logo
ББК 77 Чижиков

§ 5. Культурные индустрии как система интенсив­ных технологий потребления культурных про­дуктов и услуг

Изучению данной темы следует предпослать чрезвычайно важ­ное положение о культуре, в которой проступают две смысловые до­минанты: культура, представленная обобщенными художественными категориями, образами и научными идеями, возвышающаяся над прагматической действительностью, обыденной жизнью, которая формирует духовный мир личности; и культура, погруженная в реа­лии бытия, социальной практики, общей социокультурной модерниза­ции, которая воплощает набор способов социальной практики, реше­ния задач интеграции, консолидации и организации людей. Известно, что в науке выделяются фундаментальные и прикладные составляю­щие, так и в культуре дифференцируются фундаментальные и при­кладные срезы.

В данном случае речь пойдет о реальных процессах развития культуры, функционировании ее в обществе во всем многообразии социальных взаимосвязей и отношений, то есть, о том сегменте куль­туры, где создаются и реализуются культурные продукты и услуги.

В числе важнейших при этом окажутся задачи государственного социального и культурного прогнозирования, проектирования и регу­лирования этих процессов, предвидение социокультурных последст­вий управленческих решений и применяемых технологий.

Культурные ценности и «дивиденды»

Современная культура, в одном случае, идет за массовым коммерческим спросом населения и подстраивается под него, в другом - предлагает формирование вкуса, сохранение духовных, нравственных идеалов, которые часто остаются не востребованными или мало вос­требованными. В третьем - пытается совместить высокое духовное начало и коммерческий спрос населения.

Возможно, в этом заключена одна из важных причин того, что деятельность многих учреждений культуры все в большей степени "журнализируется", пропитывается духом коммерциализации, в ко­торой лавинообразно нарастает массовый коммуникативный напор взамен спокойному развитию творческого потенциала. Социокультурная деятельность и ее продукты стремительно приобретают но­вое свойство коммуникации - немедленного потребления и диви­дендов.

Прагматическая доминанта коммуникаций в условиях нарас­тающих темпов умножения информации и представления ее через по­средников резко ослабляет контакт с подлинной реальностью, ибо утрачиваются критерии различения реального и нереального, ценности и ее суррогата, правды и обмана, не говоря уже о том, что нас постоянно окунают с головой в ситуацию полуправды и полуобмана, разобраться в которой нет времени и средств7.

В этой ситуации язык, средства и методы социокультурной дея­тельности фиксируют в себе культуру времени, и формируемые ею продукты, способы и процессы человеческой деятельности, ассимили­руются в творчестве работе учреждений культуры посредством при­нятых в данной культуре знаковых систем (языка), приемов и средств коммуникации.

Указанные факторы являются сутью процесса прогрессивного развития общества. История развития цивилизации не раз убедитель­но демонстрировала прочность и "мудрость" социально-культурной самоорганизации, на которой основан социум. Факт, что живые само­организующиеся системы продолжают сдерживать натиск многих внешних и внутренних катаклизмов.

Способность сохраняться и продолжать развитие свидетельству­ет о том, что в истории культуры, как отмечают ученые, действует не­кое подобие принципа "соответствия" в физике: новая фундаменталь­ная теория не отрицает старую, а включает ее в себя как частный слу­чай; гений видит дальше потому, что стоит на плечах гигантов.

Учреждения культуры как трансляторы информации о духовных ценностях своего времени, современной цивилизации, не потрясая че­ловека своими экстравагантными формами, а, вводя его в красоту, ис­тину, добро, образуют устойчивую целостную коммуникативную сис­тему передачи универсальных ценностей прошлых культур.

Представления о культурных ценностях в современном массо­вом сознании весьма неоднородны, во многих случаях признание про­дукта культуры красивой вещью объясняется престижностью и модой, обладание ею позволяет выделиться среди других, что, конечно, не относится к эстетическим отношениям. Дуальность значений: пре­стижно - красиво, символично (социальный символизм: обособление в общности вне отношений социального престижа) - красиво, на са­мом деле проявляется в том, что потребитель начинает замечать кра­соту продукта культуры лишь после того, как увидит ее у того, кто служит для него эталоном (образцом) потребления.

Возникшая на основе престижа культурная ценность выражается в том, что потребитель считает ту или иную вещь красивой только по­тому, что она служит признаком (в его глазах) принадлежности к со­циальной группе, занимающей достаточно высокое положение в иерархии общественных отношений. В контексте коммуникативных от­ношений постиндустриального общества ценности культуры высту­пают одним из механизмов взаимодействия материального и духовно­го развития современной цивилизации. Продукты культуры, будучи связанными с материальными факторами, изменяют бытие, указывая направление его трансформации, создавая возможность переживания, претворения вложенных в них смыслов и значений.

Системные отношения: "учреждения культуры - продукты куль­туры - потребитель"; "потребитель - продукты культуры - учрежде­ния культуры" обеспечивают кросс-каталитические взаимодействия, в которых социокультурная деятельность из вида деятельности по об­служиванию коммуникации сама превращается в коммуникацию, по­скольку предлагает не только технологии по изготовлению культур­ных продуктов, но и сама становится культурным продуктом, состоя­нием действительности.

Динамичный процесс постиндустриального развития общества и соответствующий ему постмодернистский тип культуры являются той культурно-исторической средой, которая питает развитие ценностной парадигмы культуры, формирующей на протяжении XIX вв. ее художественно-стилевые концепты.

Наиболее заметными явлениями постиндустриального общества, оказывающими существенное влияние на культуру, жизнедеятель­ность людей, явилось всеобъемлющее распространение массовой культуры и ее стволовое ответвление - постмодернизм.

Тотальный характер современного постмодернизма выражается в бесконечно многообразной системе предметов и их комплексов, в преодолении традиционной оппозиции: духовно-предметного - тех­нологичного; традиционного - инновационного; высокого искусства -"тотального зрелища"; картины - поп-арта и выступает одним из уни­версальных механизмов общечеловеческой репрезентации культурно­го опыта и деятельности. Это - радикально новая (в историческом процессе) форма художественного самовыражения происходящих яв­лений, трансляции социально значимой информации.

Массовая культура и культурные индустрии

Массовая культура занимает промежуточное положение между специализированной культурой, которой требует от человека специализированных знаний, и обыденной культурой, осваи­ваемой человеком в процессе жизненной социали­зации и инкультурации. Несмотря на то, что массовая культура пред­ставляет новую систему управления и манипулирования сознанием, интересами и потребностями, потребительским спросом, ценностны­ми ориентациями, поведенческими стереотипами современного человека, она порождается, хотим мы этого или не хотим, объективными процессами социальной модернизации сообщества, и не стоит отно­ситься к ней только негативно. Как "эрзац-продукт" более высоких областей культуры, массовая культура не производит собственных смыслов и значений, а только имитирует явления специализированной культуры.

Социокультурная система, включенная в процессы функциони­рования массовой культуры, в своих проявлениях представлена: инду-стриями развлекательного и оздоровительного, интеллектуального до­суга, игровой, рекламной индустриями, индустрией туризма, книжно­го производства и книжной торговли, индустрией телевизионного "аншлага" и "кривого зеркала" и т.д.

Учреждения культуры также включены в систему организации, стимулирования и потребления товаров, услуг, идей (дизайн, реклама, мода, имиджмейкерство). Они непосредственно задействованы в сфе­ре эстрадно-музыкального, разговорного жанров, развлекательно-игрового, музыкального шоу-бизнеса, кино, литературы, видеоклипов и т.д.

Так, например, книга как произведение искусства, как идеаль­ный духовно-материальный феномен, в котором объединены визуаль­ные (зрительные), содержательные (смысловые) и тактильные ощу­щения материального предмета, субъективируется с момента, когда человек, "взяв ее в руки, может погладить, почувствовать гармонию объема, твердость или упругость ее обложки и даже ощутить запах свежей типографской краски или веяние былых времен.

Все это превращается в акт глубокого интимного духовного об­щения, создает предощущение духовного подъема... при чтении и просмотре иллюстраций создается естественный ритм проникновения в глубины текста, гармонизирует пространственно временное бытие в нем"8.

Экран компьютера или диск, как несомненное технологически совершенное средство коммуникации, все же отчуждено от человече­ского истинного мира, в нем "нет момента красоты, объединяющего нас через знание с истиной и добром, нет того постоянного взаимо­действия и взаимосвязи между духовной и материальной природой"92.

Тем не менее, компьютерные, телевизионные программы, вит­рины современных книжных лавок, "развалов", уличных киосков при­влекают своим визуальным многообразием глянцевых обложек, на­вязчиво иллюстрирующих смысл, как правило, низкого содержания.

Тенденции "выброса" массовому потребителю такого рода про­дуктов культуры прогрессируют, следовательно, имеют своего потре­бителя, а значит не могут оставаться вне поля внимания практиков и исследователей культуры.

Речь идет не только о его многообразии, в котором проявляются, досуговый, развлекательный, гедонистический, коммуникативный, рекламный характер деятельности учреждений культуры, но и о его всепроницающем свойстве, ставшем предметом идейного фетишизма.

В противовес имеющимся тенденциям пессимизма, нигилизма и морального релятивизма, нагнетающим в обществе через культуру аб­сурд и духовную деградацию, следует отстаивать позиции жизнеут­верждающих принципов: "органично сочетать верность великим ху­дожественным традициям и радикального творчества", в которой "многомерный диалог" способен поддерживать "равновесие интересов целого и всех его составных частей"10.

Социокультурная деятельность, общечеловеческое содержание которой объективировано продуктами культуры, выступает важней­шим свойством ценностной концепции культурных индустрии, в ко­торых выделяются два типа ценностей: формирующихся под влияни­ем объективного бытия, "из бытия" (ценности бытия) и управляющие реальностью, формирующиеся "над бытием" (ценности субъекта).

Свойственное постмодернистской ситуации знаковое понимание реальности нашло свое преимущественное воплощение в самом, по­жалуй, явном свойстве постмодернистской культуры - "симуляции" и "симулякрах" (Ж. Бордийяр), размывающих традиционную границу между культурой и реальностью, по существу, отводящей традицион­ной культуре роль специфического подобия и некой объективной ре­альности.

Культурная индустрия — крупное, технологически оснащен­ное производство культурных услуг и социокультурных техноло­гий, включенных в экономический оборот, предпринимательскую и коммерческую деятельность. Культурные индустрии, в своей осно­ве, формируются коммерческим интересом "эксплуатации" в своих интересах культурных и художественных ценностей.

Уникальная способность культурных индустрии заключается в их всепроникающем свойстве, пусть даже поверхностно, но быстро охватывать многие сферы человеческой жизни и деятельности, собы­тия, явления в разных сегментах социальной жизни. Пронизанные за­конами рынка, культурные индустрии превращают продукты культу­ры, часто в ущерб ценностно-смысловым значениям, в символ немедленного потребления и получения быстрых дивидендов. Визуальные образы, лейблы, симулякры наделяют продукты культуры вторым именем, в котором концентрируется потенциально возможная, функ­циональная роль вещи, олицетворяющая статус, профессиональную принадлежность, имидж ее владельца, и, в целом, характеризует мас­совую коммуникативную практику современного потребления.

Это указывает на совершенно новый характер потребления про­дуктов культуры, в котором проявляется тенденция предпочтения имиджу продуктов, торговым маркам - потребители заявляют о себе с помощью потребляемых товаров.

В научном и прагматическом плане социокультурной сферы коснулись и другие явления, с которыми столкнулась современная ци­вилизация - всеобщая компьютеризация, вхождение в интернет-пространство, потребительский и информационный бум.

Сегодня стало очевидным, что в информационном обществе культура, равно как и ее виды, превращаются в субъект массово про­изводимой и массово потребляемой продукции, при этом все отчетли­вее проявляются черты индивидуализации производства и потребле­ния вещей.

Культурные индустрии как заметное общественное явление воз­никли тогда, когда сфера культуры все больше стала заявлять о своих амбициях на доминирующее положение в ряду других социальных сфер. Сегодня все заметнее становится, что культурные индустрии творческой направленности необходимы для экономического роста.

Например, статистика Великобритании показывает, что в 2000 г. творческие индустрии дали стране 7,9% НВП, что в период между 1997 и 2000 гг. они росли в среднем на 95 в год (в то время как за тот же период в других отраслях экономики рост составил 2,8%) и что по данным на декабря 2001 г., занятость в творческой сфере составила 1,95 млн. человек.

Все это оптимизирует правительственные агентства и особенно Департамент культуры, средств массовой информации в сотрудниче­стве с торговой палатой наращивать усилия по расширению экспорта продуктов творческих индустрии.

Обсуждаются способы улучшения взаимодействия между твор­ческими индустриями и высшим образованием, искусством, дизайном, департаментом торговли и т.д.

Немногие из этих организаций разделяют общие стратегические цели и набор ценностей творческих индустрии. Скажем, миссия сфе­ры искусства и миссия торговли и промышленности кардинально от­личаются друг от друга. Можно сказать, что энтузиазм по поводу творческих индустрии построен на противоречивых устремлениях социального и экономического развития: хотим ли мы быть богаче или добиться более устойчивого развития?

Хотим ли получить образование, чтобы удовлетворять культур­ные потребности или чтобы стать успешными предпринимателями в сфере творческих индустрии?

На высокой волне заявленности культуры в обществе авангарди­стские установки культурных индустрии на новизну деформируются в умонастроения разочарования в истинных идеалах и ценностях, как симптомы трансформаций, связанных с именем "усталой" эпохи, "ан-тропийной" культуры, эсхатологической тоской индивида.

Культурные индустрии представляют собой новый в социо­культурной практике, возможно, более высокий уровень стандар­тизации системы образов социальной адекватности и престиж­ности, определенно новую форму организации "культурной ком­петентности" современного человека, его социализации и инкуль-турации, новую систему управления и манипуляции его сознанием, интересами и потребностями, потребительским спросом, ценно­стными ориентациями, поведенческими стереотипами.

Необходимо подчеркнуть, что в результате распада жестких схем социокультурной регуляции в обществе возникает мозаичная картина многообразных интерпретационных вариантов явлений в са­мой социокультурной системе, за каждым из них признается равное право на существование. Но совсем не очевидно, что то, что хорошо для одного сектора, годится и для другого.

Особенно трудно создать модель, которая соединяла бы оба конца спектра, то есть некоммерческий культурный сектор и коммер­ческий бизнес-сектор.

Интригующая перспектива заключается в том, чтобы создать что-то на острие сегодняшних культурных и художественных прак­тик, что одновременно будет коммерчески успешным и станет новым словом в развитии бизнеса.

Некоммерческий культурный и творческий сектор в целом сего­дня испытывает трудности в понимании их новой миссии, в то время как бизнес-сектор чувствует себя комфортно лишь в отношении со­вершенно определенных видов творческой активности, и лишь в оп­ределенных условиях.

Работник культуры подразумевает под творческим преимущест­вом не совсем то, что под этим подразумевают экономисты и полити­ки. Работники культуры и другие представители незащищенных твор­ческих профессий категорически против многих изменений в полити­ке, в которых заинтересованы работодатели. Работник культуры вы­ступает за большую заинтересованность в его работе, большую социальную защищенность и поддержку со стороны государства, а не за более свободные условия рынка.

Этот парадокс хорошо иллюстрируют последние события во Франции, когда Союз свободных деятелей в области зрелищных ис­кусств, пытаясь воспрепятствовать принятию нового закона о пенсиях и социальном страховании, который был направлен как раз на созда­ние более открытой и гибкой кадровой политики в этом секторе, орга­низовал забастовку и фактически сорвал фестивальный сезон и подор­вал туристическую экономику всей страны.

Какими бы ни были итоги этой акции, но она продемонстриро­вала, что культурный сектор - это влиятельная экономическая сила и что люди, занятые в творческой сфере, могут иметь такие же буржу­азные представления о комфорте, как и банковские служащие.

Культурные индустрии как организованные, специализирован­ные, функциональные институты формировались, в основном, сферой массового развлекательного, познавательного, игрового досуга, тех­нологии которых нацелены на достижение утилитарного результата -вовлечения населения в сферу динамичного коммерческого потребле­ния культурных услуг. Сущность понятия, обозначающего "культур­ную индустрию", в наименьшей степени можно отнести к таким высо­ким функциональным свойствам культуры, как познание и мировоз­зрение, регуляция, накопление и передача социального опыта и т.д.

При этом, организационные системы каждой культурной инду­стрии функционально обеспечивают коллективный характер жизне­деятельности людей, следовательно, они всегда социальны.

Таким образом, культурные индустрии обладают, по крайней мере, четырьмя свойствами:

• четвертое - технологии коммерческого потребления куль­турных продуктов и услуг оказывают сильное влияние на потре­бительский выбор, в котором ценностный смысл продуктов и ус­луг все больше дифференцируется и рассыпается на множество вариантов.

Грани между культурным потенциалом и контркультурой размываются, а идея "usable artwork" ("годные к практическому использованию продукты культуры") создает новую область для практики индустрии культуры.

Возникает вопрос: означает ли это, что культурная художест­венная целостность в принципе несовместима с технологичной "по­требительской культурой", и поражает ли "антитотализирующий" па­фос такого потребления структурную основу традиционной культуры?

Разумеется, традиция, будь то местная или национальная, явля­ется важным ресурсом развития, так же как и наследие, которое во многом определяет неповторимость места, своеобразие ландшафта, быта, жизни.

И все же, традиция и наследие - это только одна сторона меда­ли. Вторая - это творческие нововведения (художественные или иные), которые возникают как отклик на проблемы в современности, ибо, при всей важности исторического опыта, нельзя сказать, что в нем содержатся ответы на все сегодняшние вопросы.

Как будут воспринимать нашу эпоху представители будущих поколений: как время переживания, достижений прошлого или как время нововведений, дерзаний и самостоятельных творческих прозре­ний? Согласиться с этим - значит признать интерпретацию продуктов культуры как годных только к практическому использованию, как ко­нец целостности культуры, как "тождества технологического (компь­ютерного) коллажа осколков распавшихся культурных целостностей, как самопоедание культуры"1.

На самом деле истина заключается в другом подходе. Высоко­технологические способы потребления культуры - это не отрицание традиционной культуры и искусства, а закономерная эволюционная фаза, типологически соотносимая с уже существовавшими явлениями в социокультурной сфере. Прежние технологии теряют свою жест­кость, в результате чего совместно уживаются черты разных техноло­гических и конструктивных решений. Действительно, тенденция прогрессивного развития социокультурной деятельности кажется уже ис­черпанной: стало трудней создавать что-то новое, не повторяя преж­него.

Исходя из этого, современные культурные индустрии пестрят легко узнаваемыми символами традиционных стилей. Как видим, в постиндустриальную эпоху иной смысл обретает потребление про­дуктов и услуг культуры.

По выражению К. Кампбелла: "Если прежде это было потребле­нием хлеба насущного, то теперь это потребление символов". Измени­лось само представление о культурных ценностях, их стоимости, ко­торая конструируется теперь с помощью символов и которыми наде­ляют продукты и услуги современные технологии.

Постиндустриальное (информационное) общество, следователь­но, существенно актуализировало прагматическую и духовную про­блематику предметно-человеческих отношений, выдвинуло трудные задачи обоснования оценочных знаний и перспективных суждений, открыло области неопределенности, возникшие, прежде всего, в ком­муникативной сфере.

Типы, структура, содержание

Новая диалогическая установка культурных индустрий воплощает принципиальную художественную попытку преодолеть фундаментальную для социокультурной деятельности антитезу - переориента­цию творческих устремлений, не только индустри­альных технологий, но и традиционных методов социально-культурной деятельности, на поиск компромисса между устоявшими­ся и инновационными универсалиями.

Несомненно, концепция индустрии культуры требует осторож­ного анализа, в котором, по нашему мнению, не должно быть катего­ричных и однозначных оценок. Стремительная "индустриализация" отдельных форм образцов культуры, в большей степени культуры обыденной жизни людей, обусловлена двумя обстоятельствами.

Первое - связано со стремительным вторжением во все сферы человеческой жизни новых технологий, вызвавших у человека любо­пытство, восторг и удивление необычностью их проявлений.

Желание людей окунуться в атмосферу праздника, фейерверка, новых впечатлений, отойти от привычной обыденной действительно­сти - вполне адекватная реакция, которая может быть близка к куль­турному шоку.

Культурный шок объясняется конфликтом между привычными для индивида ценностями, нормами, языком, повседневной практикой, характерными для среды, которую он покинул, и теми ценностями, нормами, языком, новой практикой, характерными для новой среды, в которой он оказался. Высоко технологичные индустриальные формы организации культурной среды в большей или меньшей степени ока­зывают воздействие на каждого человека, впервые попадающего в инокультурную среду (туристы, путешественники, зрители, участники шоу, игровых аттракционов и т.д.).

В целом потребление культурных услуг в новой интенсивной и технологичной среде играет в культуре положительную роль, по­скольку способствует культурным взаимодействиям, увеличению сте­пени их открытости, побуждает инновативное поведение, как отдель­ных индивидов, так и социальных групп.

Второе обстоятельство, мотивирующее развитие индустрии культурных услуг, вытекает из первого, - как только появилось неис­требимое желание людей платить за "вечный праздник", тут же поя­вились желающие получить их деньги.

Это так же естественно, как естественно и то, что люди должны быть готовы к жизни в мире, где новые разработки, технические но­винки и товары, предлагающие неповторимые сочетания различных функций, будут вводиться на непрерывной основе и тут же уступать место еще более оригинальным изобретениям и товарам. По своим функциональным свойствам культурные индустрии являют собой об­разец взаимодействия культуры и бизнеса на уровне специализиро­ванной "культуры потребления".

Современная цивилизация, охватившая буквально все стороны человеческой жизнедеятельности, оснастившая качественно новым знанием, технологиями производство, науку, образование, культуру, искусство, информационные системы, включила в процесс жизнедея­тельности огромное количество новых, функционально усложненных предметов, вещей и технологий.

Они, безусловно, улучшают и украшают жизнь людей, но они, одновременно, и увеличивают зрительский хаос, нивелируют и стан­дартизируют восприятие, затрудняя различия одного предмета от дру­гого (своего дома от чужого, своей культуры и инородной).

Наряду с массовыми, поточными формами деятельности инду­стриальных учреждений культуры более прочные позиции начинают занимать групповые и индивидуальные формы и мелкосерийные культурные программы.

Оказалось, что создание программ по индивидуальным заказам, но на основе поточных технологий становится дешевле массового производства культурных продуктов и услуг, так как мелкие серии легче реализовать, но главное - мелкосерийное производство про­грамм дает возможность быстро реагировать на изменения спроса, своевременно заменять устаревшие формы новыми.

Расширение коммуникативных связей индустрии культуры, бла­годаря массмедиа рассчитанных на самые разные группы людей, пре­одолевает этнические, культурные различия, что в основном не про­тиворечит идеи целостности культуры.

Метафоричное высказывание французского мыслителя первой половины прошлого столетия Тейяр де Шардена сегодня звучит не менее актуально: "Теперь кроме хлеба... каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию элек­тричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и междуна­родных известий. Теперь уже не просто поле... а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас"11.

Культурные индустрии формируются и развиваются, в основ­ном, вокруг тех продуктов и услуг культуры, которые имеют массовое распространение среди широких слоев населения и обладают устой­чивым спросом.

Это - книжное производство и торговля книгами, услуги зару­бежного и внутреннего туризма, услуги организованного досуга, вы­ставочная деятельность и продажа произведений искусства, художест­венные промыслы и сувенирная продукция, шоу-бизнес, массовые те­атрализованные представления, концертная деятельность популярных исполнителей и другие сегменты культуры, потенциально емкие для развития прибыльного бизнеса.

Структура индустрии культуры на первый взгляд полифонична, но представленные в ней субъекты культурной деятельности не явля­ются обособленными, а дополняют друг друга и работают в заданном направлении. По широте охвата, объему и социально-культурной зна­чимости деятельности этих субъектов та или иная индустрия культу­ры может формировать имидж города, региона, например, как разви­того центра международного туризма, центра игрового бизнеса, книжной "столицы" и т.д.

Например, книга как продукт культуры, получившая широкое распространение в результате машинного производства, превратилась в интеллектуальный продукт массового потребления. Технически ос­нащенное индустриальное производство, высокое качество полигра­фии и широкие возможности тиражирования книг превратилось во всемирную отрасль - книжную индустрию.

По мере развития этой индустрии на базе книжного продукта сформировалась не менее мощная индустрия - книжная торговля, охватившая не только физические рынки, но и виртуальное рекламное пространство. На долю индустрии туризма приходится около 10% общемирового экспорта и 35% мировой торговли услугами. Туризм, становясь одним из самых прибыльных видов бизнеса, превращает бедные страны в богатые, забытые уголки земли - в сверкающие ог­нями отелей, казино и ресторанов мировые культурные центры.

Благодаря туризму тысячи людей имеют работу, стимулируется экспорт местных продуктов. Судя по подсчетам, расходы туриста на подарки, изделия из ткани и сувениры составляют от 15 до 20% всех его расходов, без учета транспортных перевозок. Степень участия ме­стных производителей в создании этой продукции оказывает влияние на местную экономику.

Индустрию туризма образуют и учреждения культуры, соз­дающие культурные продукты и услуги. В качестве равноправных субъектов туризма учреждения культуры, в частности, музеи, кон­цертные залы, природные заповедники, заказники и т.д., выступают благодаря возможностям, которые несет в себе культурное и природ­ное наследие страны, региона, конкретного географического места, а это означает, что индустрия туризма без социокультурных учрежде­ний теряет смысл.

Перечисленные типы учреждений культуры сегодня получили возможность производить и распространять сувенирную продукцию -копии артефактов культурно-исторических ценностей, находящихся в их коллекциях, сувениры, раскрывающие ценности местной, нацио­нальной этнохудожественной культуры, адаптированных к запросам массовой и традиционной культуры.

Выпуск сувенирной продукции для учреждений культуры от­крывает широкие возможности в развитии предпринимательской дея­тельности, которая станет не только хорошим подспорьем пополнения своих бюджетов, но и будет создавать положительный имидж учреж­дения культуры, имиджа территории. А многочисленная масса тури­стов станет дополнительным каналом рекламы.

Индустрия досуга

Индустриальные технологии активно внедряются и в привычную для традиционных учреждений культуры сферу - досуг. Проблема утраты интереса населения к культурно-досуговым программам государственных клубных и других учреждений культуры заключается не только в том, что они недостаточно финансируются, не учитывают интересы различных категорий населения, проводятся по шаблону и т.д., а в большей степени превратным пониманием многими работниками культуры сущности свободного времени человека.

Свободным временем человек может распорядиться по своему усмотрению. В сущности, свободное время дает возможность рассла­биться и заняться такими делами, делать которые нет необходимости, но которые доставляют определенное удовольствие. Будучи воспри­няты слишком серьезно, занятия досуга утрачивают свою прелесть и способность вызывать расслабление. Суть досуга и состоит в удале­нии от повседневности как центра напряжения личности. Уда­ленность от этого центра делает досуг "эксцентричным"12, произволь­ной игрой, и именно игра является тем, что делает досуг праздником.

Если даже целью досуга провозглашается "праздность", то это всегда совместная праздность, которая создает и поддерживает общ­ность людей и превращает досуг в обязательную добавку к повсе­дневности.

Цель культурно-досуговой программы - не только достичь оп­ределенного оптимального душевного состояния аудитории, но и вос­становить определенный средний уровнь этого состояния, сниженного различными отрицательными ситуациями.

Без этого основного переживания содержание досуга выхолащи­вается, и он превращается в запрограммированный ритуал, услов­ность, по поводу которой можно рефлексировать и иронизировать.

В повседневном быту человек постоянно сталкивается с игро­выми, электронными, виртуальными механическими комплексами и индустриальными досуговыми системами, в наиболее коммерциона-лизированных сферах - эстрадно-музыкальном, развлекательно-игровом шоу-бизнесе, массовых зрелищных представлениях и т.д.

Индустрия досуга включает в себя художественную массовую культуру практически по всем видам литературы и искусства, зре­лищные виды спорта, отводя место человеку уже не просто как по­требителю, пассивному слушателю, а постоянно провоцирует его на активное включение, эмоциональную реакцию на происходящее.

Создатель культурной ценности уступает место посреднику-транслятору, поскольку его авторство и цена его продукта всецело за­висят от тиражирования (от количества и качества трансляций).

Утверждение первостепенной роли посредника быстро возрас­тает, так как без него ни одно событие культурной жизни не может быстро стать достоянием массового сознания, а культурная ценность не может обрести своего подлинного социального бытия. Индустрия досуга как способ воздействия на массовое сознание, сочетает в себе функции реального отображения и самопроизвольной имитации те­кущей действительности.

Менеджеры, продюсеры как посредники-трансляторы в реали­зации прагматических целей проявляют удивительную изобретательность, изворотливость в умножении дефицита подлинности, нагромо­ждая образцы посредственности в ролевых, игровых, компенсаторных сюжетах самообмана.

Культурная среда

Это обстоятельство заставляет искать возможности развития культурной среды огромной функционирующей сети учреждений культуры, создания новых типов учреждений культуры. В стремлении выявить сходство и различие тенденций развития культурной среды целесооб­разно говорить о ее качестве, позволяющем выделить каждый объект культуры как более значимую культурную среду, предпочтительную для личности с ее собственными интересами и наклонностями. Для этого необходимо учитывать эмоционально-психологические, соци­ально-культурные и даже биологические факторы взаимодействия среды и человека.

Заметим, что всякая типология вряд ли будет достаточно пол­ной, поскольку имеются в виду явления, которые, как правило, про­должают изменяться в соответствии с противоречивыми требования­ми развивающейся человеческой деятельности. Тем не менее, типоло-гизировать культурную среду учреждений культуры можно по харак­теру программируемой деятельности.

Здесь можно выделить несколько больших групп культурной среды, отличающихся в целом по образным характеристикам, по куль­турным процессам, по формам поведения, хотя, конечно, внутри них существует множество градаций этих характеристик.

Первая группа - это культурно-досуговая среда, характеризую­щаяся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненных единым целям - созданию ус­ловий для индивидуального выбора занятий.

Вторая группа - рекреационно-досуговая культурная среда, ориентированная на развитие досуговой самоорганизации людей, при­влечение новых групп участников, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы.

Третья группа - музейно-выставочная среда, по определению А. Моля (в книге "Социодинамика культуры)', представляет собой "консервант культуры!'

К четвертой группе можно отнести концертно-зрелищную среду, характеризующуюся праздничностью, людностью, зрелищно-стью приходящего процесса.

Пятая группа - театральная среда, имеющая глубокие истори­ческие корни. Она специфична своей "консервативностью" постоян­ством, является своеобразной школой поведения зрителя. В последние годы появилась культурная среда, синтетически вбирающая в себя различные виды искусств и создающая атмосферу особого эстетиче­ского состояния.

Ярким примером тому могут служить Декабрьские вечера в Му­зее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сплав архитекту­ры, скульптуры, живописи, музыки как бы объединяет музейную, концертную и театральную среду в своеобразный и неповторимый об­раз, который условно можно определить как синтетическую эстетиче­скую среду.

И, наконец, стихийно складывающаяся культурная среда откры­тых пространств, обусловленная своим существованием людностью мест, формировавшихся под влиянием иных целевых установок.

Объекты, сопутствующие культурным процессам (ярмарочные комплексы, торговые центры, уличные пешеходные зоны и др.), едва ли всерьез можно назвать культурной средой.

Однако и в этом случае человек соприкасается с художествен­ным творчеством, а частично и включается в него. Проблемы типоло­гической многоликости культурной среды в составе узловых инте­гральных образов культуры являются весьма актуальными.

Остановимся на анализе культурной среды учреждений культу­ры, характер деятельности которых ориентирован на культурно-досу-говую деятельность как наиболее социально направленную сферу жизнедеятельности.

Не менее актуальным и социально значимым феноменом явля­ется культурная среда новых складывающихся общественно-культурных пространств, перспективность которых очевидна уже се­годня.

Новые тенденции в изменении характера культурной среды про­слеживаются в двух направлениях: ломки специализированности, од-нофункциональности (в отечественной практике это можно понимать как однобокость); создании многофункциональных культурных про­странств.

Тенденции к функциональной интеграции не означают, однако, полной нивелировки всех специализированных учреждений культуры и, по всей видимости, будут развиваться специализированные объекты культуры с глубокой внутренней содержательной функцией: рекреа-ционно-досуговой, спортивно-культурной, оздоровительной, выста­вочной и др. Формирование культурных центров, центров досуга как принципиально новых типов учреждений культуры связано с качест­венными изменениями потребностей населения. В учреждениях куль­туры должно гарантироваться:

Ключевые функции центра досуга, определяющие его внутрен­нюю структуру, связаны со следующими направлениями деятельно­сти:

Структура такого центра включает необходимый и достаточный состав элементов вещественного наполнения, обеспечивающих реали­зацию его функции.

Предметное наполнение культурно-досугового центра усилива­ет впечатление необычности и неповторимости места, повышая тонус, настроение. Всякое включение продуктов дизайна в культурную среду следует рассматривать как иллюстрацию метафорической образности, построенной на идее участия в фантастическом спектакле. В структу­ре культурно-досугового центра выделяются несколько специализи­рованных секторов.

Так, направление социально-культурной деятельности обеспе­чивается секторами демонстрационно-зрелищных программ, досуго­вых церемоний и танцевальных программ. Интеллектуально-техни­ческое направление осуществляется секторами технических игр, ат­тракционов, логических игр и занятий на персональных компьютерах. Психолого-физическое направление обеспечивается работой секторов подвижных игр и оздоровительных процедур.

Рекреационный сектор осуществляет подготовку посетителя для занятий в центре, сектор мастерских - обеспечение специализирован­ных секторов декорациями, реквизитом, атрибутами и т.д.

Следует отметить, что такой центр отличается от других суще­ствующих типов учреждений культуры принципами формирования его функционально-технологической структуры.

В центре досуга нет доминирующих элементов или секторов, иерархически определяющих характер взаимосвязи с остальными подструктурами, технологически независимые элементы - сектора не

только функционируют в едином здании, но и находятся в постоянном взаимодействии, подготавливая и осуществляя комплексные, сквоз­ные культурные программы, охватывающие целиком весь центр досу­га.

Предметно-пространственная среда центра досуга определяется исходными задачами: комфортность, возможность максимального ис­пользования всей культурной среды в течение дневного и вечернего времени, модульность и пропорциональность пространственных структур, контрастность и разнообразие дизайна, активизирующая культурная среда (подготовка посетителя к ситуации деятельности).

Предметно-пространственная среда культурного центра может быть создана на основе принципа организации сквозных культурно-досуговых программ, в которых заложено действие, объединяющее всю пространственную среду культурного центра в единое целое.

Посетитель, на основе сценарного плана осваивая структуру культурной среды, формирует свою индивидуальную культурно-досу-говую программу. Принципиально важной является разработка моде­ли пространственной структуры, обеспечивающей реализацию исход­ного принципа - сквозной культурно-досуговой ситуации деятельно­сти.

Каждая отдельная микросреда, выделенная ранее, по нашему мнению, должна отличаться своеобразием характера художественно-эмоционального воздействия. Парадная или гостиная зона призвана формировать у посетителя определенный стиль поведения, задавая исходные нормы общения в культурном центре, поэтому она отлича­ется определенной регламентированностью, "строгостью" культурной среды.

Противоположностью выступает рекреационная зона раскрепо­щения и освобождения человека от официальности и подчеркнутой строгости особым комфортом своего обустройства.

Игровая, аттракционная, зрелищная и другие зоны деятельности "собирают" посетителя, ориентируя его на включенность в активную досуговую деятельность, предоставляя право выбора. В связи с быст­рой сменяемостью внутренних интенций "людности-домашности" по­ложительное значение при восприятии культурной среды обеспечива­ет удачное чередование мест с противоположными качествами.

Продуманность таких контрастов, непринужденность переходов от мест, специально приспособленных к проявлению людности, от­крытости, зрелищности к местам, тяготеющим к домашности, позво­ляющим индивиду временно обосноваться в пространстве, способст­вует успеху деятельности системы культурно-досугового центра.

Относительно крупная культурная среда, четко различаемая по преобладающим в ней качествам, как правило, содержит в себе эле­менты, способствующие проявлению противоположных форм поведе­ния. Если же такие качества отсутствуют, смены состояний и поведе­ния может не происходить, и культурная среда будет оцениваться не­гативно.

Следовательно, культурное пространство с преобладанием каче­ства людности требует включения островков домашности, а простран­ство по преимуществу домашностного характера требует присутствия в нем "шумовых" мест.

Таким образом, эффект доступности среды возникает из нового принципа полифункциональности, когда происходит комбинирование различных функций центра досуга на сравнительно небольших участ­ках в пределах одного сооружения.

Другие тенденции развития культурно-досуговых учреждений заключаются в следующем:

Возможно, наступит время строительства клубов-гостиных вме­стимостью от 50 до 200 посетителей, предназначены для городских микрорайонов и сельских поселков, являются дополнением к дейст­вующей сети учреждений культуры.

Их главным предназначением станет создание условий для ра­боты самодеятельных студий и коллективов художественного творче­ства, танцевальных молодежных вечеров, проведения лекций, встреч с деятелями искусства, кинопроката, выставок, общения и отдыха. Ос­нова таких объектов культуры - трансформирующееся пространство клуба-гостиной для реализации различных функций. На центральных усадьбах сельскохозяйственных предприятий признано целесообразным развивать новые типы учреждений культуры - физкультурно-досуговые клубы на 300-700 посетителей, используемые для проведе­ния досуга молодежи. Они включают в себя объемные рекреационные помещения: танцевальный, спортивный залы, гостиную, игротеку, бар, сауну, киноконцертный зал.

В новых крупных микрорайонах, центральных зонах малых го­родов должны получить развитие центры развлекательного досуга.

Их вместимость - от 200 до 700 посетителей, назначение - рек­реационная, развлекательная, оздоровительная, учебно-творческая деятельность.

В составе таких центров комбинируются различные виды по­мещений: залы аттракционов и игр, залы для работы с компьютерами, видеосалоны, видеобары, спортивные залы и бассейны, сауны, поме­щения для выставок, зимнего сада, рекреации.

Такие центры могут использоваться как для массовых фести­вальных развлекательных мероприятий, так и для индивидуального и группового посещения.

Указанные типы культурно-досуговых учреждений не исчерпы­вают всех возможных вариантов развития культурно-досуговой сре­ды. С учетом потребностей населения, состояния и характера дейст­вующих учреждений культуры могут создаваться узкоспециализиро­ванные объекты: дискотеки, ночные клубы и т.д.

Выбор того или иного учреждения культуры в каждом отдель­ном случае целесообразно делать исходя из существующей сети уч­реждений культуры, но при этом в пользу сбалансированности куль­турной среды того или иного поселения.

Контрольные вопросы и задания

  1. Культурные ценности и коммуникации потребления.

  2. Массовая культура и культурные индустрии.

  3. Культурная индустрия как функциональная система.

  4. Типы, структура и содержание культурной индустрии.

  5. Виды культурных индустрии

  6. Индустрия досуга и ее характеристика.

  7. Культурная среда учреждений культуры и ее свойства.

  8. Виды культурной среды.

  9. Инновационные типы учреждений культуры и их специфика.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4