§ 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
Изучению данной темы следует предпослать чрезвычайно важное положение о культуре, в которой проступают две смысловые доминанты: культура, представленная обобщенными художественными категориями, образами и научными идеями, возвышающаяся над прагматической действительностью, обыденной жизнью, которая формирует духовный мир личности; и культура, погруженная в реалии бытия, социальной практики, общей социокультурной модернизации, которая воплощает набор способов социальной практики, решения задач интеграции, консолидации и организации людей. Известно, что в науке выделяются фундаментальные и прикладные составляющие, так и в культуре дифференцируются фундаментальные и прикладные срезы.
В данном случае речь пойдет о реальных процессах развития культуры, функционировании ее в обществе во всем многообразии социальных взаимосвязей и отношений, то есть, о том сегменте культуры, где создаются и реализуются культурные продукты и услуги.
В числе важнейших при этом окажутся задачи государственного социального и культурного прогнозирования, проектирования и регулирования этих процессов, предвидение социокультурных последствий управленческих решений и применяемых технологий.
Культурные ценности и «дивиденды»
Современная культура, в одном случае, идет за массовым коммерческим спросом населения и подстраивается под него, в другом - предлагает формирование вкуса, сохранение духовных, нравственных идеалов, которые часто остаются не востребованными или мало востребованными. В третьем - пытается совместить высокое духовное начало и коммерческий спрос населения.
Возможно, в этом заключена одна из важных причин того, что деятельность многих учреждений культуры все в большей степени "журнализируется", пропитывается духом коммерциализации, в которой лавинообразно нарастает массовый коммуникативный напор взамен спокойному развитию творческого потенциала. Социокультурная деятельность и ее продукты стремительно приобретают новое свойство коммуникации - немедленного потребления и дивидендов.
Прагматическая доминанта коммуникаций в условиях нарастающих темпов умножения информации и представления ее через посредников резко ослабляет контакт с подлинной реальностью, ибо утрачиваются критерии различения реального и нереального, ценности и ее суррогата, правды и обмана, не говоря уже о том, что нас постоянно окунают с головой в ситуацию полуправды и полуобмана, разобраться в которой нет времени и средств7.
В этой ситуации язык, средства и методы социокультурной деятельности фиксируют в себе культуру времени, и формируемые ею продукты, способы и процессы человеческой деятельности, ассимилируются в творчестве работе учреждений культуры посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языка), приемов и средств коммуникации.
Указанные факторы являются сутью процесса прогрессивного развития общества. История развития цивилизации не раз убедительно демонстрировала прочность и "мудрость" социально-культурной самоорганизации, на которой основан социум. Факт, что живые самоорганизующиеся системы продолжают сдерживать натиск многих внешних и внутренних катаклизмов.
Способность сохраняться и продолжать развитие свидетельствует о том, что в истории культуры, как отмечают ученые, действует некое подобие принципа "соответствия" в физике: новая фундаментальная теория не отрицает старую, а включает ее в себя как частный случай; гений видит дальше потому, что стоит на плечах гигантов.
Учреждения культуры как трансляторы информации о духовных ценностях своего времени, современной цивилизации, не потрясая человека своими экстравагантными формами, а, вводя его в красоту, истину, добро, образуют устойчивую целостную коммуникативную систему передачи универсальных ценностей прошлых культур.
Представления о культурных ценностях в современном массовом сознании весьма неоднородны, во многих случаях признание продукта культуры красивой вещью объясняется престижностью и модой, обладание ею позволяет выделиться среди других, что, конечно, не относится к эстетическим отношениям. Дуальность значений: престижно - красиво, символично (социальный символизм: обособление в общности вне отношений социального престижа) - красиво, на самом деле проявляется в том, что потребитель начинает замечать красоту продукта культуры лишь после того, как увидит ее у того, кто служит для него эталоном (образцом) потребления.
Возникшая на основе престижа культурная ценность выражается в том, что потребитель считает ту или иную вещь красивой только потому, что она служит признаком (в его глазах) принадлежности к социальной группе, занимающей достаточно высокое положение в иерархии общественных отношений. В контексте коммуникативных отношений постиндустриального общества ценности культуры выступают одним из механизмов взаимодействия материального и духовного развития современной цивилизации. Продукты культуры, будучи связанными с материальными факторами, изменяют бытие, указывая направление его трансформации, создавая возможность переживания, претворения вложенных в них смыслов и значений.
Системные отношения: "учреждения культуры - продукты культуры - потребитель"; "потребитель - продукты культуры - учреждения культуры" обеспечивают кросс-каталитические взаимодействия, в которых социокультурная деятельность из вида деятельности по обслуживанию коммуникации сама превращается в коммуникацию, поскольку предлагает не только технологии по изготовлению культурных продуктов, но и сама становится культурным продуктом, состоянием действительности.
Динамичный процесс постиндустриального развития общества и соответствующий ему постмодернистский тип культуры являются той культурно-исторической средой, которая питает развитие ценностной парадигмы культуры, формирующей на протяжении XIX вв. ее художественно-стилевые концепты.
Наиболее заметными явлениями постиндустриального общества, оказывающими существенное влияние на культуру, жизнедеятельность людей, явилось всеобъемлющее распространение массовой культуры и ее стволовое ответвление - постмодернизм.
Тотальный характер современного постмодернизма выражается в бесконечно многообразной системе предметов и их комплексов, в преодолении традиционной оппозиции: духовно-предметного - технологичного; традиционного - инновационного; высокого искусства -"тотального зрелища"; картины - поп-арта и выступает одним из универсальных механизмов общечеловеческой репрезентации культурного опыта и деятельности. Это - радикально новая (в историческом процессе) форма художественного самовыражения происходящих явлений, трансляции социально значимой информации.
Массовая культура и культурные индустрии
Массовая культура занимает промежуточное положение между специализированной культурой, которой требует от человека специализированных знаний, и обыденной культурой, осваиваемой человеком в процессе жизненной социализации и инкультурации. Несмотря на то, что массовая культура представляет новую систему управления и манипулирования сознанием, интересами и потребностями, потребительским спросом, ценностными ориентациями, поведенческими стереотипами современного человека, она порождается, хотим мы этого или не хотим, объективными процессами социальной модернизации сообщества, и не стоит относиться к ней только негативно. Как "эрзац-продукт" более высоких областей культуры, массовая культура не производит собственных смыслов и значений, а только имитирует явления специализированной культуры.
Социокультурная система, включенная в процессы функционирования массовой культуры, в своих проявлениях представлена: инду-стриями развлекательного и оздоровительного, интеллектуального досуга, игровой, рекламной индустриями, индустрией туризма, книжного производства и книжной торговли, индустрией телевизионного "аншлага" и "кривого зеркала" и т.д.
Учреждения культуры также включены в систему организации, стимулирования и потребления товаров, услуг, идей (дизайн, реклама, мода, имиджмейкерство). Они непосредственно задействованы в сфере эстрадно-музыкального, разговорного жанров, развлекательно-игрового, музыкального шоу-бизнеса, кино, литературы, видеоклипов и т.д.
Так, например, книга как произведение искусства, как идеальный духовно-материальный феномен, в котором объединены визуальные (зрительные), содержательные (смысловые) и тактильные ощущения материального предмета, субъективируется с момента, когда человек, "взяв ее в руки, может погладить, почувствовать гармонию объема, твердость или упругость ее обложки и даже ощутить запах свежей типографской краски или веяние былых времен.
Все это превращается в акт глубокого интимного духовного общения, создает предощущение духовного подъема... при чтении и просмотре иллюстраций создается естественный ритм проникновения в глубины текста, гармонизирует пространственно временное бытие в нем"8.
Экран компьютера или диск, как несомненное технологически совершенное средство коммуникации, все же отчуждено от человеческого истинного мира, в нем "нет момента красоты, объединяющего нас через знание с истиной и добром, нет того постоянного взаимодействия и взаимосвязи между духовной и материальной природой"92.
Тем не менее, компьютерные, телевизионные программы, витрины современных книжных лавок, "развалов", уличных киосков привлекают своим визуальным многообразием глянцевых обложек, навязчиво иллюстрирующих смысл, как правило, низкого содержания.
Тенденции "выброса" массовому потребителю такого рода продуктов культуры прогрессируют, следовательно, имеют своего потребителя, а значит не могут оставаться вне поля внимания практиков и исследователей культуры.
Речь идет не только о его многообразии, в котором проявляются, досуговый, развлекательный, гедонистический, коммуникативный, рекламный характер деятельности учреждений культуры, но и о его всепроницающем свойстве, ставшем предметом идейного фетишизма.
В противовес имеющимся тенденциям пессимизма, нигилизма и морального релятивизма, нагнетающим в обществе через культуру абсурд и духовную деградацию, следует отстаивать позиции жизнеутверждающих принципов: "органично сочетать верность великим художественным традициям и радикального творчества", в которой "многомерный диалог" способен поддерживать "равновесие интересов целого и всех его составных частей"10.
Социокультурная деятельность, общечеловеческое содержание которой объективировано продуктами культуры, выступает важнейшим свойством ценностной концепции культурных индустрии, в которых выделяются два типа ценностей: формирующихся под влиянием объективного бытия, "из бытия" (ценности бытия) и управляющие реальностью, формирующиеся "над бытием" (ценности субъекта).
Свойственное постмодернистской ситуации знаковое понимание реальности нашло свое преимущественное воплощение в самом, пожалуй, явном свойстве постмодернистской культуры - "симуляции" и "симулякрах" (Ж. Бордийяр), размывающих традиционную границу между культурой и реальностью, по существу, отводящей традиционной культуре роль специфического подобия и некой объективной реальности.
Культурная индустрия — крупное, технологически оснащенное производство культурных услуг и социокультурных технологий, включенных в экономический оборот, предпринимательскую и коммерческую деятельность. Культурные индустрии, в своей основе, формируются коммерческим интересом "эксплуатации" в своих интересах культурных и художественных ценностей.
Уникальная способность культурных индустрии заключается в их всепроникающем свойстве, пусть даже поверхностно, но быстро охватывать многие сферы человеческой жизни и деятельности, события, явления в разных сегментах социальной жизни. Пронизанные законами рынка, культурные индустрии превращают продукты культуры, часто в ущерб ценностно-смысловым значениям, в символ немедленного потребления и получения быстрых дивидендов. Визуальные образы, лейблы, симулякры наделяют продукты культуры вторым именем, в котором концентрируется потенциально возможная, функциональная роль вещи, олицетворяющая статус, профессиональную принадлежность, имидж ее владельца, и, в целом, характеризует массовую коммуникативную практику современного потребления.
Это указывает на совершенно новый характер потребления продуктов культуры, в котором проявляется тенденция предпочтения имиджу продуктов, торговым маркам - потребители заявляют о себе с помощью потребляемых товаров.
В научном и прагматическом плане социокультурной сферы коснулись и другие явления, с которыми столкнулась современная цивилизация - всеобщая компьютеризация, вхождение в интернет-пространство, потребительский и информационный бум.
Сегодня стало очевидным, что в информационном обществе культура, равно как и ее виды, превращаются в субъект массово производимой и массово потребляемой продукции, при этом все отчетливее проявляются черты индивидуализации производства и потребления вещей.
Культурные индустрии как заметное общественное явление возникли тогда, когда сфера культуры все больше стала заявлять о своих амбициях на доминирующее положение в ряду других социальных сфер. Сегодня все заметнее становится, что культурные индустрии творческой направленности необходимы для экономического роста.
Например, статистика Великобритании показывает, что в 2000 г. творческие индустрии дали стране 7,9% НВП, что в период между 1997 и 2000 гг. они росли в среднем на 95 в год (в то время как за тот же период в других отраслях экономики рост составил 2,8%) и что по данным на декабря 2001 г., занятость в творческой сфере составила 1,95 млн. человек.
Все это оптимизирует правительственные агентства и особенно Департамент культуры, средств массовой информации в сотрудничестве с торговой палатой наращивать усилия по расширению экспорта продуктов творческих индустрии.
Обсуждаются способы улучшения взаимодействия между творческими индустриями и высшим образованием, искусством, дизайном, департаментом торговли и т.д.
Немногие из этих организаций разделяют общие стратегические цели и набор ценностей творческих индустрии. Скажем, миссия сферы искусства и миссия торговли и промышленности кардинально отличаются друг от друга. Можно сказать, что энтузиазм по поводу творческих индустрии построен на противоречивых устремлениях социального и экономического развития: хотим ли мы быть богаче или добиться более устойчивого развития?
Хотим ли получить образование, чтобы удовлетворять культурные потребности или чтобы стать успешными предпринимателями в сфере творческих индустрии?
На высокой волне заявленности культуры в обществе авангардистские установки культурных индустрии на новизну деформируются в умонастроения разочарования в истинных идеалах и ценностях, как симптомы трансформаций, связанных с именем "усталой" эпохи, "ан-тропийной" культуры, эсхатологической тоской индивида.
Культурные индустрии представляют собой новый в социокультурной практике, возможно, более высокий уровень стандартизации системы образов социальной адекватности и престижности, определенно новую форму организации "культурной компетентности" современного человека, его социализации и инкуль-турации, новую систему управления и манипуляции его сознанием, интересами и потребностями, потребительским спросом, ценностными ориентациями, поведенческими стереотипами.
Необходимо подчеркнуть, что в результате распада жестких схем социокультурной регуляции в обществе возникает мозаичная картина многообразных интерпретационных вариантов явлений в самой социокультурной системе, за каждым из них признается равное право на существование. Но совсем не очевидно, что то, что хорошо для одного сектора, годится и для другого.
Особенно трудно создать модель, которая соединяла бы оба конца спектра, то есть некоммерческий культурный сектор и коммерческий бизнес-сектор.
Интригующая перспектива заключается в том, чтобы создать что-то на острие сегодняшних культурных и художественных практик, что одновременно будет коммерчески успешным и станет новым словом в развитии бизнеса.
Некоммерческий культурный и творческий сектор в целом сегодня испытывает трудности в понимании их новой миссии, в то время как бизнес-сектор чувствует себя комфортно лишь в отношении совершенно определенных видов творческой активности, и лишь в определенных условиях.
Работник культуры подразумевает под творческим преимуществом не совсем то, что под этим подразумевают экономисты и политики. Работники культуры и другие представители незащищенных творческих профессий категорически против многих изменений в политике, в которых заинтересованы работодатели. Работник культуры выступает за большую заинтересованность в его работе, большую социальную защищенность и поддержку со стороны государства, а не за более свободные условия рынка.
Этот парадокс хорошо иллюстрируют последние события во Франции, когда Союз свободных деятелей в области зрелищных искусств, пытаясь воспрепятствовать принятию нового закона о пенсиях и социальном страховании, который был направлен как раз на создание более открытой и гибкой кадровой политики в этом секторе, организовал забастовку и фактически сорвал фестивальный сезон и подорвал туристическую экономику всей страны.
Какими бы ни были итоги этой акции, но она продемонстрировала, что культурный сектор - это влиятельная экономическая сила и что люди, занятые в творческой сфере, могут иметь такие же буржуазные представления о комфорте, как и банковские служащие.
Культурные индустрии как организованные, специализированные, функциональные институты формировались, в основном, сферой массового развлекательного, познавательного, игрового досуга, технологии которых нацелены на достижение утилитарного результата -вовлечения населения в сферу динамичного коммерческого потребления культурных услуг. Сущность понятия, обозначающего "культурную индустрию", в наименьшей степени можно отнести к таким высоким функциональным свойствам культуры, как познание и мировоззрение, регуляция, накопление и передача социального опыта и т.д.
При этом, организационные системы каждой культурной индустрии функционально обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, следовательно, они всегда социальны.
Таким образом, культурные индустрии обладают, по крайней мере, четырьмя свойствами:
-
первое - культурные индустрии - это крупные социокультурные институты, оснащенные современными системами технологического оборудования, которые обеспечивают комфортное сервисное обслуживание культурными услугами людей в различных сферах социокультурной практики, и превращают социокультурные процессы в разновидность индустриальной (поточной) деятельности;
-
второе - культурные индустрии - это функциональные системы модернизации уже имеющихся технологий под новые задачи удовлетворения интересов и потребностей людей разного уровня социальной актуальности, возникающих в связи с различными обстоятельствами;
-
третье - культурные индустрии утверждают первостепенную роль посредника-транслятора, который быстро делает культурные продукты и услуги достоянием массового потребителя, отодвигая их создателя и творца на задний план, а цена продуктов и услуг определяется зависимостью от объема тиражирования;
• четвертое - технологии коммерческого потребления культурных продуктов и услуг оказывают сильное влияние на потребительский выбор, в котором ценностный смысл продуктов и услуг все больше дифференцируется и рассыпается на множество вариантов.
Грани между культурным потенциалом и контркультурой размываются, а идея "usable artwork" ("годные к практическому использованию продукты культуры") создает новую область для практики индустрии культуры.
Возникает вопрос: означает ли это, что культурная художественная целостность в принципе несовместима с технологичной "потребительской культурой", и поражает ли "антитотализирующий" пафос такого потребления структурную основу традиционной культуры?
Разумеется, традиция, будь то местная или национальная, является важным ресурсом развития, так же как и наследие, которое во многом определяет неповторимость места, своеобразие ландшафта, быта, жизни.
И все же, традиция и наследие - это только одна сторона медали. Вторая - это творческие нововведения (художественные или иные), которые возникают как отклик на проблемы в современности, ибо, при всей важности исторического опыта, нельзя сказать, что в нем содержатся ответы на все сегодняшние вопросы.
Как будут воспринимать нашу эпоху представители будущих поколений: как время переживания, достижений прошлого или как время нововведений, дерзаний и самостоятельных творческих прозрений? Согласиться с этим - значит признать интерпретацию продуктов культуры как годных только к практическому использованию, как конец целостности культуры, как "тождества технологического (компьютерного) коллажа осколков распавшихся культурных целостностей, как самопоедание культуры"1.
На самом деле истина заключается в другом подходе. Высокотехнологические способы потребления культуры - это не отрицание традиционной культуры и искусства, а закономерная эволюционная фаза, типологически соотносимая с уже существовавшими явлениями в социокультурной сфере. Прежние технологии теряют свою жесткость, в результате чего совместно уживаются черты разных технологических и конструктивных решений. Действительно, тенденция прогрессивного развития социокультурной деятельности кажется уже исчерпанной: стало трудней создавать что-то новое, не повторяя прежнего.
Исходя из этого, современные культурные индустрии пестрят легко узнаваемыми символами традиционных стилей. Как видим, в постиндустриальную эпоху иной смысл обретает потребление продуктов и услуг культуры.
По выражению К. Кампбелла: "Если прежде это было потреблением хлеба насущного, то теперь это потребление символов". Изменилось само представление о культурных ценностях, их стоимости, которая конструируется теперь с помощью символов и которыми наделяют продукты и услуги современные технологии.
Постиндустриальное (информационное) общество, следовательно, существенно актуализировало прагматическую и духовную проблематику предметно-человеческих отношений, выдвинуло трудные задачи обоснования оценочных знаний и перспективных суждений, открыло области неопределенности, возникшие, прежде всего, в коммуникативной сфере.
Типы, структура, содержание
Новая диалогическая установка культурных индустрий воплощает принципиальную художественную попытку преодолеть фундаментальную для социокультурной деятельности антитезу - переориентацию творческих устремлений, не только индустриальных технологий, но и традиционных методов социально-культурной деятельности, на поиск компромисса между устоявшимися и инновационными универсалиями.
Несомненно, концепция индустрии культуры требует осторожного анализа, в котором, по нашему мнению, не должно быть категоричных и однозначных оценок. Стремительная "индустриализация" отдельных форм образцов культуры, в большей степени культуры обыденной жизни людей, обусловлена двумя обстоятельствами.
Первое - связано со стремительным вторжением во все сферы человеческой жизни новых технологий, вызвавших у человека любопытство, восторг и удивление необычностью их проявлений.
Желание людей окунуться в атмосферу праздника, фейерверка, новых впечатлений, отойти от привычной обыденной действительности - вполне адекватная реакция, которая может быть близка к культурному шоку.
Культурный шок объясняется конфликтом между привычными для индивида ценностями, нормами, языком, повседневной практикой, характерными для среды, которую он покинул, и теми ценностями, нормами, языком, новой практикой, характерными для новой среды, в которой он оказался. Высоко технологичные индустриальные формы организации культурной среды в большей или меньшей степени оказывают воздействие на каждого человека, впервые попадающего в инокультурную среду (туристы, путешественники, зрители, участники шоу, игровых аттракционов и т.д.).
В целом потребление культурных услуг в новой интенсивной и технологичной среде играет в культуре положительную роль, поскольку способствует культурным взаимодействиям, увеличению степени их открытости, побуждает инновативное поведение, как отдельных индивидов, так и социальных групп.
Второе обстоятельство, мотивирующее развитие индустрии культурных услуг, вытекает из первого, - как только появилось неистребимое желание людей платить за "вечный праздник", тут же появились желающие получить их деньги.
Это так же естественно, как естественно и то, что люди должны быть готовы к жизни в мире, где новые разработки, технические новинки и товары, предлагающие неповторимые сочетания различных функций, будут вводиться на непрерывной основе и тут же уступать место еще более оригинальным изобретениям и товарам. По своим функциональным свойствам культурные индустрии являют собой образец взаимодействия культуры и бизнеса на уровне специализированной "культуры потребления".
Современная цивилизация, охватившая буквально все стороны человеческой жизнедеятельности, оснастившая качественно новым знанием, технологиями производство, науку, образование, культуру, искусство, информационные системы, включила в процесс жизнедеятельности огромное количество новых, функционально усложненных предметов, вещей и технологий.
Они, безусловно, улучшают и украшают жизнь людей, но они, одновременно, и увеличивают зрительский хаос, нивелируют и стандартизируют восприятие, затрудняя различия одного предмета от другого (своего дома от чужого, своей культуры и инородной).
Наряду с массовыми, поточными формами деятельности индустриальных учреждений культуры более прочные позиции начинают занимать групповые и индивидуальные формы и мелкосерийные культурные программы.
Оказалось, что создание программ по индивидуальным заказам, но на основе поточных технологий становится дешевле массового производства культурных продуктов и услуг, так как мелкие серии легче реализовать, но главное - мелкосерийное производство программ дает возможность быстро реагировать на изменения спроса, своевременно заменять устаревшие формы новыми.
Расширение коммуникативных связей индустрии культуры, благодаря массмедиа рассчитанных на самые разные группы людей, преодолевает этнические, культурные различия, что в основном не противоречит идеи целостности культуры.
Метафоричное высказывание французского мыслителя первой половины прошлого столетия Тейяр де Шардена сегодня звучит не менее актуально: "Теперь кроме хлеба... каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных известий. Теперь уже не просто поле... а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас"11.
Культурные индустрии формируются и развиваются, в основном, вокруг тех продуктов и услуг культуры, которые имеют массовое распространение среди широких слоев населения и обладают устойчивым спросом.
Это - книжное производство и торговля книгами, услуги зарубежного и внутреннего туризма, услуги организованного досуга, выставочная деятельность и продажа произведений искусства, художественные промыслы и сувенирная продукция, шоу-бизнес, массовые театрализованные представления, концертная деятельность популярных исполнителей и другие сегменты культуры, потенциально емкие для развития прибыльного бизнеса.
Структура индустрии культуры на первый взгляд полифонична, но представленные в ней субъекты культурной деятельности не являются обособленными, а дополняют друг друга и работают в заданном направлении. По широте охвата, объему и социально-культурной значимости деятельности этих субъектов та или иная индустрия культуры может формировать имидж города, региона, например, как развитого центра международного туризма, центра игрового бизнеса, книжной "столицы" и т.д.
Например, книга как продукт культуры, получившая широкое распространение в результате машинного производства, превратилась в интеллектуальный продукт массового потребления. Технически оснащенное индустриальное производство, высокое качество полиграфии и широкие возможности тиражирования книг превратилось во всемирную отрасль - книжную индустрию.
По мере развития этой индустрии на базе книжного продукта сформировалась не менее мощная индустрия - книжная торговля, охватившая не только физические рынки, но и виртуальное рекламное пространство. На долю индустрии туризма приходится около 10% общемирового экспорта и 35% мировой торговли услугами. Туризм, становясь одним из самых прибыльных видов бизнеса, превращает бедные страны в богатые, забытые уголки земли - в сверкающие огнями отелей, казино и ресторанов мировые культурные центры.
Благодаря туризму тысячи людей имеют работу, стимулируется экспорт местных продуктов. Судя по подсчетам, расходы туриста на подарки, изделия из ткани и сувениры составляют от 15 до 20% всех его расходов, без учета транспортных перевозок. Степень участия местных производителей в создании этой продукции оказывает влияние на местную экономику.
Индустрию туризма образуют и учреждения культуры, создающие культурные продукты и услуги. В качестве равноправных субъектов туризма учреждения культуры, в частности, музеи, концертные залы, природные заповедники, заказники и т.д., выступают благодаря возможностям, которые несет в себе культурное и природное наследие страны, региона, конкретного географического места, а это означает, что индустрия туризма без социокультурных учреждений теряет смысл.
Перечисленные типы учреждений культуры сегодня получили возможность производить и распространять сувенирную продукцию -копии артефактов культурно-исторических ценностей, находящихся в их коллекциях, сувениры, раскрывающие ценности местной, национальной этнохудожественной культуры, адаптированных к запросам массовой и традиционной культуры.
Выпуск сувенирной продукции для учреждений культуры открывает широкие возможности в развитии предпринимательской деятельности, которая станет не только хорошим подспорьем пополнения своих бюджетов, но и будет создавать положительный имидж учреждения культуры, имиджа территории. А многочисленная масса туристов станет дополнительным каналом рекламы.
Индустрия досуга
Индустриальные технологии активно внедряются и в привычную для традиционных учреждений культуры сферу - досуг. Проблема утраты интереса населения к культурно-досуговым программам государственных клубных и других учреждений культуры заключается не только в том, что они недостаточно финансируются, не учитывают интересы различных категорий населения, проводятся по шаблону и т.д., а в большей степени превратным пониманием многими работниками культуры сущности свободного времени человека.
Свободным временем человек может распорядиться по своему усмотрению. В сущности, свободное время дает возможность расслабиться и заняться такими делами, делать которые нет необходимости, но которые доставляют определенное удовольствие. Будучи восприняты слишком серьезно, занятия досуга утрачивают свою прелесть и способность вызывать расслабление. Суть досуга и состоит в удалении от повседневности как центра напряжения личности. Удаленность от этого центра делает досуг "эксцентричным"12, произвольной игрой, и именно игра является тем, что делает досуг праздником.
Если даже целью досуга провозглашается "праздность", то это всегда совместная праздность, которая создает и поддерживает общность людей и превращает досуг в обязательную добавку к повседневности.
Цель культурно-досуговой программы - не только достичь определенного оптимального душевного состояния аудитории, но и восстановить определенный средний уровнь этого состояния, сниженного различными отрицательными ситуациями.
Без этого основного переживания содержание досуга выхолащивается, и он превращается в запрограммированный ритуал, условность, по поводу которой можно рефлексировать и иронизировать.
В повседневном быту человек постоянно сталкивается с игровыми, электронными, виртуальными механическими комплексами и индустриальными досуговыми системами, в наиболее коммерциона-лизированных сферах - эстрадно-музыкальном, развлекательно-игровом шоу-бизнесе, массовых зрелищных представлениях и т.д.
Индустрия досуга включает в себя художественную массовую культуру практически по всем видам литературы и искусства, зрелищные виды спорта, отводя место человеку уже не просто как потребителю, пассивному слушателю, а постоянно провоцирует его на активное включение, эмоциональную реакцию на происходящее.
Создатель культурной ценности уступает место посреднику-транслятору, поскольку его авторство и цена его продукта всецело зависят от тиражирования (от количества и качества трансляций).
Утверждение первостепенной роли посредника быстро возрастает, так как без него ни одно событие культурной жизни не может быстро стать достоянием массового сознания, а культурная ценность не может обрести своего подлинного социального бытия. Индустрия досуга как способ воздействия на массовое сознание, сочетает в себе функции реального отображения и самопроизвольной имитации текущей действительности.
Менеджеры, продюсеры как посредники-трансляторы в реализации прагматических целей проявляют удивительную изобретательность, изворотливость в умножении дефицита подлинности, нагромождая образцы посредственности в ролевых, игровых, компенсаторных сюжетах самообмана.
Культурная среда
Это обстоятельство заставляет искать возможности развития культурной среды огромной функционирующей сети учреждений культуры, создания новых типов учреждений культуры. В стремлении выявить сходство и различие тенденций развития культурной среды целесообразно говорить о ее качестве, позволяющем выделить каждый объект культуры как более значимую культурную среду, предпочтительную для личности с ее собственными интересами и наклонностями. Для этого необходимо учитывать эмоционально-психологические, социально-культурные и даже биологические факторы взаимодействия среды и человека.
Заметим, что всякая типология вряд ли будет достаточно полной, поскольку имеются в виду явления, которые, как правило, продолжают изменяться в соответствии с противоречивыми требованиями развивающейся человеческой деятельности. Тем не менее, типоло-гизировать культурную среду учреждений культуры можно по характеру программируемой деятельности.
Здесь можно выделить несколько больших групп культурной среды, отличающихся в целом по образным характеристикам, по культурным процессам, по формам поведения, хотя, конечно, внутри них существует множество градаций этих характеристик.
Первая группа - это культурно-досуговая среда, характеризующаяся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненных единым целям - созданию условий для индивидуального выбора занятий.
Вторая группа - рекреационно-досуговая культурная среда, ориентированная на развитие досуговой самоорганизации людей, привлечение новых групп участников, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы.
Третья группа - музейно-выставочная среда, по определению А. Моля (в книге "Социодинамика культуры)', представляет собой "консервант культуры!'
К четвертой группе можно отнести концертно-зрелищную среду, характеризующуюся праздничностью, людностью, зрелищно-стью приходящего процесса.
Пятая группа - театральная среда, имеющая глубокие исторические корни. Она специфична своей "консервативностью" постоянством, является своеобразной школой поведения зрителя. В последние годы появилась культурная среда, синтетически вбирающая в себя различные виды искусств и создающая атмосферу особого эстетического состояния.
Ярким примером тому могут служить Декабрьские вечера в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сплав архитектуры, скульптуры, живописи, музыки как бы объединяет музейную, концертную и театральную среду в своеобразный и неповторимый образ, который условно можно определить как синтетическую эстетическую среду.
И, наконец, стихийно складывающаяся культурная среда открытых пространств, обусловленная своим существованием людностью мест, формировавшихся под влиянием иных целевых установок.
Объекты, сопутствующие культурным процессам (ярмарочные комплексы, торговые центры, уличные пешеходные зоны и др.), едва ли всерьез можно назвать культурной средой.
Однако и в этом случае человек соприкасается с художественным творчеством, а частично и включается в него. Проблемы типологической многоликости культурной среды в составе узловых интегральных образов культуры являются весьма актуальными.
Остановимся на анализе культурной среды учреждений культуры, характер деятельности которых ориентирован на культурно-досу-говую деятельность как наиболее социально направленную сферу жизнедеятельности.
Не менее актуальным и социально значимым феноменом является культурная среда новых складывающихся общественно-культурных пространств, перспективность которых очевидна уже сегодня.
Новые тенденции в изменении характера культурной среды прослеживаются в двух направлениях: ломки специализированности, од-нофункциональности (в отечественной практике это можно понимать как однобокость); создании многофункциональных культурных пространств.
Тенденции к функциональной интеграции не означают, однако, полной нивелировки всех специализированных учреждений культуры и, по всей видимости, будут развиваться специализированные объекты культуры с глубокой внутренней содержательной функцией: рекреа-ционно-досуговой, спортивно-культурной, оздоровительной, выставочной и др. Формирование культурных центров, центров досуга как принципиально новых типов учреждений культуры связано с качественными изменениями потребностей населения. В учреждениях культуры должно гарантироваться:
-
во-первых, высокое качество предоставляемых населению культурных услуг;
-
во-вторых, постоянное обновление и расширение форм досу-говой деятельности;
-
в-третьих, демократичность условий включения личности в активную культурную деятельность.
Ключевые функции центра досуга, определяющие его внутреннюю структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:
-
организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересами и возможностями всех групп населения;
-
разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей сферы досуга в целом;
-
апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга.
Структура такого центра включает необходимый и достаточный состав элементов вещественного наполнения, обеспечивающих реализацию его функции.
Предметное наполнение культурно-досугового центра усиливает впечатление необычности и неповторимости места, повышая тонус, настроение. Всякое включение продуктов дизайна в культурную среду следует рассматривать как иллюстрацию метафорической образности, построенной на идее участия в фантастическом спектакле. В структуре культурно-досугового центра выделяются несколько специализированных секторов.
Так, направление социально-культурной деятельности обеспечивается секторами демонстрационно-зрелищных программ, досуговых церемоний и танцевальных программ. Интеллектуально-техническое направление осуществляется секторами технических игр, аттракционов, логических игр и занятий на персональных компьютерах. Психолого-физическое направление обеспечивается работой секторов подвижных игр и оздоровительных процедур.
Рекреационный сектор осуществляет подготовку посетителя для занятий в центре, сектор мастерских - обеспечение специализированных секторов декорациями, реквизитом, атрибутами и т.д.
Следует отметить, что такой центр отличается от других существующих типов учреждений культуры принципами формирования его функционально-технологической структуры.
В центре досуга нет доминирующих элементов или секторов, иерархически определяющих характер взаимосвязи с остальными подструктурами, технологически независимые элементы - сектора не
только функционируют в едином здании, но и находятся в постоянном взаимодействии, подготавливая и осуществляя комплексные, сквозные культурные программы, охватывающие целиком весь центр досуга.
Предметно-пространственная среда центра досуга определяется исходными задачами: комфортность, возможность максимального использования всей культурной среды в течение дневного и вечернего времени, модульность и пропорциональность пространственных структур, контрастность и разнообразие дизайна, активизирующая культурная среда (подготовка посетителя к ситуации деятельности).
Предметно-пространственная среда культурного центра может быть создана на основе принципа организации сквозных культурно-досуговых программ, в которых заложено действие, объединяющее всю пространственную среду культурного центра в единое целое.
Посетитель, на основе сценарного плана осваивая структуру культурной среды, формирует свою индивидуальную культурно-досу-говую программу. Принципиально важной является разработка модели пространственной структуры, обеспечивающей реализацию исходного принципа - сквозной культурно-досуговой ситуации деятельности.
Каждая отдельная микросреда, выделенная ранее, по нашему мнению, должна отличаться своеобразием характера художественно-эмоционального воздействия. Парадная или гостиная зона призвана формировать у посетителя определенный стиль поведения, задавая исходные нормы общения в культурном центре, поэтому она отличается определенной регламентированностью, "строгостью" культурной среды.
Противоположностью выступает рекреационная зона раскрепощения и освобождения человека от официальности и подчеркнутой строгости особым комфортом своего обустройства.
Игровая, аттракционная, зрелищная и другие зоны деятельности "собирают" посетителя, ориентируя его на включенность в активную досуговую деятельность, предоставляя право выбора. В связи с быстрой сменяемостью внутренних интенций "людности-домашности" положительное значение при восприятии культурной среды обеспечивает удачное чередование мест с противоположными качествами.
Продуманность таких контрастов, непринужденность переходов от мест, специально приспособленных к проявлению людности, открытости, зрелищности к местам, тяготеющим к домашности, позволяющим индивиду временно обосноваться в пространстве, способствует успеху деятельности системы культурно-досугового центра.
Относительно крупная культурная среда, четко различаемая по преобладающим в ней качествам, как правило, содержит в себе элементы, способствующие проявлению противоположных форм поведения. Если же такие качества отсутствуют, смены состояний и поведения может не происходить, и культурная среда будет оцениваться негативно.
Следовательно, культурное пространство с преобладанием качества людности требует включения островков домашности, а пространство по преимуществу домашностного характера требует присутствия в нем "шумовых" мест.
Таким образом, эффект доступности среды возникает из нового принципа полифункциональности, когда происходит комбинирование различных функций центра досуга на сравнительно небольших участках в пределах одного сооружения.
Другие тенденции развития культурно-досуговых учреждений заключаются в следующем:
-
отказ от стандартных типологий клубных учреждений;
-
обращение к вариантам небольших досуговых учреждений с универсальной средой, приближенной к жилью;
-
выделение помещений для физического, оздоровительного досуга в составе клуба;
-
культивирование развлекательных видов программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т.д.);
-
приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов, особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к действующим клубам и жилым домам;
-
использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий, непроезжих улиц;
-
создание специализированных клубов: туристов, молодоженов, филателистов, нумизматов и т.д., организация любительских клубов и студий, дискотек, выставок.
Возможно, наступит время строительства клубов-гостиных вместимостью от 50 до 200 посетителей, предназначены для городских микрорайонов и сельских поселков, являются дополнением к действующей сети учреждений культуры.
Их главным предназначением станет создание условий для работы самодеятельных студий и коллективов художественного творчества, танцевальных молодежных вечеров, проведения лекций, встреч с деятелями искусства, кинопроката, выставок, общения и отдыха. Основа таких объектов культуры - трансформирующееся пространство клуба-гостиной для реализации различных функций. На центральных усадьбах сельскохозяйственных предприятий признано целесообразным развивать новые типы учреждений культуры - физкультурно-досуговые клубы на 300-700 посетителей, используемые для проведения досуга молодежи. Они включают в себя объемные рекреационные помещения: танцевальный, спортивный залы, гостиную, игротеку, бар, сауну, киноконцертный зал.
В новых крупных микрорайонах, центральных зонах малых городов должны получить развитие центры развлекательного досуга.
Их вместимость - от 200 до 700 посетителей, назначение - рекреационная, развлекательная, оздоровительная, учебно-творческая деятельность.
В составе таких центров комбинируются различные виды помещений: залы аттракционов и игр, залы для работы с компьютерами, видеосалоны, видеобары, спортивные залы и бассейны, сауны, помещения для выставок, зимнего сада, рекреации.
Такие центры могут использоваться как для массовых фестивальных развлекательных мероприятий, так и для индивидуального и группового посещения.
Указанные типы культурно-досуговых учреждений не исчерпывают всех возможных вариантов развития культурно-досуговой среды. С учетом потребностей населения, состояния и характера действующих учреждений культуры могут создаваться узкоспециализированные объекты: дискотеки, ночные клубы и т.д.
Выбор того или иного учреждения культуры в каждом отдельном случае целесообразно делать исходя из существующей сети учреждений культуры, но при этом в пользу сбалансированности культурной среды того или иного поселения.
Контрольные вопросы и задания
-
Культурные ценности и коммуникации потребления.
-
Массовая культура и культурные индустрии.
-
Культурная индустрия как функциональная система.
-
Типы, структура и содержание культурной индустрии.
-
Виды культурных индустрии
-
Индустрия досуга и ее характеристика.
-
Культурная среда учреждений культуры и ее свойства.
-
Виды культурной среды.
-
Инновационные типы учреждений культуры и их специфика.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление