10. Оценка эффективности управления персоналом
Оценка эффективности управления персоналом основана на построении взаимоувязанной системы оценок:
- кадровых решений, принимаемых всеми менеджерами:
- оценки эффективности работы кадровой службы организации;
- оценки персонала.
Осуществление полной оценки управления персоналом предполагает необходимость использования таких принципов, как:
- вовлечение в процесс оценки всех заинтересованных сторон;
- рассмотрение процесса оценки управления персоналом как непрерывного процесса (от предварительной оценки на стадии принятия решения до заключительной оценки достигнутых результатов);
согласование экономических и социальных показателей оценки принимаемых кадровых решений;
сопоставление полученных результатов от реализации кадровых решений с оценкой затрат, обусловивших их достижение;
проведение оценки окупаемости затрат, связанных с реализацией кадровых решений как в ближайшее время, так и в отдаленной перспективе.
В качестве объектов оценки в сфере управления персоналом могут выступать:
кадровые решения;
деятельность службы управления персоналом;
работники данной организации. .
Оценка кадровых решений может быть рассмотрена в зависимости:
1) от направлений кадровой работы, подлежащих оценке:
набор и отбор персонала;
обучение и развитие;
организация оплаты и стимулирование труда;
- регулирование трудовых отношений и занятости; ~ сокращение персонала и др.;
2) временных границ проведения оценки. Оценка кадровых решений может осуществляться на предварительной стадии принятия решений (предварительная оценка эффективности различных вариантов решения проблемы). Оценка необходима также на промежуточной стадии, чтобы оценить уровень вы- полнения принятых решений. На заключительной стадии оцен- ки рассматриваются результаты, полученные в ходе реализации того или иного решения;
3) участников различных сторон, проводящих оценку. Оценка принимаемых кадровых решений может проводится:
- специалистами кадровой службы, которые должны являться профессионалами в данной области;
линейными менеджерами, непосредственно отвечающими за разработку и принятие кадровых решений;
всеми работниками предприятия (анкетирование по каким-либо вопросам);
- независимыми экспертами со стороны.
Исходным пунктом при принятии решений в сфере управления персоналом должен быть учет экономических и социальных аспектов. К экономическим показателям относятся: инвестиции, затраты на персонал, материальные затраты, оборот. К социальным - степень свободы в действиях и контактах, нагрузка/занятость, абсентеизм, текучесть, удовлетворенность работой.
Социальная и экономическая эффективность управления персоналом может быть рассчитана по эффективности произведенных затрат. Главная задача при принятии решений по управлению персоналом - такое состояние трудового потенциала, которое обеспечивает определенный экономический и социальный эффект, а не максимальную экономию затрат на рабочую силу, так как дешевая рабочая сила - не всегда лучшая.
Большинство результатов принимаемых кадровых решений может быть оценено в количественных показателях. Это показатели, характеризующие выработку продукции в расчете на одного работника (в единицу времени); затраты времени на исправление брака; потери рабочего времени по болезни; отношение числа работников, уволившихся по собственному желанию и за нарушения трудовой дисциплины к среднесписочной численности работников.
Показатель удовлетворенности работников может быть косвенно оценен на основе анкетирования и интервьюирования работников. Но установить прямую связь удовлетворенности с экономическими показателями работы часто бывает трудно. В этом и многих других случаях приходится ограничиваться качественной оценкой эффективности принимаемых кадровых решений.
Исходные показатели для расчета эффективности принятых решений по управлению персоналом
Показатель | Значение показателя до реализации кадровой политики | Значение показателя после реализации кадровой политики | Отклонение, (%) |
1. Объем продукции (Q), руб. | Q 0 | Q 1 | (Q 1/ Q 0)*100% |
2. Среднегодовая численность персонала, чел. | Ч 0 | Ч 1 | (Ч 1/ Ч 0)*100% |
3. Размер фонда оплаты труда, руб. | Ф 0 | Ф 1 | (Ф 1/ Ф 0)*100% |
4. Среднегодовая зарплата 1 работника, руб. | З 0 = Ф 0 / Ч 0 | З 1 = Ф 1 / Ч 1 | (З 1/ З 0)*100% |
5. Относительная экономия за счет численности персонала, руб. | Экп = (Ч 1 - Ч 0 * Δ Q)* З 1 | ||
6. Относительная экономия за счет роста отдачи зарплаты, руб. | Экз = Ф 1 -Ф 0 * Δ Q | ||
7. Прирост выпуска продукции за счет роста производительности труда и отдачи затрат на персонал, руб. | Vпр = Экп + Экз |
Для оценки деятельности кадровой службы предлагается использовать систему кадрового аудита, кадровый консалтинг и мониторинг управления персоналом.
Кадровый аудит - совокупность методов количественной и качественной оценки персонала в целом и его отдельных параметров. Предметом кадрового аудита являются: расчет потребности в рабочей силе; составление штатного расписания; поиск, подбор и наем работников; административное управление персоналом; выработка и осуществление политики профессионального роста работников, а также социальные вопросы. Кадровый аудит завершается составлением отчета (аудиторского заключения), где анализируются причины социально-кадровой нестабильности, предлагаются стимулирующие меры. Обычно экспертиза, проводимая двумя-тремя экспертами, занимает две-три недели.
Кадровый консалтинг - интегрированная система консультационных услуг, оказываемая руководителям организаций, работникам кадровых служб по вопросам организации, содержания, методологии и осуществления программ набора и отбора персонала, оценки и рационального использования персонала. Агентства, специализирующиеся в этой области, выполняют:
увязку подготовки и повышения квалификации кадров с целями и проблемами организации, ее ориентацию на повышение эффективности работы;
определение потребности различных категорий персонала в повышении квалификации;
определение влияния повышения квалификации кадров на эффективность работы организации и уровень затрат на развитие кадрового потенциала;
- выявление возможных выгод от подготовки руководителей и специалистов в институтах управления, на курсах переподготовки и т.п.;
- поиск способов усиления мотивации сотрудников на повышение квалификации и саморазвитие и т.д.
Мониторинг управления персоналом — способ проведения специальных наблюдений в системе управления персоналом. Целью мониторинга является постоянное отслеживание, контроль и регулирование социально-экономических, организационно-правовых и профессиональных факторов, влияющих на повышение эффективности деятельности персонала. Предметом мониторинга управления персоналом на практике является изучение динамики профессиональной реализации (становление, адаптация, служебный рост, повышение квалификации и т.п.).
Экономический эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом может быть рассчитан по формуле:
Kt - стоимостная оценка единовременных затрат в t-м году; экономия текущих затрат осуществляемых мероприятий в> м году;- коэффициент приведения разновременных затрат и результатов к расчетному году.
Оценка управления персоналом может быть осуществлена также на основе подхода «затраты/результаты»
Затраты | | Результаты, подлежащие количественной оценке |
Расходы, связанные с подбором и обучением персонала Расходы на заработную плату и другие компенсационные выплаты Расходы на содержание кадровой службы Прочие расходы | Повышение производительности. Увеличение объема продаж Улучшение качества продукции Снижение текучести |
Итого: затраты | Итого: прибыль, убытки, упущенная выгода |
Оценка персонала может включать:
- результаты выполнения индивидуальных заданий;
- стиль поведения;
- характерные особенности работника.
Наиболее популярные методы оценки персонала:
1. Метод оценки по критическим ситуациям. При его использовании основное внимание уделяется описанию основных качеств, которые предопределяют эффективную или неэффективную деятельность, например, скорость реагирования на запросы клиентов. Это позволяет выявить, какие качества работника нуждаются в совершенствовании.
2. Балльная система (шкала) оценок. При этом устанавливаются такие характеристики: количество и качество работы, уровень знаний, взаимодействие, лояльность, честность и т.п. Каждому качеству присваивается соответствующий балл от 1 до 5.
3. Метод сравнения по парам. Его суть в том, что каждый работник сравнивается с другим и выявляется, в чем один слабее или сильнее другого.
4. Оценка по целям. Метод основан на четырех моментах:
постановке четких и ясных целей;
совместном участии в обосновании и принятии этих целей руководителем и подчиненным;
- определение временных границ выполнения поставленных целей;
- обратной связи по результатам оценки (от начальника к подчиненному, от подчиненного к руководителю).
К оценке работников могут быть привлечены: руководитель, коллеги, независимые специалисты, непосредственно работники, потребители товаров и услуг. Особая сложность состоит в доведении результатов оценки до самого исполнителя. Чтобы оценка воспринималась как справедливая, необходимо высказывать замечания доброжелательным тоном, подбирать корректные выражения, чтобы отчет об оценке составлять в форме рекомендаций, пожеланий.
Правильная оценка работника возможна только тогда, когда будут достаточно точно сформулированы требования к нему.
- 1. «Основы менеджмента»
- 1.Сущность и категории менеджмента.
- 2.История управленческой мысли.
- 3.Модели менеджмента.
- 4.Организация как объект управления.
- 5.Планирование как функция менеджмента.
- 6.Организация как функция менеджмента
- 7.Координация как функция менеджмента
- 8.Мотивация как функция менеджмента.
- 9.Контроль как функция менеджмента.
- 10.Организационная структура управления предприятием.
- 11.Лидерство и власть в управлении организацией.
- 12.Групповая динамика в системе менеджмента.
- 13.Управление конфликтами и стрессами в организации.
- 14.Этика и психология менеджмента.
- 2. «Теория организации»
- 1.Организация как система.
- 2.Основополагающие законы организации и варианты их реализации.
- 3.Законы организации второго уровня и их практическое использование.
- 4.Специфические законы социальной организации.
- 5.Самоорганизация и самоуправление.
- 3. «Стратегический менеджмент»
- 4. «Инновационный менеджмент»
- 4.1. Инновация: понятие, свойства и классификация
- 4.2.Инновационный процесс: сущность, модель и субъекты
- 4.3.Инновационный менеджмент: сущность, функции, методы и его система
- 4.4.Источники инновационных идей и методы их исследования
- 4.5.Жизненный цикл инновациии
- 4.6. Инновационный потенциал организации и его оценка
- 1.Продуктовый блок (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсов и функций – ниокр, производства, реализации, сервиса)
- 2. Функциональный блок (компоненты функционального блока – стадии жизненного цикла изделий)
- 3. Ресурсный блок
- 4. Организационный блок
- 5. Управленческий блок
- 4.7. Управление инновационными проектами
- 4.8. Специализированные инновационные организации
- 2. Венчурные фирмы
- 3. Фирмы «спин-офф»
- 4. Инжиниринговые фирмы
- 5. Бизнес-инкубаторы
- 6. Технопарк
- 8.Научно-финансово промышленные группы (нфпг)
- 4.9. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 4.10.Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности
- 5. «Инвестиционный менеджмент»
- 2.Понятие и содержание инвестиционного менеджмента.
- 5. Функции и механизм им
- 6. Система организационного обеспечения им
- 3.Управление реальными (капиталообразующими) инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций предприятия
- 2. Политика управления реальными инвестициями предприятия
- 3. Понятие инвестиционного проекта
- 4. Виды инвестиционных проектов и требования к их разработке
- 5. Инвестиционная программа
- 6. Основные критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
- 7. Жизненный цикл инвестиционного проекта
- 8. Разработка календарного плана реализации инвестиционного проекта
- 9. Разработка бюджета реализации инвестиционного проекта
- 10. Обоснование форм выхода проекта из инвестиционной деятельности
- 11. Понятие субъектов инвестиционной деятельности
- 12. Виды субъектов инвестиционной деятельности
- 13. Инвесторы: понятие, их права и обязанности
- 14. Заказчики: понятие, их права и обязанности и выполняемые функции
- 15. Подрядчики: понятие, их права и обязанности
- 16. Понятие договора подряда, его виды
- 17. Нормы Гражданского кодекса рф, посвященные особенности заключения договора подряда
- 18. Пользователи объектов капитальных вложений
- 4.Принципы и показатели экономической эффективности инвестиционных проектов.
- 1. Основополагающие принципы оценки эффективности долгосрочных инвестиций
- 2. Классификация показателей оценки экономической эффективности
- 3. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки чистой текущей стоимости (npv)
- 5. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей учетной нормы рентабельности (arr)
- 6. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей срока внутренней нормы рентабельности (I rr)
- 5.Управление финансовыми инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы финансовых инвестиций предприятия
- 2. Инвестиционные качества финансовых инструментов
- 3. Риск и доходность ценных бумаг
- 4. Рейтинговая оценка ценных бумаг
- 5. Политика управления финансовыми инвестициями
- 6. Понятие портфеля финансовых инвестиций и классификация его видов
- 7. Портфель роста
- 8. Портфель дохода
- 9. Портфель роста и дохода
- 10. Доходность инвестиционного портфеля
- 11. Оценка риска инвестиционного портфеля
- 12. Модели формирования инвестиционного портфеля
- 13. Современная портфельная теория г. Марковица
- 14. Теорема об эффективном множестве г. Марковица
- 15. Этапы формирования портфеля финансовых инвестиций
- 16. Оперативное управление реструктуризацией портфеля финансовых инвестиций
- 17. Активное и пассивное управление инвестиционным портфелем
- 6. «Финансовый менеджмент»
- 1.Понятие и содержание финансового менеджмента.
- 2.Финансовая диагностика организации в системе финансового менеджмента.
- 3.Управление внеоборотными активами организации.
- 4.Управление оборотными активами организации.
- 5.Управление собственным капиталом организации.
- 6.Управление заемным капиталом организации.
- 1.По цели привлечения:
- 2.По источнику привлечения:
- 3.По периоду привлечения:
- 4.По форме привлечения:
- 7.Управление финансовыми рисками предприятия.
- 4.Диверсификация:
- 5.Распределение рисков:
- 6.Самострахование:
- 7.Прочие.
- 8.Финансовое планирование в системе финансового менеджмента.
- «Маркетинг»
- 1.Маркетинг как концепция управления предприятием.
- 2. Сегментация рынка.
- 3. Товар в системе маркетинга.
- 4. Сбыт в системе маркетинга.
- 6. Цена в системе маркетинга.
- 7. Процесс маркетинговых исследований.
- 8. Исследование и прогнозирование рынка.
- 9. Исследование и моделирование поведения потребителей.
- 10. Исследование конкурентов.
- 11. Исследование рыночных возможностей компании.
- 12. Управление маркетингом.
- 8. «Производственный менеджмент»
- 9. «Управление персоналом»
- 1. Управление персоналом в системе менеджмента организации.
- 2. Кадровая политика организации
- 3. Особенности управлений персоналом на основных стадиях развития организации
- 4. Методы формирования кадрового состава
- 5. Методы поддержания работоспособности персонала
- 6. Организационно-кадровый аудит
- 7. Технологии управления человеческими ресурсами организации
- 8. Конфликтологические основы кадрового менеджмента
- 9. Высвобождение персонала
- 10. Оценка эффективности управления персоналом
- «Управленческие решения»
- 1. Сущность и квалификация управленческих решений
- Вопрос 2. Разработка и реализации управленческих решений
- 3. Разработка управленческого решения в условиях неопределенности и риска
- 4. Контроль реализации управленческих решений
- 5. Анализ управленческих решений
- 6. Методы прогнозирования управленческих решений.
- «Управление рисками»
- 1. Понятие и классификация рисков.
- 2. Процесс управления рисками.
- 3. Способы выявления рисков.
- 4. Методы оценки риска.
- 5. Методы снижения рисков.
- «Антикризисное управление»
- 1.Сущность, причины и разновидности кризисов в организации.
- 2.Сущность и содержание антикризисного управления организацией.
- 3.Характеристика арбитражного управления организацией.
- 4.Финансовая стабилизация организации в рамках антикризисного управления.
- 5.Понятие и направления реструктуризации организации.
- «Логистика»
- 1. Логистика в системе управления предприятием
- 2. Закупочная логистика: сущность, механизм реализации
- 3. Логистика запасов: сущность, механизм реализации
- 4. Складская логистика: сущность, механизм реализации
- 5. Производственная логистика: сущность, механизм реализации
- 6. Транспортная логистика: сущность, механизм реализации
- 7. Сбытовая логистика: сущность, механизм реализации
- 15. «Управление качеством»
- 1.Понятие качества и его составляющие.
- 2.Методы управления качеством в организации.
- 3.Сертификация систем управления качеством в организации.
- 4.Содержание и оценка затрат на качество.
- 5.Развитие теории и практики управления качеством.
- 1. 1900-1920 Гг. – отбраковка дефектной продукции
- 3. 1950-1980 Гг. – tqc (тотальный контроль качества);
- 2.Основание, порядок реорганизации субъектов хозяйственного права.
- 3.Лицензирование предпринимательской деятельности.
- 4.Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
- 5.Правовое регулирование рассмотрения споров при осуществлении предпринимательской деятельности.