logo
Вопросы и ответы ГЭК

41. Трансакционное и трансформационное лидерство

Трансакционное лидерство. Лидер нужен для того, чтобы помочь подчиненным достичь целей. Роль лидера в процессе обмена была опре­делена как трансакционная. Лидер помогает подчинен­ному уяснить, что должно быть сделано для достижения намеченных целей: повысить качество, сократить издер­жки и т.п. При этом лидер учитывает потребности подчи­ненного. Трансакционный подход опирается на концеп­цию «путь — цель». Используя трансакционный стиль, лидер полагается на нерегулярные вознаграждения и управление по откло­нениям. Исследования показывают, что когда применя­ется нерегулярное подкрепление, это ведет к росту результвтивности и удовлетворенности подчиненных. Под­чиненные убеждены, что достижение целей повлечет за собой получение желаемых вознаграждений.

Трансформационное лидерство. Трансформационные лидеры – руководители преобразователи, инициирующие направление на укрепление и развитие позиции организации, стратегические перемены, формирующие видение и показывающие товар лицом, помогающие работникам подняться над индивидуальными интересами, связанными с их работой или подразделениями и попытаться увидеть картину в целом. Трансформационный лидер мотивирует работников работать не для удовлетворения сиюминутных интересов, а для достиже­ния долгосрочных целей. Трансформационное лидерство рассматривается как особый случай трансакционного лидерства, в основе ко­торого лежат внутренние вознаграждения подчиненных. Формируя видение, трансформационный лидер убеждает подчиненных усердно работать для достижения новых Целей. Усердная работа для достижения новых целей яв­ляется для подчиненного внутренним вознаграждением. Трансформационный лидер вносит существенные изменения в миссию фирмы или подразделения, пути ведения бизнеса и управления человеческими ресурсами для того, чтобы достигать своего видения. Трансформа­ционный лидер подвергает пересмотру всю философию, систему и культуру организации.

Т. Бэсс выделил пять факторов, которые описывают трансформационных лидеров (первые три применяются к трансформационному, а последние два — к трансакционному лидерству).Харизма. Лидер способен внушить чувство ценнос­ти, уважения и гордости и способен формулировать видение.

  1. Внимание к человеку. Лидер обращает внимание на потребности подчиненных и способствует их росту.

  2. Интеллектуальная стимуляция. Лидер помогает под­чиненным думать и поступать творчески.

  3. Соответствующее вознаграждение. Лидер информи­рует подчиненных, что они должны делать, чтобыполучить предпочитаемые вознаграждения.

  4. Управление по отклонениям. Лидер позволяет под­чиненным работать самостоятельно, не вмешиваясь до тех пор, пока работа выполняется в установлен­ные сроки и с приемлемыми издержками. Опытный, обученный, знающий работник не нуждается в лидере, чтобы структурировать задачу (т.е. в ориентированном на работу лидере).