слиться декорации, музыка, танец. Между тем, сам Дягилев владел редкой по тем временам профессией - он был прекрасным осветителем и на всех представлениях свет всегда ставил сам.
Символом новаторских устремлений Дягилева и легендарными для западной аудитории стали имена Анны Павловой, Вацлава Нежинского, Тамары Карсавиной. А вершиной дягилевских "Русских сезонов" считается балет "Петрушка" Стравинского - Бенуа - Фокина - Дягилева, впервые показанный в Париже в 1911 г.
После премьеры "Петрушки" в Лондоне "Тайме" писала: "Вся вещь освежающе русская, самая русская из всех виденных нами балетов". Балет Дягилева гастролировал во многих странах, но в России ему побывать было не суждено.
Жизнь Дягилева безраздельно отдана искусству, которое опередило свое время и - что почти невероятно - продолжает влиять на культуру и сегодня.
Сергей Дягилев умер в Венеции, не дожив до 60 лет, в тоже лето 1929 г. русская культура потеряла мецената, театрального деятеля, создателя частного литературно-театрального музея Алексея Бахрушина, живописца-передвижника, коллекционера Илью Остроухова (на базе его коллекции российской иконописи и новейшей живописи в Москве создан Музей иконописи и живописи.
Типы менеджеров
Современные менеджеры обязаны следовать бесценному опыту наследию великих подвижников культуры.
Разумеется, уровень профессионализма, профессиональная управленческая культура, профессиональная компетентность менеджеров социально-культурной деятельности далеко не однозначны и могут быть условно разделены на четыре типа.
Первый тип. Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким профессиональным уровнем и оптимально мотивирован к работе в своей сфере. Его профессиональные качества, целеустремленность в работе гарантируют высокую эффективность деятельности.
Второй тип. Менеджер положительно мотивирован к работе в социокультурной сфере, но имеет низкий профессиональный уровень. Его положительная мотивация, стремление "выложиться" на работе приносит мало пользы, а иногда может "наломать дров" из-за своего низкого профессионализма.
Третий тип. Менеджер с низким профессиональным уровнем и недостаточной мотивацией в работе социокультурных учреждений. Такой тип относится к балласту управленческой системы, который тормозит развитие, отрицательно воздействует на коллег и структуры управления.
Четвертый тип. Менеджер обладает высоким профессиональным уровнем, но слабо или вообще не имеет мотивации к работе в учреждениях социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам учреждения культуры, качеству и эффективности работы и всегда может уйти с работы на более выгодное для него место.
Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудниках, "расхолаживают" коллектив и тем самым наносят вред общему делу.
Контрольные вопросы и задания
-
Назовите институциональные субъекты социокультурного менеджмента.
-
Дайте характеристику основных видов менеджмента в социокультурной сфере.
-
Арт-менеджмент и его содержание.
-
Менеджмент выставок и презентаций.
-
Менеджмент социально-культурной деятельности и его интегрирующие свойства.
-
Менеджерский опыт С. Дягилева.
-
Какова типология профессионачизма менеджеров?
§ 2. Арт-менеджмент в концертных организациях
Основными организациями, обеспечивающими концертную деятельности в стране, на протяжении многих десятилетий являлись филармонии, сеть которых структурировалась филармоническими организациями субъектов Федерации.
Монопольное владение филармониями рынком концертной индустрии поддерживалось государством, в результате чего филармонии получили в свое распоряжение репетиционные, хозяйственные помещения, транспорт, концертные залы, музыкальные инструменты, накопили коллекции костюмов и т.д.
В настоящее время, благодаря созданию Союза концертных организаций России, который охватил значительную часть концертных организаций в регионах страны и приступил к объединению концертной деятельности во всех федеральных округах, идет процесс восстановления единого концертного пространства России.
Федеральным агентством по культуре и кинематографии на протяжении последних лет поддерживаются крупные гастрольные проекты, среди которых "Всероссийские филармонические сезоны". В рамках этого проекта народные коллективы федерального ведения получили возможность значительно расширить гастрольные поездки по России.
Структура, управление и функции
К профессиональным концертным организациям относятся филармонии, концертные объединения и компании, музыкальные дирекции и продюсерские центры, самостоятельные художественные коллективы и концертные залы, а также иные предприятия, предметом основной деятельности которых является проведение либо подготовка концертов и эстрадных представлений.
Филармонии сегодня оказались в довольно сложном положении. Они решают многие проблемы, причем одновременно: это и организация концертов, и сохранение существующей материальной базы, включая здания; и привлечение и обновление профессиональных кадров, и организация мероприятий, направленных на увеличение посещаемости концертов разного уровня - от классики до современной экспериментальной музыки и т.д.
Формирующийся рынок в секторе концертных услуг выявил несколько стратегических направлений развития государственных и коммерческих концертных организаций.
Практика показывает, что учредитель, в лице государства, зачастую лишь помогает "протолкнуть" соответствующее финансирование, но для того чтобы справиться с проблемами, требуется вмешательство властных структур.
К сожалению, в большинстве регионов власти не имеют, как прежде, прямых обязательств перед сферой культуры, а, следовательно, там не выработаны и приоритеты ее поддержки.
Конкурентная борьба на этом рынке идет вне каких-либо выработанных правил. И не последнюю роль здесь играет отсутствие концертного лобби в различных эшелонах властных органов, которое представляло бы интересы не шоу-бизнеса, а собственно концертных организаций.
Менеджмент в концертных организациях осуществляется на четырех уровнях, регулирующих отношения:
-
государства и конкретной концертной организации - через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации концертной организации;
-
концертных организаций друг с другом и с другими предприятиями, организациями и учреждениями - через систему договоров;
-
концертной организации с аудиторией - через систему маркетинга, ценообразования и т.д.;
-
концертной организации и входящих в ее состав художественных коллективов, структурных подразделений и отдельных работников - через систему договоров, распорядительных актов администрации концертной организации и т.д.
Все уровни менеджмента концертной деятельности регулируются практически той же нормативно-правовой базой, что и в других сферах культуры, но решающим фактором выступает главное требование: сочетание творческого потенциала художественных коллективов и исполнителей с запросами и потребностями аудитории.
Однако большой проблемой остается отсутствие высокопрофессиональных менеджеров и продюсеров, работающих с народными коллективами и исполнителями. Как показывает практика, и коллективы, и исполнители сами выступают в роли организатора своей гастрольной деятельности, при этом средства, выделяемые государством на эти цели, значительно ограничивают возможности расширить их гастрольную деятельность.
В связи с этим было бы целесообразно разработать специальную государственную программу по продвижению и поддержке профессиональных коллективов народного музыкального и хореографического искусства, возможно в форме грантов, на гастрольную деятельность.
На интенсивность концертной деятельности существенное влияние оказывают и факторы, относящиеся к внешнему воздействию: международные события; внутренняя социальная ситуация; состояние экономики; культурно-исторические факторы; национальные особенности; географические и природно-климатические условия; уровень развития культуры постиндустриального общества.
Концертные организации ставят и решают следующие задачи:
-
организация концертов силами профессиональных художественных коллективов и исполнителей, а также артистов театров, кино, цирка, радио и телевидения, преподавателей и учащихся учебных заведений культуры и искусства;
-
проведение фестивалей, конкурсов, дней культуры и искусства;
-
подготовка и осуществление гастрольно-концертных мероприятий;
-
создание концертных программ и номеров.
-
Основные организационные функции концертной либо иной организации, занимающейся концертной деятельностью, определяются целями и ее миссией:
-
использование собственных творческих сил;
-
предоставление своих концертных площадок;
-
посредническая деятельность (функции импресарио).
В зависимости от того, какие цели ставит перед собой организация, занимающаяся концертной деятельностью, она всегда может реа-лизовывать одну, две или все три из перечисленных функций. Все зависит от того, какими силами и возможностями эта организация располагает; она может задействовать в концертной деятельности как имеющиеся собственные творческие возможности, так и способность привлекать других, сторонних исполнителей. В зависимости от наличия экономических ресурсов она может использовать гастролирующие коллективы в качестве расширенного обмена концертными программами.
Важно, чтобы каждая концертная организация ориентировалась в своей работе на запросы населения, выполняла социально-творческие заказы органов культуры, заказы других, заинтересованных в концертной деятельности юридических и физических лиц своего района и региона.
Творческая и экономическая деятельность филармоний и других концертных организаций (например, Москонцерт) строилась в двух направлениях: эстрадное направление, приносящее солидный доход; и филармоническое - мало рентабельное, но материально поддерживаемое за счет доходов от эстрадных концертов.
Материальная поддержка и развитие филармонического отделения объяснялись необходимостью распространения в широких слоях населения классической фортепианной, оркестровой, хоровой, вокальной, инструментальной музыки.
Филармонические концерты проводились на предприятиях и в организациях, разрабатывались тематические циклы концертов, посвященные творчеству великих композиторов и исполнителей классической музыки, которые могли послушать и посмотреть рядовые работники предприятий, организаций в обеденный перерыв в красных уголках, цехах, на полевых станах, строительных площадках и т.д.
Частичная финансовая поддержка государства деятельности филармоний сопровождалась и достаточно жестким контролем репертуарной политики и качеством исполнения. Эту работу осуществляли художественные советы филармоний. Концертная деятельность является той средой, в которой реализуются функции концертного менеджера или арт-менеджера, а так же группы специализаций в виде продюсеров, антрепренеров, импресарио, промоутеров.
Понятие "продюсер" берет начало от английского слова producer (лат. producere - производить, создавать), пришло из кино: в США и ряде других стран продюсер является владельцем кинофирмы, главой или доверенным лицом кинокомпании, организующим постановку кинофильма или спектакля и осуществляющим финансовый контроль над ней. Иногда продюсер сам является режиссером-постановщиком. Однако более близким по смыслу все же представляется дословное значение этого термина - производитель, человек, который производит.
Продюсер организует дело, продвигая проекты своим именем и авторитетом. Он формирует технологический процесс их реализации, под его ответственность выделяются инвестиции, он принимает на себя основной риск. Продюсер обеспечивает необходимое качество концертной программы, то есть конечного продукта, являющегося результатом творчества других.
В современной России нередко продюсером называют директора концертного коллектива или менеджера какого-либо артиста, занимающегося не комплексной организационно-творческой и организационно-экономической деятельностью, а конкретной административной работой: устроительством концертов, гастролей и т.д. Следует видеть различия в профессиональных функциях продюсера, антрепренера и импресарио.
Антрепренер (франц. entrepreneur - предприниматель) - владелец, арендатор или содержатель частного зрелищного предприятия, осуществляющий свою деятельность в условиях сложившейся структуры. Его основная функция - выбор предложения со стороны исполнителей и организация спроса со стороны публики. В отличие от продюсера, антрепренер в основном занимается эксплуатацией концертной организации - антрепризой. Тем не менее, антрепренер, работающий с творческими проектами, может быть продюсером так же, как продюсер, занимающийся одновременно эксплуатационными вопросами, может быть антрепренером.
Импресарио (итал. impresario от imprendere - предпринимать, затевать) - это профессиональный устроитель концертов, представлений, организатор зрелищных мероприятий или агент какого-либо артиста, который действует от его имени, находит для него работу и заключает для него контракты.
Импресарио, иногда называют промоутером, который от своего имени заключает договоры с артистом и концертной площадкой. Основная функция импресарио - организация предложения. Таким образом, он специализируется на посреднической деятельности, хотя может выступать в роли и продюсера, и антрепренера.
В отечественной концертной практике также существуют и такие специализации менеджеров, как:
-
менеджер отдельного коллектива либо артиста;
-
менеджер по гастролям (тур-менеджер);
-
менеджер по рекламе;
-
менеджер по связям с общественностью;
-
финансовый менеджер и др.
Филармонии в условиях рынка
Новые экономические отношения в стране радикально изменили положение филармонических организаций. Они лишились, прежде всего, монопольного права на концертную деятельность. Система концертной деятельности распалась на частные дирекции, центры творчества, многие продюсерские и арт-менеджерские организации, не имеющие регистрации, и работающие по частным заказам.
Появилось много различных "импресарио", которые подряжаются, за меньшие, чем у филармонии гонорары, организовывать различные концерты и шоу-программы для семейных торжеств олигархов, программы ночных клубов и др., куда приглашаются не только знаменитости отечественной эстрады, но и "звезды" зарубежного шоу-бизнеса.
Уже не к филармониям, а к "теневым импресарио" потянулись заказчики, благодаря их гибкости и оперативности в работе, мгновенной реакции на запросы потребителя.
Филармонии практически полностью лишились своих доходных статей от эстрады, передвижных цирков, гастролировавших на ее территории, государственного заказа на концертную работу в сельской местности, обеспечивающих некогда существование нерентабельных коллективов артистов. Практически, от филармонии отошел ее главный заказчик - государство, филармония стала самостоятельным заказчиком на рынке концертных услуг, что привело к резкому сокращению концертов, учитываемых государственной статистикой.
Кассовые концерты от филармоний перекочевали в частные структуры, организующие работу в домах отдыха, пансионатах и санаториях.
Несмотря на то, что филармонии продолжают располагать концертными залами, автотранспортом, службами обеспечения и рекламы, штатом распорядителей и артистов, они остаются громоздкими и неповоротливыми в оперативном обеспечении концертной деятельности. Филармонии продолжают проводить заведомо убыточные концерты, стремясь обеспечить нормированные показатели, удержать постоянный штат артистов.
Минимальная государственная дотация филармоний не обеспечивает возможности содержания больших коллективов: симфонических оркестров, хоров, ансамблей, рентабельность которых не обеспечивается высокой себестоимостью их труда.
В экономическом отношении филармонии проигрывают частным концертным организациям по многим позициям. Филармония обязана обеспечивать концертными выступлениями все свои коллективы, включая и нерентабельные.
Невыполнение концертных заданий приводит к снижению и без того низкой зарплаты участников коллектива, жалобам и негативной общественной реакции.
Государственных дотаций на коммунальные расходы, содержание репетиционных, хозяйственных помещений, концертных залов, музыкальных инструментов, костюмерных, на ремонты, противопожарные и охранные мероприятия, уплату налогов и т.д. явно не хватает. В то же время, аренда частными концертными организациями минимума необходимого ресурса обходится значительно дешевле, что сказывается на их рентабельности.
В отличие от филармоний частные концертные организации имеют возможность за счет интенсификации труда экономить на численности обслуживающего персонала и не содержать громоздкие бухгалтерию, отделы планирования и др., придерживаться должностных инструкций, восьмичасового рабочего дня и т.д.
Директор филармонии обременен необходимостью ведения билетного хозяйства, содержания рекламной службы, канцелярии, нотной библиотеки, трудовых книжек и учета кадров.
Как руководитель государственной организации директор следит за своевременной уплатой налогов на заработную плату, на гонорары и транспорт и не допускает риска "сэкономить" на этом, зная, что такая экономия, в лучшем случае, пойдет в фонд филармонии, в худшем - обернется уголовной ответственностью для директора.
Частный же импресарио или руководитель частной концертной структуры часто стремится минимизировать, если не обойти, уплату налогов ради своей личной выгоды. Руководство филармонии стремиться удовлетворить пожелания артистов в обеспечении их концертной работой, даже когда такие концерты не приносят дохода.
Вместе с тем, артисты филармонии, в период наибольшего спроса на концерты в период различных праздников, новогодних представлений, выборных кампаний и т.д., часто предпочитают работать с частными импресарио, объясняя свое отсутствие на работе в филармонии больничными листами, оплачиваемыми той же филармонией. Таким образом, деятельность филармоний, освободившихся от системы государственного планирования концертной деятельности, вновь попадают в другую систему планирования, но уже финансовой работы.
Руководитель отдела культуры администрации Адлерского района г. Сочи13, например, пишет, что филармония - это живая организация, реагирующая на предложения и спрос так же, как брокерская фирма.
Представим ситуацию, когда в условиях работы в казначейской системе при нынешнем Бюджетном кодексе директор должен в конце года предусмотреть все расходы и доходы на будущий год по статьям, суммам и времени их использования и до конца года этого придерживаться.
Уже не раз случалось так, что по гастрольному маршруту в город приезжает артист, концерт которого непременно принесет доход филармонии, но директор не "предвидел" этого концерта и не заложил в статье расходов средства на гонорар.
Деньги есть, но они на других статьях, и перебросить их невозможно. Что делает директор? Он или отказывается от концерта, который с радостью "берут" теневые импресарио, или сам создает "контру" и работает вне интересов филармонии.
Кстати, если директор "предвидел" концерт и заложил средства на гонорар, а выступление не состоялось, он не сможет израсходовать эти средства на другие цели, и они просто "сгорят".
Модель структуры филармонии
Подобных примеров можно приводить много. Экономика концертной деятельности сложна не меньше, чем вопросы творческие. Составление сметы отдельного концерта или целой программы, гастрольной поездки, планирование доходов и расходов, определение ожидаемого финансового результата - все это зависит от многих факторов. Некий наиболее приемлемый вариант реструктуризации деятельности филармонии вынашивается многими руководителями.
Суть его заключается в том, чтобы перестроить структуру филармонии, которая сегодня обременена постоянным и громоздким штатом артистов и обслуживающего персонала.
Структуру филармонии целесообразнее строить, не отталкиваясь от отделов, а по видам деятельности, которые включали бы: продюсерскую деятельность, импресарио, администраторов концертных залов, служу обеспечения.
Служба продюсеров должна обеспечивать работу с кадровым составом артистов и коллективами, подписывать с ними договора, обеспечивать прибыльность концертов, учитывать расходы на коммунальные платежи и используемые репетиционные помещения, амортизацию костюмов, инструментов, транспорта.
Служба импресарио должна работать с приглашенными артистами и коллективами, организовывать их выступления на своих и других площадках, подписывать контракты на концерты, в том числе и со службой продюсеров филармонии.
Служба администраторов концертных залов должна обеспечивать работу залов как прокатных концертных площадок, создания их имиджа в регионе, выгодные контракты, содержать и рекламировать концертные залы.
Служба обеспечения работает на всю филармонию, но услуги ее подразделениям оказывает не безвозмездно, равно как и предоставляет услуги сторонним организациям, на основе коммерческих договоров с учетом приоритетов.
Обеспечивая рекламные акции, работу автопарка, поддерживая в надлежащем состоянии репетиционную базу, служба обеспечения может выпускать и реализовывать буклеты, сувениры, затраты на все эти расходы компенсируются учредителем.
Данная структурная модель филармонической деятельности, таким образом, сможет обеспечить население концертами и экономически выгодными, и экономически невыгодными, но имеющими определенную социально-культурную ценность и значимость для города и региона.
Между тем, в практике работы учреждений культуры все большее значение приобретает концертная деятельность. С концертами выступают самодеятельные артисты, профессиональные артисты местных профессиональных учреждений искусства, отечественные и зарубежные артисты, гастролирующие в регионе и районе.
Высоко профессиональные концертные программы пользуются у населения большой популярностью. После некоторого "затишья", вызванного перестроечными проблемами и переходом большинства концертных организаций на рыночные отношения, концертная деятельность вновь обретает прежнюю популярность.
Концертные программы становятся атрибутом больших праздников и представлений. Отдельные концертные номера вкрапляются во многие культурные программы и мероприятия, повышая содержательную и эмоциональную выразительность замысла режиссера.
И, наконец, концертная деятельность обрела право на самостоятельное профессиональное существование и собственную организационную структуру в виде самостоятельных, юридически оформленных концертных организаций.
Концертную организацию, как правило, возглавляет директор (генеральный директор, генеральный менеджер, продюсер). Его работа по текущему руководству творческой и производственной деятельностью строится на принципах единоначалия в пределах своей компетенции и на основании Устава организации.
Функции руководителя филармонии
Директор филармонии, представляя интересы своей организации, заключает от ее имени договоры и сделки, выдает доверенности, открывает и закрывает расчетные и иные счета, определяет структуру и штатное расписание организации, принимает на работу и увольняет работников, издает приказы и распоряжения.
В практике деятельности некоторых концертных организаций допускается совмещение должности директора с должностью художественного руководителя. В тех случаях, когда в штате концертной организации имеется художественный руководитель, в его функции входит определение художественной политики работы организации, осуществление творческого руководства артистическим и художественным персоналом концертной организации.
Художественный руководитель создает новые концертные программы и номера, формирует состав постановочных групп, осуществляет режиссуру основных концертных программ.
В подчинении заместителя директора по концертной работе находится концертный (оперативный) отдел. В его обязанности входит организация концертов, руководство деятельностью организаторов концертов (импресарио), гастрольная деятельность концертной организации и ее творческих коллективов. Основной обязанностью заместителя директора по административно-финансовым вопросам является финансово-хозяйственное обеспечение деятельности организации.
Типовые штаты концертных организаций, численность арт-менеджеров, творческих работников и их распределение по структурным подразделениям не регламентированы штатным расписанием и определяются самой концертной организацией, в зависимости от содержания и объемов деятельности.
Творчество и экономика в концертной работе составляют единое целое. Добиться аншлага не просто даже при хорошем составе исполнителей. Необходима большая, глубоко продуманная и тщательно подготовленная предварительная работа профессиональных администраторов. Профессиональные руководители концертных организаций должны четко представлять, на какую именно аудиторию рассчитаны каждая программа, выступление того или иного коллектива, необходимо учитывать не только популярность исполнителей, но и социально-демографический, а подчас и национальный состав населения, правильно оценивать его платежеспособный спрос.
Успешное управление концертной деятельностью зависит от уровня реализации основных управленческих функций: планирования; организации; мотивации; контроля. Планирование при этом является одной из важнейших функций арт-менеджмента. Деятельность концертной деятельности, как правило, определяется тремя видами планов:
-
планом организационно-творческой деятельности;
-
планом гастрольно-концертной деятельности;
-
производственно-финансовым планом.
В структуру плана организационно-творческой деятельности включаются такие разделы, как: формирование и обновление репертуара художественных коллективов и исполнителей; мероприятия по концертному обслуживанию населения соответствующего региона; музыкально-просветительская деятельность; музыкально-эстетическое воспитание.
Планы организационно-творческой и гастрольно-концертной деятельности служат основой производственно-финансового планирования. Показатели деятельности концертной организации определяются количеством концертов, числом слушателей и доходами. Непременным условием успешного выполнения план является художественный уровень концертных программ, качество репертуара и его исполнения. В сложившихся условиях речь может идти о трех позициях, которые, как представляется, необходимо из частных превратить в общефилармонические.
Во-первых, нужно договориться о взаимной координации и методике деятельности концертных организаций на всех рынках, развивая состязательность на благо концертной деятельности. Это опять зависит от скоординированности действий команды, которой предстоит работать на рынке.
Во-вторых, необходимы инициативные шаги профессионального концертного сообщества для превращения соответствующего подразделения нового федерального министерства культуры в орган, которому под силу будет решать проблемы не только столичных, но и филармоний по всей стране, способствуя формированию единого концертного пространства.
Контрольные вопросы и задания
-
Типы концертных организаций и механизмы регулирования отношений в коллективе.
-
Задачи концертных организаций.
-
Раскройте функциональные свойства продюсера, антрепренера, импресарио, промоутера.
-
Раскройте механизмы вхождения филармоний в рыночные отношения.
-
Какой, на Ваш взгляд, должна быть организационно-творческая и экономическая структура филармонии.
-
Руководители филармонии и их функции.
-
Виды планов концертной организации и их содержание.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление