logo search
шпоры

12.Групповая динамика в системе менеджмента.

Группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Организация любого размера состоит из некоторого количества групп. Руководство организации создает формальные группы, когда производит разделение труда по горизонтали - по подраз­делениям и по вертикали - по уровням управления. Большая ор­ганизация может состоять из сотен или даже тысяч малых групп.

Формальные группы создаются по воле руководства, их функцией по отношению к организации в целом является вы­полнение конкретных задач и достижение определенных, кон­кретных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, рабочие группы и комитеты, комиссий, советы.

Командная, или соподчиненная, группа руководителя состо­ит из руководителя и его непосредственных подчиненных, кото­рые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Гене­ральный директор и его заместители, ректор в вузе и проректо­ры, командир роты и подчиненные ему командиры взводов - типичные командные группы.

Рабочая - целевая группа состоит из лиц, вместе работаю­щих над одним и тем же заданием. У такой группы есть руково­дитель, но эти группы отличаются от командных тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осу­ществлении своего труда, Рабочие или целевые группы состав­ляют основу многих научных технологических и образователь­ных организаций, они действуют pi в крупнейших в мире по объемам производства промышленных компаниях.

Все командные и рабочие группы, а также комитеты, ко­миссии и советы должны эффективно работать как единый сла­женный коллектив. Однако существует множество факторов, осложняющих или препятствующих работе формальной группы как единому слаженному коллективу.

Неформальные группы - это спонтанно образующиеся груп­пы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Трудовая среда очень благо­приятна для образования таких групп. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, задачи, которые они решают, заставляют их часто общаться и взаимодействовать друг с дру­гом. В большой формальной организации существует не одна неформальная группа,, Большинство из них свободно объедине­ны в своего рода сеть - неформальную организацию.

Неформальные группы в некоторой степени подобны фор­мальным в них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спон­танно возникших группах имеются неписаные правила, назы­ваемые нормами, которые служат для членов организации эта­лонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощ­рений и санкций. Неформальная группа является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Причины вхождения в неформальные организации состоят в том, что принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные, чем получаемая заработная плата: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаим­ная защита, тесное общение и взаимная заинтересованность.

Свойства неформальных групп отличаются от свойств фор­мальных организаций, к ним относятся такие характеристики, как социальный контроль, сопротивление переменам, наличие неформальных лидеров.

Социальный контроль - это установление и укрепление групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. В неформальной организации имеются свои правила, они могут касаться характера одежды, поведения приемлемых видов рабо­ты и правил поведения. Несоблюдение этих норм может жесто­ко караться, тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Социальный контроль, осуществляемый неформальной органи­зацией, может оказать положительное влияние и способствовать достижению целей формальной организации.

Типичным в неформальных организациях является сопро­тивление переменам. Это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, по­явление большой группы новых сотрудников может привести к распаду неформальной группы или организации.

Неформальными группами руководят неформальные лидеры.

Теоретики менеджмента предлагают следующий подход к неформальным группам и организациям: ]) признавать сущест­вование неформальной организации и работать с ней; 2) выслу­шивать мнения членов и лидеров неформальных групп, работать с ними, поощряя тех, кто способствует достижению целей пред­приятия; 3) принимая решения, оценивать их возможное отри­цательное воздействие на неформальную организацию; 4) чтобы ослабить сопротивление переменам неформальной организации, привлекать ее группы к участию в принятии решений; 5) быстро выдавать точную информацию, тем самым препятствуя распро­странению слухов.

Эффективность работы группы зависит от следующих факторов: размер и состав группы, групповые нормы, сплочен­ность, единомыслие и конфликтность группы, статусы и функ­циональные роли ее членов.

Предпочтительный размер группы составляет от 5 до 8 че­ловек. Группы, насчитывающие от 5 до 11 членов, обычно при­нимают более точные решения, чем меньшие или большие по численности. В группах из 5 человек ее члены испытывают наи­большую удовлетворенность работой. Увеличение размера группы приводит к усложнению общения и достижению согла­сия, усиливает тенденцию к неформальному разделению групп на подгруппы, действующие с разными целями.

Состав группы характеризуется степенью сходства лично­стей и точек зрения, подходов, которые проявляются при решнии проблем. Исследования показывают, что группа, состоящая из непохожих личностей, имеющих разные точки зрения, рабо­тает более эффективно, чем группа, члены которой имеют схо­жие точки зрения.

Сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа, оказывают группо­вые нормы.

Положительными нормами считаются: гордость за органи­зацию; достижение целей; прибыльность; коллективный труд; планирование; контроль; профессиональная подготовка кадров; нововведения; отношения с заказчиком; защита чести.

Мера тяготения членов группы друг к другу и к группе ха­рактеризуется сплоченностью. Сплоченная группа — это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и счита­ют себя похожими. Высокий уровень сплоченности может по­высить эффективность всей организации, если цели и группы, и организации согласуются между собой. В сплоченных группах мало проблем в общении, недопонимания, напряженности, вра­ждебности и недоверия, а производительность их труда выше чем в несплоченных группах.

Руководство добивается сплоченности путем периодиче­ских собраний, упора на глобальные цели группы, предоставле­нием возможности каждому члену группы возможности видеть его вклад в достижение этих целей.

Групповое единомыслие представляет собой тенденцию по­давления отдельной личностью своих взглядов, если они проти­воречат взглядам остальных членов группы. Члены группы счи­тают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности и поэтому несогласия следует избегать. Эта тенденция самопро­извольно усиливается. В результате задачи решаются с меньшей эффективностью, поскольку не вся необходимая информация и альтернативные решения обсуждаются и оцениваются.

Активный обмен мнениями полезен, но он может привести к внутригрупповым спорам и другим открытым конфликтам, которые нередко могут быть вредны.

Статус членов группы определяется рядом факторов, вклю­чая такие, как старшинство в должности и ее название, распо­ложение и тип рабочего места, кабинета, образование, инфор­мированность и накопленный опыт. Члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на ре­шения группы, чем члены группы с низким статусом. Это дале­ко не всегда ведет к повышению эффективности, поскольку со­трудник, предлагающий наиболее ценные идеи, может не иметь высокого статуса. Тогда для эффективной работы группе при­дется прилагать совместные усилия, чтобы в ней не доминиро­вали мнения членов, имеющих более высокий статус.

Функциональные роли членов группы подразделяются на два основных направления - это целевые и поддерживающие.

Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Целе­вые роли включают: инициирование деятельности; поиск ин­формации; сбор мнений; предоставление информации, приме­нение своего опыта в решении проблем группы; высказывание мнений, убеждений, касающихся какого-либо предложения и его оценки; проработка предложений и прогнозирование пер­спектив принятых решений; координирование путем разъясне­ния предложений, интегрирование в деятельности подгрупп или членов группы; обобщение предложений и оценок.

Поддерживающие роли, подразумевают поведение, способ­ствующее поддерживанию и активизации жизни и деятельности группы. Поддерживающие роли включают: поощрение путем душевного, отзывчивого отношения к другим членам группы и их идеям; обеспечение участия путем развязывания инициативы каждого члена.