logo
Вопросы и ответы ГЭК

Организационная культура в организации: содержание и управление ею

Подходы к определению понятия ОК. ОК рассматривается как атрибут организации, который можно формировать и влиять на него. Представители : Е.Шейн, И. Ансофф, Т. Питерс, Р. Уоттермен Содержание: ОК – это фактор максимизации эффективности организации, укрепления ее целостности, улучшения механизмов социализации работников, повышения их мотивации и производительности труда (напрямую управляемые процессы). ОК рассматривается как свойство организации, отражающее ее суть , поэтому целенаправленно влиять на нее невозможно. Представители: Д. Сильверман, П. Бергер, М.Луи, С. Роббинс. Содержание: ОК - это фактор, обеспечивающий условие согласованного восприятия реальности и группового поведения людей (процессы, которыми напрямую управлять невозможно)

Понятие организационной культуры (ОК) и ее составляющих -это сформированная на протяжении всей истории предприятия совокупность приемов и правил адаптации организации к требованиям внешней среды и формирования внутренних отношений между группами на основе формирования общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами организации. ОК концентрирует в себе политику и идеологию жизнедеятельности предприятия, систему ее приоритетов, критерии мотивации и распределения власти, характеристику социальных ценностей и норм поведения

Цель - создание здорового психологического климата для сплочения работников в единый коллектив, исповедующий определенные , этические, моральные и культурные ценности

Функции организационной культуры: она формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой; она выражается в чувстве общности всех членов организации; она усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей; она усиливает систему социальной стабильности в организации; организационная культура — своего рода «социальный клей», который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения; она является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации

Принципы построения ОК : уважение достоинства и умений каждого работника путем поощрения высокой производительности труда, свободного обмена информацией, ответственность руководителей за развитие подчиненных;поддержка каждого работника в сфере новаторства и определенного риска; обеспечение равных условий для развития и вознаграждения работников на основе объективных критериев, распределение прав и ответственности между руководителями и подчиненными; развитие трудовой демократии посредством привлечение работников к решению производственных и управленческих задач.

Как социально-психологическая проблема ОК формируется вокруг базовых представлений:

Об отношениях со средой: стремление использовать возможности среды; стремление добиться гармонии; стремление защититься от опасного влияния среды. О повседневной жизни: правила поведения; языковые нормы; нравственные принципы. О природе человека: сущность человека (биологическая и социальная);отношение человека к труду; отношение человека к другим людям. О деятельности: представления определяют поведение, активность, инициативу. О взаимоотношениях: представления о способах взаимодействия, стиле поведения.

Причины воспроизводства ОК: Отбор персонала ; Методы, позволяющие персоналу адаптироваться; Наличие сильного лидера, который устанавливает основные ценности и нормы поведения членов организации; Соответствие ОК стратегии организации; Существование ОК как целостной системы; Наличие собственной структуры ОК, которая обеспечивает приверженность работников организации;

Намерение руководства организации действовать в соответствии с установленными нормами и традициями. Причины изменения ОК: Изменения внешней среды (социально-экономические, политические), приводящие к поиску новых поведенческих стандартов как для организации в целом, так и для ее членов. Изменения внутри организации (смена лидера, появление новых подразделений и сотрудников), приводящие к появлению субкультур, нарушающих целостность и изменяющие саму ОК

Роль руководителя в формировании ОК: Роль «организационного ядра»: формирование имплицитных представлений, обладающих наибольшей мотивирующей силой. Ответственность за то, чтобы представления и ценности были адекватны формам внешнего поведения людей. Ответственность за «социальное научение людей»: работник организации должен овладеть нормами и правилами поведения

Психологические виды организаций с «больной» ОК: Паронаидальные. Принудительные Драматические. Депрессивные. Шизоидные. Проявления «нездоровой» ОК: создание конфликтной ситуации, обстановки, когда решения принимаются на основе личных взаимоотношений, личная выгода превалирует над интересами организации; настороженное, враждебное отношение к нововведениям, уклонение от риска; выдвижение на руководящие посты тех людей, которые придают большее значение рациональным параметрам организации (оргструктуре, бюджету, системе контроля), а не коммуникации и мотивации; нежелание заимствовать чужой опыт.