logo
шпоры

14.Этика и психология менеджмента.

Общение - разносторонний процесс развития контактов ме­жду людьми, который обусловлен совместной деятельностью, взаимодействием разных уровней. Формировавшееся со времен зарождения человечества общение как деятельность стало пред­ставлять собой систему актов, каждый из которых определяется:

Умение вести деловую беседу, этично общаться с сотрудни­ками связывается с врожденными качествами личности и при­обретенными. В практике управления наибольшую роль играет «золотая середина», заключающаяся в оптимальном сочетании полученного результата и затраченных времени, денег и усилий на приобретенные навыки.

Формирование деловой культуры происходит под воздейст­вием знаний, морали, социальных и религиозных догм, приоб­ретенных обществом в процессе развития.

Средства общения делятся на две большие группы:

  1. вербальные (словесные);

  2. невербальные.

К вербальным средствам общения относится обмен инфор­мацией с помощью слов, т.е. информацией, которая шифруется или кодируется в слова. Устная передача информации пред­ставляет собой обмен посредством речевой связи - переговоры, телефонные разговоры, личные контакты.

Особую значимость приобретает стиль общения, которым ведется беседа. В настоящее время выделяются три стиля, дело­вого общения: научный, публицистический и официальный.

Научным стилем общения пользуются люди, занятые в на­учной сфере, - работники научно-исследовательских организа­ций. Этот стиль требует логичности и точности изложения ин­формации, наличия аргументов и фактов, подтверждающих реп­лики и высказывания.

Публицистический стиль характерен для лиц экономиче­ской, политической и общественной сфер жизни. Публицистика применяется для объяснения событий, аргументации фактов, в целях информирования, разъяснения, позиционирования и фор­мирования необходимого мнения.

Официальный стиль является наиболее востребованным в системе менеджмента и управления профессиональной деятель­ностью. Он характеризуется точностью, стандартностью, объек­тивностью и специализацией речи как в письменной, так и в устной форме.

Необходимо учесть, что в процессе делового общения ак­тивно используется разговорная речь.

К невербальным средствам общения относятся:

Они выражаются в мимике, позе, голосе, жестах, взгляде, походке.

Из невербальных средств общения немалое значение имеет голос (его высота, тембр).

В процессе общения психологи выделяют различного рода прикосновения общающихся, которые помогают последним достичь комфорта (дискомфорта) в процессе межличностной коммуникации:

Определение имиджа

Имидж менеджера - это целостный непротиворечивый об­раз руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожи­даниям, предъявляемым членами группы к руководителю.

Можно выделить следующие составляющие имиджа руко­водителя организации:

Основной целью формирования имиджа является моделирова­ние способа восприятия руководителя подчиненными, при кото­ром он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.

Функции имиджа

Главная функция имиджа - приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимое действий человека для окружающих, т.е., чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.

Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется в предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры.

Нормативная функция следует из двух предыдущих и заключается она в том, что руководитель задает нормы взаимодействия в группе (организации).

У имиджа существуют также внешние по отношению к организации функции, такие как функции представительства и позиционирования организации во внешней среде.

Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности. Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем I ему легче всего быть). Во втором случае на формирование имиджа руководителя влияет общественное мнение, СМИ, - имиджмейкеры и др.

Процесс формирования имиджа достаточно универсален как для коммерческих, так и для государственных структур. Что ка­сается характеристик, влияющих на создание имиджа руководи­теля, то они носят ситуационный характер и зависят от специ­фики деятельности руководителя и организации в целом.

Самоменеджмент - техника правильного использования времени. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, созна­тельно управлять течением своей жизни и преодолевать внеш­ние обстоятельства как на работе, так и в жизни.

Функции самоменеджмента: постановка целей, разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности, приня­тие решений по предстоящим делам, составление распорядка дня и организация личного трудового процесса, самоконтроль и контроль итогов, информация и коммуникация.

Самоуправление - это сознательное воздействие человека на свою психическую деятельность, собственное поведение с целью | сохранения или изменения характера их протекания. Самоуправле­ние для человека - это решение вопросов о том, что и как делать.

Самовоспитание можно понимать как процесс самоуправле­ния, направленный на осознанное изменение своей личности. Про­цесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки.

Самооценка ценность, значимость, которой человек наде­ляет себя в целом и отдельные стороны своего поведения.

Интеллект - это система психических процессов, обеспечи­вающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать своё поведение. Различают вербальный и невербальный интеллект.

Вербальный интеллект - интегральное образование, функ­ционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.

Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно - действенного мышления с опорой на зрительные образы и про­странственные представления.