logo
шпоры

11. Исследование рыночных возможностей компании.

Наиболее простой и эффективный способ оценки стратегических возможностей предприятия – проведение SWOT-анализа.

SWOT-анализ предполагает оценку внутренней среды предприятия (его сильных и слабых сторон), а также внешних возможностей и угроз. Результатом SWOT-анализа являются оценка собственного положения на рынке и выработка соответствующей стратегической линии поведения.

Проведение SWOT-анализа включает в себя следующие этапы:

1) составление перечня сильных сторон предприятия;

2) составление перечня слабых сторон предприятия;

3) определение возможностей предприятия в условиях благоприятного воздействия со стороны внешней среды;

4) выявление угроз, исходящих от внешней среды;

5) расстановка факторов по значимости во всех вышеперечисленных группах;

6) построение матрицы SWOT-анализа;

7) оценка взаимного влияния факторов внешней и внутренней среды предприятия;

8) получение выводов по всем четырем направлениям исследования;

9) разработка стратегии развития предприятия.

Один из приемов, позволяющих выработать общую стратегию предприятия, – построение матрицы возможностей по товарам / рынкам (матрицы Ансоффа). В матрице учитываются все продукты и рынки, независимо от того, существуют они или только возможны в перспективе.

Основные стратегические рекомендации данной модели.

1. Стратегии совершенствования деятельности. Мероприятия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках: провести изучение целевого рынка предприятия, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке.

2. Стратегия развития рынка или рыночная экспансия (новый рынок для освоенного продукта). Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта как в пределах географического региона, так и вне его.

Здесь имеется ряд альтернатив:

- освоение новых сегментов на том же рынке;

- выход на новые рынки внутри страны и в других странах.

3. Товарная экспансия (новый продукт на освоенный рынок) - стратегия разработки новых/совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж.

Внешние предпосылки: стабильный или растущий рынок.

Цель – увеличение продаж.

Предприятие может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке, отыскивая и заполняя рыночные ниши. Доход в этом случае обеспечивается за счет сохранения доли рынка в будущем. Такая стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку предприятие действует на знакомом рынке.

Имеются следующие альтернативные варианты реализации стратегии:

- добавление потребительских характеристик товара (фокусированная ниша).

4. Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех предприятий, работающих на целевом рынке, или только для данного предприятия.