§ 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
Труд работников учреждений культуры и искусства оплачивается по Единой тарифной сетке (ETC), которая введена постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки". Должности распределены по разрядам ETC с учетом межотраслевого сопоставления различий трудовых функций, в зависимости от сложности работ и квалификации работников. Для работников учреждений культуры предусмотрены следующие разряды ETC, например, для:
-
директора библиотеки, музея - с 11 по 16;
-
заведующего отделом - с 10 по 14;
-
библиотекаря - с 6 по 11;
-
библиографа - с 6 по 11;
-
лектора-экскурсовода - с 6 по 11;
-
художника-реставратора - с 7 по 15.
Тарифная сетка
Порядок определения параметров ETC утвержден Федеральным законом от 04.02.99 № 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы", в котором предусмотрено, что тарифные коэффициенты сетки утверждаются Правительством РФ по согласованию с общероссийскими объединениями работодателей и общероссийскими объединениями профсоюзов.
Федеральным законом от 25.10.01 № 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" установлен размер ставки первого разряда ETC, а также предусмотрено, что диапазон разрядов ETC не может быть ниже, чем 1 к 4,5. Это позволяет повысить тарифные ставки (оклады) по основным категориям специалистов учреждений культуры, оплачиваемых по 6-12 разрядам.
В октябре 2003 г. тарифные ставки (оклады) работников бюджетных организаций повышены в 1,33 раза равномерно по всем разрядам ETC. Действующие тарифные ставки (оклады) ETC определены в постановлении Правительства РФ от 02.10.03 № 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" исходя из ранее установленных тарифных коэффициентов и повышенной до 600 руб. тарифной ставки первого разряда ETC. В соответствии с Законом РСФСР от 21.12.90 № 438-1 "О социальном развитии села" тарифные ставки (оклады) специалистов учреждений культуры и других отраслей бюджетной сферы повышаются на 25% по сравнению с тарифными ставками (окладами) специалистов, работающих в городских условиях.
При определении размера обязательных выплат, исчисляемых в процентах к окладу работника, учитываются тарифные ставки (оклады), повышенные на 25% за работу на селе. В соответствии с постановлением № 609 тарифные ставки (оклады) заместителей руководителей учреждений культуры, их структурных подразделений, устанавливаются на 1-2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя.
Временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной (служебной) необходимостью. Осуществляются такие работы на основании приказа (распоряжения) руководителя организации. За время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника.
Стимулирующие выплаты
Кроме тарифных ставок (окладов) работникам учреждений культуры устанавливаются выплаты обязательного (компенсирующего) характера и выплаты стимулирующего характера. Обязательные выплаты устанавливаются в соответствии с законами и нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. К их числу относятся доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда, оплата за работу в выходные и праздничные дни, ночное время и др. Что касается выплат стимулирующего характера (премий, надбавок и др.), то в таких случаях они выплачиваются в порядке, предусмотренном системой премирования (стимулирующих надбавок), действующих в организации.
В частности, решением Верховного Суда РФ отменен запрет на выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его заместителя руководителя, помощника, а также художественного руководителя учреждения. В соответствии со ст. 144 ТК РФ выплаты стимулирующего характера устанавливаются коллективным договором или работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Порядок и условия их применения в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Порядок и условия применения выплат на федеральном уровне регулируются п. 5 постановления № 785, согласно которому организации, находящиеся на бюджетном финансировании, самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Следует иметь в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе ETC. Доплаты и надбавки за сложность и квалификацию устанавливаться не должны.
При определении квалификации работника учитывается уровень профессиональной подготовленности: образование, наличие квалификационных категорий (квалификационных разрядов), а также опыт работника в зависимости от стажа работы по специальности. Если в организации были установлены надбавки за сложность и квалификацию, то расходы бюджетных средств на их выплату рассматриваются проверяющими органами как нецелевые. Вместе с тем, на практике нередко имеет место неправильное наименование надбавки.
Например, Положением о материальном стимулировании, действующим в учреждении, предусмотрено, что надбавки "за квалификацию" к должностному окладу устанавливаются отдельным работникам и обусловлены повышением качества труда и достижением ими дополнительных результатов по сравнению с установленными требованиями за счет профессионального мастерства. Фактически работнику выплачивается надбавка за высокие результаты труда, а не за квалификацию. В таких случаях, в актах проверяющих контрольно-ревизионных органов указывается на необходимость исправления наименования надбавки и внесения соответствующих изменений в Положение о материальном стимулировании. При этом расходы на такие выплаты уже не могут быть отнесены к нецелевым. Наиболее часто в организациях устанавливаются следующие виды стимулирующих надбавок: за высокие достижения в труде; напряженность; выполнение важных и ответственных работ (как разовых, краткосрочных, так и устанавливаемых на длительный период); высокое профессиональное мастерство; интенсивность труда.
Следует отметить, что ранее надбавки за высокое профессиональное мастерство и интенсивность труда устанавливались только рабочим. С учетом того, что бюджетным организациям предоставлено право самостоятельно определять виды стимулирующих выплат, сейчас указанные надбавки могут устанавливаться также работникам, занимающим должности руководителей, специалистов и технических исполнителей. Главное, чтобы установление надбавок было обусловлено соответствующими условиями и повышенными результатами труда. В соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда устанавливаются в трудовом договоре, соглашении между работодателем и работником. Для руководителя (директора) учреждения культуры работодателем является вышестоящий орган управления. В связи с этим размер надбавок и доплат стимулирующего характера необходимо определять в трудовом договоре.
Кроме того, вопросы премирования руководителя организации также следует отражать при заключении трудового договора. Например, в нем может быть определено, что премирование руководителя осуществляется в порядке, предусмотренном действующим в организации Положением о материальном стимулировании.
Ранее по вопросу установления надбавок стимулирующего характера руководителям организаций было принято постановление Минтруда России от 20.01.94 № 6 "О порядке установления стимулирующих надбавок руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании". Оно не противоречит нормам ТК РФ и, следовательно, является действующим.
Поскольку организациям, находящимся на бюджетном финансировании, предоставлено право самостоятельно определять размеры стимулирующих выплат, то такие выплаты могут определиться как с учетом доплат и надбавок обязательного характера, так и без него. Этот вопрос решается непосредственно в организации. Помимо средств, выделяемых вышестоящим органом управления на эти выплаты, могут направляться и средства от экономии фонда оплаты труда, а также внебюджетные средства. Кроме того, в локальных нормативных актах о стимулирующих выплатах целесообразно указывать, что они выплачиваются при наличии соответствующих средств в организации.
Выплата надбавок за стаж работы в учреждениях культуры на федеральном уровне не предусмотрена. Вопрос о введении такой надбавки является общим для всех отраслей бюджетной сферы и может быть рассмотрен при изыскании дополнительных средств в бюджетах всех уровней. Оплата за совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника регулируется ст. 151 ТК РФ. Соответствующие доплаты производятся работникам, выполняющим наряду со своей основной работой, оговоренной в трудовом договоре, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющим обязанности временно отсутствующих работников без освобождения от своей основной работы.
Дополнительные трудовые функции по совмещению профессий и выполнению обязанностей временно отсутствующего работника осуществляют в течение установленной нормы рабочего времени (рабочего дня). Это не должно приводить к невыполнению основных обязанностей. На выплату указанных доплат направляются (полностью или частично) средства, полученные от экономии фонда заработной платы по тем вакантным или должностям, занятым временно отсутствующими работниками, по которым осуществляется совмещение.
При этом не требуется согласования с вышестоящим финансирующим органом расходования этих средств. В 2003 г. вопрос о совмещении профессий (должностей) дважды рассматривался в Верховном Суде РФ. Решением Верховного Суда РФ запрещение на совмещение оплачиваемой работы для руководителей структурных подразделений, их заместителей и главных специалистов отменено.
Что касается руководителей организаций, их заместителей и помощников, то предусмотренные указанным постановлением ограничения в настоящее время действуют. В соответствии с действующим законодательством формирование фонда оплаты труда осуществляется вышестоящим финансирующим органом (органом управления).
Социальные гарантии творческих работников
Фонд оплаты труда определяется исходя из размеров тарифных ставок (окладов) ETC, в т.ч. повышенных за работу на селе (это тарифная часть фонда), а также выплат обязательного характера, размеры которых устанавливаются в соответствии с законами и нормативными правовыми актами. Размер средств, выделяемых на выплаты стимулирующего характера, определяется финансирующим органом самостоятельно. В настоящее время нормативы выделения бюджетных ассигнований на стимулирующие выплаты не утверждаются. В связи с этим размер выделяемых средств определяется исходя из обеспеченности бюджетов соответствующих уровней источниками финансирования. Искусство как часть
культуры является одной из важных составляющих социальной, экономической и политической жизни общества, поэтому творческий работник должен считаться лицом, активно занимающимся культурной деятельностью. В связи с этим он имеет право на юридические, социальные и экономические гарантии согласно статусу трудящегося с учетом особых условий его творческой деятельности, причем независимо от того, как он работает (по найму или иным способом). На практике же социальные гарантии, провозглашенные Конституцией РФ в области социального обеспечения (п. 1 ст. 39), медицинского страхования (п. 2 ст. 41), условий труда (п. 3 ст. 37), отсутствуют для ряда творческих работников.
В соответствии с законодательством, застрахованным лицам выплачиваются государственные пенсии и социальные пособия из Пенсионного фонда РФ (далее - ПФ РФ) и фонда социального страхования РФ. Тем, кто не производит страховых отчислений в ПФ РФ, трудовая пенсия не полагается. Перечень страхователей по пенсионному обеспечению установлен ст. 6 и 29 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ). В соответствии с этим Законом из-за отсутствия страхователя взносы в ПФ РФ не выплачивают:
-
композиторы, писатели и исполнители, получающие доход в виде авторского вознаграждения за публичное использование произведений от обществ по коллективному управлению авторскими правами;
-
авторы (художники; скульпторы; мастера декоративно-прикладного искусства; писатели, осуществляющие печать собственных произведений за свой счет), получающие доход от реализации принадлежащих им экземпляров своих авторских произведений.
Кроме того, доход последних не является надлежащим видом дохода для начисления страховых взносов, что следует из п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ и ст. 236 гл. 24 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Проблемой пенсионного обеспечения творческих работников является и подтверждение трудового стажа (периодов творческой деятельности) при начислении пенсий в переходный период до 2013 г.
Дело в том, что до 1991 г. стаж подтверждался творческими организациями, упомянутыми в "Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий" (далее - Положение). Однако организации, перечисленные в Положении, не раз видоизменялись и перерегистрировались. В настоящее время это вызывает затруднения в Муниципальном управлении социальной защиты населения (МУСЗН) при принятии решения о том, какая из ныне действующих организаций имеет право выдавать подтверждающие документы. Кроме того, для подтверждения трудового стажа за период с 1991 по 1996 г. в компетентную организацию требуется представить документальное подтверждение уплаты страховых взносов в ПФ РФ, а такое подтверждение можно получить только от организаций-работодателей, многих из которых уже нет. Перечисленные обстоятельства практически оставляют за границами пенсионного обеспечения всех творческих работников, не работавших по трудовому договору в период с 1991 по 1998 г., т.е. до тех пор, пока не заработала система персонифицированного учета. На основании норм ст. 6 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон № 165-ФЗ) указанные категории творческих работников исключены из процесса социального страхования.
В эту группу нужно включить и творческих работников, работающих по авторским договорам: согласно п. 3 ст. 238 НК РФ с их вознаграждений также не производятся отчисления на социальное страхование. Следовательно, все эти работники не получают оплачиваемых больничных листов, пособий по беременности, страховок от травм и т.д.
Условия труда и налогообложения
Несмотря на конституционные гарантии (п. 3 ст. 37 "О труде в условиях безопасности и гигиены" Конституции РФ), принятые в последние годы постановления федерального уровня и отдельные региональные законодательные акты (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) существенно ухудшили обеспечение творческих работников студиями и мастерскими. Сегодняшние минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное использование произведений, принятые еще в советское время (до 1991 г.), не только не отражают всего современного спектра использования авторских произведений, но и не соответствуют действующему законодательству.
Попытки специальной комиссии при Правительстве РФ издать новый закон пока не увенчались успехом. Противоречия в области налогообложения усугубляют ситуацию. На вознаграждения за публичное использование и доходы от реализации произведений не распространяются и профессиональные налоговые вычеты, однако при некоторых обстоятельствах эти виды доходов могут быть полностью исключены из налогооблагаемой базы.
В ряде случаев при определении правовых норм законы (например, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, пенсионное законодательство и т.п.) ссылаются на творческих работников и творческую деятельность, однако при применении норм этих законов возникают вопросы по поводу того, кто такой "творческий работник", что такое "творческая деятельность".
Нескоординированность действующего законодательства во многом объясняется отсутствием законодательно определенного субъекта права - "творческого работника" и правового статуса творческой деятельности. В соответствии с абз. 5, 6 ст, 11 Федерального Конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" творческая деятельность не должна рассматриваться как предпринимательская.
Тем не менее, государственные чиновники находят любые поводы для того, чтобы отнести творческих работников к категории индивидуальных предпринимателей, а работодатели-заказчики пытаются увести взаимоотношения с творческими работниками из сферы трудовых в область гражданско-правовых.
Все это существенно ухудшает положение творческих работников и не соответствует характеру их труда. Более того, творческих работников как категорию просто забывают при разработке нового законодательства и внесении изменений и дополнений в действующее.
Например, в Федеральном законе от 26.03.98 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" не урегулирована деятельность творческих работников по приобретению сырья и реализации изделий, содержащих драгоценные камни и металлы. А в нормативных актах об организации розничной торговли не регламентирован прием авторских произведений для реализации их в розничной сети торговли и т.д.
Профессиональные организации
Большинство проблем может быть решено при делегировании некоторых государственных полномочий профессиональным организациям творческих работников. Помимо вопросов регистрации и защиты профессиональных интересов творческих работников эти организации могли бы успешно решать вопросы:
-
профессиональной этики и ответственности автора за созданные произведения;
-
адаптации творческой молодежи;
-
экспертизы государственных культурных проектов.
Однако профессиональные организации творческих работников не могут полноценно действовать в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством (Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Несмотря на схожую деятельность по отдельным направлениям, профессиональная организация творческих работников не может создаваться:
-
профсоюзом, так как принцип организации профсоюза не профессиональный, а производственно-территориальный и не ограничительный;
-
общественным объединением, поскольку всегда будет нарушаться принцип свободы вхождения в объединения в связи с отбором по принадлежности к профессии;
-
саморегулируемой организацией, так как в деятельности большинства профессиональных организаций творческих работников не будет предмета регулирования (качества предоставляемых членами организации потребительских услуг, определяемого формальным набором критериев).
Последствия описанных выше законодательных пробелов уже сказываются и больнее всего "бьют" по тем творческим работникам, которые сейчас находятся в возрасте выхода на пенсию. Чтобы обеспечить российским творческим работникам конституционные гарантии, необходимо устранить указанные проблемы. Для этого требуется законодательно определить статус творческого работника, внести изменения в пенсионное и налоговое законодательство, в законодательство о социальном страховании, в закон об общественных объединениях и другие законы. Только в этом случае положение российских творческих работников приблизится к международным нормам, обозначенным в документе "Рекомендации о положении творческих работников". Вопросы, которые творческие союзы поднимают в последние более 15 лет, до сих пор не нашли отклика в структурах, имеющих право законодательной инициативы. Что это - нежелание признать мнение творческих союзов, факт их существования и их социальную функцию или целенаправленное заталкивание культуры в рыночные отношения, где положение творческого работника будет целиком зависеть от продюсера, промоутера, импресарио?
Контрольные вопросы и задания
-
Какова нормативная база для применения Единой тарифной сетки в сфере культуры?
-
Как осуществляется оплата труда заместителей руководителей в учреждениях культуры?
-
В каком порядке устанавливается опчата заместительства временно отсутствующего работника? i
-
Из чего складывается заработная плата работников учреждений культуры?
-
Учитывается ли работа на селе при определении размера обязательных выплат специалистам учреждений культуры?
-
В каком порядке производятся выплаты стимулирующего характера?
-
Кем устанавливаются стимулирующие выплаты руководителям организаций культуры
-
Учитываются ли дожаты обязательного характера при определении размера выше стимулирующего характера?
-
Как производится оплата за совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника?
-
Каков порядок формирования фонда оплаты труда?
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление