logo
ББК 77 Чижиков

§ 4. Исторические этапы развития менеджмента

В данном параграфе пойдет речь о характерных чертах социо­культурного менеджмента, но вначале остановимся на некоторых во­просах, характеризующих деятельную личность (личность менедже­ра).

Данные вопросы, прежде всего, рассмотрим на основе зарубеж­ного опыта развития менеджмента, который в процессе длительной истории выработал устойчивые, традиционные модели управления и продолжает искать новые подходы, решения и методы, адекватные изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

Сегодня мало кто сомневается в том, что рациональное, эффек­тивное производство, сопровождаемое стремлением к прибыли и ос­нованное на частной собственности и индивидуальных предпринима­тельских усилиях, является центральным принципом современной системы хозяйствования.

Прежде всего, ответим на один важный смыслообразующий во­прос: отличается ли менеджмент от управления? Большинство спе­циалистов и ученых сходятся во мнении, что менеджмент является разновидностью управления, но отличается от него тем, что носит бо­лее прикладной и конкретный характер.

Его утилитарная направленность проявляется в процессах, обес­печивающих интеграцию и наиболее эффективное использование ма­териальных и человеческих ресурсов в интересах достижения целей.

Становление менеджмента

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но в значительной мере зависит от квалифика­ции, профессионализма, психологических ка­честв менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспе­чения эффективности работы организации.

Роль менеджера в деятельности организации следует рас­сматривать как непосредственное, персонифицированное выра­жение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть. Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно разви­ваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципиально важных положения:

  1. в каждом конкретном виде деятельности, будь то промыш­ленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социаль­но-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои харак­терные особенности и специфические признаки;

  2. характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных от­ношений.

Первые письменные документы, раскрывающие формы органи­зации труда, уходят в глубокую историю. Организация труда в сред­невековых христианских монастырях, в мастерских средневекового европейского ремесленника, труда и быта в домашнем хозяйстве Древней Греции описана в "Домострое" Ксенофонта, "Домострое" средневековой Руси, политическая организация общества и система управления им - в "Законах" и "Государстве" Платона, в работе "О граде Божьем" Аврелия Августина, в работе "Государь" Никколо Ма­киавелли.

В современной учебной и научной литературе, в частности, "Со­циальный менеджмент". М.: МГСИ, 1998; кандидатской диссертации Элфинеш Х.Е. «Социальная регуляция культурных процессов (исто­рическая традиция и современность)». М.: МГУКИ, 2001 и др., про­цесс развития менеджмента часто группируют в определенные этапы, которые называют "революциями в менеджменте". Таких "револю­ций" выделяется пять. Периодизация "революций в менеджменте" за­дает некую формальную схему, которую удобно использовать для краткого анализа генезиса менеджмента в целом.

Накопление признаков менеджмента

Однако фиксацию некоего историко-хозяйственного факта, хотя и первого в своем роде (пусть даже древнейшего из известных нам), но сугубо локального по своему влиянию (даже в рамках целого государства), какими являются описания в названных выше работах, вряд ли можно назвать револю­циями. Другое дело, когда в обществе фиксируется определенное яв­ление, которое становится переломным для всего человечества или региона Земли, как, скажем, возникновение христианства в истории религии, зарождение капитализма, социальные, политические и эко­номические трансформации, революционность которых подтвержда­ется радикальными преобразованиями.

Таким образом, развитие менеджмента от первых его проявле­ний в Древнем мире до современного уровня можно рассматривать в виде определенных этапов, эволюционного накопления признаков ме­неджмента, согласующихся с характером социально-политических и производственных отношений. Первую стадию как начало зарожде­ния менеджмента можно связать с цивилизацией Древнего Египта и в большей степени со священнослужителями (начало III тыс. до н.э.). Во многих культурах Древнего мира известны отдельные человеческие жертвоприношения, связанные с особыми просьбами к богам - при закладке храмов, дворцов и крепостей, в случаях стихийных бедствий и т.д.

В качестве дара в первобытном обществе и в Древнем мире мог­ли использоваться люди, ритуально умерщвляемые, а позже могли использоваться и материальные ценности, которые безвозвратно уничтожались в огне, воде, разбивались, зарывались в землю. Данная процедура поднесения богам даров не могла приносить храмам и жре­цам каких-либо богатств.

Не будучи какими-то "хозяйствующими субъектами" жрецы, тем не менее, выполняли ряд функций руководителей, которые определя­лись статусом посредников между людьми и богами. Истолковывая людям причины различного рода несчастий как божественное наказа­ние, а необычные природные явления как знаки и сообщения богов, жрецы имели возможность манипулировать общественным сознани­ем, направляя деятельность людей в нужном им направлении, регули­ровать нормы социальной жизни и правила поведения. Эта деятель­ность характеризовалась в большей степени как "социально-политический" менеджмент, нежели как "экономический". Но жрецы не были единственными руководителями, так как наряду с религиозной суще­ствовала и светская власть, в лице императоров, царей, вождей, кото­рые зачастую выполняли и религиозные функции, выдавая себя за на­местников богов. И при светских властителях жрецы служили в роли советников, учителей, но не в качестве хозяйственных руководителей.

Начало активной хозяйственной деятельности жрецов связано с укреплением храмов и превращением их в крупные хозяйственные субъекты. Превращение в эпоху Средневековья христианских мона­стырей и храмов в собственников огромных земельных наделов и хо­зяйств вывело жрецов в ранг хозяйственных руководителей, которые стали руководить деятельностью других жрецов (ниже по рангу), ра­ботой рабов, надзирали за крестьянами, работавшими на храмовых землях, ремесленниками храмовых мастерских.

Храмы играли огромную роль в экономическом управлении го­сударств, в их хозяйственной деятельности устанавливались твердые меры веса, расстояния, объема, размеры процентов по займам и бес­процентные ссуды. Можно сказать, что хозяйственная деятельность храмов стала прародительницей первых функционеров-управляющих, по своей сути, предков нынешних менеджеров.

Вторая стадия накопления признаков менеджмента связана с появлением светских вариантов управления и возникновением первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, изданием "Кодекса царя Хамму-рапи" (начало второго тыс. до н.э.), законов "12 таблиц" в Древнем Риме (III в. до н.э.), законов Солона в Афинах и законов Ликурга в Спарте (I в. до н.э.) и др.

И если "Кодекс царя Хаммурапи", состоявший из 285 законов, в основном еще указывал на обязанности людей перед богами и храма­ми и делил общество на "знатных людей", "свободных простолюди­нов" и "рабов", закреплял социальное неравенство между людьми, то в более поздние периоды "писаные законы становились формально обя­зательными для всех, но для других этносов в этих же странах имели силу и "неписаные законы".

Таким образом, в большинстве древних и в средневековых ци­вилизациях на определенных стадиях развития появляются своды "пи­саных законов", которые служили основной формально признанной формой организации и регулирования отношений в обществе.

Третья стадия управленческих нововведений относится к VI-V тыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона На­вуходоносора II, который вводит системы производственного контро­ля на текстильных фабриках и в зернохранилищах путем маркировки

выпускаемой продукции. Примерно в этих временных рамках в Древ­нем Риме, Египте внедряется система территориального управления и административная организация Римской католической церкви, с вы­делением административно-хозяйственных округов, военных админи­стративных округов во главе с сатрапами (губернаторами) и воена­чальниками.

С зарождением капитализма, началом индустриальных револю­ций, появлением наемных менеджеров как особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, связана четвертая стадия форми­рования менеджмента XVII-XVIII вв. Они занимались сбором нало­гов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, ирригационных сооружений, надзирали за работой крестьян на цар­ских и государственных землях, мастерских, но теперь этот тип ра­ботников начинает формироваться в самостоятельную касту управ­ленцев, незаменимую в крупных частных и государственных хозяйст­вах, в первую очередь земледельческих.

Это было характерно и для России, когда собственники крупных имений, заводов и фабрик далеко не всегда сами занимались хозяйст­венной деятельностью и, проживая в крупных культурных центрах страны, нанимали для ведения всех хозяйственных и производствен­ных дел управляющих.

Пятая стадия, которую можно назвать "революцией", характе­ризуется бурным развитием акционерного, промышленного, банков­ского и корпоративного капитала. В сфере управления появляется ад­министративный работник, который осуществляет контроль за дея­тельностью людей на производстве в интересах частной и государст­венной собственности.

Собственник, в силу масштабности производства, уже не в со­стоянии выполнять управленческие функции и вынужден передавать их наемным менеджерам. Таким образом, первая управленческая ре­волюция привела к возникновению власти жрецов и, в результате де­лового общения, зарождению письменности.

Вторая революция связана с именем вавилонского царя Хамму­рапи и породила образцы сугубо светской аристократической формы управления.

Третья революция в управлении по времени относится к царст­вованию Навуходоносора II, когда произошло соединение государст­венных плановых методов управления с производственной деятельно­стью. Период зарождения капитализма и начало индустриального про­гресса европейской цивилизации ознаменован четвертой революцией, в которой чисто управленческие функции занимают достойное место наравне с техническими и финансовыми.

Пятая управленческая революция сформировала новую управ­ленческую касту - профессиональных менеджеров, управляющих, как доминирующую силу в сфере управления материальным и духовным производством.

Следовательно, истоки менеджмента берут свое начало в рели­гиозно-культовых отношениях и хозяйственных, организованных формах деятельности людей. Перечисленные управленческие револю­ции совпадают с основными историческими фазами смены культур и социальных сословий, когда на смену господства жрецов приходит власть военной и гражданской аристократии, а ее, в свою очередь, вы­тесняют вначале предприимчивые буржуа, а затем и наемные работ­ники, "пролетарии управления".

Ростки государственного управления в России появляются в XVII в. с началом преобразований Петра I: государственной поддерж­ки ремесленного производства и развития крупной промышленности; укрепления финансовой системы; содействия развитию сельского хо­зяйства; активизации внешней и внутренней торговли; перехода на новое летоисчисление, создания государственного аппарата управле­ния. Во второй половине XVIII в. Екатериной II создается "Учрежде­ние для управления губерний Российской Империи", в начале XIX в. Александр I издает манифест об учреждении министерств, наделен­ных властью и ответственностью.

В 1864 году Александр II утверждает "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которым вводится в России всесо­словное самоуправление, а благодаря усилиям СЮ. Витте (1849— 1915) и А.С. Столыпина (1862-1911) разрабатывается программа ре­форм, рассчитанная на 20 лет, ориентированная на децентрализацию управления всех отраслей государственного сектора.

Регулирование современных культурных процессов

Хозяйственно-производственные, социальные, товарно-денежные отношения составляют природную основу менеджмента, который в процессе развития цивилизации постепенно приобретает черты социального, хозяйственного, административного, экономического, социально-культурного и других типов менеджмента. Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулиро­вания культурной жизни, особенно в переломные моменты общест­венного развития. На основе права в культуре гарантируются свободы культурной и творческой деятельности, гармонизация отношений раз­личных субъектов культурной жизни. Государство принимает на себя гарантии материальной поддержки, защиты национально-культурного достояния, регулирования отношений собственности в культуре, обеспечение культурно-национальной автономии малочисленных на­родов, поддержки особо одаренных граждан, новаций в области куль­туры, доступности культурной деятельности для социально незащи­щенных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и др.).

Развитие рыночной экономики, строительство новой российской государственности потребовали формирования правового пространст­ва для деятельности в сфере культуры.

Активная разработка законодательной базы берет начало с 1992 года с принятия "Основ законодательства Российской Федерации о культуре", где впервые законодательно определены права и свободы народов и этнических общностей в области культуры, установлены обязанности федеральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления по финансированию культуры, экономиче­ской деятельности, участию в международных культурных обменах.

В 1994 году принимается Закон РФ № 79-ФЗ "О библиотечном деле" (29.12.94г.), который установил принципы деятельности биб­лиотек, финансирование их из средств федерального бюджета, бюд­жетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов, сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного насле­дия народов страны. Указом Президента РФ в 1995 г. был установлен общероссийский День библиотек, который отмечается 27 мая и явля­ется пока единственным профессиональным праздником работников культуры (в числе профессиональных праздников работников искус­ства - День театра, День кино).

Особенности правового положения музейного фонда РФ, а так­же порядок создания и правовое положение музеев РФ определены Законом РФ от 25.05.96 года № 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

В развитие данного закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 г. № 179 были утверждены: Положение о музейном фонде РФ, Положение о государственном каталоге Музейного фонда РФ, Положение о лицензировании деятельности музеев РФ.

Стратегические направления дальнейшего развития правовой базы культуры определены Указом Президента РФ от 01.07.96 г. № 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". Утверждено более 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенациональ­ного значения, повышены стипендии для выдающихся деятелей куль­туры и искусства, рассмотрены вопросы о передаче собственности. Образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству. Закон РФ от 22.08. 96 г. № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинемато­графии в Российской Федерации" определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематогра­фии. Постановлением Правительства РФ 18 декабря 1997 г. принима­ется Концепция развития кинематографии РФ.

Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановле­ние Госдумы РФ от 05.03.97 г. № 1189-2 ГД "О творческих работни­ках и творческих союзах", в котором определяются правовые гарантии творческих объединений в интересах развития литературы и искусст­ва, сохранения художественных школ и традиций, повышения пре­стижа творческих профессий в обществе, прав на свободное самовы­ражение, правовые, материальные, социальные и иные гарантии их конституционных прав.

Таким образом, в нормативных документах органов государст­венной власти в сфере культуры прослеживается системный подход в осуществлении государственного регулирования, определяющего формы поддержки культуры и допустимые пределы вмешательства в культуру, художественную жизнь как саморазвивающуюся сферу об­щественной жизни. Внешнее вмешательство (управление и регулиро­вание) является продуктивным, пока оно не препятствует самореали­зации внутренних законов самореализации культурной жизни, а умело соизмеряет степень регулирования и саморегулирования.

Подводя итоги данного параграфа, отметим, что социокультур­ный менеджмент как самостоятельная научная и учебная дисциплина только начинает складываться, обретает черты единого статуса и стан­дарт, логика и методология предмета выстраиваются на уровне тех требований, которые предъявляются к этой отрасли знаний и учебной дисциплине.

Определяющим законом социокультурного развития является социокультурная политика государства как главного механизма реа­лизации принципов "социального государства", "социально ограни­ченного рынка", "корпоративизма", предоставляющих людям право совладения и распоряжения корпоративной собственностью, социо­культурной организации, ответственности, полномочий и ресурсов в организации общественной жизни, декларируемьгх Конституцией РФ.

Закономерности и принципы менеджмента

Корпоративный способ организации социокультурной жизни позволяет не только декларировать благородные принципы, но и реализовывать их, поскольку заботу о людях берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные обра­зования, население территорий муниципальных районов и городских округов. Поскольку население становится хозяином и собственником территории, на которой оно проживает, то центр принятия решений перемещается в муниципальные образования, которые при корпора­тивном хозяйствовании способны рационально развивать социокуль­турную жизнь своего населения. На этой основе обретает силу закона еще одна норма социокультурного управления - наделение правами, полномочиями и ресурсами управления местных органов власти.

Становясь совладельцами собственности, акционерами, люди сами создают властные структуры поселений, развивают самоуправ­ление и саморегулирование, зарабатывают на свои социокультурные нужды, финансируют культуру, образование, сами решают проблемы на своих территориях. Основными принципами социокультурного ме­неджмента являются:

Реализация рассмотренных выше законов и принципов управле­ния осуществляется на основе социально-психологических, экономи­ческих, организационно-административных методов, самоуправления и саморегулирования социокультурных систем.

Контрольные вопросы и задания

  1. Роль менеджера в деятельности организации.

  2. Назовите основные периоды эволюционного накопления приз)шков ме­неджмента.

  3. Трансформации функций менеджера.

  4. Некоммерческий характер социокультурной сферы.

  5. Специфика предпринимательской деятельности некоммерческих органи­заций.

  6. Какими законодательными актами регулируется правовое поле культу­ры?

  7. Охарактеризуйте основные закономерности развития менеджмента.

  8. Перечислите основные принципы менеджмента.

  9. Сущность современных законодательных актов преобразования социо­культурной сферы

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4