logo
ББК 77 Чижиков

§ 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности

Менеджер как субъект социокультурных процессов играет ог­ромную роль в деятельности профессиональных и самодеятельных культуроформирующих, творческих и культуросохраняющих органи­заций и учреждений.

Он выступает при этом в двух ипостасях: в качестве регулятора и организатора, советчика и подсказчика в социокультурной самоор­ганизации, саморазвитии и самовыражении человека в различных культурных формах; в качестве носителя культурно-ценностных эта­лонных образцов, создателя и транслятора этих образцов, культурных форм и ценностей, составляющих содержание социокультурных про­цессов.

Профессия менеджера СКС на рынке труда

Профессионально подготовленный специалист культуры выступает в качестве менеджера творческой деятельности в культуре и в качестве творца ее ценностей. Данные функциональные роли специалист культуры часто совмещает (осо­бенно в условиях села из-за нехватки разнопрофильных специали­стов), но в других случаях (в условиях города) данные функции ис­полняются разными специалистами, имеющими конкретно заданную квалификацию.

Число людей, активно пользующихся плодами деятельности уч­реждений культуры, а также самих создателей этого процесса - ме­неджеров, режиссеров-постановщиков, хореографов, педагогов и др. постоянно возрастает.

Роль и значение культуры в жизни человека велики и, несо­мненно, будут возрастать с повышением материального, экономиче­ского уровня его жизни и общества в целом.

Большое значение в этой связи имеют организаторские, творче­ские, гражданские и нравственные качества специалиста культурно-досуговой деятельности. Профессиональное мастерство этого специа­листа по своей природе также уникально.

Рассматривая признаки, лежащие в основе профессионального мастерства специалиста культуры, Н.К. Бакланова указывает, что дея­тельность специалиста культуры профессионально целесообразная, индивидуально-творческая и оптимальная, а профессиональное мас­терство - это качественный уровень профессиональной деятельности, носящей творческий характер, ориентированной на социально значи­мый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достиже­ния. В различных сферах деятельности учреждений культуры выделяется система профессиональных знаний, умений и навыков, профес­сиональных способностей и качеств личности14. Профессиональное мастерство не может быть сформировано только в ходе обучения, в студенческой аудитории, здесь лишь закладываются его основы.

Оно представляет собой совокупность теоретических знаний и практического опыта, полученного в результате профессиональной, порой длительной, деятельности. Следовательно, проблемы формиро­вания основ профессионального мастерства специалиста необходимо связывать, с одной стороны, с освоением теоретических знаний, а с другой стороны, с овладением методами и приемами, умениями и на­выками профессиональной деятельности.

Синтез теоретических профессиональных знаний, практических умений и навыков в совокупности со способностями и качествами личности является базовой основой профессионального мастерства специалиста, необходимого для успешного решения разноплановых профессиональных задач культурной деятельности.

Одним из главных свойств профессионального мастерства спе­циалиста является владение несколькими видами деятельности, харак­терными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Так, для современной деятельности специалистов в области культуры характерно стремление воссоединить традиционные, а ино­гда и забытые формы работы с новыми технологиями культурного процесса, ориентированными на конечный "продукт культуры" в его общественном значении.

Профессиональная деятельность менеджера социально-культур­ной деятельности весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию, цель и средства.

Мотивы деятельности, побуждения такого специалиста пред­ставляют собой сложное психологическое явление. Оно обусловлено:

Сегодня творчество считается корпоративным капиталом, сво­его рода оружием за конкурентные преимущества. Можно предполо­жить, что мы живем уже не в промышленную и даже не в информаци­онную эпоху, а вступили в эпоху творчества.

Несложно понять, почему творчество сегодня пользуется таким спросом. Любая организация существует в условиях постоянных и не­предсказуемых изменений. Неопределенность тенденций рынка, рас­тущие ожидания потребителей и сотрудников означают, что единст­венный способ держаться на шаг впереди - быть гибким в планирова­нии и соображать на ходу.

Можно иметь лучший культурный продукт или услугу на рын­ке, но единственный вопрос, который в действительности задает ры­нок: что будет сделано для меня завтра? Поэтому способность к нова­торству больше нельзя считать лишь неким хобби, занятием в свобод­ное от работы время. Новаторство - это часть более широкого процес­са творчества, это целостный процесс генерирования идей, их разви­тия и превращения в ценности. Он означает одновременно искусство порождения новых идей и науку оттачивания и развития этих идей до стадии воплощения в ценности.

В данном случае, творчество не следует рассматривать стерео­типно, как: "творчество является неким процессом в занятии худож­ника". Творческий руководитель совершенствует способность рабо­тать с интуицией так же, как и с фактами, задействовать воображение, не только анализировать, но и визуализировать проблемы и чувство­вать пути решения, а затем действовать на этой основе строгим, сис­тематическим и дисциплинированным образом. Рисунок 1.

Рисунок 1

Безусловно, творческим людям и организациям требуется место, где они могли бы создавать продукты, услуги или произведения искусства, воплощающие их творческие способности. Им нужна физи­ческая и виртуальная инфраструктура, включающая информационные центры, сценические площадки, технические мощности, студии, гале­реи и т.д.

В конечном счете, продукты, опыт или услуги культуры не имеют никакой ценности, пока кто-то где-то не захочет воспользо­ваться ими или купить их.

Задачи профессиональной деятельности менеджера культуры обусловлены целью формирования духовно-нравственных ценностей личности, развития ее эстетического, интеллектуального потенциала, творческих способностей.

Эта цель определяет и набор различных управленческих меха­низмов, выбор средств, с помощью которых менеджер включает лю­дей в различные виды культурной деятельности.

В быстро меняющемся современном мире высшему культуроло­гическому образованию принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении культурных богатств.

Подготовка специалистов

Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности сегодня осуществляется в определенной системе. Сеть вузов культуры и искусств дает возможность готовить кадры с высшим обра­зованием для различных областей культуры. За последние годы про­изошли крупные преобразования в системе подготовки специалистов культуры.

В основу преобразований положена новая концепция высшего образования, сместившая акцент с узкопрофессионального подхода в подготовке специалистов на личность студента с учетом его многооб­разных социальных качеств и ролей в обществе.

Основополагающей базой развития университетского образова­ния стал закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в котором говорится, что государст­венная политика в образовательной сфере должна основываться на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, спо­собствовать охране жизни и здоровья человека, свободному развитию личности, воспитанию учащейся молодежи в духе высокой граждан­ственности15. Например, в Московском государственном университете культуры и искусств практическая реализация новой концепции при­вела к демократизации внутренней жизни вуза, приблизила к обрете­нию академических свобод, созданию многоуровневой системы образования, позволяющей студентам выбирать программы обучения ис­ходя из своих интересов, способностей и жизненных ситуаций.

Несомненно, большую роль в укреплении общекультурных, ду­ховных и гражданских принципов учебного и воспитательного про­цесса в вузе играет общегосударственный образовательный стандарт, который способствует фундаментализации высшего образования, пре­одолению однобокости и прагматического подхода.

Государственный стандарт позволяет готовить действительно широкообразованных, творчески мыслящих специалистов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем, поиску новых решений.

Государственный стандарт занимает важное место в жизненных интересах преподавателей и студентов, стремящихся к активному ме­ждународному общению, к беспрепятственному признанию своих знаний, документов об образовании в зарубежных странах.

Статистические данные Министерства культуры РФ показыва­ют, что в государственных клубных учреждениях страны в 2000 году работало всего 8,6 процента специалистов с высшим образованием, из них только 2,8 процента - с высшим специальным образованием.

С высшим специальным и средним специальным образованием штатных работников государственных клубных учреждений культуры насчитывается всего по стране 61 процент16.

Модель специалиста и модель обучения

Следовательно, полное разрешение проблемы обеспеченности учреждений культуры специалистами, имеющими добротную специаль­ную подготовку, еще впереди. Успешная дея­тельность специалиста во многом зависит от того, насколько хорошо он знает свойства объекта - системы деятельности, умело пользуется соответствующим научным "багажом". При этом, чем сложнее связи объекта системы, тем большим кругозором и знаниями должен обла­дать специалист.

Естественно, что каждое высшее учебное заведение культуры накопило определенный опыт подготовки таких кадров и каждый та­кой опыт достоин обобщения и использования в работе. Вместе с тем, быстро меняющаяся социально-культурная ситуация, новые пути и приоритеты в общественном развитии заставляют вузы культуры ис­кать не только адекватные направления в подготовке специалистов культуры, но и новые методы обучения. И, естественно, каждое выс­шее учебное заведение имеет свои собственные научные и методические находки, положительный опыт, свое видение перспектив в под­готовке специалистов-менеджеров, свою уникальную особенность.

По-другому быть и не должно, ибо процесс обучения является процессом творческим, а творчество всегда индивидуально. Формиро­вание профессионального мастерства специалиста культуры преду­сматривает развитие профессиональных качеств будущего специали­ста в ситуации деятельности, где обеспечивается высокий уровень профессиональной самоорганизации личности.

Деятельностно-личностный подход создает условия индивиду­ально-творческого обучения, раскрытия индивидуальных качеств бу­дущего специалиста, его профессиональных способностей, развития коммуникативных качеств в реальной работе с людьми. В этой связи возрастает необходимость повышения внимания не только к содержа­нию учебных дисциплин, предметов, но и вопросам целеполагания, организации обучения.

Определение конечных целей обучения, моделирование струк­туры деятельности специалиста и вытекающих из них предметных связей: комплексное обучение, научно обоснованные учебные планы и программы, непрерывная система - школа, колледж, вуз - требуют такого же пристального к себе внимания, как содержание самих учеб­ных дисциплин.

Опыт работы вузов культуры и искусств, методика обучения и основные направления подготовки специалистов культуры позволяют сформулировать методологические основы обучения профессиональ­ному мастерству.

Концептуальную основу профильных учебных дисциплин в подготовке менеджеров составляет объективная социально-общест­венная потребность в воссоздании содержательно насыщенной куль­турной среды, за счет высокого уровня профессионального мастерст­ва, способности моделировать и осуществлять разнообразные виды культурной деятельности.

Исходя из этого возникает необходимость создания концепту­альной системной модели специалиста сферы культуры, которая спо­собствовала бы подлинному углублению связей обучения с практи­кой, обеспечивала фундаментальность и глубину теоретических зна­ний, точность научного предвидения, перспективность, динамичность, возможность непрерывного обновления и совершенствования.

Сама по себе концептуальная системная модель специалиста сферы культуры, в силу специфики деятельности, носит социологиче­ский характер, она позволяет проникнуть в сущность, внутреннюю структуру явлений, происходящих как в культуре в целом, так и в учебном процессе профессиональной подготовки специалистов.

Она объединяет в себе свойства не только практического руко­водства оптимизацией учебного процесса, но и теоретического метода исследования явлений в области культурной практики управления, способствует комплексному развитию научных исследований в этой области, образуя ее теоретический фундамент.

Следовательно, концептуальная системная модель подготовки специалиста сферы культуры должна включать, с одной стороны, ос­новные характеристики его деятельности, с другой, - раскрывать осо­бенности личностно-профессионального комплекса качеств специали­ста. Идеальная системная модель специалиста в концентрированном виде должна включать потребности общества в данных специалистах. Тем самым в самой модели специалиста закладывается определенная программа организации и осуществления учебного процесса, связан­ная с целевой установкой на будущую практическую деятельность.

Такая программа включает последовательность и взаимосвязь следующих объектов: модель будущего специалиста; модель системы обучения; модель цикла учебных дисциплин; модель каждой учебной дисциплины; модель содержания разделов дисциплины.

Эффективность организации и развития процесса обучения за­висит во многом и от установления взаимосвязей между преподавате­лем, студентом и учебным материалом. Специфика социокультурной деятельности, проблемы и задачи, которые здесь решаются, не всегда адекватно осознаются всеми, особенно молодыми людьми, садящими­ся на студенческую скамью. Система непрерывного образования "ли­цей - колледж - вуз" срабатывает пока малоэффективно.

Для большинства первокурсников освоение профессии, по су­ществу, начинается только в вузовской аудитории. Уровень подготов­ки специалистов в училищах культуры и колледжах не всегда высок, часто бывает канонизирован и однообразен.

Структуру ценностных представлений о профессии как харак­терных признаках профессиональной направленности будущих ме­неджеров следует рассматривать, как: систему интересов, набор видов деятельности, предметное наполнение форм деятельности, мотивации, индивидуально-профессиональные качества, адаптивность к вузов­скому обучению, отношение к учебе, степень активности.

Ценностные представления студентов о выбранной профессии проявляются в избирательном отношении к виду деятельности, к сис­теме его установок, убеждений, предпочтений, поведения, ориентации студента на ценности профессионального труда, в наборе представле­ний об избранной или выбираемой профессии, которые в последую­щем трансформируются в устойчивую профессионально-управленчес­кую направленность специалиста. Большинство же абитуриентов не имеют предрасположенности к избранной менеджерской профессии в социально-культурной деятельности. Проблема заключается в том, что средняя общеобразовательная школа в структуре учебных дисци­плин не имеет предметов управленческого цикла, и менеджерские ка­чества ее выпускников формируются и определяются опосредованно, через лидерство в классе, активность, творчество, стремление к нова­циям и конструктивным изменениям и т.д.

Эти качества созревают в учебно-воспитательной, внеурочной и общественной работе подростков, без выраженной направленности на будущую менеджерскую профессию.

Это не означает, что их слабо выраженная профессиональная направленность становится труднопреодолимым препятствием в ов­ладении выбранной профессией.

Однобокость профессиональной начальной подготовки в сред­нем звене обучения ставит вузы перед необходимостью уже на первых занятиях с первокурсниками осваивать азы будущей профессии, а по­рой и исправлять неправильно сформированные представления.

Данные обстоятельства выступают исходными условиями по­строения научно выверенной учебно-образовательной программы раз­вития профессионализма менеджеров в вузах культуры и искусств. Дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей каждого студента позволяют преодолевать трудности адаптации в ву­зе, в студенческой группе, развивать в процессе обучения профессио­нально направленные качества будущего менеджера.

Проблема адаптации будущих менеджеров в вузе связана не только с общепризнанным фактом различия (разрывом) между школь­ными и вузовскими методами организации учебного процесса.

Глубинные издержки адаптационного барьера кроются: в дову­зовской подготовке и социально-демографических характеристиках студентов; в особенностях процесса адаптации в избранной профес­сии; в новизне социально-психологической обстановки в студенче­ской группе; в новизне дидактической ситуации в вузе. Наиболее ус­пешно адаптируются в вузе и профессии те студенты, у которых хо­рошо развиты такие компоненты личности, как:

- мотивация (стремление успешно выполнить поставленные учебно-профессиональные задачи, интерес к управленческому труду, стремление к успеху и раскрытию своего менеджерского потенциала);

- волевые качества (управление собой и мобилизация сил, со­средоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, пре­одоление боязни и сомнений).

Естественно, процесс подготовки специалистов культуры - не застывшее явление, он развивается и совершенствуется, но при этом приходится преодолевать и трудности роста, решать проблемы и уст­ранять недостатки.

Квалификационные характеристики специалиста

Цели подготовки специалиста сферы культуры отражаются в квалификационных характеристиках, которые определяют область и виды профессиональной деятельности выпускника. Содержание предметно-практической деятельности специалиста с высшим и средним специальным образо­ванием имеет разные уровни.

Деятельность специалиста с высшим образованием включает не только отдельный объект деятельности, а систему объектов. Преобра­зовательная и познавательная деятельность этого специалиста может охватывать как всю систему в целом, так и отдельные ее подсистемы.

Однако всякий раз в профессиональной деятельности специали­ста с высшим образованием должна учитываться система связей объ­екта, как внутрисистемных, так и внешних.

В этом заключается принципиальное отличие деятельности спе­циалиста с высшим образованием от деятельности специалиста со средним специальным образованием. Заканчивая обучение, специа­лист сферы культуры получает профессию, которая интегрирована одной общей целью - обеспечивать оптимальное управление процес­сами в социокультурной сфере.

Эта профессия представляет собой род практической деятельно­сти по решению разного типа культурологических задач и проблем, имеющей свой особый технологический процесс, произведенный своими особыми методами и средствами.

В рамках этой профессии существует много специальностей, а само понятие "специальность" объединяет; обобщенные типичные ха­рактеристики общественно полезной деятельности людей, с одной стороны, а с другой, - характерные особенности видов деятельности и условий труда (город, село).

Так, обучаясь по специальности "Социально-культурная дея­тельность", студенты овладевают той областью профессиональной деятельности, которая ограничена предметным полем, включающим проблемы социально-культурного, духовного, нравственного развития общества. Данная специальность имеет достаточно широкое, может быть, чрезмерно обширное предметное поле, и в рамках этой специальности развиваются более узкие области деятельности со своими характерными предметами и методами.

Квалификация специалиста культуры представляет собой инте­гральную характеристику уровня сформированной профессиональной деятельности, которой специалист может достичь в результате обра­зования или опыта работы, возможно, и того, и другого вместе. В ос­нову каждой квалификации, требующей специальной подготовки к профессиональной деятельности (как конечная цель) в университете, обоснованно положен объектно-деятельностный подход.

Для определения особенностей деятельности в рамках каждой квалификации определены: целостная система, являющаяся объектом деятельности специалиста; цикл взаимодействий специалиста с этой системой, виды деятельности, характерные для разных этапов этого цикла, типы профессиональных задач для каждого этапа.

Сюда же входят: место непосредственного предмета деятельно­сти в общей структуре системы и, конечно, организационно-управ­ленческие, социально-экономические, социально-культурные аспекты.

Двойственный характер деятельности массовых учреждений культуры предопределен природными свойствами поведения человека в условиях свободного времени: учеба, образование, художественное творчество, любительская, клубная формы самоорганизации, интел­лектуальная деятельность. А также другие виды культурного, духов­ного, эстетического саморазвития; развлечения, игровая деятельность, просветительская, информационная, публицистическая, организатор­ская деятельность выступают как социально-нормативный культур­ный процесс.

Как мы отмечали, эти два природные свойства личности запол­нения свободного времени определяют специфику деятельности уч­реждений культуры и характер профессиональных качеств менеджера социокультурной деятельности.

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем проявляются профессиональные качества менеджера социокуль­турной деятельности?

  2. В чем заключается системность и преемственность подготовки кадров для социокультурной сферы?

  3. Раскройте основные параметры современной модели менеджера социо­культурной сферы.

  4. Почему содержание и методы подготовки специалиста должны соот­ветствовать концептуальной модели специалиста?

  1. В чем заключается сущность деятелыюстного подхода в обучении?

  1. Дайте характеристику квалификационным признакам менеджера СКД.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4