logo
Вопросы и ответы ГЭК

40. Лидерство: ситуативный подход (ф. Фидлер, п.Херши, к. Бланшар).

В соответ­ствии с ситуационным подходом эффективность того или иного стиля лидерства зависит от сочетания различных ситуационных переменных, например, таких, как лич­ность руководителя, решаемые задачи, объем власти и др. Лидер должен быть достаточно гибким для того, что­бы адаптироваться к различным подчиненным и к раз­ным ситуациям. Ситуационная модель лидерства Ф. Фидлера. Он предложил описывать управленческие си­туации с помощью трех факторов: отношения между лидером и членами коллектива; структура решаемых задач; объем властных полномочий у руководителя. Ф. Фидлер считал, что, поскольку человеку трудно менять свой стиль руководства, то нужно помещать ру­ководителя в такие ситуации, которые соответствуют его стабильному стилю руководства.

Теория жизненного цикла Херши-Бланшара. Данная теория основное внимание уделяет степени зрелости подчиненных. Лидер должен уметь определить степень зрелости подчиненных и затем применить соот­ветствующий стиль руководства.Зрелость определяется как способность и готовность подчиненных брать на себя ответственность за свое пове­дение на работе. Важно выделить два вида зрелости: ра­бочую и психологическую. Человек с высокой рабочей зрелостью имеет знания и способности выполнять свою работу без вмешательства руководителя. Человек с высо­кой психологической зрелостью имеет самомотивацию и желание делать работу с высоким качеством, и он не нуж­дается в прямом руководстве. П. Херши и К. Бланшар выделили четыре стиля руко­водства:

1. Разговор. Лидер определяет роли, необходимые для выполнения работы, и указывает подчиненным, что, где, когда и как делать;

  1. Продажа. Лидер обеспечивает подчиненных струк­турированными инструкциями, а также поддерживает;

  1. Привлечение. Лидер и подчиненные вместе выраба­тывают решения о том, как лучше достичь высококаче­ственной работы;

  1. Делегирование. Лидер определяет только небольшие,специфические направления работы или оказывает пер­сональную поддержку подчиненным.

Все больше орга­низаций стараются отбирать гибких кандидатов, и при­менять наиболее эффективные обучающие программы для подготовки лидеров.