2.Основополагающие законы организации и варианты их реализации.
Закон - это связь между элементами, имеющая необходимый существенный, устойчивый и повторяющийся характер. Законы бывают двух видов: объективные и субъективные. Объективные законы, отражающие связь элементов в системе организационных отношений, носят название «законы оргацизации» (закон самосохранения, закон развития и др.). Субъективные законы, регламентирующие организационные отношения, называются «законы для организаций» (Федеральные: «О некоммерческих организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.).
Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона универсальна, т.е. она не зависит от страны, географического расположения. Особенное по часть закона, отражающая специфику организации.
Законы организации образуют теоретический фундамент теории организации, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию, помогают объективно анализировать накопленный опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компаниях. Они имеют существенные особенности, а именно - законы организаций:
характеризуют всеобщие связи и отношения в социальной среде;
выступают в роли катализатора общественного прогресса;
усиливают свое влияние на деятельность компании с развитием общественных отношений.
Действие универсальных законов распространяется на социальную, биологическую и частично техническую системы. К этой группе относятся основополагающие (или законы первого уровня) и фоновые законы (или законы второго уровня).
Основополагающие - закон синергии, закон самосохранения и закон развития. Фоновые - закон информированности- упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности. Специфические объединяют ряд законов, касающихся только социальных организаций.
Остановимся на основополагающих законах.
1. Закон синергии. Формулировка закона: «Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше».
Закон синергии действует независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят от состояния трех сред: руководителя, подчиненных и внешней среды по отношению к закону синергии. Каждое состояние характеризуется двумя значениями: знает закон или не знает закон.
Рассмотрим варианты реализации закона синергии в зависимости от того, знают руководители подчиненные о его существовании или нет.
Руководитель и подчиненные не знают о законе синергии. Характер стихийного действия закона: персонал компании будет действовать на уровне здравого смысла, исходя из имеющихся средств. Руководители компании будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива, и его отдача будет меньше возможной; приобретенное первоклассное оборудование в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала также не даст должной отдачи. Таким образом, потенциал многих приобретенных и имеющихся ресурсов может в сумме дать меньший, нем возможно, результат.
Руководитель знает о законе, а его подчиненные - нет. Характер действия закона: руководитель будет стараться достичь гармонии в использовании всех ресурсов компании, в том числе приобретать или правильно расставлять технологическое оборудование и персонал, вводить прогрессивную систему стимулирования и профессионального обучения. Подчиненные могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут явно или скрыто сопротивляться. В го самый плохой вариант, приводящий к взаимному непониманию действий руководителя и персонала.
Руководитель и подчиненные знают о законе синергии. Характер действия закона: совместная позитивная работа руководителей и подчиненных всегда приводит к положительным результатам: благоприятный климат, творческий стиль работы и прибыль.
2. Закон самосохранения.
Формулировка закона: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс)».
Особое значение закон имеет для социальных систем (компаний, фирм, товариществ, обществ, семей). Данный закон может быть представлен в виде следующего соотношения:
∑(R1i + R2i>∑(V1i+V2i).
где R1i - внутренний потенциал (ресурс);
R2i - внешний потенциал организации в /-й области (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий ее развитию:
V1i - внутренний потенциал организации;
V2i - потенциал внешней среды в /нй области, стремящихся ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.
Левая часть формулы носит название «потенциал созидания» (С), а правая - «потенциал разрушения» (Р). Таким образом, сумма созидательных ресурсов организации всегда стремится быть больше суммы разрушительных ресурсов. Формулу можно представить в виде: С > Р.
Существуют семь уровней самосохранения. Каждый уровень включает диапазон значений параметра самосохранения и комментарии варианты необходимых решений (табл. 2.1).
Параметр самосохранения (Сс) рассчитывается путем деления разности потенциалов созидания и разрушения на потенциал созидания
Сс = [ (С - Р)/С ] • 100%, где С - потенциал созидания, Р - потенциал разрушения.
Параметры самосохранения
Уровень самосохранения | Диапазон значений, % | Варианты решений и комментарии |
1 | -1000/- 1000 | Разрушительные факторы очень сильны для компании и дополнительная помощь вряд ли ей поможет. Компанию следует ликвидировать |
2 | -40 / -10 | Для старых компаний это, возможно, кратковременный период спада в общем цикле «подъем-спад». В противном случае компанию необходимо ликвидировать или реорганизовывать. Новые компании необходимо либо ликвидировать, либо находить новые ресурсы созидания |
3 | 0 | Если ситуация кратковременна, то это эпизод в обычной конкурентной борьбе за выживание. Если же ситуация затягивается, то необходимо принимать кардинальные решения. |
4 | 10/50 | Нормальная ситуация в рыночной экономике. |
5 | 100/200 | Благоприятная ситуация в рыночной экономике. |
6 | 300 / 500 | Компания работает в незаконно льготных условиях. Это может вызвать открытое недовольство аналогичных компаний. Такая ситуация служит сигналом к скорой расплате (наказанию) |
7 | 600/ 1000 | Обычно эта ситуация связана с индивидуальным лоббированием интересов компании или отмыванием «грязных денег». Компанию следует немедленно ликвидировать |
Рассмотрим варианты реализации закона самосохранения:
I. Руководитель и подчиненные ничего не знают о законе самосохранения. Характер стихийного действия закона: на четвертом, пятом и начале шестого уровней самосохранения компания функционирует успешно. Закон себя практически не проявляет, и у руководителя нет оснований для беспокойства. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается потенциал разрушения) и фактическом переходе компании к первому, второму и третьему уровням самосохранения организация и лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать потенциал созидания). Это реализуется за счет мобилизации имеющихся ресурсов, включая увеличение продолжительности рабочего дня, поиск новых рынков сбыта, совершенствование технологии производства. Но иногда действие закона самосохранения приводит к спонтанным и криминальным решениям, в том числе к подделкам финансовых документов, обманам, налоговым преступлениям и т.д. Данный вариант предполагает действие закона самосохранения в условиях типичной добросовестной работы персонала на уровне здравого смысла. При этом закон будет действовать сам по себе. Он может быть полезным, нейтральным или губительным для той или иной организации, процесса, конкретных людей.
II. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Характер действия закона: на четвертом, пятом и начале шестого уровней самосохранения, когда наблюдается стабильность в преобладании потенциала созидания, руководитель своими решениями лишь стабилизирует требуемый уровень самосохранения. Персонал при этом ощущает стабильность и уверенность. Работники не думают о формировании долгосрочных ресурсов выживания. Решения руководителя по упреждающим мероприятиям подчиненные будут воспринимать как расточительство или непрофессионализм. Возможно противодействие при выполнении заданий и даже открытый саботаж. Этот вариант очень тяжелый и для руководителя, и для подчиненных.
III. Руководитель и подчиненные знают закон самосохранения, а также благоприятные уровни и варианты необходимых действий. Характер действия закона: руководитель и подчиненные достигают взаимодействия по ключевым вопросам развития отдельных подразделений и компании в целом. Такой вариант предполагает действие закона самосохранения в условиях профессионального подхода персонала к своей деятельности в рамках его прав и полномочий. При этом закон будет действовать по заранее подготовленному сценарию, принося пользу для той или иной организации, процесса, конкретных людей.
3. Закон развития.
Формулировка закона: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла».
Рассмотрим варианты реализации закона развития:
I. Руководитель и подчиненные не знают о законе развития. Характер стихийного действия закона: в любой компании у руководителей и персонала постоянно ощущается стремление расширить ее влияние, повысить доход, материальное вознаграждение работников. Персонал будет стремиться к интенсивному расширению производства, привлечению дополнительных инвестиций. Не всегда эти действия будут соответствовать реальным потребностям рынка и возможностям компании. Груз накопленного потенциала снизит маневренность компании или не позволит ей выйти на запланированные результаты. Израсходовав или неэффективно использовав имеющиеся ресурсы, компания может прервать свой жизненный цикл. Стремление быстро развиваться может привести компанию к «синдрому большого бизнеса», который характеризуется следующими признаками: усиление централизации управления и рост аппарата управления; постепенная потеря управляемости персоналом и производством; бюрократизация процедур принятия обычных, повседневных решений, а также рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений; передача решений и ответственности из одного отдела в другой. Снять этот синдром позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам управления, более широкого разделения прав, полномочий и ответственности. Этот вариант очень затратный и, как правило, не приводит к запланированным целям.
II. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Характер действия закона: формой сознательной реализации закона развития является бизнес-план компании. К бизнес-плану прилагаются данные о техническом и материальном обеспечении ресурсами производства. С учетом этого незапланированных запасов практически не должно быть. Однако подчиненные не знают о бизнес-плане и характере развития компании, поэтому отсутствие запасов будет восприниматься ими болезненно, и они будут изыскивать возможности их создания. Как показывает практика, у руководителей, специалистов и рабочих компании всегда имеется личный или цеховой запас ресурсов на всякий случай, с которым они чувствуют себя более уверенно. Например, запас инструментов, бумаги, транзисторов, спирта и др. Однако эти запасы требуют дополнительных площадей, охраны и т.п. Убедить подчиненных, что дополнительные ресурсы не нужны - очень трудная задача. Этот вариант очень тяжелый для руководителя.
III. Руководитель и подчиненные знают о законе развития. Характер действия закона: этот вариант присущ хорошо подобранному коллективу, профессионально разбирающемуся как в предмете своей деятельности, так и в ключевых вопросах организационной и управленческой деятельности. Характер действия проявляется в осознанной реализации разработанных в бизнес-плане целях и задач с помощью согласованных средств и методов. Например, в повышении качества выпускаемой продукции, снижении ее себестоимости, увеличении оборачиваемости оборотных средств. Ключевые решения руководства всегда будут находить поддержку персонала.
- 1. «Основы менеджмента»
- 1.Сущность и категории менеджмента.
- 2.История управленческой мысли.
- 3.Модели менеджмента.
- 4.Организация как объект управления.
- 5.Планирование как функция менеджмента.
- 6.Организация как функция менеджмента
- 7.Координация как функция менеджмента
- 8.Мотивация как функция менеджмента.
- 9.Контроль как функция менеджмента.
- 10.Организационная структура управления предприятием.
- 11.Лидерство и власть в управлении организацией.
- 12.Групповая динамика в системе менеджмента.
- 13.Управление конфликтами и стрессами в организации.
- 14.Этика и психология менеджмента.
- 2. «Теория организации»
- 1.Организация как система.
- 2.Основополагающие законы организации и варианты их реализации.
- 3.Законы организации второго уровня и их практическое использование.
- 4.Специфические законы социальной организации.
- 5.Самоорганизация и самоуправление.
- 3. «Стратегический менеджмент»
- 4. «Инновационный менеджмент»
- 4.1. Инновация: понятие, свойства и классификация
- 4.2.Инновационный процесс: сущность, модель и субъекты
- 4.3.Инновационный менеджмент: сущность, функции, методы и его система
- 4.4.Источники инновационных идей и методы их исследования
- 4.5.Жизненный цикл инновациии
- 4.6. Инновационный потенциал организации и его оценка
- 1.Продуктовый блок (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсов и функций – ниокр, производства, реализации, сервиса)
- 2. Функциональный блок (компоненты функционального блока – стадии жизненного цикла изделий)
- 3. Ресурсный блок
- 4. Организационный блок
- 5. Управленческий блок
- 4.7. Управление инновационными проектами
- 4.8. Специализированные инновационные организации
- 2. Венчурные фирмы
- 3. Фирмы «спин-офф»
- 4. Инжиниринговые фирмы
- 5. Бизнес-инкубаторы
- 6. Технопарк
- 8.Научно-финансово промышленные группы (нфпг)
- 4.9. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 4.10.Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности
- 5. «Инвестиционный менеджмент»
- 2.Понятие и содержание инвестиционного менеджмента.
- 5. Функции и механизм им
- 6. Система организационного обеспечения им
- 3.Управление реальными (капиталообразующими) инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций предприятия
- 2. Политика управления реальными инвестициями предприятия
- 3. Понятие инвестиционного проекта
- 4. Виды инвестиционных проектов и требования к их разработке
- 5. Инвестиционная программа
- 6. Основные критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
- 7. Жизненный цикл инвестиционного проекта
- 8. Разработка календарного плана реализации инвестиционного проекта
- 9. Разработка бюджета реализации инвестиционного проекта
- 10. Обоснование форм выхода проекта из инвестиционной деятельности
- 11. Понятие субъектов инвестиционной деятельности
- 12. Виды субъектов инвестиционной деятельности
- 13. Инвесторы: понятие, их права и обязанности
- 14. Заказчики: понятие, их права и обязанности и выполняемые функции
- 15. Подрядчики: понятие, их права и обязанности
- 16. Понятие договора подряда, его виды
- 17. Нормы Гражданского кодекса рф, посвященные особенности заключения договора подряда
- 18. Пользователи объектов капитальных вложений
- 4.Принципы и показатели экономической эффективности инвестиционных проектов.
- 1. Основополагающие принципы оценки эффективности долгосрочных инвестиций
- 2. Классификация показателей оценки экономической эффективности
- 3. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки чистой текущей стоимости (npv)
- 5. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей учетной нормы рентабельности (arr)
- 6. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей срока внутренней нормы рентабельности (I rr)
- 5.Управление финансовыми инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы финансовых инвестиций предприятия
- 2. Инвестиционные качества финансовых инструментов
- 3. Риск и доходность ценных бумаг
- 4. Рейтинговая оценка ценных бумаг
- 5. Политика управления финансовыми инвестициями
- 6. Понятие портфеля финансовых инвестиций и классификация его видов
- 7. Портфель роста
- 8. Портфель дохода
- 9. Портфель роста и дохода
- 10. Доходность инвестиционного портфеля
- 11. Оценка риска инвестиционного портфеля
- 12. Модели формирования инвестиционного портфеля
- 13. Современная портфельная теория г. Марковица
- 14. Теорема об эффективном множестве г. Марковица
- 15. Этапы формирования портфеля финансовых инвестиций
- 16. Оперативное управление реструктуризацией портфеля финансовых инвестиций
- 17. Активное и пассивное управление инвестиционным портфелем
- 6. «Финансовый менеджмент»
- 1.Понятие и содержание финансового менеджмента.
- 2.Финансовая диагностика организации в системе финансового менеджмента.
- 3.Управление внеоборотными активами организации.
- 4.Управление оборотными активами организации.
- 5.Управление собственным капиталом организации.
- 6.Управление заемным капиталом организации.
- 1.По цели привлечения:
- 2.По источнику привлечения:
- 3.По периоду привлечения:
- 4.По форме привлечения:
- 7.Управление финансовыми рисками предприятия.
- 4.Диверсификация:
- 5.Распределение рисков:
- 6.Самострахование:
- 7.Прочие.
- 8.Финансовое планирование в системе финансового менеджмента.
- «Маркетинг»
- 1.Маркетинг как концепция управления предприятием.
- 2. Сегментация рынка.
- 3. Товар в системе маркетинга.
- 4. Сбыт в системе маркетинга.
- 6. Цена в системе маркетинга.
- 7. Процесс маркетинговых исследований.
- 8. Исследование и прогнозирование рынка.
- 9. Исследование и моделирование поведения потребителей.
- 10. Исследование конкурентов.
- 11. Исследование рыночных возможностей компании.
- 12. Управление маркетингом.
- 8. «Производственный менеджмент»
- 9. «Управление персоналом»
- 1. Управление персоналом в системе менеджмента организации.
- 2. Кадровая политика организации
- 3. Особенности управлений персоналом на основных стадиях развития организации
- 4. Методы формирования кадрового состава
- 5. Методы поддержания работоспособности персонала
- 6. Организационно-кадровый аудит
- 7. Технологии управления человеческими ресурсами организации
- 8. Конфликтологические основы кадрового менеджмента
- 9. Высвобождение персонала
- 10. Оценка эффективности управления персоналом
- «Управленческие решения»
- 1. Сущность и квалификация управленческих решений
- Вопрос 2. Разработка и реализации управленческих решений
- 3. Разработка управленческого решения в условиях неопределенности и риска
- 4. Контроль реализации управленческих решений
- 5. Анализ управленческих решений
- 6. Методы прогнозирования управленческих решений.
- «Управление рисками»
- 1. Понятие и классификация рисков.
- 2. Процесс управления рисками.
- 3. Способы выявления рисков.
- 4. Методы оценки риска.
- 5. Методы снижения рисков.
- «Антикризисное управление»
- 1.Сущность, причины и разновидности кризисов в организации.
- 2.Сущность и содержание антикризисного управления организацией.
- 3.Характеристика арбитражного управления организацией.
- 4.Финансовая стабилизация организации в рамках антикризисного управления.
- 5.Понятие и направления реструктуризации организации.
- «Логистика»
- 1. Логистика в системе управления предприятием
- 2. Закупочная логистика: сущность, механизм реализации
- 3. Логистика запасов: сущность, механизм реализации
- 4. Складская логистика: сущность, механизм реализации
- 5. Производственная логистика: сущность, механизм реализации
- 6. Транспортная логистика: сущность, механизм реализации
- 7. Сбытовая логистика: сущность, механизм реализации
- 15. «Управление качеством»
- 1.Понятие качества и его составляющие.
- 2.Методы управления качеством в организации.
- 3.Сертификация систем управления качеством в организации.
- 4.Содержание и оценка затрат на качество.
- 5.Развитие теории и практики управления качеством.
- 1. 1900-1920 Гг. – отбраковка дефектной продукции
- 3. 1950-1980 Гг. – tqc (тотальный контроль качества);
- 2.Основание, порядок реорганизации субъектов хозяйственного права.
- 3.Лицензирование предпринимательской деятельности.
- 4.Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
- 5.Правовое регулирование рассмотрения споров при осуществлении предпринимательской деятельности.