§ 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
Менеджер как субъект социокультурных процессов играет огромную роль в деятельности профессиональных и самодеятельных культуроформирующих, творческих и культуросохраняющих организаций и учреждений.
Он выступает при этом в двух ипостасях: в качестве регулятора и организатора, советчика и подсказчика в социокультурной самоорганизации, саморазвитии и самовыражении человека в различных культурных формах; в качестве носителя культурно-ценностных эталонных образцов, создателя и транслятора этих образцов, культурных форм и ценностей, составляющих содержание социокультурных процессов.
Профессия менеджера СКС на рынке труда
Профессионально подготовленный специалист культуры выступает в качестве менеджера творческой деятельности в культуре и в качестве творца ее ценностей. Данные функциональные роли специалист культуры часто совмещает (особенно в условиях села из-за нехватки разнопрофильных специалистов), но в других случаях (в условиях города) данные функции исполняются разными специалистами, имеющими конкретно заданную квалификацию.
Число людей, активно пользующихся плодами деятельности учреждений культуры, а также самих создателей этого процесса - менеджеров, режиссеров-постановщиков, хореографов, педагогов и др. постоянно возрастает.
Роль и значение культуры в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением материального, экономического уровня его жизни и общества в целом.
Большое значение в этой связи имеют организаторские, творческие, гражданские и нравственные качества специалиста культурно-досуговой деятельности. Профессиональное мастерство этого специалиста по своей природе также уникально.
Рассматривая признаки, лежащие в основе профессионального мастерства специалиста культуры, Н.К. Бакланова указывает, что деятельность специалиста культуры профессионально целесообразная, индивидуально-творческая и оптимальная, а профессиональное мастерство - это качественный уровень профессиональной деятельности, носящей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения. В различных сферах деятельности учреждений культуры выделяется система профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных способностей и качеств личности14. Профессиональное мастерство не может быть сформировано только в ходе обучения, в студенческой аудитории, здесь лишь закладываются его основы.
Оно представляет собой совокупность теоретических знаний и практического опыта, полученного в результате профессиональной, порой длительной, деятельности. Следовательно, проблемы формирования основ профессионального мастерства специалиста необходимо связывать, с одной стороны, с освоением теоретических знаний, а с другой стороны, с овладением методами и приемами, умениями и навыками профессиональной деятельности.
Синтез теоретических профессиональных знаний, практических умений и навыков в совокупности со способностями и качествами личности является базовой основой профессионального мастерства специалиста, необходимого для успешного решения разноплановых профессиональных задач культурной деятельности.
Одним из главных свойств профессионального мастерства специалиста является владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Так, для современной деятельности специалистов в области культуры характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурного процесса, ориентированными на конечный "продукт культуры" в его общественном значении.
Профессиональная деятельность менеджера социально-культурной деятельности весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию, цель и средства.
Мотивы деятельности, побуждения такого специалиста представляют собой сложное психологическое явление. Оно обусловлено:
-
во-первых, осознанием общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, создании условий для культурного развития людей;
-
во-вторых, состоянием творческой удовлетворенности, радости успеха и оценки людей;
-
в-третьих, психологическими свойствами специалиста: желанием быть с людьми, вести их за собой в творческом процессе, занимать лидирующее положение среди людей, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям.
Сегодня творчество считается корпоративным капиталом, своего рода оружием за конкурентные преимущества. Можно предположить, что мы живем уже не в промышленную и даже не в информационную эпоху, а вступили в эпоху творчества.
Несложно понять, почему творчество сегодня пользуется таким спросом. Любая организация существует в условиях постоянных и непредсказуемых изменений. Неопределенность тенденций рынка, растущие ожидания потребителей и сотрудников означают, что единственный способ держаться на шаг впереди - быть гибким в планировании и соображать на ходу.
Можно иметь лучший культурный продукт или услугу на рынке, но единственный вопрос, который в действительности задает рынок: что будет сделано для меня завтра? Поэтому способность к новаторству больше нельзя считать лишь неким хобби, занятием в свободное от работы время. Новаторство - это часть более широкого процесса творчества, это целостный процесс генерирования идей, их развития и превращения в ценности. Он означает одновременно искусство порождения новых идей и науку оттачивания и развития этих идей до стадии воплощения в ценности.
В данном случае, творчество не следует рассматривать стереотипно, как: "творчество является неким процессом в занятии художника". Творческий руководитель совершенствует способность работать с интуицией так же, как и с фактами, задействовать воображение, не только анализировать, но и визуализировать проблемы и чувствовать пути решения, а затем действовать на этой основе строгим, систематическим и дисциплинированным образом. Рисунок 1.
Рисунок 1
Безусловно, творческим людям и организациям требуется место, где они могли бы создавать продукты, услуги или произведения искусства, воплощающие их творческие способности. Им нужна физическая и виртуальная инфраструктура, включающая информационные центры, сценические площадки, технические мощности, студии, галереи и т.д.
В конечном счете, продукты, опыт или услуги культуры не имеют никакой ценности, пока кто-то где-то не захочет воспользоваться ими или купить их.
Задачи профессиональной деятельности менеджера культуры обусловлены целью формирования духовно-нравственных ценностей личности, развития ее эстетического, интеллектуального потенциала, творческих способностей.
Эта цель определяет и набор различных управленческих механизмов, выбор средств, с помощью которых менеджер включает людей в различные виды культурной деятельности.
В быстро меняющемся современном мире высшему культурологическому образованию принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении культурных богатств.
Подготовка специалистов
Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности сегодня осуществляется в определенной системе. Сеть вузов культуры и искусств дает возможность готовить кадры с высшим образованием для различных областей культуры. За последние годы произошли крупные преобразования в системе подготовки специалистов культуры.
В основу преобразований положена новая концепция высшего образования, сместившая акцент с узкопрофессионального подхода в подготовке специалистов на личность студента с учетом его многообразных социальных качеств и ролей в обществе.
Основополагающей базой развития университетского образования стал закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в котором говорится, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствовать охране жизни и здоровья человека, свободному развитию личности, воспитанию учащейся молодежи в духе высокой гражданственности15. Например, в Московском государственном университете культуры и искусств практическая реализация новой концепции привела к демократизации внутренней жизни вуза, приблизила к обретению академических свобод, созданию многоуровневой системы образования, позволяющей студентам выбирать программы обучения исходя из своих интересов, способностей и жизненных ситуаций.
Несомненно, большую роль в укреплении общекультурных, духовных и гражданских принципов учебного и воспитательного процесса в вузе играет общегосударственный образовательный стандарт, который способствует фундаментализации высшего образования, преодолению однобокости и прагматического подхода.
Государственный стандарт позволяет готовить действительно широкообразованных, творчески мыслящих специалистов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем, поиску новых решений.
Государственный стандарт занимает важное место в жизненных интересах преподавателей и студентов, стремящихся к активному международному общению, к беспрепятственному признанию своих знаний, документов об образовании в зарубежных странах.
Статистические данные Министерства культуры РФ показывают, что в государственных клубных учреждениях страны в 2000 году работало всего 8,6 процента специалистов с высшим образованием, из них только 2,8 процента - с высшим специальным образованием.
С высшим специальным и средним специальным образованием штатных работников государственных клубных учреждений культуры насчитывается всего по стране 61 процент16.
Модель специалиста и модель обучения
Следовательно, полное разрешение проблемы обеспеченности учреждений культуры специалистами, имеющими добротную специальную подготовку, еще впереди. Успешная деятельность специалиста во многом зависит от того, насколько хорошо он знает свойства объекта - системы деятельности, умело пользуется соответствующим научным "багажом". При этом, чем сложнее связи объекта системы, тем большим кругозором и знаниями должен обладать специалист.
Естественно, что каждое высшее учебное заведение культуры накопило определенный опыт подготовки таких кадров и каждый такой опыт достоин обобщения и использования в работе. Вместе с тем, быстро меняющаяся социально-культурная ситуация, новые пути и приоритеты в общественном развитии заставляют вузы культуры искать не только адекватные направления в подготовке специалистов культуры, но и новые методы обучения. И, естественно, каждое высшее учебное заведение имеет свои собственные научные и методические находки, положительный опыт, свое видение перспектив в подготовке специалистов-менеджеров, свою уникальную особенность.
По-другому быть и не должно, ибо процесс обучения является процессом творческим, а творчество всегда индивидуально. Формирование профессионального мастерства специалиста культуры предусматривает развитие профессиональных качеств будущего специалиста в ситуации деятельности, где обеспечивается высокий уровень профессиональной самоорганизации личности.
Деятельностно-личностный подход создает условия индивидуально-творческого обучения, раскрытия индивидуальных качеств будущего специалиста, его профессиональных способностей, развития коммуникативных качеств в реальной работе с людьми. В этой связи возрастает необходимость повышения внимания не только к содержанию учебных дисциплин, предметов, но и вопросам целеполагания, организации обучения.
Определение конечных целей обучения, моделирование структуры деятельности специалиста и вытекающих из них предметных связей: комплексное обучение, научно обоснованные учебные планы и программы, непрерывная система - школа, колледж, вуз - требуют такого же пристального к себе внимания, как содержание самих учебных дисциплин.
Опыт работы вузов культуры и искусств, методика обучения и основные направления подготовки специалистов культуры позволяют сформулировать методологические основы обучения профессиональному мастерству.
Концептуальную основу профильных учебных дисциплин в подготовке менеджеров составляет объективная социально-общественная потребность в воссоздании содержательно насыщенной культурной среды, за счет высокого уровня профессионального мастерства, способности моделировать и осуществлять разнообразные виды культурной деятельности.
Исходя из этого возникает необходимость создания концептуальной системной модели специалиста сферы культуры, которая способствовала бы подлинному углублению связей обучения с практикой, обеспечивала фундаментальность и глубину теоретических знаний, точность научного предвидения, перспективность, динамичность, возможность непрерывного обновления и совершенствования.
Сама по себе концептуальная системная модель специалиста сферы культуры, в силу специфики деятельности, носит социологический характер, она позволяет проникнуть в сущность, внутреннюю структуру явлений, происходящих как в культуре в целом, так и в учебном процессе профессиональной подготовки специалистов.
Она объединяет в себе свойства не только практического руководства оптимизацией учебного процесса, но и теоретического метода исследования явлений в области культурной практики управления, способствует комплексному развитию научных исследований в этой области, образуя ее теоретический фундамент.
Следовательно, концептуальная системная модель подготовки специалиста сферы культуры должна включать, с одной стороны, основные характеристики его деятельности, с другой, - раскрывать особенности личностно-профессионального комплекса качеств специалиста. Идеальная системная модель специалиста в концентрированном виде должна включать потребности общества в данных специалистах. Тем самым в самой модели специалиста закладывается определенная программа организации и осуществления учебного процесса, связанная с целевой установкой на будущую практическую деятельность.
Такая программа включает последовательность и взаимосвязь следующих объектов: модель будущего специалиста; модель системы обучения; модель цикла учебных дисциплин; модель каждой учебной дисциплины; модель содержания разделов дисциплины.
Эффективность организации и развития процесса обучения зависит во многом и от установления взаимосвязей между преподавателем, студентом и учебным материалом. Специфика социокультурной деятельности, проблемы и задачи, которые здесь решаются, не всегда адекватно осознаются всеми, особенно молодыми людьми, садящимися на студенческую скамью. Система непрерывного образования "лицей - колледж - вуз" срабатывает пока малоэффективно.
Для большинства первокурсников освоение профессии, по существу, начинается только в вузовской аудитории. Уровень подготовки специалистов в училищах культуры и колледжах не всегда высок, часто бывает канонизирован и однообразен.
Структуру ценностных представлений о профессии как характерных признаках профессиональной направленности будущих менеджеров следует рассматривать, как: систему интересов, набор видов деятельности, предметное наполнение форм деятельности, мотивации, индивидуально-профессиональные качества, адаптивность к вузовскому обучению, отношение к учебе, степень активности.
Ценностные представления студентов о выбранной профессии проявляются в избирательном отношении к виду деятельности, к системе его установок, убеждений, предпочтений, поведения, ориентации студента на ценности профессионального труда, в наборе представлений об избранной или выбираемой профессии, которые в последующем трансформируются в устойчивую профессионально-управленческую направленность специалиста. Большинство же абитуриентов не имеют предрасположенности к избранной менеджерской профессии в социально-культурной деятельности. Проблема заключается в том, что средняя общеобразовательная школа в структуре учебных дисциплин не имеет предметов управленческого цикла, и менеджерские качества ее выпускников формируются и определяются опосредованно, через лидерство в классе, активность, творчество, стремление к новациям и конструктивным изменениям и т.д.
Эти качества созревают в учебно-воспитательной, внеурочной и общественной работе подростков, без выраженной направленности на будущую менеджерскую профессию.
Это не означает, что их слабо выраженная профессиональная направленность становится труднопреодолимым препятствием в овладении выбранной профессией.
Однобокость профессиональной начальной подготовки в среднем звене обучения ставит вузы перед необходимостью уже на первых занятиях с первокурсниками осваивать азы будущей профессии, а порой и исправлять неправильно сформированные представления.
Данные обстоятельства выступают исходными условиями построения научно выверенной учебно-образовательной программы развития профессионализма менеджеров в вузах культуры и искусств. Дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей каждого студента позволяют преодолевать трудности адаптации в вузе, в студенческой группе, развивать в процессе обучения профессионально направленные качества будущего менеджера.
Проблема адаптации будущих менеджеров в вузе связана не только с общепризнанным фактом различия (разрывом) между школьными и вузовскими методами организации учебного процесса.
Глубинные издержки адаптационного барьера кроются: в довузовской подготовке и социально-демографических характеристиках студентов; в особенностях процесса адаптации в избранной профессии; в новизне социально-психологической обстановки в студенческой группе; в новизне дидактической ситуации в вузе. Наиболее успешно адаптируются в вузе и профессии те студенты, у которых хорошо развиты такие компоненты личности, как:
- мотивация (стремление успешно выполнить поставленные учебно-профессиональные задачи, интерес к управленческому труду, стремление к успеху и раскрытию своего менеджерского потенциала);
-
эмоциональность (чувство ответственности, уверенности в себе, в успехе дела, воодушевление);
-
стремление к познанию (понимание значимости обязанностей, задач, знание средств достижения цели, осознание возможных ситуационных изменений);
- волевые качества (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление боязни и сомнений).
Естественно, процесс подготовки специалистов культуры - не застывшее явление, он развивается и совершенствуется, но при этом приходится преодолевать и трудности роста, решать проблемы и устранять недостатки.
Квалификационные характеристики специалиста
Цели подготовки специалиста сферы культуры отражаются в квалификационных характеристиках, которые определяют область и виды профессиональной деятельности выпускника. Содержание предметно-практической деятельности специалиста с высшим и средним специальным образованием имеет разные уровни.
Деятельность специалиста с высшим образованием включает не только отдельный объект деятельности, а систему объектов. Преобразовательная и познавательная деятельность этого специалиста может охватывать как всю систему в целом, так и отдельные ее подсистемы.
Однако всякий раз в профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием должна учитываться система связей объекта, как внутрисистемных, так и внешних.
В этом заключается принципиальное отличие деятельности специалиста с высшим образованием от деятельности специалиста со средним специальным образованием. Заканчивая обучение, специалист сферы культуры получает профессию, которая интегрирована одной общей целью - обеспечивать оптимальное управление процессами в социокультурной сфере.
Эта профессия представляет собой род практической деятельности по решению разного типа культурологических задач и проблем, имеющей свой особый технологический процесс, произведенный своими особыми методами и средствами.
В рамках этой профессии существует много специальностей, а само понятие "специальность" объединяет; обобщенные типичные характеристики общественно полезной деятельности людей, с одной стороны, а с другой, - характерные особенности видов деятельности и условий труда (город, село).
Так, обучаясь по специальности "Социально-культурная деятельность", студенты овладевают той областью профессиональной деятельности, которая ограничена предметным полем, включающим проблемы социально-культурного, духовного, нравственного развития общества. Данная специальность имеет достаточно широкое, может быть, чрезмерно обширное предметное поле, и в рамках этой специальности развиваются более узкие области деятельности со своими характерными предметами и методами.
Квалификация специалиста культуры представляет собой интегральную характеристику уровня сформированной профессиональной деятельности, которой специалист может достичь в результате образования или опыта работы, возможно, и того, и другого вместе. В основу каждой квалификации, требующей специальной подготовки к профессиональной деятельности (как конечная цель) в университете, обоснованно положен объектно-деятельностный подход.
Для определения особенностей деятельности в рамках каждой квалификации определены: целостная система, являющаяся объектом деятельности специалиста; цикл взаимодействий специалиста с этой системой, виды деятельности, характерные для разных этапов этого цикла, типы профессиональных задач для каждого этапа.
Сюда же входят: место непосредственного предмета деятельности в общей структуре системы и, конечно, организационно-управленческие, социально-экономические, социально-культурные аспекты.
Двойственный характер деятельности массовых учреждений культуры предопределен природными свойствами поведения человека в условиях свободного времени: учеба, образование, художественное творчество, любительская, клубная формы самоорганизации, интеллектуальная деятельность. А также другие виды культурного, духовного, эстетического саморазвития; развлечения, игровая деятельность, просветительская, информационная, публицистическая, организаторская деятельность выступают как социально-нормативный культурный процесс.
Как мы отмечали, эти два природные свойства личности заполнения свободного времени определяют специфику деятельности учреждений культуры и характер профессиональных качеств менеджера социокультурной деятельности.
Контрольные вопросы и задания
-
В чем проявляются профессиональные качества менеджера социокультурной деятельности?
-
В чем заключается системность и преемственность подготовки кадров для социокультурной сферы?
-
Раскройте основные параметры современной модели менеджера социокультурной сферы.
-
Почему содержание и методы подготовки специалиста должны соответствовать концептуальной модели специалиста?
-
В чем заключается сущность деятелыюстного подхода в обучении?
-
Дайте характеристику квалификационным признакам менеджера СКД.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление