§ 4. Исторические этапы развития менеджмента
В данном параграфе пойдет речь о характерных чертах социокультурного менеджмента, но вначале остановимся на некоторых вопросах, характеризующих деятельную личность (личность менеджера).
Данные вопросы, прежде всего, рассмотрим на основе зарубежного опыта развития менеджмента, который в процессе длительной истории выработал устойчивые, традиционные модели управления и продолжает искать новые подходы, решения и методы, адекватные изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
Сегодня мало кто сомневается в том, что рациональное, эффективное производство, сопровождаемое стремлением к прибыли и основанное на частной собственности и индивидуальных предпринимательских усилиях, является центральным принципом современной системы хозяйствования.
Прежде всего, ответим на один важный смыслообразующий вопрос: отличается ли менеджмент от управления? Большинство специалистов и ученых сходятся во мнении, что менеджмент является разновидностью управления, но отличается от него тем, что носит более прикладной и конкретный характер.
Его утилитарная направленность проявляется в процессах, обеспечивающих интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов в интересах достижения целей.
Становление менеджмента
Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.
Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть. Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.
Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципиально важных положения:
-
в каждом конкретном виде деятельности, будь то промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические признаки;
-
характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных отношений.
Первые письменные документы, раскрывающие формы организации труда, уходят в глубокую историю. Организация труда в средневековых христианских монастырях, в мастерских средневекового европейского ремесленника, труда и быта в домашнем хозяйстве Древней Греции описана в "Домострое" Ксенофонта, "Домострое" средневековой Руси, политическая организация общества и система управления им - в "Законах" и "Государстве" Платона, в работе "О граде Божьем" Аврелия Августина, в работе "Государь" Никколо Макиавелли.
В современной учебной и научной литературе, в частности, "Социальный менеджмент". М.: МГСИ, 1998; кандидатской диссертации Элфинеш Х.Е. «Социальная регуляция культурных процессов (историческая традиция и современность)». М.: МГУКИ, 2001 и др., процесс развития менеджмента часто группируют в определенные этапы, которые называют "революциями в менеджменте". Таких "революций" выделяется пять. Периодизация "революций в менеджменте" задает некую формальную схему, которую удобно использовать для краткого анализа генезиса менеджмента в целом.
Накопление признаков менеджмента
Однако фиксацию некоего историко-хозяйственного факта, хотя и первого в своем роде (пусть даже древнейшего из известных нам), но сугубо локального по своему влиянию (даже в рамках целого государства), какими являются описания в названных выше работах, вряд ли можно назвать революциями. Другое дело, когда в обществе фиксируется определенное явление, которое становится переломным для всего человечества или региона Земли, как, скажем, возникновение христианства в истории религии, зарождение капитализма, социальные, политические и экономические трансформации, революционность которых подтверждается радикальными преобразованиями.
Таким образом, развитие менеджмента от первых его проявлений в Древнем мире до современного уровня можно рассматривать в виде определенных этапов, эволюционного накопления признаков менеджмента, согласующихся с характером социально-политических и производственных отношений. Первую стадию как начало зарождения менеджмента можно связать с цивилизацией Древнего Египта и в большей степени со священнослужителями (начало III тыс. до н.э.). Во многих культурах Древнего мира известны отдельные человеческие жертвоприношения, связанные с особыми просьбами к богам - при закладке храмов, дворцов и крепостей, в случаях стихийных бедствий и т.д.
В качестве дара в первобытном обществе и в Древнем мире могли использоваться люди, ритуально умерщвляемые, а позже могли использоваться и материальные ценности, которые безвозвратно уничтожались в огне, воде, разбивались, зарывались в землю. Данная процедура поднесения богам даров не могла приносить храмам и жрецам каких-либо богатств.
Не будучи какими-то "хозяйствующими субъектами" жрецы, тем не менее, выполняли ряд функций руководителей, которые определялись статусом посредников между людьми и богами. Истолковывая людям причины различного рода несчастий как божественное наказание, а необычные природные явления как знаки и сообщения богов, жрецы имели возможность манипулировать общественным сознанием, направляя деятельность людей в нужном им направлении, регулировать нормы социальной жизни и правила поведения. Эта деятельность характеризовалась в большей степени как "социально-политический" менеджмент, нежели как "экономический". Но жрецы не были единственными руководителями, так как наряду с религиозной существовала и светская власть, в лице императоров, царей, вождей, которые зачастую выполняли и религиозные функции, выдавая себя за наместников богов. И при светских властителях жрецы служили в роли советников, учителей, но не в качестве хозяйственных руководителей.
Начало активной хозяйственной деятельности жрецов связано с укреплением храмов и превращением их в крупные хозяйственные субъекты. Превращение в эпоху Средневековья христианских монастырей и храмов в собственников огромных земельных наделов и хозяйств вывело жрецов в ранг хозяйственных руководителей, которые стали руководить деятельностью других жрецов (ниже по рангу), работой рабов, надзирали за крестьянами, работавшими на храмовых землях, ремесленниками храмовых мастерских.
Храмы играли огромную роль в экономическом управлении государств, в их хозяйственной деятельности устанавливались твердые меры веса, расстояния, объема, размеры процентов по займам и беспроцентные ссуды. Можно сказать, что хозяйственная деятельность храмов стала прародительницей первых функционеров-управляющих, по своей сути, предков нынешних менеджеров.
Вторая стадия накопления признаков менеджмента связана с появлением светских вариантов управления и возникновением первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, изданием "Кодекса царя Хамму-рапи" (начало второго тыс. до н.э.), законов "12 таблиц" в Древнем Риме (III в. до н.э.), законов Солона в Афинах и законов Ликурга в Спарте (I в. до н.э.) и др.
И если "Кодекс царя Хаммурапи", состоявший из 285 законов, в основном еще указывал на обязанности людей перед богами и храмами и делил общество на "знатных людей", "свободных простолюдинов" и "рабов", закреплял социальное неравенство между людьми, то в более поздние периоды "писаные законы становились формально обязательными для всех, но для других этносов в этих же странах имели силу и "неписаные законы".
Таким образом, в большинстве древних и в средневековых цивилизациях на определенных стадиях развития появляются своды "писаных законов", которые служили основной формально признанной формой организации и регулирования отношений в обществе.
Третья стадия управленческих нововведений относится к VI-V тыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона Навуходоносора II, который вводит системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах путем маркировки
выпускаемой продукции. Примерно в этих временных рамках в Древнем Риме, Египте внедряется система территориального управления и административная организация Римской католической церкви, с выделением административно-хозяйственных округов, военных административных округов во главе с сатрапами (губернаторами) и военачальниками.
С зарождением капитализма, началом индустриальных революций, появлением наемных менеджеров как особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, связана четвертая стадия формирования менеджмента XVII-XVIII вв. Они занимались сбором налогов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, ирригационных сооружений, надзирали за работой крестьян на царских и государственных землях, мастерских, но теперь этот тип работников начинает формироваться в самостоятельную касту управленцев, незаменимую в крупных частных и государственных хозяйствах, в первую очередь земледельческих.
Это было характерно и для России, когда собственники крупных имений, заводов и фабрик далеко не всегда сами занимались хозяйственной деятельностью и, проживая в крупных культурных центрах страны, нанимали для ведения всех хозяйственных и производственных дел управляющих.
Пятая стадия, которую можно назвать "революцией", характеризуется бурным развитием акционерного, промышленного, банковского и корпоративного капитала. В сфере управления появляется административный работник, который осуществляет контроль за деятельностью людей на производстве в интересах частной и государственной собственности.
Собственник, в силу масштабности производства, уже не в состоянии выполнять управленческие функции и вынужден передавать их наемным менеджерам. Таким образом, первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и, в результате делового общения, зарождению письменности.
Вторая революция связана с именем вавилонского царя Хаммурапи и породила образцы сугубо светской аристократической формы управления.
Третья революция в управлении по времени относится к царствованию Навуходоносора II, когда произошло соединение государственных плановых методов управления с производственной деятельностью. Период зарождения капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации ознаменован четвертой революцией, в которой чисто управленческие функции занимают достойное место наравне с техническими и финансовыми.
Пятая управленческая революция сформировала новую управленческую касту - профессиональных менеджеров, управляющих, как доминирующую силу в сфере управления материальным и духовным производством.
Следовательно, истоки менеджмента берут свое начало в религиозно-культовых отношениях и хозяйственных, организованных формах деятельности людей. Перечисленные управленческие революции совпадают с основными историческими фазами смены культур и социальных сословий, когда на смену господства жрецов приходит власть военной и гражданской аристократии, а ее, в свою очередь, вытесняют вначале предприимчивые буржуа, а затем и наемные работники, "пролетарии управления".
Ростки государственного управления в России появляются в XVII в. с началом преобразований Петра I: государственной поддержки ремесленного производства и развития крупной промышленности; укрепления финансовой системы; содействия развитию сельского хозяйства; активизации внешней и внутренней торговли; перехода на новое летоисчисление, создания государственного аппарата управления. Во второй половине XVIII в. Екатериной II создается "Учреждение для управления губерний Российской Империи", в начале XIX в. Александр I издает манифест об учреждении министерств, наделенных властью и ответственностью.
В 1864 году Александр II утверждает "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которым вводится в России всесословное самоуправление, а благодаря усилиям СЮ. Витте (1849— 1915) и А.С. Столыпина (1862-1911) разрабатывается программа реформ, рассчитанная на 20 лет, ориентированная на децентрализацию управления всех отраслей государственного сектора.
Регулирование современных культурных процессов
Хозяйственно-производственные, социальные, товарно-денежные отношения составляют природную основу менеджмента, который в процессе развития цивилизации постепенно приобретает черты социального, хозяйственного, административного, экономического, социально-культурного и других типов менеджмента. Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулирования культурной жизни, особенно в переломные моменты общественного развития. На основе права в культуре гарантируются свободы культурной и творческой деятельности, гармонизация отношений различных субъектов культурной жизни. Государство принимает на себя гарантии материальной поддержки, защиты национально-культурного достояния, регулирования отношений собственности в культуре, обеспечение культурно-национальной автономии малочисленных народов, поддержки особо одаренных граждан, новаций в области культуры, доступности культурной деятельности для социально незащищенных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и др.).
Развитие рыночной экономики, строительство новой российской государственности потребовали формирования правового пространства для деятельности в сфере культуры.
Активная разработка законодательной базы берет начало с 1992 года с принятия "Основ законодательства Российской Федерации о культуре", где впервые законодательно определены права и свободы народов и этнических общностей в области культуры, установлены обязанности федеральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления по финансированию культуры, экономической деятельности, участию в международных культурных обменах.
В 1994 году принимается Закон РФ № 79-ФЗ "О библиотечном деле" (29.12.94г.), который установил принципы деятельности библиотек, финансирование их из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов, сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов страны. Указом Президента РФ в 1995 г. был установлен общероссийский День библиотек, который отмечается 27 мая и является пока единственным профессиональным праздником работников культуры (в числе профессиональных праздников работников искусства - День театра, День кино).
Особенности правового положения музейного фонда РФ, а также порядок создания и правовое положение музеев РФ определены Законом РФ от 25.05.96 года № 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
В развитие данного закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 г. № 179 были утверждены: Положение о музейном фонде РФ, Положение о государственном каталоге Музейного фонда РФ, Положение о лицензировании деятельности музеев РФ.
Стратегические направления дальнейшего развития правовой базы культуры определены Указом Президента РФ от 01.07.96 г. № 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". Утверждено более 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения, повышены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, рассмотрены вопросы о передаче собственности. Образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству. Закон РФ от 22.08. 96 г. № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии. Постановлением Правительства РФ 18 декабря 1997 г. принимается Концепция развития кинематографии РФ.
Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановление Госдумы РФ от 05.03.97 г. № 1189-2 ГД "О творческих работниках и творческих союзах", в котором определяются правовые гарантии творческих объединений в интересах развития литературы и искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа творческих профессий в обществе, прав на свободное самовыражение, правовые, материальные, социальные и иные гарантии их конституционных прав.
Таким образом, в нормативных документах органов государственной власти в сфере культуры прослеживается системный подход в осуществлении государственного регулирования, определяющего формы поддержки культуры и допустимые пределы вмешательства в культуру, художественную жизнь как саморазвивающуюся сферу общественной жизни. Внешнее вмешательство (управление и регулирование) является продуктивным, пока оно не препятствует самореализации внутренних законов самореализации культурной жизни, а умело соизмеряет степень регулирования и саморегулирования.
Подводя итоги данного параграфа, отметим, что социокультурный менеджмент как самостоятельная научная и учебная дисциплина только начинает складываться, обретает черты единого статуса и стандарт, логика и методология предмета выстраиваются на уровне тех требований, которые предъявляются к этой отрасли знаний и учебной дисциплине.
Определяющим законом социокультурного развития является социокультурная политика государства как главного механизма реализации принципов "социального государства", "социально ограниченного рынка", "корпоративизма", предоставляющих людям право совладения и распоряжения корпоративной собственностью, социокультурной организации, ответственности, полномочий и ресурсов в организации общественной жизни, декларируемьгх Конституцией РФ.
Закономерности и принципы менеджмента
Корпоративный способ организации социокультурной жизни позволяет не только декларировать благородные принципы, но и реализовывать их, поскольку заботу о людях берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий муниципальных районов и городских округов. Поскольку население становится хозяином и собственником территории, на которой оно проживает, то центр принятия решений перемещается в муниципальные образования, которые при корпоративном хозяйствовании способны рационально развивать социокультурную жизнь своего населения. На этой основе обретает силу закона еще одна норма социокультурного управления - наделение правами, полномочиями и ресурсами управления местных органов власти.
Становясь совладельцами собственности, акционерами, люди сами создают властные структуры поселений, развивают самоуправление и саморегулирование, зарабатывают на свои социокультурные нужды, финансируют культуру, образование, сами решают проблемы на своих территориях. Основными принципами социокультурного менеджмента являются:
-
единоначалие в принятии решений и коллегиальность при их обсуждении;
-
единство методов менеджмента и соблюдение целостности социокультурной системы;
-
сочетание отраслевого и территориального менеджмента;
-
прогнозирование социокультурного менеджмента;
-
мотивация труда;
-
ответственность за результаты социокультурного менеджмента;
-
рациональный подбор, подготовка, расстановка и использование кадров;
-
эффективность и экономичность менеджмента;
-
программно-целевое, проектное развитие.
Реализация рассмотренных выше законов и принципов управления осуществляется на основе социально-психологических, экономических, организационно-административных методов, самоуправления и саморегулирования социокультурных систем.
Контрольные вопросы и задания
-
Роль менеджера в деятельности организации.
-
Назовите основные периоды эволюционного накопления приз)шков менеджмента.
-
Трансформации функций менеджера.
-
Некоммерческий характер социокультурной сферы.
-
Специфика предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
-
Какими законодательными актами регулируется правовое поле культуры?
-
Охарактеризуйте основные закономерности развития менеджмента.
-
Перечислите основные принципы менеджмента.
-
Сущность современных законодательных актов преобразования социокультурной сферы
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление