logo
ББК 77 Чижиков

§ 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры

Труд работников учреждений культуры и искусства оплачивается по Единой тарифной сетке (ETC), которая введена постановлением Пра­вительства РФ от 14.10.92 № 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки". Должности распределены по разрядам ETC с учетом межотраслевого сопоставления различий трудовых функций, в зависимости от сложно­сти работ и квалификации работников. Для работников учреждений культуры предусмотрены следующие разряды ETC, например, для:

Тарифная сетка

Порядок определения параметров ETC утвержден Федеральным законом от 04.02.99 № 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы", в котором предусмотрено, что тарифные коэффициенты сетки утвер­ждаются Правительством РФ по согласованию с общероссийскими объединениями работодателей и общероссийскими объединениями профсоюзов.

Федеральным законом от 25.10.01 № 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда ра­ботников организаций бюджетной сферы" установлен размер ставки первого разряда ETC, а также предусмотрено, что диапазон разрядов ETC не может быть ниже, чем 1 к 4,5. Это позволяет повысить тариф­ные ставки (оклады) по основным категориям специалистов учрежде­ний культуры, оплачиваемых по 6-12 разрядам.

В октябре 2003 г. тарифные ставки (оклады) работников бюд­жетных организаций повышены в 1,33 раза равномерно по всем разря­дам ETC. Действующие тарифные ставки (оклады) ETC определены в постановлении Правительства РФ от 02.10.03 № 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" исходя из ранее установ­ленных тарифных коэффициентов и повышенной до 600 руб. тарифной ставки первого разряда ETC. В соответствии с Законом РСФСР от 21.12.90 № 438-1 "О социальном развитии села" тарифные ставки (ок­лады) специалистов учреждений культуры и других отраслей бюджет­ной сферы повышаются на 25% по сравнению с тарифными ставками (окладами) специалистов, работающих в городских условиях.

При определении размера обязательных выплат, исчисляемых в процентах к окладу работника, учитываются тарифные ставки (окла­ды), повышенные на 25% за работу на селе. В соответствии с поста­новлением № 609 тарифные ставки (оклады) заместителей руководите­лей учреждений культуры, их структурных подразделений, устанавли­ваются на 1-2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствую­щего руководителя.

Временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной (служебной) необходимостью. Осуществляются та­кие работы на основании приказа (распоряжения) руководителя орга­низации. За время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работни­ка.

Стимулирующие выплаты

Кроме тарифных ставок (окладов) работникам учреждений культуры устанавливаются выплаты обязательного (компенсирующего) характера и выплаты стимулирующего характера. Обязательные выплаты устанав­ливаются в соответствии с законами и нормативными правовыми ак­тами РФ и субъектов РФ. К их числу относятся доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда, оплата за работу в выходные и праздничные дни, ночное время и др. Что касается выплат стимулирующего характера (премий, надбавок и др.), то в таких случаях они выплачиваются в порядке, предусмотренном системой премирования (стимулирующих надбавок), действующих в организации.

В частности, решением Верховного Суда РФ отменен запрет на выплату разницы между должностными окладами отсутствующего ра­ботника и замещающих его заместителя руководителя, помощника, а также художественного руководителя учреждения. В соответствии со ст. 144 ТК РФ выплаты стимулирующего характера устанавливаются коллективным договором или работодателем с учетом мнения пред­ставительного органа работников.

Порядок и условия их применения в учреждениях, финансируе­мых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организа­циях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного са­моуправления. Порядок и условия применения выплат на федеральном уровне регулируются п. 5 постановления № 785, согласно которому организации, находящиеся на бюджетном финансировании, самостоя­тельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассиг­нований. Следует иметь в виду, что квалификация работников и слож­ность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе ETC. Доплаты и надбавки за сложность и ква­лификацию устанавливаться не должны.

При определении квалификации работника учитывается уровень профессиональной подготовленности: образование, наличие квалифи­кационных категорий (квалификационных разрядов), а также опыт ра­ботника в зависимости от стажа работы по специальности. Если в ор­ганизации были установлены надбавки за сложность и квалификацию, то расходы бюджетных средств на их выплату рассматриваются про­веряющими органами как нецелевые. Вместе с тем, на практике неред­ко имеет место неправильное наименование надбавки.

Например, Положением о материальном стимулировании, дейст­вующим в учреждении, предусмотрено, что надбавки "за квалифика­цию" к должностному окладу устанавливаются отдельным работникам и обусловлены повышением качества труда и достижением ими до­полнительных результатов по сравнению с установленными требова­ниями за счет профессионального мастерства. Фактически работнику выплачивается надбавка за высокие результаты труда, а не за квалифи­кацию. В таких случаях, в актах проверяющих контрольно-ревизион­ных органов указывается на необходимость исправления наименова­ния надбавки и внесения соответствующих изменений в Положение о материальном стимулировании. При этом расходы на такие выплаты уже не могут быть отнесены к нецелевым. Наиболее часто в организа­циях устанавливаются следующие виды стимулирующих надбавок: за высокие достижения в труде; напряженность; выполнение важных и ответственных работ (как разовых, краткосрочных, так и устанавли­ваемых на длительный период); высокое профессиональное мастерст­во; интенсивность труда.

Следует отметить, что ранее надбавки за высокое профессио­нальное мастерство и интенсивность труда устанавливались только рабочим. С учетом того, что бюджетным организациям предоставлено право самостоятельно определять виды стимулирующих выплат, сей­час указанные надбавки могут устанавливаться также работникам, за­нимающим должности руководителей, специалистов и технических исполнителей. Главное, чтобы установление надбавок было обуслов­лено соответствующими условиями и повышенными результатами труда. В соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда устанав­ливаются в трудовом договоре, соглашении между работодателем и работником. Для руководителя (директора) учреждения культуры ра­ботодателем является вышестоящий орган управления. В связи с этим размер надбавок и доплат стимулирующего характера необходимо оп­ределять в трудовом договоре.

Кроме того, вопросы премирования руководителя организации также следует отражать при заключении трудового договора. Напри­мер, в нем может быть определено, что премирование руководителя осуществляется в порядке, предусмотренном действующим в органи­зации Положением о материальном стимулировании.

Ранее по вопросу установления надбавок стимулирующего ха­рактера руководителям организаций было принято постановление Минтруда России от 20.01.94 № 6 "О порядке установления стимули­рующих надбавок руководителям учреждений, организаций и пред­приятий, находящихся на бюджетном финансировании". Оно не про­тиворечит нормам ТК РФ и, следовательно, является действующим.

Поскольку организациям, находящимся на бюджетном финанси­ровании, предоставлено право самостоятельно определять размеры стимулирующих выплат, то такие выплаты могут определиться как с учетом доплат и надбавок обязательного характера, так и без него. Этот вопрос решается непосредственно в организации. Помимо средств, выделяемых вышестоящим органом управления на эти выпла­ты, могут направляться и средства от экономии фонда оплаты труда, а также внебюджетные средства. Кроме того, в локальных нормативных актах о стимулирующих выплатах целесообразно указывать, что они выплачиваются при наличии соответствующих средств в организации.

Выплата надбавок за стаж работы в учреждениях культуры на федеральном уровне не предусмотрена. Вопрос о введении такой над­бавки является общим для всех отраслей бюджетной сферы и может быть рассмотрен при изыскании дополнительных средств в бюджетах всех уровней. Оплата за совмещение профессий и выполнение обязан­ностей временно отсутствующего работника регулируется ст. 151 ТК РФ. Соответствующие доплаты производятся работникам, выполняю­щим наряду со своей основной работой, оговоренной в трудовом дого­воре, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющим обязанности временно отсутствующих работников без освобождения от своей основной работы.

Дополнительные трудовые функции по совмещению профессий и выполнению обязанностей временно отсутствующего работника осуществляют в течение установленной нормы рабочего времени (ра­бочего дня). Это не должно приводить к невыполнению основных обя­занностей. На выплату указанных доплат направляются (полностью или частично) средства, полученные от экономии фонда заработной платы по тем вакантным или должностям, занятым временно отсутст­вующими работниками, по которым осуществляется совмещение.

При этом не требуется согласования с вышестоящим финанси­рующим органом расходования этих средств. В 2003 г. вопрос о со­вмещении профессий (должностей) дважды рассматривался в Верхов­ном Суде РФ. Решением Верховного Суда РФ запрещение на совме­щение оплачиваемой работы для руководителей структурных подраз­делений, их заместителей и главных специалистов отменено.

Что касается руководителей организаций, их заместителей и по­мощников, то предусмотренные указанным постановлением ограниче­ния в настоящее время действуют. В соответствии с действующим за­конодательством формирование фонда оплаты труда осуществляется вышестоящим финансирующим органом (органом управления).

Социальные гарантии творческих работников

Фонд оплаты труда определяется исходя из размеров тарифных ставок (окладов) ETC, в т.ч. повышенных за работу на селе (это тарифная часть фонда), а также выплат обязательного характера, размеры которых устанавливаются в соответствии с законами и нормативными правовыми актами. Раз­мер средств, выделяемых на выплаты стимулирующего характера, оп­ределяется финансирующим органом самостоятельно. В настоящее время нормативы выделения бюджетных ассигнований на стимули­рующие выплаты не утверждаются. В связи с этим размер выделяемых средств определяется исходя из обеспеченности бюджетов соответст­вующих уровней источниками финансирования. Искусство как часть

культуры является одной из важных составляющих социальной, эко­номической и политической жизни общества, поэтому творческий ра­ботник должен считаться лицом, активно занимающимся культурной деятельностью. В связи с этим он имеет право на юридические, соци­альные и экономические гарантии согласно статусу трудящегося с уче­том особых условий его творческой деятельности, причем независимо от того, как он работает (по найму или иным способом). На практике же социальные гарантии, провозглашенные Конституцией РФ в облас­ти социального обеспечения (п. 1 ст. 39), медицинского страхования (п. 2 ст. 41), условий труда (п. 3 ст. 37), отсутствуют для ряда творче­ских работников.

В соответствии с законодательством, застрахованным лицам вы­плачиваются государственные пенсии и социальные пособия из Пен­сионного фонда РФ (далее - ПФ РФ) и фонда социального страхования РФ. Тем, кто не производит страховых отчислений в ПФ РФ, трудовая пенсия не полагается. Перечень страхователей по пенсионному обес­печению установлен ст. 6 и 29 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера­ции" (далее - Закон № 167-ФЗ). В соответствии с этим Законом из-за отсутствия страхователя взносы в ПФ РФ не выплачивают:

Кроме того, доход последних не является надлежащим видом дохода для начисления страховых взносов, что следует из п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ и ст. 236 гл. 24 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Проблемой пенсионного обеспечения творческих работников яв­ляется и подтверждение трудового стажа (периодов творческой дея­тельности) при начислении пенсий в переходный период до 2013 г.

Дело в том, что до 1991 г. стаж подтверждался творческими ор­ганизациями, упомянутыми в "Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий" (далее - Положение). Однако организации, перечисленные в Положении, не раз видоизменялись и перерегистрировались. В настоящее время это вызывает затруднения в Муниципальном управлении социальной защиты населения (МУСЗН) при принятии решения о том, какая из ныне действующих организаций имеет право выдавать подтверждающие документы. Кроме того, для подтверждения трудового стажа за период с 1991 по 1996 г. в компетентную организацию требуется представить документальное под­тверждение уплаты страховых взносов в ПФ РФ, а такое подтвержде­ние можно получить только от организаций-работодателей, многих из которых уже нет. Перечисленные обстоятельства практически остав­ляют за границами пенсионного обеспечения всех творческих работ­ников, не работавших по трудовому договору в период с 1991 по 1998 г., т.е. до тех пор, пока не заработала система персонифицированного учета. На основании норм ст. 6 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон № 165-ФЗ) указанные категории творческих работников исклю­чены из процесса социального страхования.

В эту группу нужно включить и творческих работников, рабо­тающих по авторским договорам: согласно п. 3 ст. 238 НК РФ с их вознаграждений также не производятся отчисления на социальное страхование. Следовательно, все эти работники не получают оплачи­ваемых больничных листов, пособий по беременности, страховок от травм и т.д.

Условия труда и налогообложения

Несмотря на конституционные гарантии (п. 3 ст. 37 "О труде в условиях безопасности и гигиены" Конституции РФ), принятые в последние годы постановления федерального уровня и отдель­ные региональные законодательные акты (осо­бенно в Москве и Санкт-Петербурге) существенно ухудшили обеспе­чение творческих работников студиями и мастерскими. Сегодняшние минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполь­зование произведений, принятые еще в советское время (до 1991 г.), не только не отражают всего современного спектра использования автор­ских произведений, но и не соответствуют действующему законода­тельству.

Попытки специальной комиссии при Правительстве РФ издать новый закон пока не увенчались успехом. Противоречия в области на­логообложения усугубляют ситуацию. На вознаграждения за публич­ное использование и доходы от реализации произведений не распро­страняются и профессиональные налоговые вычеты, однако при неко­торых обстоятельствах эти виды доходов могут быть полностью ис­ключены из налогооблагаемой базы.

В ряде случаев при определении правовых норм законы (напри­мер, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, пенсионное законо­дательство и т.п.) ссылаются на творческих работников и творческую деятельность, однако при применении норм этих законов возникают вопросы по поводу того, кто такой "творческий работник", что такое "творческая деятельность".

Нескоординированность действующего законодательства во многом объясняется отсутствием законодательно определенного субъ­екта права - "творческого работника" и правового статуса творческой деятельности. В соответствии с абз. 5, 6 ст, 11 Федерального Консти­туционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" творческая деятельность не должна рассматриваться как предпринимательская.

Тем не менее, государственные чиновники находят любые пово­ды для того, чтобы отнести творческих работников к категории инди­видуальных предпринимателей, а работодатели-заказчики пытаются увести взаимоотношения с творческими работниками из сферы трудо­вых в область гражданско-правовых.

Все это существенно ухудшает положение творческих работни­ков и не соответствует характеру их труда. Более того, творческих ра­ботников как категорию просто забывают при разработке нового зако­нодательства и внесении изменений и дополнений в действующее.

Например, в Федеральном законе от 26.03.98 № 41-ФЗ "О драго­ценных металлах и драгоценных камнях" не урегулирована деятель­ность творческих работников по приобретению сырья и реализации изделий, содержащих драгоценные камни и металлы. А в нормативных актах об организации розничной торговли не регламентирован прием авторских произведений для реализации их в розничной сети торговли и т.д.

Профессиональные организации

Большинство проблем может быть решено при делегировании некоторых государственных полномочий профессиональным организациям творческих работников. Помимо вопросов ре­гистрации и защиты профессиональных интересов творческих работ­ников эти организации могли бы успешно решать вопросы:

Однако профессиональные организации творческих работников не могут полноценно действовать в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством (Федеральный за­кон от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Несмотря на схожую деятельность по отдельным направлениям, профессиональ­ная организация творческих работников не может создаваться:

Последствия описанных выше законодательных пробелов уже сказываются и больнее всего "бьют" по тем творческим работникам, которые сейчас находятся в возрасте выхода на пенсию. Чтобы обес­печить российским творческим работникам конституционные гаран­тии, необходимо устранить указанные проблемы. Для этого требуется законодательно определить статус творческого работника, внести из­менения в пенсионное и налоговое законодательство, в законодатель­ство о социальном страховании, в закон об общественных объединени­ях и другие законы. Только в этом случае положение российских твор­ческих работников приблизится к международным нормам, обозна­ченным в документе "Рекомендации о положении творческих работни­ков". Вопросы, которые творческие союзы поднимают в последние бо­лее 15 лет, до сих пор не нашли отклика в структурах, имеющих право законодательной инициативы. Что это - нежелание признать мнение творческих союзов, факт их существования и их социальную функцию или целенаправленное заталкивание культуры в рыночные отношения, где положение творческого работника будет целиком зависеть от про­дюсера, промоутера, импресарио?

Контрольные вопросы и задания

  1. Какова нормативная база для применения Единой тарифной сетки в сфере культу­ры?

  2. Как осуществляется оплата труда заместителей руководителей в учреждениях культуры?

  3. В каком порядке устанавливается опчата заместительства временно отсутствую­щего работника? i

  4. Из чего складывается заработная плата работников учреждений культуры?

  5. Учитывается ли работа на селе при определении размера обязательных вы­плат специалистам учреждений культуры?

  6. В каком порядке производятся выплаты стимулирующего характера?

  7. Кем устанавливаются стимулирующие выплаты руководителям организаций культуры

  8. Учитываются ли дожаты обязательного характера при определении размера выше стимулирующего характера?

  9. Как производится оплата за совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника?

  10. Каков порядок формирования фонда оплаты труда?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4