Сравнительная характеристика наставничества и коучинга
Наставничество
| Коучинг
| |
Цель и предназначение
| ||
Чаще ориентировано на взаимообмен жизненным опытом, поддержку, обучение или руководство в целях личного, духовного,карьерного или жизненного роста | Обычно направлен на достижение результата, успеха, цели, на овладение производственными навыками, причем акцент делается на осуществление действий и поддержание изменений во времени; скорее наполнен практикой, чем теорией; межличностного взаимодействия | |
Причина и.продолжительность контакта
| ||
Может происходить в естественной форме, формально или неформально; может длиться в течение всей жизни или являться частью формальной программы с регламентированными взаимными контактами, встречами и т. д. | Часто проводится на основе потребностей, выявляемых самим клиентом; в сфере бизнеса участие работников в процессе коучинга может быть частью их обычной профессиональной деятельности | |
Форма и природа контакта
| ||
Исторически — индивидуальная; все чаще применяются практики взаимодействия одного наставника с группой людей, группой сверстников; используются возможности электронной почты, телефона и- видеозаписи
| Обычно индивидуальная; часто проводится по телефону и посредством электронной почты; в системах образования используется взаимный коучинг в парах | |
Навыки и жизненный опыт
| ||
Обычно опыт наставника богаче опыта его партнера, но может быть подобным ему или относиться к другой области; истории из жизненного опыта наставника часто рассказываются к случаю и. оказывают сильное воздействие | Очень часто коуч занят в той же самой области, в которой работает клиент, или работал в ней ранее; жизненные истории коуча призваны вдохновить или научить
| |
Необходимая для исполнения данной роли подготовка -
| ||
Варьирует от полного отсутствия формальной подготовки до ограниченного количества часов в формате семинарских занятий | Часто коуч является самоучкой; сейчас становятся доступными все больше очных и дистанционных курсов | |
Сертификация.или лицензирование
| ||
Не требуется, но сертификаты и другие виды формального признания часто выдаются после прохождения формальных обучающих программ | Не требуется, но профессиональные ассоциации и некоторые обучающие (тренинговые) компании предлагают системы сертификации | |
Компенсация или гонорар | ||
Строго добровольно; в опубликованных руководствах возражается против любых финансовых отношений
| Чаще всего коучинг является частью роли (или же полностью ролью), предписанной должностной инструкцией; услуги частных коучей часто оплачиваются клиентом/потребителем услуг | |
Оценка работы и взаимные соглашения
| ||
Исследовательская сторона очень умеренна; приветствуются и чаще всего используются эпизодические отчеты и личные переживания; высокая степень согласованности принципов программы
| Обеспечивается потребителем; минимальный исследовательский компонент; благодарственные письма клиентов — наиболее распространенный способ определения эффекта программы; высокая согласованность принципов и применяемых методов
| |
Обучение и обратная связь
| ||
Зависит от развития отношений; взаимообучение со временем усиливается, но может быть минимизировано должностной иерархией; обычно все стороны извлекают для себя пользу из обратной связи
| Обычно ориентирован на клиента, и первоочередное внимание уделяется его обучению; коучи часто запрашивают обратную связь для улучшения своих собственных навыков
|
- Вопросы гэк
- Распределение деловых (командных) ролей в организации (м.Белбин) и характеристика их исполнителей
- 1) Формирователь – «Лидер»
- 2) Председатель - Реализатор и Координатор.
- 3) Мыслитель - «Генератор идей»
- 4) Оценщик - «Объективный критик и эксперт».
- 5) Исполнитель - «Организатор работы».
- 6) Исследователь ресурсов – Снабженец.
- 7) Коллективист - Душа группы.
- 8) Доводчик – Завершитель.
- Группа как объект управления: формальный и неформальный уровень, сплоченность, условия эффективности
- Коучинг: возникновение, описание процесса, сравнение с наставничеством
- Сравнительная характеристика наставничества и коучинга
- Всеобщий адаптационный синдром. Виды стрессов. «Хороший» и «плохой» стресс. Управление стрессом.
- Понятие о психосоциальных и профессиональных кризисах развития личности. Деформации личности.
- Управление социально-психологическим климатом организации.
- Адаптация персонала в организации
- Аттестация персонала организации: сущность, основные этапы и методы
- Базисные социальные роли руководителя
- Психологический портрет руководителя, особенности его деятельности, профессионально-важные качества
- 1 Общие качества:
- Конкретные качества:
- Основные психологические законы управления
- Закон неопределенности отклика
- 2. Закон неадекватности самооценки
- Закон неадекватности взаимного восприятия
- 4. Закон искажения информации
- 5. Закон самосохранения
- 6. Закон компенсации
- Управленческое решение (ур). Виды, методы, психологические особенности ур. Технология принятия ур.
- Общение: перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны. Особенности управленческого общения
- Организационная культура в организации: содержание и управление ею
- Основные элементы организационной культуры. Типы организационных культур
- Социальная организация: сущность и структура. Виды отношений в социальной организации. Управление неформальными структурами.
- 17. Социализация личности в сфере общения, деятельности, самосознания
- 18. Квалификационные требования к личности менеджера
- 19. Психологические типы людей: по темпераменту, по социальной направленности
- Оценка профессиональных типов по д. Холланду.
- 20. Психологические типы людей: характеристика по инстинктам, по потребностям, по степени независимости
- 21. Психологические типы людей: характеристика по свойствам характера, по конституции
- Конституционная типология личности.
- 22. Управление организационным развитием
- Модель управления ор:
- 23. Управление мотивацией персонала, ее формы и методы, мотивационные ресурсы
- 24. Мотивация трудовой деятельности персонала: понятие, функции, роль и место в управлении
- 25. Cтимулирование трудовой деятельности персонала: понятие, функции, принципы, формы стимулирования. Классификация стимулов
- 26. Социальная политика организации, ее значение в формировании мотивации персонала
- 27.Содержательные теории мотивации: а. Маслоу, ф. Герцберг, д. МакКлеланд, к. Альдерфер
- 28. Процессуальные теории мотивации: в. Врум, с. Адамс, д. МакГрегор, модель Портера-Лоулера
- 29. Партисипативное управление
- 30. Сравнительный анализ систем оплаты труда
- 31. Школа научного управления: ф. Тейлор, ф. Гилбрет и др
- 32. Административная школа в управлении: а. Файоль, м. Вебер, р. Мертон
- 33. Школа человеческих отношений: р. Оуэн, э. Мэйо, д. Роттер, а. Маслоу, м. Фоллет
- 34. Школа науки управления, количественный подход: р. Лайкерт, ф. Герцберг, д. МакГрегор, и др.
- 35. Сущность, виды и этапы управленческого контроля
- 2.Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
- 3. Действия.
- 36. Руководство и лидерство: сравнительные характеристики
- 37. Власть и влияние. Классификация форм власти (д. Френч и б. Рейвен). Формы влияния: принуждение, убеждение, через участие, наказание и др.
- 38. Лидерство: личностный подход, харизматическое лидерство.
- 39. Лидерство: поведенческий подход (к. Левин, д.МакГрегор).
- 40. Лидерство: ситуативный подход (ф. Фидлер, п.Херши, к. Бланшар).
- 41. Трансакционное и трансформационное лидерство
- 42. Стили руководства: понятие, виды, эффективность
- 43. Сущность информационного обеспечения в менеджменте
- 44. Новые виды информационного обеспечения в технологии управления организацией
- 45. Организация информационного обеспечения управления организацией. Законы: эффективного восприятия, запоминания, осмысления, информации; устойчивости и доходчивости информации
- 46. Роль и место информационных технологий в стратегическом и оперативном управлении персоналом
- 47. Конфликт: понятие, виды, этапы развития, методы управления, профилактика и порядок разрешения
- 48. Организационные структуры управления организацией: основные типы и их характеристика
- 1. Линейно-функциональная структура управления.
- 2. Линейно-штабная структура управления
- 5. Матричная структура управления.
- 6. Бригадная структура организации работ и управления.
- 49. Управление этическими нормами в деятельности организации
- 50.Функциональное разделение труда в управлении
- 51. Инновационный менеджмент: понятие, роль и место в управлении организацией
- 52. Стратегический менеджмент: понятие, роль и место в управлении организацией
- 53. Кадровый контролинг и кадровое планирование
- 6. Планирование расходов на персонал.
- 7. Регулярный контроль и развитие отдельных видов планирования.
- 54. Служба управления персоналом, ее задачи и место в управлении организацией
- 55. Формирование кадровой политики в организации: разработка программ и планов, мониторинг факторов внутренней и внешней среды
- 56. Деловая оценка и отбор персонала в организации
- 57. Организация обучения персонала
- 58. Управление деловой карьерой. Виды карьеры. Планирование и моделирование карьеры
- 59. Содержание планирования как функции управления
- 60. Классификация организаций. Внешняя и внутренняя среда организации
- 61. Управленческая деятельность как процесс и как явление. Функции управления
- 62.Делегирование полномочий: понятие, необходимость и разновидности. Обязанности подлежащие и не подлежащие делегированию.
- 63. Роль и задачи управления человеческими ресурсами в управлении организацией
- 64.Подбор и расстановка персоналу
- 65.Источники и проблемы найма персонала. Технология найма
- 66.Нормативно-методическое и правовое обеспечение управления персоналом
- 67. Организация маркетинга персонала
- 68. Техника личной работы руководителя Организация личной работы руководителей и специалистов
- 69. Управление высвобождением персонала: правовой, организационный, социально-психологический аспекты
- 70. Управление кадровым резервом: порядок формирования, организация и контроль работы с резервом
- 71. Управление безопасностью работы персонала в организации: правовой, организационный, социальный и психологический аспекты
- 72. Оценка эффективности управления персоналом
- 73. Система источников трудового плана
- 74.Локальные акты как источник трудового плана
- 75. Трудовые правоотношения: понятие, признаки, основания возникновения
- 76. Правовой статус работника
- 77. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, формы, уровни, стороны и их представители
- 78. Коллективный договор: понятие, роль, содержание, порядок заключения и изменения
- 79. Трудовой договор: понятие, виды, содержание и форма
- 80. Гарантии при приеме на работу. Общий порядок заключения трудового договора
- 81. Трудовая книжка как основной документ о трудовой деятельности
- 82. Совмещение профессий и совместительство
- 83. Перемещение и перевод на другую работу
- 84. Понятие и виды рабочего времени. Режим и учет рабочего времени
- 85. Установление, порядок и сроки выплаты заработной платы в организации
- 86. Гарантии и компенсации при отклонении от нормальных условий труда
- 87. Дисциплина труда. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности
- 88. Понятие, виды и условия материальной ответственности
- 89. Трудовые споры и порядок их разрешения
- 90. Способы защиты трудовых прав. Самозащита