logo
шпоры

2.История управленческой мысли.

Управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы можем видеть его в настоящее время, появилось не сразу. Как только древние люди стали жить организованны­ми группами, появилась необходимость управления как внутри группы, так и вне ее.

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком, который был вождем этой группы. В дальнейшем по мере раз­растания групп и усложнения выполняемых ими функций поя­вилась необходимость разделения труда и дифференциации функций, но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000-2000 гг. до н.э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строи­тельство огромных пирамид требовало прежде всего четкого планирования и координации деятельности. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управле­ния производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основ­ной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга, так как прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно.

В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной струк­туры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления, включающую папу, кардинала, архиепископа, епископа и при­ходского священника.

Переворот в производственных отношениях был связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Промышленная революция выделила три уровня управления: верхний, средний и нижний. На производстве появился мастер, который вскоре стал «ненавистен» для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации тру­да на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теорети­ческих исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэко­номисты Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Таким образом, предпосылками и источниками формирова­ния менеджмента как управления особого рода являются:

Эволюция науки об управлении происходила вместе с раз­витием человечества.

Следовательно, менеджмент является наиболее древним ви­дом человеческой деятельности.

Началом отсчета времени возникновения менеджмента считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). В этот период образовался слой «жрецов-бизнесменов», связан­ных с торговлей. Следовательно, история менеджмента насчи­тывает порядка 7 тыс. лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций.

Первая управленческая революция, названная выше, харак­теризуется как «религиозно-коммерческая».

Вторая управленческая революция произошла в Вавилоне (второе тысячелетие до н.э.) и получила название «светско - административной», в ходе которой царем Хаммурапи был из­дан свод законов по управлению государством.

Третья управленческая революция («производственно - строительная») связана с применением государственных ме­тодов управления в сфере производства и строительства и произошла в период царствования Навуходоносора II (605- 562 гг. до н.э.) также в Вавилоне.

Четвертая управленческая революция («капиталис­тическая») произошла в XVII - XVIII вв. в начале индустри­ального прогресса европейской цивилизации. В ее недрах заро­дилось профессиональное управление.

Пятая управленческая революция («бюрократическая») произошла в конце XIX - начале XX в. В ходе ее родилась кон­цепция «рациональной бюрократии».

Конечно, термин «революция» принят совершенно услов­но, поскольку развитие менеджмента происходило и проис­ходит эволюционным путем, обогащая его в соответствии с изменениями, происходящими в экономике, в производствен­ных отношениях.

Вклад в современную науку управления концепций различных школ и научных направлений

Научные направления и ключевые положения концепции

Основные идеи, используемые совре­менным менеджментом

Научное управление и Классическая (Административная) школа (20-е гг.)

Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению

Научный подход к менеджменту и его принципам

Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий

Школы Человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)

Коллектив как особая социаль­ная группа

Межличностные отношения как фак­тор роста эффективности и потенциа­ла каждого работника

Использование факторов коммуника­ции, групповой динамики, мотивации и лидерства

Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам

Теория принятия решений и Количественный подход (50-е - 60-е гг.)

Разделение процесса разработки ре­шений на стадии и серию шагов Применение методов количественных измерений

Субъективный подход к оценке ра­циональности решений Использование количественных мо­делей, методов и измерителей при принятии решений

Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы

Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации Учет воздействия факторов окру­жающей среды Анализ ситуационных переменных

Рассмотрение организации как цело­стной системы

Значение анализа внешней среды для организации

Принятие решений с учетом сложив­шейся ситуации

Теории Стратегии (70-е гг.), Инноваций и Лидерства (80-е - 90-е гг.)

Непрерывность взаимодействия орга­низации с окружающей средой и разра­ботка стратегии развития организации Инновационность как основа конку­рентоспособного развития Лидерство вместо менеджеризма

Разработка стратегии организации как фактор ее конкурентоспособности Инновационный подход к изменени­ям в организации

Радикальное изменение взаимоотно­шений между персоналом и руково­дством