§ 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
Планирование деятельности социокультурного учреждения связано с реальной практикой управления, поскольку менеджмент по определению представляет собой не что иное, как эффективное и рациональное достижение целей любого учреждения социокультурной сферы на основе планирования, организации, руководства и контроля.
Планирование - это процесс определения целей и показателей деятельности учреждения на будущее, а также постановки задач и оценки необходимых для их решения материальных и людских ресурсов.
Планирование- функция менеджера.
Собственно, планирование как определяющая функция менеджмента не может не включать в себя функции управления, поскольку:
организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах и секторах учреждения и распределение ресурсов между ними; руководство связано с использованием влияния менеджеров для мотивации сотрудников к достижению поставленных целей учреждения, высоких результатов совместной деятельности; контроль означает наблюдение за действиями сотрудников, точным выполнением намеченных целей.
Таким образом, все функции менеджмента и функции планирования тесно связаны той или иной целью, которую ставит перед собой каждое социокультурное учреждение или организация. Именно в планировании заложены все основные функции управления.
Поэтому планирование является сложным и неоднозначным процессом, который предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков. В организации планирования особое внимание следует уделить целям социокультурного учреждения и их постановке, потому что именно с этого начинается процесс планирования.
Понятия "цели" и "планы" являются неотъемлемой частью деятельности любого учреждения и организации социокультурного типа. Цель - это желаемое состояние будущего, достичь которого стремится организация, она и существует ради определенного результата, в процесс достижения которого вовлечены все ее сотрудники.
Для достижения такой цели организация разрабатывает "маршрут" своего движения, в процессе которого решаются конкретные задачи, средства их достижения, облеченные в конкретный документ, именуемый планом. Таким образом, цель, подкрепляемая средствами ее достижения, определяется термином "планирование".
Планирование на каждом уровне опосредуется верхними и нижними структурами учреждения. В заявлении о миссии содержится информация о том, что представляет собой социокультурное учреждение и для чего оно собственно существует.
Миссия учреждения кулътупы
Процесс планирования начинается с определения миссии обуславливающей главную цель учреждения или ожидаемый результат его деятельности. Заявление миссии как внутри учреждения, так и по отношению к внешней аудитории является основой для стратегического (долгосрочного) уровня целей и планов (уровень всего учреждения), для формирования тактического уровня (уровень отделов, секторов), для операционного уровня (сотрудники в отдельности).
Миссия учреждений социокультурной сферы определяется общими стратегическими целями - формированием и развитием человека в окружающей его социально-культурной среде. Таблица 7.
В эпицентре социально-культурной деятельности находится личность, ее духовное развитие и воспитание, раскрытие творческого потенциала, личностного сознания и поведения, способность к социальной адаптации, защите от социальных потрясений.
Вместе с тем, каждое учреждение социокультурной сферы имеет и свои индивидуальные социально-культурные задачи и функции, которые определяют их миссию. Смысл градации миссии этих учреждений - не в дроблении стратегических целей социокультурной деятельности, а в углублении и конкретизации характерных задач, определяемых типологией учреждений и их предназначением.
Типы социокультурных учреждений определяются миссией и характером программируемой деятельности. Здесь можно выделить несколько больших групп учреждений, отличающихся в целом по характеристикам культурных процессов, по формам поведения аудитории, хотя внутри них существует множество градаций этих характеристик:
-
кулыпурно-досуговые учреждения, характеризующиеся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в структуре, подчиненных единой цели: создание условий для индивидуального выбора занятий;
-
рекреационно-досуговые учреждения ориентированы на развитие досуговой самореализации людей, привлечение новых групп участников, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы;
-
музейно-выставочные учреждения представляют собой "консервант культуры" (Моль А. Социодинамика культуры);
- концертно-зрелищные учреждения несут праздничность, "людность", зрелищность протекаемого процесса;
- театральные учреждения нацелены на распространение искусства, воспитание зрителя, сохранение театральных традиций и апробирование инновационных театральных постановок;
- социально-защитные учреждения реализуют социальные программы помощи социально незащищенных слоев населения и т.д.
Приведенный перечень учреждений социально-культурной сферы далеко не охватывает весь многообразный набор направлений социально-культурной деятельности и типов учреждений, а лишь демонстрирует возможные варианты целевой миссии в их деятельности.
Стратегические цели
Социально-культурные учреждения по своей сути являются социальными, и в этой связи их стратегические цели и стратегические планы существенно отличаются от других организаций и компаний, работающих в рыночных условиях. В учебной литературе многие авторы стратегические цели определяют как состояние организации в будущем, будущее связывают с показателями прибыли.
Однако более прогрессивные специалисты считают, что в определении стратегических целей нельзя отдавать предпочтение только прибыли и доходам акционеров.
Следует определять приоритеты в производительности, инновациях, материальных и финансовых ресурсах, управленческой деятельности и ее развитии, трудовой деятельности и установках сотрудников, обязательствах перед обществом.
Не являясь коммерческой, социально-культурная сфера в своих стратегических планах на первый план не выдвигает задачу получения прибыли, но все другие приоритеты в полной мере соответствуют ее миссии.
Стратегические цели социокультурного учреждения в большей степени относятся к учреждению в целом, а не к его отдельным отделам, секторам и другим подразделениям. Собственно, сами стратегические цели представляют собой не что иное, как миссию учреждения культуры, искусства, других учреждений социокультурного профиля.
Заявляя о своей миссии, то или иное учреждение обычно кратко описывает цель деятельности и определяет перечень нравственно-моральных, эстетических, культурных, социальных ценностей, которыми оно руководствуется.
Несомненно, что участие работников социокультурного учреждения в определении стратегической цели и собственно миссии учреждения во всех условиях является обязательным.
Более того, миссия или "философия" такого учреждения, когда проникает во все звенья и становится руководящей идеей, разделяемой каждым работником, является отправной точкой деятельности, повышающей степень вовлеченности каждого сотрудника в выполнение творческих и хозяйственных заданий, мотивацией в планировании и принятии решений.
Приведем один пример. Миссию своего театра, или философию театра с творческой и управленческой точек зрения так определяет директор театра "Сатирикон" А.Е. Полянкин: "Миссия театра, определенная всем человечеством, сложилась уже исторически.
Составляющие философии управления любой театральной организации - это единство взглядов художественного руководителя и директора на этот предмет.
Это значит, что они должны одинаково мыслить по одному и тому же предмету. У нас единение взглядов проявляется, прежде всего, в подходе к концепции самого театра.
Мы оба проповедуем театр зрелищный, атакующий, для нас спектакль - это всегда театральный праздник, и таковым мы хотим видеть "Сатирикон". Мы уверены, что сегодняшнему зрителю необходим такой театр. Какие его отличительные стороны?
Мощная событийная драматургия; яркое, насыщенное актерским действием, масштабным художественным изображением и всем современнейшим технологическим арсеналом зрелище, и все это, прежде всего, для эмоционального зрительского восприятия. Вот что мы, собственно, понимаем под зрелищем. И мы делаем многое, чтобы в наш театр зрители приходили как на праздник.
Все это невозможно создать в бедном театре, он должен быть богаче и насыщеннее скучной, обыденной жизни - красками, эмоциями, самой атмосферой. И если в нем, через драматургию, присутствуют некие социальные темы, но они не должны "очернять" подсознание, или бытовые темы - не должны усугублять те страдания, которые мы в достаточной степени испытываем в жизни.
Напротив, это должен быть праздник, который очищает, возбуждает и поднимает все лучшее в человеке. Ведь совсем не обязательно, чтобы, уходя из театра, человек думал над проблемами или снова осознавал, в какой трудный для страны период он живет, или какие у него сложные семейные отношения.
Главное, чтобы он получил в театре заряд, позволяющий жить и надеяться. Наш театр - театр энергетический, я имею в виду тот самый заряд бодрости, настроения и живительной силы, который он дает зрителю: этот нюанс исключительно важен, и мы оба - и директор, и художественный руководитель - очень четко для себя понимаем. Театр должен быть интересен для зрителя, это изначальное условие нашей профессии.
На этой основе и формулируется системный подход к управлению: провозглашая такой театр, необходимо помнить, что нужны средства для того, чтобы создать этот праздник с его красочностью, настроением, современным техническим обеспечением.
Необходимо выстроить такую управленческую конструкцию, которая бы соответствовала художественному и эмоциональному образу театра. То есть, в управлении театром должны принимать участие люди, способные вкладывать чуть больше обычного энергии, ума, настроения, и тут вопрос не только в подборе кадров, а в подборе локальных лидеров, тех, кто поведет за собой на каждом участке работы"3.
Разумеется, существуют и другие типы театров, миссия которых формулируется в несколько иных красках, но главное все они имеют свою концептуально-творческую направленность, свою стратегию, стратегические планы.
Поэтому стратегические цели часто бывают официальными или формальными, так как в них формулируются намерения всей организации. В стратегических планах определяются действия, которые учреждение намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения его ресурсов, творческого потенциала, расширения площадей, сценического оборудования, увеличения аудитории и т.д. Такие стратегические планы, как правило, носят долгосрочный характер, охватывающий временной отрезок на 2 - 5 лет вперед.
Не следует думать, что процесс стратегического планирования может быть на какое-то время приостановлен. Стратегическое планирование носит непрерывный характер: пересматривается и уточняется миссия, ставятся новые цели, разрабатываются новые планы.
Все делается для того, чтобы удовлетворять, соответствовать и опережать требования внешней и внутренней среды (изменяется социальный, возрастной, демографический составы населения как потенциальной аудитории, улучшается (ухудшается) материальная база, изменяется кадровый состав специалистов, меняются социально-политические и экономические приоритеты и т.д.).
Тактические и оперативные планы
Результаты, которых должны добиться отделы, сектора и другие подразделения социально-культурных учреждений, называются тактическими целями. Ответственность за их достижение и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена. Тактические цели являются важнейшим фактором достижения стратегических целей учреждения.
Тактические планы способствуют реализации стратегических планов, они имеют более короткий планируемый период (обычно один год). Разработка тактических (годовых) планов осуществляется в корпоративной взаимосвязи менеджерами среднего звена. Согласование годовых планов подразделений в контексте тактических целей всего учреждения дает возможность формирования тактического плана всей организации.
В учреждениях культуры такие планы определяют конкретные действия отделов и секторов, хозяйственных служб обеспечения.
Менее трудоемкими, но не менее важными являются оперативные планы. Они разрабатываются на низших уровнях учреждения культуры, определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, часто преследуют решение промежуточных тактических задач (подготовка фрагментов или сюжетов культурных программ, подбор исполнителей, написание сценария, изготовление реквизита, пошив костюмов и т.д.), но в конечном итоге они обеспечивают выполнение тактических планов. На основе оперативных планов строится вся деятельность специалистов, творческих работников отделов и секторов.
Оперативные планы предполагают разработку планов-графиков как для каждого специалиста (менеджера), так и персонально для творческой элиты, хозяйственников и других работников отделов и секторов учреждения культуры, искусства, других социально-культурных организаций. Планы-графики - важнейший составляющий элемент планирования, так как они определяют конкретные временные рамки и объем работы в решении каждой операционной задачи, без чего невозможно достичь ни тактических, ни стратегических целей.
Планы-графики составляются в виде последовательной "цепочки" действий решения всех необходимых операций. Характер членения планируемой работы на операции зависит от кадрового состава работников учреждения, их опыта и масштабов планируемой работы.
План-график представляет собой графическое изображение необходимых операций. Такой план часто называют сетевым графиком или сетевым планом.
Сетевой план разрабатывается на основе собственного метода планирования. Метод сетевого планирования предполагает:
-
расчленение всей планируемой работы на операции с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения;
-
ранжирование выделенных операций в определенной последовательности выполнения;
-
полученный график накладывается на календарь.
В сетевом графике каждая операция вытекает из предыдущей и является началом последующей, другими словами, в сетевом графике не должно быть работ, нацеленных на исходную операцию, равно как и работ, направленных на конечный результат всего плана с "перескакиванием" через очередные операции.
Кроме того, не следует допускать неоправданных "блужданий", то есть проходить дважды через одну и ту же работу, равно как не может быть в сетевом плане и тупиков.
Сетевые графики лучше всего строить по основным разделам: музыкальное обеспечение, режиссерская часть, сценарная работа, материальное обеспечение, финансы, техническое оснащение и т.д., с последующим соединением всех разделов в единое целое.
Сетевое планирование в виде сетевого графика работ дает возможность руководителю учреждения культуры рационально в плановом порядке расставлять специалистов по участкам работы и позволяет оперативно контролировать ход работы на каждом участке, а в случае необходимости - вносить изменения в списке ответственных и в сроках выполнения. В данном случае сетевые графики выступают не только средством и методом планирования, но и контроля.
Таким образом, метод сетевого планирования можно рассматривать как прямое развитие и дополнение целевого метода, так как он структурно упорядочивает и обосновывает логику и сроки целевого плана.
Из сказанного следует, что виды планов социокультурных учреждений, цели, которые ими определяются, представляют собой иерархическую систему, в которой достижение целей низшего уровня позволяет достичь целей более высокого уровня. Другими словами, такую систему можно назвать цепочкой промежуточных результатов. Оперативные цели обеспечивают достижение тактических целей, а они, в свою очередь, - решение стратегических целей.
Как правило, за достижение стратегических целей отвечает высшее руководство (директор, художественный руководитель, арт-директор, заместители директора, генеральный менеджер), тактических - специалисты, менеджеры, творческие работники среднего звена, оперативных - руководители творческих коллективов, рядовые сотрудники, менеджеры первой линии. Схема 4.
Во многих социокультурных учреждениях по финансовым и другим причинам происходит сокращение работников среднего звена и передача их функций рядовым сотрудникам, что, в общем-то, не всегда отрицательно влияет как на процесс планирования, так и на содержание деятельности этих учреждений.
Итак, подводя некоторые итоги, отметим, что все рассмотренные виды планов самым тесным образом связаны с целями каждого социокультурного учреждения. Цели учреждения на всех уровнях планирования имеют определенные характеристики.
Схема 4
Во-первых, на всех уровнях планирования цели могут носить как количественный, так и качественный характер. Например, районная библиотека в соответствии с решением комитета по культуре и руководства библиотеки может ставить следующие цели:
-
количественные - увеличить число читателей, пользующихся библиотечным книжным фондом, услугами читального зала; создать несколько новых филиалов и передвижных пунктов книжного обслуживания читателей на территории района; вдвое увеличить количество мероприятий и выставок литературы по ознакомлению читателей с новинками художественной, научной и учебной литературы; сократить или увеличить штатный персонал работников библиотеки; закрыть неперспективные и нерентабельные филиалы;
-
качественные - осуществить инвентаризацию книжного и журнального фонда библиотеки, восполнив его литературой, пользующейся на данный момент наибольшим интересом у читателей; создать комфортные условия для посетителей читального зала, ввести дополнительные услуги по ксерокопированию, переводу с иностранных языков литературных текстов, компьютерному набору, составлению каталогов домашних библиотек; повысить качество проведения читательских конференций, встреч с писателями, поэтами, публицистами.
Во-вторых, менеджмент не имеет возможности определить конкретные цели по всем аспектам деятельности учреждения, каждого работника, поэтому следует выделять несколько ключевых направлений: не более четырех-пяти для каждого отдела или вида деятельности, иначе большое количество целей нивелирует смысл усилий сотрудников.
Скажем, ключевыми видами деятельности для городского парка культуры и отдыха являются такие направления работы, как: создание для населения чистой природно-ландшафтной экологической среды, развитие аттракционной развлекательной индустрии, праздничных программ и представлений, спортивно-оздоровительных комплексов, детских игровых, конкурсных мероприятий, развитие ресторанного сервиса, летних и зимних кафе, игровых площадок, компьютерных игровых залов.
В-третьих, цели учреждения должны быть труднодостижимыми, но реальными. Недостигаемое целеполагание всегда ухудшает моральное состояние сотрудников, вызывает апатию, равно как и постановка простых целей означает снижение мотиваций у исполнителей.
Наилучший вариант целевых установок сводится к постановке амбициозных, но реально достижимых целей, которые заставляют сотрудников "подтягиваться" к ним и тем самым обеспечивать опережающее качество в работе.
В-четвертых, цели учреждения всегда предполагают конкретные сроки достижения, то есть определение конечных дат, возможно, с разбивкой целей на промежуточные временные этапы реализации. И, наконец, в-пятых, каждый сотрудник социокультурного учреждения вправе рассчитывать на определенное вознаграждение при условии успешного достижения поставленной цели.
Оно может выражаться в повышении заработной платы или разовом материальном вознаграждении в виде премии, служебного продвижения в должности и т.д.
К сожалению, то ли в силу инерции и косности, то ли из-за скудности материальных возможностей виды и формы материального стимулирования активной деятельности сотрудников, как правило, примитивны и однообразны.
Зарубежный опыт показывает, что сотруднику учреждения импонирует не только большой размер премии, люди хотят внимания и признания.
Например, лучшим работникам выделяются бесплатные путевки и туры на отдых, приглашение работнику вместе с семьей отобедать в лучшем или самом дорогом ресторане за счет 100-долларового сертификата, выданного на эти цели компанией. Многие работники не в состоянии позволить себе такую роскошь никогда в жизни, хотя бы им этого и очень хотелось. Компании приглашают весь свой персонал на праздники в загородный отель.
Кроме еды и разных развлечений за счет фирмы, желающие могут остаться в отеле еще на одну ночь. Помимо чисто развлекательных мероприятий, данная поездка предоставляет руководителям прекрасную возможность познакомиться поближе со своими сотрудниками.
Предоставление отпусков в наиболее благоприятное для сотрудника время, бесплатная доставка к месту работы, чек на 25 долларов ко дню рождения и по 50-100 долларов по праздникам каждому работнику и многие другие поощрения стимулируют труд и привязывают людей к своей фирме.
Предвкушение сотрудниками вознаграждения за качественно выполненную работу всегда стимулирует мотивацию и творческое рвение к достижению планируемых целей. Таким образом, можно выделить особый метод планирования, предполагающий управление социокультурным учреждением по целям.
Планирование по целям
Целевой метод планирования предусматривает определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, сектора и работников, используемых для наблюдения за последующими результатами деятельности учреждения на всех стадиях. Метод планирования по целям в большинстве социокультурных учреждений проявляет себя и как эффективный метод управления, ориентирующий сотрудников на решение конкретных задач.
Прежде всего, концентрация усилий менеджеров и творческих специалистов на корпоративных целях способствует повышению вероятности их достижения, кроме того, повышается уровень и улучшается качество проводимых мероприятий, так как и творческие, и управленческие, и технические работники заинтересованы в достижении целей.
Более того, участие всех работников в процессе постановки целей, расчете ресурсов и возможностей благоприятствует повышению мотивации, при этом цели низших уровней соответствуют целям всего учреждения, а, значит, способствуют их достижению. Схема 5.
Итак, целевой метод планирования дает следующие преимущества:
а) усилия менеджеров, творческих специалистов и технических работников концентрируются на действиях, направленных на достижение целей;
б) улучшаются результаты деятельности на всех уровнях социокультурного учреждения;
в) все сотрудники мотивированы к достижению цели;
г) цели отделов, секторов, персонала соответствуют целям всего учреждения.
Схема 5
Для эффективного использования метода планирования по целям, прежде всего, следует определить эти цели. В условиях радикальных реформ в стране существенно изменились ценностные ориентации, культурные запросы людей. А ведь именно удовлетворение и развитие культурных потребностей и являются основной миссией учреждений культуры.
Запросы населения - основа целевого планирования
Культурные запросы социальных слоев, организационно не объединенных в какие-либо структуры, чаще всего остаются до конца не осознанными и не имеют четко выраженной формулировки, но проявляются в поведении людей. Дифференциация культурных запросов усложняет задачи целевого планирования и управления, но в то же время наличие разнообразных культурных интересов населения само по себе характеризует уровень социально-культурного развития общества. Отсюда вытекает другой вопрос, ответ на который очевиден. Имеются ли достаточные возможности для удовлетворения всего многообразия уже имеющихся в обществе культурных запросов и формирования новых?
План работы, план мероприятий учреждения культуры должен соотноситься с интересами населения, которые нужно изучать и знать работникам культуры. Данные мониторинга4 населения Ставропольского, Краснодарского краев, Кировской области раскрывают следующую картину отношения людей к клубным учреждениям, целей посещения этих учреждений, культурно-досуговых и социально-культурных предпочтений населения. В широком понимании, культурные запросы населения представляют собой совокупность интересов представителей всех субкультур, социальных групп и отдельных индивидуумов, проживающих на конкретной территории. Культурные интересы различных ассоциаций, клубов по интересам, землячеств и других структурированных общественных организаций чаще всего носят осознанный, декларированный уставами и другими документами характер. Для реализации своих культурных целей они располагают соответствующими ресурсами.
Большинство опрошенных жителей города и села (54,9%) считают, что клубное учреждение в их жизни играет большую роль и без него было бы жить скучно.
Примечательно, что четвертая часть опрошенных людей более или менее регулярно посещают клуб, но могли бы обойтись и без него, что характерно для жителей областных центров и городов. Выявлена закономерность - интерес к клубным учреждениям возрастает обратно пропорционально численности проживающих людей в поселении.
Среди причин низкой посещаемости клубных учреждений люди называют: загруженность работой, отсутствие свободного времени (30,6%); семейные обстоятельства (20,1%»); материальные затруднения (9% селян и 33% горожан); наличие в квартире аудо- и видеотехники (15,7%).
Понятно, что эти причины вызваны социально-экономическими условиями жизни населения и не связаны с работой клубных учреждений. Понижение активности населения в социокультурной сфере обусловлено комплексом причин.
Дифференциация культурных запросов усложняет задачи целевого планирования и управления, но, в то же время, наличие разнообразных культурных интересов населения само по себе характеризует уровень социально-культурного развития общества.
Отсюда вытекает другой вопрос: имеются ли достаточные возможности для удовлетворения всего многообразия уже имеющихся в обществе культурных запросов и формирования новых? С одной стороны радикальные изменения в социально-экономической жизни общества повлекли за собой изменения в общественном сознании, что привело к изменению прежних моделей социального поведения, чаще всего не в пользу культуры.
С другой стороны, обвальное падение уровня жизни привело к перестройке структуры потребительского бюджета, что не могло не отразиться на структуре культурных предпочтений.
И, наконец, изменение общественного менталитета выдвинуло на первый план не проблемы досуга, а поиск путей выживания; у части населения сформировался определенный стереотип отождествления низких цен на услуги культуры с их качеством на фоне общей эскалации цен. Однако люди все же не полностью утратили интерес к культуре и высказывают замечания и предложения по содержанию работы социокультурных учреждений.
Население не устраивает качество и формы проводимых мероприятий, люди хотят дифференцированной работы с возрастными категориями населения, хотят получать в клубе образовательные услуги, профессиональные консультации, набор современных культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных услуг.
Следовательно, наряду с традиционными формами мероприятий (спектакли, концерты самодеятельности и профессионалов, КВН, игровые программы, дискотеки, кинофильмы, выставки, консультации и лекции), к которым население проявляет определенный интерес, необходимо планировать и осуществлять новые формы работы.
Работнику культуры необходимо учитывать, что люди среднего возраста предпочитают получать в клубе консультации по целому ряду жизненно важных вопросов: юридическим, медицинским, цветоводства (садоводства, овощеводства), воспитания детей, домоводства, брака и семьи, возрастной психологии, туризма и отдыха, литературы и искусства.
Молодежь охотнее пойдет в клубы, когда там появятся тренажерные комплексы, спортивные площадки, молодежные кафе, компьютерные классы, современные залы для дискотек, павильоны игровых автоматов, музыкальные, спортивно-бальные, хореографические, художественные студии.
Молодежь живо интересуется электронными музыкальными записями, но не меньшее любопытство проявляет и к "живой" музыке самодеятельных и профессиональных инструментальных и певческих коллективов.
При планировании мероприятий необходимо учитывать потребности и интересы людей старшего поколения и инвалидов, которые в большей степени нуждаются в заботе и общении. Небогатый выбор клубных предложений, между тем, существенно ограничивает круг участников клубной жизни, в частности, ограничивает возрастной состав клубной аудитории в основном только детьми. Многие клубные работники продолжают работать по старинке.
Весь нехитрый традиционный набор клубных услуг сводится к детским кружкам художественного творчества, дискотекам. Трудности с финансами частично компенсируются платными концертами самодеятельности, дискотеками, музыкальными, хореографическими кружками.
Между тем, современный клуб должен преодолеть невыгодное наследство: привычку к заорганизованности, потребительству, строгому контролю, выйти за рамки некоего "учреждения", перестать выглядеть бедными, но счастливыми. Процесс обновления традиционной модели клуба в негосударственном секторе должен стать примером модернизации новыми по содержанию и задачам формированиями.
В стране много государственных учреждений культуры, в которых работают талантливые клубные работники, появляется много элитных, ночных, развлекательных клубов для состоятельных граждан. Новые клубы активно действуют в таких жизненно важных сферах, как: экология, воспитание детей, сохранение народных промыслов и народной культуры, благоустройство территорий, охрана памятников истории и культуры. Все они исповедуют принцип добровольности, клубную атмосферу общения и взаимодействия.
Многие клубы не используют в целевом планировании и удовлетворении запросов населения очевидные формы работы, которые могут не только привлечь население в клуб, но и принести доход. К этим формам относятся: обучение работе на компьютерах, курсы иностранных языков, обучение бальным и современным танцам, спортивное единоборство, организация семейных торжеств, выезды в областные театры, экскурсии и походы по историческим местам, обучение прикладным видам искусства и др. Все это означает, что при целевом планировании, как, впрочем, и других методах планирования, следует учитывать новые явления в социокультурной сфере, связанные с изменением внешней среды, отношением населения к социокультурному учреждению, социальными экономическими проблемами.
Эффективность целевого планирования и достижение результата могут снижать разногласия в отношениях руководителей и сотрудников учреждений, недоверие между менеджерами и творческими специалистами.
В некоторых случаях происходит подмена одних целей другими, когда, например, внимание менеджера или специалиста "сверху" или по собственному усмотрению фиксируется исключительно на оперативных задачах, которые могут не совпадать с корпоративными целями коллектива. Следует остерегаться ситуации, когда излишне жесткие механистические полномочия и правила приходят в несоответствие с принципами целевого планирования и управления - совместной работы руководителя и подчиненных сотрудников.
И, наконец, любое планирование предполагает выполнение определенного объема бумажной работы, и когда она превращается в самоцель, а отчеты превалируют над реальной работой, начинает снижаться действенность самого планирования.
Анализ культурных интересов и запросов населения и их соответствие целевому планированию приводят к следующим выводам:
-
интересы учреждений культуры и цели их деятельности должны совпадать с интересами субъектов социокультурной деятельности;
-
интересы населения, реализующиеся в конкретных целевых планах, оплачиваются ресурсами субъектов, в них заинтересованными. (См. табл. 8)5.
Таблица 8
Интересы, присущие субъектам культурной жизни (цели культурной деятельности) | Заинтересованные в ответствующих целях субъекты (кто оплачивает цель) | Социальные механизмы, реализующие соответствующую цель |
Удовлетворение существующих культурных потребностей | Население | Рынок |
Совершенствование культурных потребностей | Общество (Население) | Регулируемый рынок |
Формирование культурных потребностей | Общество (Население) | Целевые программы |
Услуги культуры, удовлетворяющие потребности непосредственно потребителя, могут представляться различными способами. Во многом это обусловлено тем, что на рынке культурных услуг заказчик и потребитель зачастую обособленны.
Определенный объем услуг культуры может оплачивать сам потребитель - как собственными средствами, так и с помощью субсидий, полученных на эти цели из бюджета.
Учредитель же должен оплачивать предоставление определенного объема услуг, которые он относит к социально значимым, или оказание услуг для отдельных категорий населения, таким как социально не защищенные слои населения.
Кроме того, учредитель имеет возможность выделять субсидии организациям культуры на покрытие разницы между затратами на предоставленные услуги и их стоимостью. Типология планов работы социокультурных организаций весьма разнообразна. Помимо изложенных видов и типов планов следует различать одноразовые планы, постоянные планы, ситуационные планы или сценарии.
Указанные виды планов разрабатываются в особых случаях, когда следует решать цели учреждения в нестандартных условиях деятельности. С помощью одноразовых танов решаются задачи, которые вряд ли могут возникнуть когда-либо в будущем.
Одноразовые планы
К одноразовым планам следует относить проекты достижения определенных целей, выполнение которых может потребовать длительного времени;
масштабные планы, которые включают в себя несколько проектов (создание системной, материально обеспеченной и научно обоснованной модели организации творческого развития детей и подростков в регионе); проекты, представляющие собой набор планов, направленных на достижение определенной цели - такие проекты отличаются от программ меньшими масштабами и сложностью и могут являться частью одной крупной программы. Например, разработка пакета сценарных материалов для организации циклов мероприятий учреждения культуры для определенных категорий населения.
Постоянные планы социокультурного учреждения определяют политику общего руководства действиями, основанную на общих целях учреждения, регламентирующую условия принятия решений. Например, политика взаимозаменяемости сотрудников, принятие коллективных решений, разработка инновационных методик и форм работы.
Постоянные планы - это и правила, и процедуры, которые относятся к той или иной области деятельности, предписывают надлежащее выполнение тех или иных действий и варьируются в зависимости от меняющихся условий.
Сюда же относятся и ситуационные планы, в которых определяется порядок действия сотрудников учреждения в случаях снижения интереса населения к деятельности социокультурного учреждения, уменьшения финансирования, увольнения ведущих творческих специалистов и других.
Для того чтобы минимизировать возможные негативные явления, составляются сценарии различных вариантов выхода из затруднительных положений. Ситуационное планирование может быть образно представлено формулой, вытекающей из поговорки: "Лучше принять бревно за крокодила, чем крокодила за бревно". Так или иначе, все методы планирования и процесс их реализации могут быть представлены в виде замкнутой цепочки действий, развивающихся по спиралевидной окружности. На каждом очередном витке планирования развития планы приобретают новое качество и способствуют прогрессивному движению вперед. Чем сильнее центробежные силы развития отклоняют спираль типичного развития учреждения, тем интенсивнее прогрессирует оно в своей деятельности.
Если же спираль развития минимизируется и тем более опускается до изначальной точки окружности, можно ожидать депрессии, застоя и разрушения.
Методы планирования
Профессионально подготовленный работник социокультурных учреждений обязан знать и использовать многие другие методы, которые применялись и применяются сегодня в планировании. Среди них следует выделить аналитической метод планирования. Он связан с задачами систематического и неуклонного наращивания деятельностного потенциала учреждений культуры путем улучшения качества и числа проводимых мероприятий в сравнении с предыдущим периодом.
В этом отношении аналитический метод планирования полностью вписывается в группу процедур изложенной выше модели спиралевидного развития, когда на планируемый период переносятся (экстраполируются) достигнутые результаты предшествующего периода со всеми его тенденциями и закономерностями.
Для достижения более высоких показателей в план закладываются новые формы, технологии и методики работы: расширение зрительных залов, площадей для кружковой и клубной работы, интенсивный анализ демографической структуры населения, привлечение более квалифицированных специалистов и т.д. Аналитический метод планирования основывается на научном и статистическом анализе информации, объективных данных бухгалтерского учета и отчетности, социологических опросов и т.д.
Поскольку в учреждениях культуры проводимые мероприятия, культурные программы представляют собой продукт, а посетители учреждений культуры выступают в роли потребителей, то эти показатели являются главным результатом деятельности, следовательно, они и являются основными фигурантами аналитического метода планирования.
Существуют, конечно, и другие более глубинные оценочные категории деятельности учреждений культуры, например, такие, как повышение культурного уровня населения, качество социально-культурных мероприятий, эффективность воспитательного воздействия культурных программ и др. Однако качественная и количественная стороны деятельности: число мероприятий, количество посетителей, расширение площадей, оснащение музыкальными инструментами и современной компьютерной, СД-ромной техникой, не являясь конечной целью деятельности учреждений культуры, все же остаются определяющими в аналитическом планировании работы.
Постепенно приближаясь к полному удовлетворению хотя бы несложных культурных запросов и интересов населения, учреждения культуры переходят от простого увеличения объема работы к необходимым изменениям ее содержания с учетом структурных трансформаций запросов людей.
В экономических системах с плановой экономикой широко используется нормативный метод планирования, который строится на обосновании заданий и планов нормами и нормативами.
В условиях рыночной экономики данный метод планирования, особенно в сфере коммерческой деятельности, используется в меньшей степени. Это связано с тем, что в данной сфере экономические рычаги плановой системы хозяйствования утратили свою роль.
Государство в лице министерств и ведомств более не устанавливает в централизованном порядке нормы и нормативы рационального использования трудовых ресурсов; расходы материалов, сырья, электроэнергии, инвентаря; ставки, оклады (за исключением минимальных), разряды, тарифы; использование основных фондов: здания, сооружения, машины и др.
Однако в государственном секторе экономики, и даже в некоммерческой сфере (в социально-культурных учреждениях), нормативные методы планирования сохраняются, хотя в более мягкой форме, без многочисленных предписаний и запретов, положений и инструкций.
Трудно представить социокультурное учреждение, которое сегодня для своих собственных выгод не руководствуется собственными нормами и нормативами использования электроэнергии, топлива, финансов, затрат труда и т.д. на подготовку и проведение того или иного мероприятия.
Итак, норма - это показатель расходования материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов на одну конкретную форму работы.
Норматив - это совокупность создаваемых или потребляемых учреждением культуры продуктов на единицу: времени, объема, площади и, наконец, слушателя или посетителя. Нормы и нормативы выражаются в процентах, коэффициентах и других единицах.
Например, нормы времени учитывают его затраты на осуществление типовой культурно-досуговой программы. Не имея реальных расчетов времени, трудно спланировать время, необходимое для подготовки тематического вечера, конкурса, новогоднего бала и т.д. Нереальные сроки, из-за отсутствия норм времени, неизбежно приведут к спешке и низкому качеству, или, в другом случае, к нерациональному использованию рабочего времени сотрудников учреждения.
Разработка норм времени в учреждении культуры должна осуществляться с учетом конкретных условий каждого коллектива. Лучшим инструментом нормирования времени служат фотографии рабочего времени специалистов, работников хозяйственных служб, сцены и, что особенно важно, - предшествующий опыт. Не следует игнорировать и норму обслуживания.
Нормы обслуживания отражают количество кружков, посетителей, инвентаря, музыкальных инструментов, оборудования и т.д. Данная норма как раз и является определяющей для повышения (или понижения) категорийности учреждения культуры, величины заработной платы, численного состава.
Обратной величиной норме обслуживания является норма численности. Она регулирует количество штатного состава учреждения культуры, необходимого для проведения суммарного объема работы.
Существуют и другие нормы планирования, в том числе нормы труда, нормы выработки, однако для учреждений культуры, где осуществляются творческие процессы, они трудно поддаются нормированию и в силу этого редко используются.
Оценивая плюсы и минусы нормативного метода планирования, отметим, что он ориентирует специалистов в основном на усредненный характер работы, сдерживает инициативу, так как указывает лишь на границы, ниже и хуже которых работать нельзя.
В любом виде планирования составление плана всегда подкрепляется оценкой возможностей и ресурсов реализации намечаемых задач. Речь идет о балансовом методе планирования, который тесно соприкасается с другими методами планирования. Балансовый метод предполагает обоснование возможностей осуществления любого плана: перспективного, текущего, тематического, конкретного мероприятия, культурной программы и т.д.
Следует различать финансовые, материальные и кадровые балансы. Вполне очевидно, что деятельность любого социально-культурного учреждения не может осуществляться без составления сметы доходов и расходов, как на определенный период времени, так и на конкретные мероприятия. Такая смета фактически представляет собой стоимостной баланс, в котором, прежде всего, указываются источники и статьи доходов и расходов, имеющегося бюджетного финансирования. Расхождение или дисбаланс доходов и расходов предполагает дополнительную их корректировку, при этом желательно идти не по пути секвестра (урезания статей расходов), а двигаться в направлении развития дополнительных видов деятельности, доход от которых может закрыть дефицит расходной части баланса.
Таким же образом составляются балансы по другим разделам, подкрепляющим и обеспечивающим выполнение содержательной стороны планируемой работы.
Подводя итог сказанному в этом параграфе, отметим, что каждый из методов планирования имеет свои плюсы и минусы, а, следовательно, не является единственным и универсальным.
Поэтому для различных видов планов и на различных этапах планирования целесообразно использовать различные методы планирования. Другими словами, наиболее эффективным в практике планирования деятельности учреждений социально-культурного типа является не отдельно взятый метод, а сочетание различных методов.
План учреждения культуры, например, может охватывать различные временные периоды, сложный комплекс решений и количество информации, которое нарастает с каждым днем, в конечном итоге может значительно повлиять на любое принятое решение.
Отсюда следует вывод: планирование в масштабах учреждения представляет собой непрерывный процесс, направленный на изменения, относящиеся к будущему.
Необходимо иметь и такой план, который можно постоянно корректировать, а не жесткий план, который нельзя выполнить. Если план нужно все время изменять, поскольку учреждение должно адаптироваться к новым условиям, тогда его коллектив берет на себя функции управляющего субъекта.
Если планы будут рождаться в тиши кабинета, оставаться плодом воображения и не подкрепляться действием, они будут оставаться невыполненными. Практика подтверждает эту истину как в масштабах учреждений, организаций и предприятий, так и в целом государства. Отсюда, например, у некоторых практиков существует негативное отношение к планированию.
Разрыв между намерением и осуществлением при жестком планировании невозможно устранить добрыми намерениями или даже жесткой дисциплиной. Гибкое планирование работы коллектива учреждения культуры устраняет проблему расхождения плана с фактической деятельностью.
В природе не существует абсолютного плана: любой план неизбежно видоизменяется в процессе реализации, когда учреждение и его коллектив не осознают ежедневных несоответствий, которые возникают в процессе реальных событий, планы становятся трудно выполнимыми. Любой вид плана мало чего стоит, если в учреждении культуры не налажен учет, контроль и отчетность над его выполнением.
Учет - это характеристика итогов деятельности учреждения культуры в утвержденной системе показателей.
Отчетность - периодически оформляемая документация, содержащая данные учета и представляемая в органы и инстанции, имеющие контрольные полномочия. Контроль - есть проверка выполнения принятых решений и утвержденных планов.
Таким образом, эти виды управленческой деятельности настолько тесно взаимосвязаны между собой, что их целесообразно рассматривать в едином технологическом комплексе.
Контрольные вопросы и задания
-
Почему планирование считается определенной функцией менеджмента?
-
Миссия учреждения культуры как основа стратегического (долгосрочного) планирования.
-
В чем заключается сущность тактических и оперативных планов?
-
Метод сетевого планирования и его особенности.
-
Каковы количественные и качественные показатели планов?
-
Начертите технологическую карту поэтапного составления плана.
-
В чем заключаются преимущества целевого метода планирования?
-
Метод целевого планирования и культурные запросы населения.
-
Раскройте содержание оперативных, постоянных и ситуационных планов.
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление