logo
шпоры

11.Лидерство и власть в управлении организацией.

Лидерство - это способность оказывать влияние, на отдель­ных людей и труппы, направляя их усилия на достижение целей организации. Существуют формальные и неформальные лиде­ры. Формальным лидером называют руководителя, занимающе­го штатную должность. Неформальный лидер индивидуум, не имеющий формальных полномочий, но пользующийся автори­тетом, влиянием в группе. Действия неформальных лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. 11'.-формальный лидер управляет людьми независимо от фор­мальной должности в иерархии.

Наиболее ценен руководитель такой организации, который одновременно является и неформальным лидером, и эффективно управляет своими подчиненными. Он влияет на Других таким об­разом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Влияние определяют как поведение одного индивида, кото­рое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, разнообразны: это и просьба, и угроза увольнения. Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Примером может служить коммунистическая идея.

Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к приня­тию данной идеи, а к действию - работе, необходимой для дос­тижения целей организации. Для того чтобы сделать свое ли­дерство и влияние эффективными, руководитель должен разви­вать и применять власть.

Власть - это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям руководителю требу­ется власть, так как он всегда зависит от людей, которые руко­водителю не подчинены, например, это работники других под­разделений, других организаций, клиенты. Кроме того, боль­шинство работников в современных организациях не будут пол­ностью подчиняться всем приказам только потому, что они от­даны начальником.

Для достижения эффективного функционирования органи­зации необходимо надлежащее применение власти, Если руко­водитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет эффективно управлять организацией.

В любой организации подчиненные также обладают вла­стью над своими начальниками. Руководитель должен созна­вать, что, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекват­ное противодействие.

Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства про­теста и непокорности. Кроме подчиненных над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари на­чальников, поскольку они обладают необходимыми ему инфор­мационными ресурсами.

Формы власти:

  1. власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчи­ненного;

  2. власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить по­требности исполнителя;

  3. экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетво­рить потребность;

  4. эталонная власть - власть примера основана на привлека­тельности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать;

  5. законная власть построена на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполните­ля - подчиняться:

Способы влияния: влияние путем убеждения и через участие в управлении организацией.

Влияние путем убеждения основано на власти примера и эксперта. Разница лишь в том, что исполнитель полностью по­нимает, что он делает и почему. Путем убеждения до сознания потенциального исполнителя доводится мысль о том, что, сде­лав так, как хочет руководитель, он удовлетворит собственную потребность. Чтобы добиться этого, руководитель может поль­зоваться логикой, эмоциями.

Эффективное убеждение возможно, если руководитель за­служивает доверия. Его аргументация должна учитывать интел­лектуальный уровень сотрудника, она не должна быть слишком сложной, или, наоборот, слишком упрощенной. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его сотрудников.

Для эффективного использования влияния путем убеждения следует:

    1. точно определить потребности исполнителя и обращать­ся к этим потребностям;

    2. начинать разговор с мысли, которая обязательно ему по- . нравится;

    3. стараться создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности;

    4. просить немного больше, чем на самом деле нужно по­лучить, и затем делать уступки;

    5. говорить уважительно, сообразуясь с интересами испол­нителя;

    6. стараться говорить последним, так как аргументы, вы­слушанные последними, имеют наибольшее влияние на слу­шающих.

Главный недостаток этого метода - медленное воздействие и неопределенность. Для того чтобы убедить кого-либо в чем- либо, требуется больше времени и усилий, чем издать приказ, подкрепленный властью, основанной на принуждении, тради­ции или харизме. Кроме того, возможно, убедить исполнителя не удастся. Следует иметь в виду, что влияние путем убеждения имеет одноразовое действие, в каждой новой ситуации необхо­димо вновь убеждать. Преимущество использования убеждения заключается в том, что работу человека, на которого влияют, скорее всего, не нужно будет проверять, так как он постарается сделать больше, чем установлено минимальными требованиями.

Влияние через участие в управлении идет гораздо дальше, чем убеждение, оно признает участие, власть и способности исполнителя. Руководитель направляет усилия и способствует свободному обмену информацией. Экспертная власть руководи­теля и исполнителя может быть объединена в едином решении, в правильность которого оба будут искренне верить. Влияние имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Чаще всего, если работники участвуют в обсуждении пред­лагаемых изменений в их работе, они меньше сопротивляются этим переменам. Кроме того, повышается производительность

труда, сокращается текучесть кадров. Но те работники, которые не любят неопределенности, не склонны к индивидуализму и предпочитают жестко контролируемые ситуации, лучше всего работают в контролируемых условиях.

Условия эффективного влияния. Власть руководителя должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе, направленной на достижение целей организации.

Этого можно добиться, выполняя следующие условия:

      1. потребность, на которой основывается влияние, должна быть активной и сильной;

      2. человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения какой-то потребности;

      3. человек, на которого влияют, должен быть уверен, что исполнение повлечет удовлетворение или неудовлетворение потребности;

      4. человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия могут оправдать ожидания руководителя.