logo
шпоры

1.Сущность и категории менеджмента.

Менеджмент (в пер. с англ.: управление, заведование, организация) - это управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производст­вом, разработанных с целью повышения эффективности про­изводства и увеличения прибыли, это умение добиваться по­ставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы пове­ления других людей, работающих в организации.

Содержание менеджмента можно рассматривать:

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в раз-

витии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Основные задачи менеджмента:

Категория менеджмента - наиболее общие и фундаменталь­нее понятия, отражающие существенные свойства и устойчи­вее отношения в процессах управления организацией.

Состав основных категорий менеджмента

  1. объекты и субъекты

  2. виды

  3. функции

  4. методы

  5. принципы

Объектом менеджмента является организация как сообщество людей. Сознательно координируемое для достижения уста­новленных целей. Природа, свойства, формальная структураpa. и поведенческие аспекты организации зависят oт её вида иерар­хического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом менеджмента являются менеджеры - руководители различного уровня, специалисты по управлению, имеющие специальную подготовку и наделенные полномочия­ми в области принятия решений в определенных сферах дея­тельности организации.

Основные задачи менеджера;

Виды менеджмента - специальные области управленчес­кой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управ­лении деятельностью организации в целом или ее самостоя­тельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный или специальный менеджмент заключает­ся в управлении определенными сферами деятельности органи­зации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.д.

По признаку содержания различают нормативный, страте­гический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской

политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку на­бора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практиче­скую реализацию принятых стратегий развития организации.

Общий менеджмент Функциональный менеджмент

Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента

Функции менеджмента — это конкретный вид управленче­ской деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами и характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Различают общие (формирование целей, планирование, ор­ганизации и контроль), технологические (решения и коммуни­кации) и социально-психологические (делегирование и мотива­ция) функции менеджмента.

Методы Менеджмента это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эф­фективного развития организации.

Выделяются следующие методы управления:

Принципы менеджмента это общие правила, которые фор­мируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

К важнейшим принципам эффективного менеджмента отно­сятся принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимально­сти, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.