§ 5. Благотворительность в традициях русской культуры
Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным.
Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности.
Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью.
Благотворителъностъ на Руси
История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Значительный взлет меценатской деятельности наступил во время царствования Екатерины II, ее долголетнее правление было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства.
Граф Григорий Орлов выстроил в Гатчине великолепный дворец (архитектор Растрелли), где была собрана обширная библиотека. Гатчина стала олицетворением деятельности богатого вельможи, покровителя муз екатерининского времени.
Век Екатерины выдвинул одного из известнейших деятелей
Российского государства графа, а затем князя Александра Александровича Безбородко статс-секретаря Екатерины, а впоследствии канцлера Российской империи. Он был известен как крупный коллекционер и меценат.
Ему принадлежала картинная галерея исключительной ценности, которую, по словам многих, едва ли удавалось собрать частным лицам. Коллекция картин князя послужила впоследствии основой знаменитой Кушелевской галереи Академии художеств. Внук князя, граф Николай Александрович Кушелев-Безбородко (1834-1862) завещал это собрание Академии художеств с условием, чтобы галерея была постоянно открыта для художников. Известна была своим широким меценатством и благотворительностью фамилия Демидовых. Так, Прокопий Акин-фиевич Демидов (1710-1788) жертвовал значительные суммы на строительство коммерческих и народных училищ, а для Московского университета купил дом за 10 000 рублей, в который университет был переведен, и пожертвовал университету 20 000 рублей с тем, чтобы из процентов с этого капитала выдавались стипендии беднейшим студентам.
Не менее известными по своему происхождению и по размеру состояния были Строгановы. Граф Александр Сергеевич Строганов (1734-1801) составил галерею картин, написанных известными художниками, собрал дорогие коллекции эстампов и медалей.
Особое внимание он обращал на устройство библиотеки, которую по числу в ней редких изданий можно было считать одной из первых в Европе. Комедиограф Фонвизин и поэт Державин пользовались его особым покровительством. Поэты Богданович и Крылов были в числе его близких друзей, а Гнедич, при его щедром пособии, перевел и издал "Илиаду" Гомера.
Последние 10 лет своей жизни Строганов всецело посвятил постройке Казанского собора в Санкт-Петербурге (архитектор Ворони-хин). Славу своих предков, как щедрых меценатов, продолжил граф С.Г. Строганов (1805-1882). Будучи попечителем Московского университета, он оказал поддержку плеяде молодых профессоров во главе с Т.Н. Грановским. Он стал учредителем Строгановского училища технического рисования в Москве, занявшего видное место в истории русской культуры.
Из старого боярства были и Шереметевы. Николай Петрович Шереметев (1751-1809) был страстным театралом, организовал у себя в Останкино театральную труппу. Блестящую память о себе оставили графы Румянцевы. Николай Петрович Румянцев (1754-1826) собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех.
По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки.
Одним из богатейших вельмож екатерининского и александровского времени, известных своим меценатством был Николай Борисович Юсупов (1751-1831). Он собрал у себя в имении Архангельское галерею древних мраморных статуй, картин, большую библиотеку, которые были одними из лучших в России. А также завел труппу актеров и устроил театр. При Николае I все чаще встречаются видные коллекционеры и меценаты из числа крупного чиновничества. Один из них - Федор Иванович Прянишников (1793-1867), "министр почт", как его называли современники.
Он был одним из первых собирателей русской живописи, его собрание находится сейчас в Третьяковской галерее. Прянишников поддерживал молодых художников и помог юному Репину, внеся по его просьбе плату за поступление в Академию художеств.
Однако подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине XIX - начале XX веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства.
В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества.
Многие из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства.
Это были фигуры трагические, поскольку передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал эти жертвы.
Благотворительность и меценатство проявлялось в самых разнообразных областях деятельности, но наиболее привлекательной сферой являлась и является культура как всеобъемлющее пространство жизнедеятельности человека.
Культура, объекты социально-культурной деятельности предоставляют не только широкий выбор видов благотворительной, меценатской деятельности, но и возможность самовыражения, самоутверждения, самореализации богатых людей.
Русские люди всегда отличались щедростью души, и Россия всегда славилась своими меценатами. Великий певец Федор Иванович Шаляпин сказал: "Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Сабашниковы, Третьяковы, Морозовы, Щукины - какие это козыри в игре нации...". Это явление, как бы оно ни называлось, - меценатство, спонсорство или филантропическая деятельность - имеет глубокие корни и всегда было связано с просветительской деятельностью.
Для России явление "меценат-просветитель" было обычным и естественным, его основу составляла религиозность как моральный и духовный стержень, на котором основана отечественная культура. Меценатство и собирательство в купеческой и дворянской среде рассматривались как некая миссия, как предначертание необходимости выполнения долга, ибо богатство подразумевало ответственность, а Бог требовал по нему отчета. По количеству построенных больниц, школ, приютов и богаделен, библиотек и театров, галерей и музеев каждый город и каждый уезд славил своего мецената-просветителя.
Род Морозовых, например, в Москве глубоко уважали за Клинический городок, за причастность к Художественному театру (СТ. Морозов), Московскому кустарному музею (СИ. Морозов), Московскому философическому обществу (М.К. Морозов) или же Третьяковых - за Третьяковское училище для глухонемых (в Москве), за их знаменитую "Третьяковку".
А вот Ф.И. Мамонтову благодарные звенигородцы собрали деньги и построили памятник "за выдающиеся дела благотворительности" во время войны 1812 года.
Лучшим памятником его внуку - СИ. Мамонтову - стали полотна Врубеля и старые шаляпинские пластинки, его знаменитая "Частная опера" и не менее знаменитое "Абрамцево" (родина кустарных отечественных промыслов).
Не для решения своих собственных дел, материальных выгод, или ради карьеры, а от души и сердца, искренне стремились меценаты-просветители делать свое дело. И государство замечало их подвижничество, награждая по достоинству. Скажем, в числе возведенных в дворянское звание были А.А. Бахрушин - за передачу музея в ведение Академии наук, П.И. Щукин - за передачу коллекции документов и предметов русской старины Историческому музею.
Известный режиссер и руководитель камерного оперного театра Б. Покровский сказал: "Меценатство - это, прежде всего, великая любовь к искусству... На искусстве не зарабатывают, на нем разоряются", имея в виду, что настоящие меценаты жертвовали для культуры всем.
В современной России меценатство как явление начинает постепенно возрождаться, новые предприниматели молодого частного бизнеса все больше придают значение вложениям в культуру и искусство, как того заслуживает эта сфера человеческой деятельности. Сейчас, когда экономическая ситуация в стране начала стабилизироваться, появился реальный шанс возродить славные традиции российской благотворительности.
Мотивацш благотворительности
Мотивация поступков этих людей определяется характером и статусом социокультурной деятельности, в которых они видят возможность утверждения в обществе и предпринимательской среде образа "делового, солидного человека", соответствующего духовным, этическим нормам и традициям российской культуры, обладающего чувством социальной ответственности, долга, солидарности, гуманизма.
В широком смысле благотворительность можно рассматривать как феномен духовной жизни общества и способ самореализации личности, в прагматическом понимании благотворительность представляет собой форму социально-культурной деятельности, в которой самореализуется личность предпринимателя.
Благотворительность - это социально ориентированная, бескорыстная деятельность, вызванная альтруистическим стремлением субъекта содействовать благу других людей, в виде помощи, защиты, поддержки и содействия, имеющая некоммерческий, добровольный, инициативный характер.
К благотворной и не противозаконной благотворительной деятельности относятся сферы: поддержка культуры, искусства, науки, образования, здравоохранения, спорта, защита и реставрация памятников истории и культуры, улучшение экологии, материального положения нуждающегося человека и другие проблемы социального и культурного значения.
В условиях развития рыночных отношений предприниматели все больше осознают роль и значение благотворительности в сфере культуры и считают ее для себя формой творческой социально-культурной деятельности, требующей от них высокого духовно-нравственного и культурного уровня.
Вместе с тем, в современной социокультурной ситуации сдерживающим фактором возрождения истинного "духа предпринимательства", готового откликнуться на многочисленные социальные проблемы, повысить этику бизнеса, возвести общественное мнение в ранг регулятора коммерческого преуспевания, является отсутствие экономических стимулов поддержки благотворительности со стороны государства (отсутствие надежной законодательной базы, налоговых скидок на благотворительность, нестабильность финансового положения предпринимателей, низкая вероятность защиты от воздействия криминала и т.д.). Предприниматель, участвующий в добровольном финансировании культуры - это, как правило, образованный человек, с широкими взглядами и мировоззрением, поддерживающий авторитетных представителей культуры, искусства, науки, отстаивающих ценности отечественной культуры и общечеловеческие принципы. Мотивация благотворительной деятельности другой группы предпринимателей вызвана не страстной любовью к искусству, культуре и чувством долга перед обществом, а скорее основана на рациональных началах.
Нерешенность социальных проблем такой предприниматель связывает с недостатками культуры в обществе, именно поэтому она становится объектом финансирования и в ней он видит способ своей личной реализации.
Благотворитель в своих действиях всегда рационален, - он не склонен давать деньги тем, кто малоактивен и непредприимчив, он учитывает качество объекта, профиль и содержание деятельности, в которую намеревается вложить средства. Одним словом, он соизмеряет характер деятельности учреждения и возможные результаты благотворительной поддержки.
Весьма привлекательными для него являются такие формы помощи, в которых он реально увидит результат своей деятельности, в котором и окружающие увидят степень его личного вклада в культуру. Это могут быть: финансирование целевых социокультурных программ, праздничных мероприятий, театральных спектаклей, материальная поддержка талантов, юных дарований и др.
Принято считать меценатство и спонсорство показателями уровня зрелости общества, а благотворительность - непременной спутницей солидного бизнеса. Первопричиной благотворительной деятельности в любом деле являются различные мотивы - нравственные, психологические, социальные, экономические.
Как любая другая конструктивная деятельность благотворительность нуждается в публичности, признании, поддержке общества и государства. Внешнее одобрение благотворительной деятельности организации поощряет ее на новые благородные поступки.
Практика благотворительности
Перечисленные рекомендации рассчитаны не только на начинающих. Они могут оказаться полезным и для опытных Менеджеров социально-культурной сферы, но еще не вполне освоивших технологию добывания средств. Одним из основных способов выражения социальной позиции фирмы является корпоративная благотворительность, подразумевающая добровольное выделение ресурсов на поддержку социально значимых проектов с целью создания благоприятного общественного мнения о себе.
На Западе корпоративная благотворительность рассматривается как неотъемлемая составляющая PR. Важна эта проблема и для России, где государство часто не способно обеспечить на должном уровне развитие социальной сферы. Характер благотворительной деятельности здесь показывает, что бизнес не осознает в полной мере потенциальных выгод от социальной активности.
Одной из причин такого положения является отсутствие адекватной информации о проблемах социальной сферы и о благотворительной деятельности самих предприятий. Единичные примеры завершенных социальных проектов являются скорее исключением, чем правилом.
Между тем, шумные церемонии награждения некоторых телекинокомпаний, вручения нескольких театральных, литературных и целого ряда музыкальных премий, нескончаемо сменяющие друг, создают впечатление сплошного праздника.
Как правило, такие церемонии проходят на фоне многочасовых гала-концертов с невероятно пестрым составом исполнителей. И как бы ни старались организаторы разнообразить программу, в целом все равно остается стойкое ощущение бесконечного праздничного "конвейера", где сама премия - лишь повод, чтобы на других посмотреть и себя показать на этом VIP-параде.
Затраты на такие "пиршества" Лукойла иногда превосходят суммы наградных призов. Однако это не останавливает учредителей все новых и новых премий.
И, как ни странно, для всех находятся свои спонсоры. А вот театральных премьер, поддержанных предпринимателями-меценатами, увы, гораздо меньше.
Любовь к театру в России имеет давние традиции. Однако не каждый театр может рассчитывать на внимание спонсоров. Деньги охотно дают театрам "успешным" и раскрученным. Большинство же театров продолжает с переменным успехом бороться за выживание.
В той же ситуации находятся и российские оркестры. Редкие из них, вроде Российского Национального оркестра или оркестра Федосеева, имеют устойчивый круг покровителей. Но зато на отдельные концерты спонсоры здесь находятся чаще, чем на театральные постановки.
Музыкальная жизнь в России сегодня самая богатая на события, а в Консерватории, как и прежде, всегда аншлаг. Кстати, именно на афишах музыкальных концертов чаще всего встречаются имена зарубежных компаний и фирм - "Даймлер Крайслер", "DE BEERS", "Шеврон Тексако", "Самсунг" и др. Ну, а выступления Владимира Спивакова или Юрия Башмета, кажется, никогда не имеют отказа и у наших спонсоров - МДМ-Банк, Пробизнесбанк, Московский Кредитный банк...Зато в российских музеях наши российские меценаты - редкие гости. Чаще на помощь музеям приходят более просвещенные иностранные спонсоры. Компания "Бритиш Американ Тобако (Россия)" активно сотрудничает с Третьяковкой, "Рургаз" давний партнер ГМИИ им. Пушкина в проведении фестиваля "Декабрьские вечера"... Из российских компаний музеям помогают Альфа-банк, Росбанк, МДМ-Банк, ЮКОС и ИНТЕРРОС. Будем надеяться, что их пример вдохновит и других. И не только в столицах, но и в российской глубинке, где есть свои замечательные музеи, которым тоже нужна помощь.
Круг компаний и банков, избравших поддержку культуры в качестве приоритетной линии своей благотворительной деятельности, невелик. Однако, если говорить в целом о состоянии дел в этой сфере, то оно скорее внушает оптимизм. Главный вывод, который можно сделать на примере собранного журналом "Меценат" материала - развитие процесса возрождения традиций меценатства идет по нарастающей.
Впереди у этих традиций, несомненно, большое будущее. Потому что культура в России - одно из главных ее национальных достояний. Этим пониманием постепенно проникается и российский бизнес.
В Москве, Большом зале Российской академии наук 28 февраля 2006 года прошел второй съезд Добрых Людей Мира. Съезд прошел под эгидой Международного Благотворительного Фонда "Меценаты Столетия" при поддержке Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства Москвы, Министерства культуры РФ, Российской академии наук и Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ.
На съезде отмечено, что общественное движение "Добрые Люди Мира" за прошедший год объединило под своими знаменами более 5 тысяч последователей в России и за рубежом. Начата и успешно продолжается реальная благотворительная работа.
В работе съезда Добрых Людей Мира 2006 года приняли участие более 1000 человек, в числе которых были выдающиеся ученые, писатели, деятели культуры и искусства, предприниматели, работники благотворительных организаций.
Съезд обсудил вопросы благотворительности и меценатства в современном обществе, проведена дискуссия о дальнейшем развитии меценатства и благотворительности, духовного и культурного развития цивилизации, которые были заложены еще Третьяковым, Бахрушиным, Морозовым.
Актуальность этих идей подтверждают слова Президента РФ В.В. Путина: "... благотворительность и меценатство в России имеют глубокие исторические корни. И пусть эта благородная традиция развивается сегодня во благо каждого человека".
Потребность помогать ближнему всегда наполняла сердца благородных людей мира. Добро и милосердие лежит в основе мировых вероучений, стремление помогать нуждающимся и страждущим характеризует высшее проявление духовности человека.
О меценатстве и благотворительности лучше всего говорить примерами и фактами. Общественно-социальный журнал "Меценаты Столетия" № 2 за 2006 год убедительно рассказал об одном самоотверженном руководителе, удостоенном ордена "Пламенеющее Сердце" за благотворительную деятельность государственного значения.
Генеральный директор ООО "Альянс", п. Шексна Вологодской области Николай Александрович Ситников считает своим долгом и святой обязанностью помогать людям. Он не любит афишировать свои добрые дела, потому как делает их не для славы и красного словца, а от чистого сердца.
Н.А. Ситников не афишировал свой поступок, когда подарил Чебсарскому сестринскому отделению три телевизора, два радиотелефона и две функциональные кровати для лежачих пациентов. Вместе с главой Домшинского сельсовета разработал необходимую программу по оказанию помощи специальной группе детей в деревне Митицино по подготовке их к школе.
В первый приезд к детям Н.А. Ситников привез в подарок детям мягкие игрушки, мозаику, игры для развития мышления, книжки. В дальнейшем стал постоянно выделять деньги на обустройство детей в группе, на поездки детей в детский театр, в цирк, на проведение различных мероприятий.
Многое делает этот меценат для детей из поселка Шексна и других деревень Домшинского района. На его попечении находятся одаренные дети из историко-политического клуба, из детского оздоровительного центра "Кедр". В канун Нового года все ученики Чернеевской школы получают сладкие подарки, а благодаря помощи Н.А. Ситнико-ва в клубах деревень Митицино, Светилово и Чернеево проходят новогодние праздники с подарками, лотереей, призами.
Не оставил без помощи этот меценат просьбы верующих жителей Шексны. Трижды он обустраивал и ремонтировал здания церкви, за свой счет выписал всем жителям д. Чернеево районную газету, оказал помощь в организации поездки в Анапу команды КВН "XXXL" из поселка Шексна для участия в отборочном туре фестиваля "Всероссийские юниор-лиги КВН".
Этот меценат оказал помощь в реконструкции помещения, в котором открыт филиал гуманитарной академии, а также в приобретении оборудования для компьютерного класса с подключением к Интернету, помог Чернеевской восьмилетней школе в комплектации библиотеки и с ремонтом здания, взял на полное обеспечение детский сад в деревне Митицино Домшинского поселения: полностью снабжает его продуктами питания, закупает для детей одежду и обувь, оплачивает коммунальные расходы.
Для кого-то добрые дела Николая Александровича могут показаться незначительными, но сам он считает: "Если не будут рождаться дети, если страна не будет о них заботиться, то она рискует остаться бездетной. Так что помощь детям - это в первую очередь.
Помогаю и ветеранам, выделяя деньг на праздники, а также тем, кому не на что жить. Пока работаю и зарабатываю, буду помогать ближним, потому, что мне не безразлично чужое горе, чужие беды". В практике работы учреждений культуры появляются уникальные явления, когда сами учреждения становятся меценатами и попечителями. За последнее десятилетие Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" благодаря усилиям его директора В. Толстого стал одним из самых коммерчески благополучных мемориальных комплексов и сегодня развивается как успешный бизнес-проект. Причина успеха не просто в огромном трудолюбии его сотрудников, но и в организаторских способностях его директора.
Не вдаваясь во все грандиозные направления работы этого заповедника, нетрудно заметить необычную деятельность этого учреждения культуры, связанную с попечительством и меценатством. Несколько лет назад заповедник выкупил в окрестной деревне здание, в котором уже был детский сад, но закрылся из-за полной антисанитарии.
Здание это историческое, и музей принял на себя обязательства не только сохранить его как исторический памятник, но и вернуть ему функциональную направленность. В 2001 г. здесь открылся единственный в стране детский сад под покровительством музея. Уже состоялось три выпуска.
Детский сад небольшой, его посещают всего 36 детишек: дети жителей деревни Ясная Поляна и сотрудников музея.
В усадебной среде для воспитания детей задействован, помимо педагогов и воспитателей, весь ресурс музея. Это около 600 сотрудников музея, представляющих, как минимум, сотню различных видов деятельности: от работников конюшни, теплицы, пасек, сада, леса до искусствоведов, библиотекарей, историков, лингвистов, программистов и др. Все эти люди охотно передают свои знания и умения воспитанникам детского сада.
Дети наблюдают, как в музейной теплице растут экзотические растения, как в конюшне рождаются и растут жеребята. В доме Толстого они соприкасаются с предметным миром писателя, с книгами, по которым учились дети Л.Н.Толстого.
Программисты знакомят ребят с основами современных компьютерных технологий. Директор музея мечтает о том, чтобы в структуру музея вошла и яснополянская гимназия, выстроенная в свое время дочерью Толстого Александрой Львовной.
В России меценатство и благотворительность набирают силу, несмотря на то, что в XX веке люди фактически забыли о меценатстве, существовавшем в своих высших проявлениях на протяжении предыдущих столетий. Сейчас появился исторический шанс вернуться к лучшим традициям предков.
Однако в России меценатов мало не потому, что у богатых людей нет соответствующей культуры, а потому, что законы не позволяют предпринимателям становиться меценатами. Главная проблема заключается в том, что в России нет федерального закона, который позволял бы бизнесу совершать благие дела, беспрепятственно вносить меценатские взносы.
Сегодня, чтобы легально перечислить учреждению культуры рубль в форме меценатской помощи, нужно вначале заплатить социальный налог, который составляет 37%, налог на добавленную стоимость - 18%, налог на прибыль - 24%, на считая и другие потери. В результате получается 79%.
Поэтому желание бизнесменов помочь культуре быстро пропадает из-за того, что львиная доля этих пожертвований уходит на налоги государству. В конечном счете, вряд ли можно осуждать представителей бизнеса за нежелание помогать культуре.
По инициативе Министерства культуры и массовых коммуникаций, а также ряда крупных предпринимателей, в частности В. Потанина, разработан и направлен в Государственную Думу проект закона о меценатстве, но уже в течение ряда лет он лежит без движения. Свое нежелание принимать этот закон законодатели объясняют опасениями, что предприниматели начнут уходить от налогов, занимаясь меценатством.
Остается только надеяться, что законодательные органы учтут мировой опыт меценатской деятельности и примут соответствующий закон, обеспечивающий функцию реализации государственной политики в сфере культуры, образования и науки.
В области социальных отношений применение закона о меценатстве позволит в большей мере реализовать конституционные права граждан на участие в различных сферах жизнедеятельности общества.
В политической сфере закон послужит цели реализации основных направлений государственной политики, в том числе обеспечению развития культуры, образования и науки. Правовым последствием принятия закона станет совершенствование законодательства в области регулирования общественных отношений в отраслях культуры, образования и науки.
Проект федерального закона призван обеспечить расширение круга благотворителей и меценатов, повысить практическую эффективность и социальную масштабность их патриотической деятельности в продолжение и развитие славных традиций российской благотворительности и меценатства.
Несомненно, в современных представлениях о меценатах прошлого присутствует большая доля идеализации. И не только по причине слабого знания реальной истории.
Неудовлетворенность существующим сегодня положением вещей обостряет ностальгию по "золотому веку" российской благотворительности. Обществу нужны герои для подражания, и когда их не находят в настоящем, тогда обращаются в прошлое.
И все же сегодняшнему поколению не пришлось ожидать смены двух-трех столетий, чтобы лучшие российские музеи, театры, музыкальные коллективы и даже библиотеки нашли поддержку у новой бизнес-элиты. Именно их усилиями сегодня идет формирование новых традиций благотворительности и меценатства в России.
Контрольные вопросы и задания
-
Какими мотивами объясняются поступки меценатов России?
-
Что тормозит развитие благотворительности в современной жизни?
-
Опишите примеры благотворительности в современной России.
-
В чем заключается смысл законопроекта о благотворительности и меценатстве?
-
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития благотворительности в современной России.
-
Каковы традиции благотворительности в странах Западной Европы?
-
Какими льготами обеспечены благотворительные акции в США?
-
Какие формы благотворительности распространены в России?
-
Какие типы учреждений культуры чаще всего сегодня привлекают внимание бизнес-структур?
.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление