logo
ББК 77 Чижиков

§ 5. Благотворительность в традициях русской культуры

Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его диплома­тические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Верги­лию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным.

Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с поня­тием "благотворительность". Благотворительность - это оказание ма­териальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и орга­низациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности.

Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворитель­ной деятельностью.

Благотворителъностъ на Руси

История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Значительный взлет меценатской деятельности насту­пил во время царствования Екатерины II, ее долголетнее правление было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими ис­точником возникновения многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства.

Граф Григорий Орлов выстроил в Гатчине великолепный дворец (архитектор Растрелли), где была собрана обширная библиотека. Гат­чина стала олицетворением деятельности богатого вельможи, покрови­теля муз екатерининского времени.

Век Екатерины выдвинул одного из известнейших деятелей

Рос­сийского государства графа, а затем князя Александра Александровича Безбородко статс-секретаря Екатерины, а впоследствии канцлера Рос­сийской империи. Он был известен как крупный коллекционер и меце­нат.

Ему принадлежала картинная галерея исключительной ценности, которую, по словам многих, едва ли удавалось собрать частным лицам. Коллекция картин князя послужила впоследствии основой знаменитой Кушелевской галереи Академии художеств. Внук князя, граф Николай Александрович Кушелев-Безбородко (1834-1862) завещал это собра­ние Академии художеств с условием, чтобы галерея была постоянно открыта для художников. Известна была своим широким меценатством и благотворительностью фамилия Демидовых. Так, Прокопий Акин-фиевич Демидов (1710-1788) жертвовал значительные суммы на строительство коммерческих и народных училищ, а для Московского университета купил дом за 10 000 рублей, в который университет был переведен, и пожертвовал университету 20 000 рублей с тем, чтобы из процентов с этого капитала выдавались стипендии беднейшим студен­там.

Не менее известными по своему происхождению и по размеру состояния были Строгановы. Граф Александр Сергеевич Строганов (1734-1801) составил галерею картин, написанных известными худож­никами, собрал дорогие коллекции эстампов и медалей.

Особое внимание он обращал на устройство библиотеки, кото­рую по числу в ней редких изданий можно было считать одной из пер­вых в Европе. Комедиограф Фонвизин и поэт Державин пользовались его особым покровительством. Поэты Богданович и Крылов были в числе его близких друзей, а Гнедич, при его щедром пособии, перевел и издал "Илиаду" Гомера.

Последние 10 лет своей жизни Строганов всецело посвятил по­стройке Казанского собора в Санкт-Петербурге (архитектор Ворони-хин). Славу своих предков, как щедрых меценатов, продолжил граф С.Г. Строганов (1805-1882). Будучи попечителем Московского уни­верситета, он оказал поддержку плеяде молодых профессоров во главе с Т.Н. Грановским. Он стал учредителем Строгановского училища тех­нического рисования в Москве, занявшего видное место в истории рус­ской культуры.

Из старого боярства были и Шереметевы. Николай Петрович Шереметев (1751-1809) был страстным театралом, организовал у себя в Останкино театральную труппу. Блестящую память о себе оставили графы Румянцевы. Николай Петрович Румянцев (1754-1826) собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех.

По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со здани­ем в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был пе­реведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послу­жили основой Российской государственной библиотеки.

Одним из богатейших вельмож екатерининского и александров­ского времени, известных своим меценатством был Николай Борисо­вич Юсупов (1751-1831). Он собрал у себя в имении Архангельское галерею древних мраморных статуй, картин, большую библиотеку, ко­торые были одними из лучших в России. А также завел труппу актеров и устроил театр. При Николае I все чаще встречаются видные коллек­ционеры и меценаты из числа крупного чиновничества. Один из них - Федор Иванович Прянишников (1793-1867), "министр почт", как его называли современники.

Он был одним из первых собирателей русской живописи, его со­брание находится сейчас в Третьяковской галерее. Прянишников под­держивал молодых художников и помог юному Репину, внеся по его просьбе плату за поступление в Академию художеств.

Однако подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине XIX - начале XX веков. Это время дейст­вительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дво­рянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства.

В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью вы­ходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выход­цы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купе­чества.

Многие из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства.

Это были фигуры трагические, поскольку передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искус­ства не всегда правильно принимал эти жертвы.

Благотворительность и меценатство проявлялось в самых разно­образных областях деятельности, но наиболее привлекательной сферой являлась и является культура как всеобъемлющее пространство жизне­деятельности человека.

Культура, объекты социально-культурной деятельности предос­тавляют не только широкий выбор видов благотворительной, меценат­ской деятельности, но и возможность самовыражения, самоутвержде­ния, самореализации богатых людей.

Русские люди всегда отличались щедростью души, и Россия все­гда славилась своими меценатами. Великий певец Федор Иванович Шаляпин сказал: "Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Сабашнико­вы, Третьяковы, Морозовы, Щукины - какие это козыри в игре на­ции...". Это явление, как бы оно ни называлось, - меценатство, спонсорство или филантропическая деятельность - имеет глубокие корни и всегда было связано с просветительской деятельностью.

Для России явление "меценат-просветитель" было обычным и ес­тественным, его основу составляла религиозность как моральный и духовный стержень, на котором основана отечественная культура. Ме­ценатство и собирательство в купеческой и дворянской среде рассмат­ривались как некая миссия, как предначертание необходимости вы­полнения долга, ибо богатство подразумевало ответственность, а Бог требовал по нему отчета. По количеству построенных больниц, школ, приютов и богаделен, библиотек и театров, галерей и музеев каждый город и каждый уезд славил своего мецената-просветителя.

Род Морозовых, например, в Москве глубоко уважали за Клини­ческий городок, за причастность к Художественному театру (СТ. Мо­розов), Московскому кустарному музею (СИ. Морозов), Московскому философическому обществу (М.К. Морозов) или же Третьяковых - за Третьяковское училище для глухонемых (в Москве), за их знаменитую "Третьяковку".

А вот Ф.И. Мамонтову благодарные звенигородцы собрали день­ги и построили памятник "за выдающиеся дела благотворительности" во время войны 1812 года.

Лучшим памятником его внуку - СИ. Мамонтову - стали полот­на Врубеля и старые шаляпинские пластинки, его знаменитая "Частная опера" и не менее знаменитое "Абрамцево" (родина кустарных отече­ственных промыслов).

Не для решения своих собственных дел, материальных выгод, или ради карьеры, а от души и сердца, искренне стремились меценаты-просветители делать свое дело. И государство замечало их подвижни­чество, награждая по достоинству. Скажем, в числе возведенных в дворянское звание были А.А. Бахрушин - за передачу музея в ведение Академии наук, П.И. Щукин - за передачу коллекции документов и предметов русской старины Историческому музею.

Известный режиссер и руководитель камерного оперного театра Б. Покровский сказал: "Меценатство - это, прежде всего, великая лю­бовь к искусству... На искусстве не зарабатывают, на нем разоряются", имея в виду, что настоящие меценаты жертвовали для культуры всем.

В современной России меценатство как явление начинает посте­пенно возрождаться, новые предприниматели молодого частного биз­неса все больше придают значение вложениям в культуру и искусство, как того заслуживает эта сфера человеческой деятельности. Сейчас, когда экономическая ситуация в стране начала стабилизироваться, появился реальный шанс возродить славные традиции российской бла­готворительности.

Мотивацш благотворительности

Мотивация поступков этих людей определяется характером и статусом социокультурной деятельности, в которых они видят возмож­ность утверждения в обществе и предприни­мательской среде образа "делового, солидного человека", соответст­вующего духовным, этическим нормам и традициям российской куль­туры, обладающего чувством социальной ответственности, долга, со­лидарности, гуманизма.

В широком смысле благотворительность можно рассматривать как феномен духовной жизни общества и способ самореализации лич­ности, в прагматическом понимании благотворительность представля­ет собой форму социально-культурной деятельности, в которой само­реализуется личность предпринимателя.

Благотворительность - это социально ориентированная, бес­корыстная деятельность, вызванная альтруистическим стремлением субъекта содействовать благу других людей, в виде помощи, защиты, поддержки и содействия, имеющая некоммерческий, добровольный, инициативный характер.

К благотворной и не противозаконной благотворительной дея­тельности относятся сферы: поддержка культуры, искусства, науки, образования, здравоохранения, спорта, защита и реставрация памятни­ков истории и культуры, улучшение экологии, материального положе­ния нуждающегося человека и другие проблемы социального и куль­турного значения.

В условиях развития рыночных отношений предприниматели все больше осознают роль и значение благотворительности в сфере куль­туры и считают ее для себя формой творческой социально-культурной деятельности, требующей от них высокого духовно-нравственного и культурного уровня.

Вместе с тем, в современной социокультурной ситуации сдержи­вающим фактором возрождения истинного "духа предпринимательст­ва", готового откликнуться на многочисленные социальные проблемы, повысить этику бизнеса, возвести общественное мнение в ранг регуля­тора коммерческого преуспевания, является отсутствие экономических стимулов поддержки благотворительности со стороны государства (от­сутствие надежной законодательной базы, налоговых скидок на благо­творительность, нестабильность финансового положения предприни­мателей, низкая вероятность защиты от воздействия криминала и т.д.). Предприниматель, участвующий в добровольном финансировании культуры - это, как правило, образованный человек, с широкими взглядами и мировоззрением, поддерживающий авторитетных пред­ставителей культуры, искусства, науки, отстаивающих ценности отечественной культуры и общечеловеческие принципы. Мотивация бла­готворительной деятельности другой группы предпринимателей вы­звана не страстной любовью к искусству, культуре и чувством долга перед обществом, а скорее основана на рациональных началах.

Нерешенность социальных проблем такой предприниматель свя­зывает с недостатками культуры в обществе, именно поэтому она ста­новится объектом финансирования и в ней он видит способ своей лич­ной реализации.

Благотворитель в своих действиях всегда рационален, - он не склонен давать деньги тем, кто малоактивен и непредприимчив, он учитывает качество объекта, профиль и содержание деятельности, в которую намеревается вложить средства. Одним словом, он соизмеря­ет характер деятельности учреждения и возможные результаты благо­творительной поддержки.

Весьма привлекательными для него являются такие формы по­мощи, в которых он реально увидит результат своей деятельности, в котором и окружающие увидят степень его личного вклада в культуру. Это могут быть: финансирование целевых социокультурных программ, праздничных мероприятий, театральных спектаклей, материальная поддержка талантов, юных дарований и др.

Принято считать меценатство и спонсорство показателями уров­ня зрелости общества, а благотворительность - непременной спутни­цей солидного бизнеса. Первопричиной благотворительной деятельно­сти в любом деле являются различные мотивы - нравственные, психо­логические, социальные, экономические.

Как любая другая конструктивная деятельность благотворитель­ность нуждается в публичности, признании, поддержке общества и го­сударства. Внешнее одобрение благотворительной деятельности орга­низации поощряет ее на новые благородные поступки.

Практика благотворительности

Перечисленные рекомендации рассчитаны не только на начинающих. Они могут оказаться полезным и для опытных Менеджеров социально-культурной сферы, но еще не вполне освоивших технологию добывания средств. Одним из основ­ных способов выражения социальной позиции фирмы является корпо­ративная благотворительность, подразумевающая добровольное выде­ление ресурсов на поддержку социально значимых проектов с целью создания благоприятного общественного мнения о себе.

На Западе корпоративная благотворительность рассматривается как неотъемлемая составляющая PR. Важна эта проблема и для России, где государство часто не способно обеспечить на должном уровне раз­витие социальной сферы. Характер благотворительной деятельности здесь показывает, что бизнес не осознает в полной мере потенциаль­ных выгод от социальной активности.

Одной из причин такого положения является отсутствие адек­ватной информации о проблемах социальной сферы и о благотвори­тельной деятельности самих предприятий. Единичные примеры завер­шенных социальных проектов являются скорее исключением, чем пра­вилом.

Между тем, шумные церемонии награждения некоторых телекинокомпаний, вручения нескольких театральных, литературных и це­лого ряда музыкальных премий, нескончаемо сменяющие друг, созда­ют впечатление сплошного праздника.

Как правило, такие церемонии проходят на фоне многочасовых гала-концертов с невероятно пестрым составом исполнителей. И как бы ни старались организаторы разнообразить программу, в целом все равно остается стойкое ощущение бесконечного праздничного "кон­вейера", где сама премия - лишь повод, чтобы на других посмотреть и себя показать на этом VIP-параде.

Затраты на такие "пиршества" Лукойла иногда превосходят сум­мы наградных призов. Однако это не останавливает учредителей все новых и новых премий.

И, как ни странно, для всех находятся свои спонсоры. А вот теат­ральных премьер, поддержанных предпринимателями-меценатами, увы, гораздо меньше.

Любовь к театру в России имеет давние традиции. Однако не ка­ждый театр может рассчитывать на внимание спонсоров. Деньги охот­но дают театрам "успешным" и раскрученным. Большинство же теат­ров продолжает с переменным успехом бороться за выживание.

В той же ситуации находятся и российские оркестры. Редкие из них, вроде Российского Национального оркестра или оркестра Федо­сеева, имеют устойчивый круг покровителей. Но зато на отдельные концерты спонсоры здесь находятся чаще, чем на театральные поста­новки.

Музыкальная жизнь в России сегодня самая богатая на события, а в Консерватории, как и прежде, всегда аншлаг. Кстати, именно на афишах музыкальных концертов чаще всего встречаются имена зару­бежных компаний и фирм - "Даймлер Крайслер", "DE BEERS", "Шев­рон Тексако", "Самсунг" и др. Ну, а выступления Владимира Спивако­ва или Юрия Башмета, кажется, никогда не имеют отказа и у наших спонсоров - МДМ-Банк, Пробизнесбанк, Московский Кредитный банк...Зато в российских музеях наши российские меценаты - редкие гости. Чаще на помощь музеям приходят более просвещенные ино­странные спонсоры. Компания "Бритиш Американ Тобако (Россия)" активно сотрудничает с Третьяковкой, "Рургаз" давний партнер ГМИИ им. Пушкина в проведении фестиваля "Декабрьские вечера"... Из рос­сийских компаний музеям помогают Альфа-банк, Росбанк, МДМ-Банк, ЮКОС и ИНТЕРРОС. Будем надеяться, что их пример вдохновит и других. И не только в столицах, но и в российской глубинке, где есть свои замечательные музеи, которым тоже нужна помощь.

Круг компаний и банков, избравших поддержку культуры в каче­стве приоритетной линии своей благотворительной деятельности, не­велик. Однако, если говорить в целом о состоянии дел в этой сфере, то оно скорее внушает оптимизм. Главный вывод, который можно сде­лать на примере собранного журналом "Меценат" материала - разви­тие процесса возрождения традиций меценатства идет по нарастаю­щей.

Впереди у этих традиций, несомненно, большое будущее. Пото­му что культура в России - одно из главных ее национальных достоя­ний. Этим пониманием постепенно проникается и российский бизнес.

В Москве, Большом зале Российской академии наук 28 февраля 2006 года прошел второй съезд Добрых Людей Мира. Съезд прошел под эгидой Международного Благотворительного Фонда "Меценаты Столетия" при поддержке Государственной Думы, Федерального Соб­рания РФ, Правительства Москвы, Министерства культуры РФ, Рос­сийской академии наук и Главного управления по обслуживанию ди­пломатического корпуса при МИД РФ.

На съезде отмечено, что общественное движение "Добрые Люди Мира" за прошедший год объединило под своими знаменами более 5 тысяч последователей в России и за рубежом. Начата и успешно про­должается реальная благотворительная работа.

В работе съезда Добрых Людей Мира 2006 года приняли участие более 1000 человек, в числе которых были выдающиеся ученые, писа­тели, деятели культуры и искусства, предприниматели, работники бла­готворительных организаций.

Съезд обсудил вопросы благотворительности и меценатства в со­временном обществе, проведена дискуссия о дальнейшем развитии меценатства и благотворительности, духовного и культурного разви­тия цивилизации, которые были заложены еще Третьяковым, Бахру­шиным, Морозовым.

Актуальность этих идей подтверждают слова Президента РФ В.В. Путина: "... благотворительность и меценатство в России имеют глубокие исторические корни. И пусть эта благородная традиция раз­вивается сегодня во благо каждого человека".

Потребность помогать ближнему всегда наполняла сердца благо­родных людей мира. Добро и милосердие лежит в основе мировых вероучений, стремление помогать нуждающимся и страждущим характе­ризует высшее проявление духовности человека.

О меценатстве и благотворительности лучше всего говорить примерами и фактами. Общественно-социальный журнал "Меценаты Столетия" № 2 за 2006 год убедительно рассказал об одном самоот­верженном руководителе, удостоенном ордена "Пламенеющее Сердце" за благотворительную деятельность государственного значения.

Генеральный директор ООО "Альянс", п. Шексна Вологодской области Николай Александрович Ситников считает своим долгом и святой обязанностью помогать людям. Он не любит афишировать свои добрые дела, потому как делает их не для славы и красного словца, а от чистого сердца.

Н.А. Ситников не афишировал свой поступок, когда подарил Чебсарскому сестринскому отделению три телевизора, два радиотеле­фона и две функциональные кровати для лежачих пациентов. Вместе с главой Домшинского сельсовета разработал необходимую программу по оказанию помощи специальной группе детей в деревне Митицино по подготовке их к школе.

В первый приезд к детям Н.А. Ситников привез в подарок детям мягкие игрушки, мозаику, игры для развития мышления, книжки. В дальнейшем стал постоянно выделять деньги на обустройство детей в группе, на поездки детей в детский театр, в цирк, на проведение раз­личных мероприятий.

Многое делает этот меценат для детей из поселка Шексна и дру­гих деревень Домшинского района. На его попечении находятся ода­ренные дети из историко-политического клуба, из детского оздорови­тельного центра "Кедр". В канун Нового года все ученики Чернеевской школы получают сладкие подарки, а благодаря помощи Н.А. Ситнико-ва в клубах деревень Митицино, Светилово и Чернеево проходят ново­годние праздники с подарками, лотереей, призами.

Не оставил без помощи этот меценат просьбы верующих жите­лей Шексны. Трижды он обустраивал и ремонтировал здания церкви, за свой счет выписал всем жителям д. Чернеево районную газету, ока­зал помощь в организации поездки в Анапу команды КВН "XXXL" из поселка Шексна для участия в отборочном туре фестиваля "Всерос­сийские юниор-лиги КВН".

Этот меценат оказал помощь в реконструкции помещения, в ко­тором открыт филиал гуманитарной академии, а также в приобретении оборудования для компьютерного класса с подключением к Интерне­ту, помог Чернеевской восьмилетней школе в комплектации библиоте­ки и с ремонтом здания, взял на полное обеспечение детский сад в де­ревне Митицино Домшинского поселения: полностью снабжает его продуктами питания, закупает для детей одежду и обувь, оплачивает коммунальные расходы.

Для кого-то добрые дела Николая Александровича могут пока­заться незначительными, но сам он считает: "Если не будут рождаться дети, если страна не будет о них заботиться, то она рискует остаться бездетной. Так что помощь детям - это в первую очередь.

Помогаю и ветеранам, выделяя деньг на праздники, а также тем, кому не на что жить. Пока работаю и зарабатываю, буду помогать ближним, потому, что мне не безразлично чужое горе, чужие беды". В практике работы учреждений культуры появляются уникальные явле­ния, когда сами учреждения становятся меценатами и попечителями. За последнее десятилетие Государственный мемориальный и природ­ный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" благо­даря усилиям его директора В. Толстого стал одним из самых коммер­чески благополучных мемориальных комплексов и сегодня развивает­ся как успешный бизнес-проект. Причина успеха не просто в огромном трудолюбии его сотрудников, но и в организаторских способностях его директора.

Не вдаваясь во все грандиозные направления работы этого запо­ведника, нетрудно заметить необычную деятельность этого учрежде­ния культуры, связанную с попечительством и меценатством. Не­сколько лет назад заповедник выкупил в окрестной деревне здание, в котором уже был детский сад, но закрылся из-за полной антисанита­рии.

Здание это историческое, и музей принял на себя обязательства не только сохранить его как исторический памятник, но и вернуть ему функциональную направленность. В 2001 г. здесь открылся единст­венный в стране детский сад под покровительством музея. Уже со­стоялось три выпуска.

Детский сад небольшой, его посещают всего 36 детишек: дети жителей деревни Ясная Поляна и сотрудников музея.

В усадебной среде для воспитания детей задействован, помимо педагогов и воспитателей, весь ресурс музея. Это около 600 сотрудни­ков музея, представляющих, как минимум, сотню различных видов деятельности: от работников конюшни, теплицы, пасек, сада, леса до искусствоведов, библиотекарей, историков, лингвистов, программи­стов и др. Все эти люди охотно передают свои знания и умения воспи­танникам детского сада.

Дети наблюдают, как в музейной теплице растут экзотические растения, как в конюшне рождаются и растут жеребята. В доме Тол­стого они соприкасаются с предметным миром писателя, с книгами, по которым учились дети Л.Н.Толстого.

Программисты знакомят ребят с основами современных компью­терных технологий. Директор музея мечтает о том, чтобы в структуру музея вошла и яснополянская гимназия, выстроенная в свое время до­черью Толстого Александрой Львовной.

В России меценатство и благотворительность набирают силу, не­смотря на то, что в XX веке люди фактически забыли о меценатстве, существовавшем в своих высших проявлениях на протяжении преды­дущих столетий. Сейчас появился исторический шанс вернуться к лучшим традициям предков.

Однако в России меценатов мало не потому, что у богатых людей нет соответствующей культуры, а потому, что законы не позволяют предпринимателям становиться меценатами. Главная проблема заклю­чается в том, что в России нет федерального закона, который позволял бы бизнесу совершать благие дела, беспрепятственно вносить меце­натские взносы.

Сегодня, чтобы легально перечислить учреждению культуры рубль в форме меценатской помощи, нужно вначале заплатить соци­альный налог, который составляет 37%, налог на добавленную стои­мость - 18%, налог на прибыль - 24%, на считая и другие потери. В результате получается 79%.

Поэтому желание бизнесменов помочь культуре быстро пропада­ет из-за того, что львиная доля этих пожертвований уходит на налоги государству. В конечном счете, вряд ли можно осуждать представите­лей бизнеса за нежелание помогать культуре.

По инициативе Министерства культуры и массовых коммуника­ций, а также ряда крупных предпринимателей, в частности В. Потани­на, разработан и направлен в Государственную Думу проект закона о меценатстве, но уже в течение ряда лет он лежит без движения. Свое нежелание принимать этот закон законодатели объясняют опасениями, что предприниматели начнут уходить от налогов, занимаясь меценат­ством.

Остается только надеяться, что законодательные органы учтут мировой опыт меценатской деятельности и примут соответствующий закон, обеспечивающий функцию реализации государственной поли­тики в сфере культуры, образования и науки.

В области социальных отношений применение закона о меце­натстве позволит в большей мере реализовать конституционные права граждан на участие в различных сферах жизнедеятельности общества.

В политической сфере закон послужит цели реализации основ­ных направлений государственной политики, в том числе обеспечению развития культуры, образования и науки. Правовым последствием принятия закона станет совершенствование законодательства в области регулирования общественных отношений в отраслях культуры, об­разования и науки.

Проект федерального закона призван обеспечить расширение круга благотворителей и меценатов, повысить практическую эффек­тивность и социальную масштабность их патриотической деятельности в продолжение и развитие славных традиций российской благотвори­тельности и меценатства.

Несомненно, в современных представлениях о меценатах про­шлого присутствует большая доля идеализации. И не только по причи­не слабого знания реальной истории.

Неудовлетворенность существующим сегодня положением ве­щей обостряет ностальгию по "золотому веку" российской благотвори­тельности. Обществу нужны герои для подражания, и когда их не на­ходят в настоящем, тогда обращаются в прошлое.

И все же сегодняшнему поколению не пришлось ожидать смены двух-трех столетий, чтобы лучшие российские музеи, театры, музы­кальные коллективы и даже библиотеки нашли поддержку у новой бизнес-элиты. Именно их усилиями сегодня идет формирование новых традиций благотворительности и меценатства в России.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какими мотивами объясняются поступки меценатов России?

  2. Что тормозит развитие благотворительности в современной жизни?

  3. Опишите примеры благотворительности в современной России.

  4. В чем заключается смысл законопроекта о благотворительности и меце­натстве?

  5. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития благотворительности в со­временной России.

  6. Каковы традиции благотворительности в странах Западной Европы?

  7. Какими льготами обеспечены благотворительные акции в США?

  8. Какие формы благотворительности распространены в России?

  9. Какие типы учреждений культуры чаще всего сегодня привлекают внима­ние бизнес-структур?

.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4