logo
шпоры

3.Законы организации второго уровня и их практическое использование.

Действие законов организации второго уровня (или фоно­вых законов) распространяется на социальную, биологическую и частично техническую системы. К ним относятся закон ин­формированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза и закон композиции и пропорциональности.

1. Закон информированности упорядоченности.

• Формулировка закона: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше досто­верной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования».

Из закона информированности-упорядоченности вытекают два важных следствия.

Следствие 1. «Достижение максимальных значений всех ха­рактеристик информации приводит к дезинформации». Существу­ет естественное максималистское стремление человека и компании приобрести больше информации абсолютно достоверной, сверх­высокой ценности, да еще секретной. Это приводит к большим за­тратам финансовых средств, информационной избыточности, кри­минальным источникам, к перенасыщению информации цифрами, таблицами, графиками и т.д. В результате создаются проблемы обработки, хранения и оценки полученной информации.

Следствие 2. «Информированность работника после дости­жения ею верхнего критического уровня переходит в компе­тентность работника». Каждый работник повышает свою ква­лификацию, изучая литературу, посещая семинары и лекции. 11ри этом информация не сразу переходит на уровень теоретиче­ских или практических знаний. Часть ее теряется, часть посте­пенно накапливается, объединяется с другой, создавая некото­рый цельный набор в какой-либо области. Достигнув необходи­мого объема и пропорций, эта информация становится полезной для решения конкретных задач, а ее носитель приобретает но- вый уровень компетентности.

2. Закон единства анализа и синтеза.

Формулировка закона: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный ре­жим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций».

Примеры реализации закона:

1) компании приспосабливаются к усилению налогового бре­мени, уменьшая налогооблагаемую базу за счет: освобождения от неэффективного имущества, увеличения оборота материальных и финансовых средств, использования труда инвалидов и т.д.;

  1. при усилении внешнего рэкета компании создают соб­ственную службу безопасности;

  2. в условиях повышенной радиации организм животного приспосабливается к новой жизни за счет мутации некоторых органов.

3, Закон композиции и пропорциональности (гармонии).

Формулировка закона: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), нахо­дящиеся в заданной соотносительности (пропорции)».

Профессиональная реализация закона основана на выполне­нии ряда принципов: планирования, координирования, ограни­чения, стабилизации, согласования, полноты.

Принцип планирования: «В каждой компании должен быть обоснованный план деятельности и развития». Этот принцип закрепляет статический (первоначальный) набор ресурсов и их пропорции, которые должны планироваться на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Стратегический уровень планирования охватывает диапазон свыше 5 лет, такти­ческий - от 1 до 4 лег и оперативный - до 1 года. Планирование связано с выработкой миссии и целей компании. Поэтому различают стратегические, тактические и оперативные цели, каж­дая из которых в свою очередь может быть представлена набо­ром более мелких целей или набором задач,

Принцип координирования: «Каждая компания должна сле­дить за стратегическими, тактическими и оперативными изме­нениями и вносить соответствующие коррективы в набор и про­порции ресурсов». Этот принцип определяет динамическую часть в деятельности по формированию набора и пропорцио­нальности ресурсов. Каждая компания обязана проводить ана­литическую работу по выявлению отклонений в наличии ресур­сов и их пропорций. Реальная рыночная ситуация постоянно изменяется. Для компании особенно важна информация о тен­денции таких изменений (слабые сигналы). Своевременное реа­гирование именно на слабые сигналы приносит компании наи­высшую прибыль.

Принцип ограничения: «Набор ресурсов и их пропорции, на­ходящиеся в ведении специалистов, должен быть ограничен рамками разумности для их эффективного управления». Принцип требует от компании соблюдения норм информационного разнообразия. Он заключается в том, что для любого специалиста существуют пределы обрабатываемого количества разнооб­разной информации. Если этот предел превышен, эффектив­ность координации ресурсов и их пропорций будет снижаться.

Принцип стабилизации: «Изменение содержания набора ре­сурсов и их пропорций не должно выходить за пределы задан­ного диапазона (нормативный уровень)». Данный принцип при­выкает компанию к обдуманности своих решений об использовании ресурсов (материальных, интеллектуальных, финансовых и др.), исходя из существующих норм и здравого смысла.

Принцип согласования: «Планируемые к использованию ре­сурсы должны подходить друг другу по техническим, химиче­ским, интеллектуальным и другим характеристикам». Компания должна планировать приобретение и применение ресурсов и их пропорции так, чтобы они были согласованы друг с другом и создавали при совместной работе положительную эмерджентность или синергию.

Принцип полноты: «Каждая компания должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участ­ке деятельности независимо от количества постоянных работни­ков». Принцип требует от компании или ее подразделений вы­полнения необходимых функций либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций.