8. Исследование и прогнозирование рынка.
Рынок – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-либо продуктов, при определенных условиях вступающих между собой во взаимодействие.
Емкость рынка – показатель, характеризующий способность рынка поглотить некоторый объем товаров за определенный период времени при определенных условиях. Теоретически этот показатель равен величине спроса.
Существуют различные подходы к определению емкости рынка.
1. Определение емкости рынка на основе его структурных характеристик.
Данный подход приравнивает емкость рынка к объему реализации:
где Е – емкость рынка; Пр – общий объем производства продукции; Э – величина экспорта продукции; И – величина импорта продукции; – остатки продукции на начало и конец анализируемого периода.
2. Определение емкости рынка на основе индекса исследовательской панели.
Если в качестве исследовательской панели будет выбрана панель продавцов, то индексом панели (ее основной динамической характеристикой) будет выступать средний объем продаж одного розничного магазина, входящего в панель:
где – количество розничных магазинов, входящих в панель; t – период, за который собираются данные по панели (мес.); – остатки продукции на складах каждого магазина, входящего в панель, на начало и конец исследуемого периода; П1 – количество приобретенной продукции за исследуемый период магазинами, входящими в панель; Кобщ – общее количество розничных магазинов, торгующих анализируемой продукцией.
3. Определение среднегодовой емкости рынка на основе данных о численности потребителей и среднем уровне потребления товара одним потребителем.
Для определения емкости потребительского рынка потребителей дифференцируют по социальному или возрастному признаку. При этом используется следующая формула:
Где Епотр – емкость потребительского рынка; n – число i-х групп потребителей, дифференцированных по социальному или возрастному признаку; Si – численность потребителей i-й социальной или возрастной группы; – потребление на душу в i-й группе потребителей в текущем периоде; Дстим – искусственно стимулированный прирост спроса, в частности за счет продажи товаров в рассрочку; Н – насыщенность рынка (наличие товара у потребителей); Иф – физический износ товара; Им –моральный износ товара; А – альтернативные нерыночные формы потребления (например, потребление продуктов собственного производства), а также потребление товаров-заменителей; С – часть рынка, приходящаяся на долю конкурентов, в том числе импортеров.
Расчет осуществляется по формуле:
,
где – потребление на душу в i-й группе потребителей в базисном периоде; – темпы прироста цен; – темпы прироста дохода; – эластичность спроса i-й группы потребителей от изменения цен; – эластичность спроса i-й группы потребителей от изменения дохода.
4. Расчет емкости рынка товара производственного назначения базируется на нормативах производственного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу изготавливаемого изделия) и осуществляется по формуле:
где – емкость рынка товара производственного назначения; п – количество i-х видов изделий, при производстве которых используется данный товар производственного назначения; – число производственных или иных предприятий, потребляющих (использующих) данный товар производственного назначения при производстве i-го изделия; – количество изготавливаемых i-х изделий, для которых необходим данный товар производственного назначения; – норматив удельного расхода данного товара производственного назначения на изготовление i-й единицы изделия; – коэффициент поправки на технологические изменения (экономия материалов, использование ресурсов-заменителей и др.); – товарные запасы данного товара производственного назначения на конец и начало исследуемого периода; П – потери данного товара производственного назначения в пределах норматива; С – часть рынка, приходящаяся на долю конкурентов, в том числе импортеров.
5. Определение емкости рынка на основе суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж.
Данная методика основана на делении потребителей на тех, кто впервые приобретает данную продукцию, кто повторно покупает товар на замену старого и кто приобретает второй, третий и т.д. экземпляры товара дополнительно к уже имеющимся. Причем все три типа потребителей на рынке присутствуют одновременно.
где – рынок первичных продаж; – рынок повторных или вторичных продаж; – рынок дополнительных продаж.
Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики на основе достоверной информации с оценкой его возможной ошибки.
Этапы разработки прогноза рынка:
1. Установление объекта прогнозирования.
2. Выбор метода прогнозирования.
3. Процесс разработки прогноза.
4. Оценка точности прогноза.
Рассмотрим основные методы прогнозирования рынка.
Экстраполяция динамических рядов – это перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее (рис. 7.7) .
Рис. 7.7. Экстраполяция динамического ряда
Интерполяция динамических рядов предполагает определение недостающих членов динамического ряда внутри него на основе применения среднего коэффициента роста (рис. 7.8).
Рис. 7.8. Интерполяция динамического ряда
Применение коэффициентов эластичности позволяет измерить влияние различных факторов на тот или иной элемент рынка (например, спрос).
, где Δ у % – прирост спроса; Δ x % – прирост фактора.
Метод экономико-математического моделирования позволяет одновременно учесть влияние многих факторов на различные элементы рынка (например, спрос).
Экономико-математическая модель представляет собой многофакторное регрессионное управление, описывающее системный комплекс спроса и факторов. Влияние факторов на спрос различно. Одни факторы вызывают его увеличение, другие – уменьшение (рис. 7.9).
Рис. 7.9. Зависимость спроса от определяющих его факторов
Структурное моделирование позволяет прогнозировать спрос, опираясь на сложившуюся в базисном периоде структуру потребления товаров по группам потребителей.
Метод экспертных оценок используется в том случае, если нет базисной информации о рынке (новый товар) или если она не заслуживает доверия (рынок давно не исследовался). Метод основан на опросе экспертов, в качестве которых привлекаются специалисты, каждый из которых дает свою субъективную оценку о развитии рынка. Полученные оценки усредняются, чем достигается объективность экспертизы в целом.
Метод аналогии предполагает перенос знаний об одном предмете или явлении на другой предмет или явление. Данный метод используется, когда о прогнозируемом явлении или его динамике мало что известно, а возможности сбора базисной информации о развитии рынка и применения более точных методов нет.
- 1. «Основы менеджмента»
- 1.Сущность и категории менеджмента.
- 2.История управленческой мысли.
- 3.Модели менеджмента.
- 4.Организация как объект управления.
- 5.Планирование как функция менеджмента.
- 6.Организация как функция менеджмента
- 7.Координация как функция менеджмента
- 8.Мотивация как функция менеджмента.
- 9.Контроль как функция менеджмента.
- 10.Организационная структура управления предприятием.
- 11.Лидерство и власть в управлении организацией.
- 12.Групповая динамика в системе менеджмента.
- 13.Управление конфликтами и стрессами в организации.
- 14.Этика и психология менеджмента.
- 2. «Теория организации»
- 1.Организация как система.
- 2.Основополагающие законы организации и варианты их реализации.
- 3.Законы организации второго уровня и их практическое использование.
- 4.Специфические законы социальной организации.
- 5.Самоорганизация и самоуправление.
- 3. «Стратегический менеджмент»
- 4. «Инновационный менеджмент»
- 4.1. Инновация: понятие, свойства и классификация
- 4.2.Инновационный процесс: сущность, модель и субъекты
- 4.3.Инновационный менеджмент: сущность, функции, методы и его система
- 4.4.Источники инновационных идей и методы их исследования
- 4.5.Жизненный цикл инновациии
- 4.6. Инновационный потенциал организации и его оценка
- 1.Продуктовый блок (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсов и функций – ниокр, производства, реализации, сервиса)
- 2. Функциональный блок (компоненты функционального блока – стадии жизненного цикла изделий)
- 3. Ресурсный блок
- 4. Организационный блок
- 5. Управленческий блок
- 4.7. Управление инновационными проектами
- 4.8. Специализированные инновационные организации
- 2. Венчурные фирмы
- 3. Фирмы «спин-офф»
- 4. Инжиниринговые фирмы
- 5. Бизнес-инкубаторы
- 6. Технопарк
- 8.Научно-финансово промышленные группы (нфпг)
- 4.9. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 4.10.Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности
- 5. «Инвестиционный менеджмент»
- 2.Понятие и содержание инвестиционного менеджмента.
- 5. Функции и механизм им
- 6. Система организационного обеспечения им
- 3.Управление реальными (капиталообразующими) инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций предприятия
- 2. Политика управления реальными инвестициями предприятия
- 3. Понятие инвестиционного проекта
- 4. Виды инвестиционных проектов и требования к их разработке
- 5. Инвестиционная программа
- 6. Основные критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
- 7. Жизненный цикл инвестиционного проекта
- 8. Разработка календарного плана реализации инвестиционного проекта
- 9. Разработка бюджета реализации инвестиционного проекта
- 10. Обоснование форм выхода проекта из инвестиционной деятельности
- 11. Понятие субъектов инвестиционной деятельности
- 12. Виды субъектов инвестиционной деятельности
- 13. Инвесторы: понятие, их права и обязанности
- 14. Заказчики: понятие, их права и обязанности и выполняемые функции
- 15. Подрядчики: понятие, их права и обязанности
- 16. Понятие договора подряда, его виды
- 17. Нормы Гражданского кодекса рф, посвященные особенности заключения договора подряда
- 18. Пользователи объектов капитальных вложений
- 4.Принципы и показатели экономической эффективности инвестиционных проектов.
- 1. Основополагающие принципы оценки эффективности долгосрочных инвестиций
- 2. Классификация показателей оценки экономической эффективности
- 3. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки чистой текущей стоимости (npv)
- 5. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей учетной нормы рентабельности (arr)
- 6. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей срока внутренней нормы рентабельности (I rr)
- 5.Управление финансовыми инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы финансовых инвестиций предприятия
- 2. Инвестиционные качества финансовых инструментов
- 3. Риск и доходность ценных бумаг
- 4. Рейтинговая оценка ценных бумаг
- 5. Политика управления финансовыми инвестициями
- 6. Понятие портфеля финансовых инвестиций и классификация его видов
- 7. Портфель роста
- 8. Портфель дохода
- 9. Портфель роста и дохода
- 10. Доходность инвестиционного портфеля
- 11. Оценка риска инвестиционного портфеля
- 12. Модели формирования инвестиционного портфеля
- 13. Современная портфельная теория г. Марковица
- 14. Теорема об эффективном множестве г. Марковица
- 15. Этапы формирования портфеля финансовых инвестиций
- 16. Оперативное управление реструктуризацией портфеля финансовых инвестиций
- 17. Активное и пассивное управление инвестиционным портфелем
- 6. «Финансовый менеджмент»
- 1.Понятие и содержание финансового менеджмента.
- 2.Финансовая диагностика организации в системе финансового менеджмента.
- 3.Управление внеоборотными активами организации.
- 4.Управление оборотными активами организации.
- 5.Управление собственным капиталом организации.
- 6.Управление заемным капиталом организации.
- 1.По цели привлечения:
- 2.По источнику привлечения:
- 3.По периоду привлечения:
- 4.По форме привлечения:
- 7.Управление финансовыми рисками предприятия.
- 4.Диверсификация:
- 5.Распределение рисков:
- 6.Самострахование:
- 7.Прочие.
- 8.Финансовое планирование в системе финансового менеджмента.
- «Маркетинг»
- 1.Маркетинг как концепция управления предприятием.
- 2. Сегментация рынка.
- 3. Товар в системе маркетинга.
- 4. Сбыт в системе маркетинга.
- 6. Цена в системе маркетинга.
- 7. Процесс маркетинговых исследований.
- 8. Исследование и прогнозирование рынка.
- 9. Исследование и моделирование поведения потребителей.
- 10. Исследование конкурентов.
- 11. Исследование рыночных возможностей компании.
- 12. Управление маркетингом.
- 8. «Производственный менеджмент»
- 9. «Управление персоналом»
- 1. Управление персоналом в системе менеджмента организации.
- 2. Кадровая политика организации
- 3. Особенности управлений персоналом на основных стадиях развития организации
- 4. Методы формирования кадрового состава
- 5. Методы поддержания работоспособности персонала
- 6. Организационно-кадровый аудит
- 7. Технологии управления человеческими ресурсами организации
- 8. Конфликтологические основы кадрового менеджмента
- 9. Высвобождение персонала
- 10. Оценка эффективности управления персоналом
- «Управленческие решения»
- 1. Сущность и квалификация управленческих решений
- Вопрос 2. Разработка и реализации управленческих решений
- 3. Разработка управленческого решения в условиях неопределенности и риска
- 4. Контроль реализации управленческих решений
- 5. Анализ управленческих решений
- 6. Методы прогнозирования управленческих решений.
- «Управление рисками»
- 1. Понятие и классификация рисков.
- 2. Процесс управления рисками.
- 3. Способы выявления рисков.
- 4. Методы оценки риска.
- 5. Методы снижения рисков.
- «Антикризисное управление»
- 1.Сущность, причины и разновидности кризисов в организации.
- 2.Сущность и содержание антикризисного управления организацией.
- 3.Характеристика арбитражного управления организацией.
- 4.Финансовая стабилизация организации в рамках антикризисного управления.
- 5.Понятие и направления реструктуризации организации.
- «Логистика»
- 1. Логистика в системе управления предприятием
- 2. Закупочная логистика: сущность, механизм реализации
- 3. Логистика запасов: сущность, механизм реализации
- 4. Складская логистика: сущность, механизм реализации
- 5. Производственная логистика: сущность, механизм реализации
- 6. Транспортная логистика: сущность, механизм реализации
- 7. Сбытовая логистика: сущность, механизм реализации
- 15. «Управление качеством»
- 1.Понятие качества и его составляющие.
- 2.Методы управления качеством в организации.
- 3.Сертификация систем управления качеством в организации.
- 4.Содержание и оценка затрат на качество.
- 5.Развитие теории и практики управления качеством.
- 1. 1900-1920 Гг. – отбраковка дефектной продукции
- 3. 1950-1980 Гг. – tqc (тотальный контроль качества);
- 2.Основание, порядок реорганизации субъектов хозяйственного права.
- 3.Лицензирование предпринимательской деятельности.
- 4.Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
- 5.Правовое регулирование рассмотрения споров при осуществлении предпринимательской деятельности.