41. Трансакционное и трансформационное лидерство
Трансакционное лидерство. Лидер нужен для того, чтобы помочь подчиненным достичь целей. Роль лидера в процессе обмена была определена как трансакционная. Лидер помогает подчиненному уяснить, что должно быть сделано для достижения намеченных целей: повысить качество, сократить издержки и т.п. При этом лидер учитывает потребности подчиненного. Трансакционный подход опирается на концепцию «путь — цель». Используя трансакционный стиль, лидер полагается на нерегулярные вознаграждения и управление по отклонениям. Исследования показывают, что когда применяется нерегулярное подкрепление, это ведет к росту результвтивности и удовлетворенности подчиненных. Подчиненные убеждены, что достижение целей повлечет за собой получение желаемых вознаграждений.
Трансформационное лидерство. Трансформационные лидеры – руководители преобразователи, инициирующие направление на укрепление и развитие позиции организации, стратегические перемены, формирующие видение и показывающие товар лицом, помогающие работникам подняться над индивидуальными интересами, связанными с их работой или подразделениями и попытаться увидеть картину в целом. Трансформационный лидер мотивирует работников работать не для удовлетворения сиюминутных интересов, а для достижения долгосрочных целей. Трансформационное лидерство рассматривается как особый случай трансакционного лидерства, в основе которого лежат внутренние вознаграждения подчиненных. Формируя видение, трансформационный лидер убеждает подчиненных усердно работать для достижения новых Целей. Усердная работа для достижения новых целей является для подчиненного внутренним вознаграждением. Трансформационный лидер вносит существенные изменения в миссию фирмы или подразделения, пути ведения бизнеса и управления человеческими ресурсами для того, чтобы достигать своего видения. Трансформационный лидер подвергает пересмотру всю философию, систему и культуру организации.
Т. Бэсс выделил пять факторов, которые описывают трансформационных лидеров (первые три применяются к трансформационному, а последние два — к трансакционному лидерству).Харизма. Лидер способен внушить чувство ценности, уважения и гордости и способен формулировать видение.
Внимание к человеку. Лидер обращает внимание на потребности подчиненных и способствует их росту.
Интеллектуальная стимуляция. Лидер помогает подчиненным думать и поступать творчески.
Соответствующее вознаграждение. Лидер информирует подчиненных, что они должны делать, чтобыполучить предпочитаемые вознаграждения.
Управление по отклонениям. Лидер позволяет подчиненным работать самостоятельно, не вмешиваясь до тех пор, пока работа выполняется в установленные сроки и с приемлемыми издержками. Опытный, обученный, знающий работник не нуждается в лидере, чтобы структурировать задачу (т.е. в ориентированном на работу лидере).
- Вопросы гэк
- Распределение деловых (командных) ролей в организации (м.Белбин) и характеристика их исполнителей
- 1) Формирователь – «Лидер»
- 2) Председатель - Реализатор и Координатор.
- 3) Мыслитель - «Генератор идей»
- 4) Оценщик - «Объективный критик и эксперт».
- 5) Исполнитель - «Организатор работы».
- 6) Исследователь ресурсов – Снабженец.
- 7) Коллективист - Душа группы.
- 8) Доводчик – Завершитель.
- Группа как объект управления: формальный и неформальный уровень, сплоченность, условия эффективности
- Коучинг: возникновение, описание процесса, сравнение с наставничеством
- Сравнительная характеристика наставничества и коучинга
- Всеобщий адаптационный синдром. Виды стрессов. «Хороший» и «плохой» стресс. Управление стрессом.
- Понятие о психосоциальных и профессиональных кризисах развития личности. Деформации личности.
- Управление социально-психологическим климатом организации.
- Адаптация персонала в организации
- Аттестация персонала организации: сущность, основные этапы и методы
- Базисные социальные роли руководителя
- Психологический портрет руководителя, особенности его деятельности, профессионально-важные качества
- 1 Общие качества:
- Конкретные качества:
- Основные психологические законы управления
- Закон неопределенности отклика
- 2. Закон неадекватности самооценки
- Закон неадекватности взаимного восприятия
- 4. Закон искажения информации
- 5. Закон самосохранения
- 6. Закон компенсации
- Управленческое решение (ур). Виды, методы, психологические особенности ур. Технология принятия ур.
- Общение: перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны. Особенности управленческого общения
- Организационная культура в организации: содержание и управление ею
- Основные элементы организационной культуры. Типы организационных культур
- Социальная организация: сущность и структура. Виды отношений в социальной организации. Управление неформальными структурами.
- 17. Социализация личности в сфере общения, деятельности, самосознания
- 18. Квалификационные требования к личности менеджера
- 19. Психологические типы людей: по темпераменту, по социальной направленности
- Оценка профессиональных типов по д. Холланду.
- 20. Психологические типы людей: характеристика по инстинктам, по потребностям, по степени независимости
- 21. Психологические типы людей: характеристика по свойствам характера, по конституции
- Конституционная типология личности.
- 22. Управление организационным развитием
- Модель управления ор:
- 23. Управление мотивацией персонала, ее формы и методы, мотивационные ресурсы
- 24. Мотивация трудовой деятельности персонала: понятие, функции, роль и место в управлении
- 25. Cтимулирование трудовой деятельности персонала: понятие, функции, принципы, формы стимулирования. Классификация стимулов
- 26. Социальная политика организации, ее значение в формировании мотивации персонала
- 27.Содержательные теории мотивации: а. Маслоу, ф. Герцберг, д. МакКлеланд, к. Альдерфер
- 28. Процессуальные теории мотивации: в. Врум, с. Адамс, д. МакГрегор, модель Портера-Лоулера
- 29. Партисипативное управление
- 30. Сравнительный анализ систем оплаты труда
- 31. Школа научного управления: ф. Тейлор, ф. Гилбрет и др
- 32. Административная школа в управлении: а. Файоль, м. Вебер, р. Мертон
- 33. Школа человеческих отношений: р. Оуэн, э. Мэйо, д. Роттер, а. Маслоу, м. Фоллет
- 34. Школа науки управления, количественный подход: р. Лайкерт, ф. Герцберг, д. МакГрегор, и др.
- 35. Сущность, виды и этапы управленческого контроля
- 2.Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
- 3. Действия.
- 36. Руководство и лидерство: сравнительные характеристики
- 37. Власть и влияние. Классификация форм власти (д. Френч и б. Рейвен). Формы влияния: принуждение, убеждение, через участие, наказание и др.
- 38. Лидерство: личностный подход, харизматическое лидерство.
- 39. Лидерство: поведенческий подход (к. Левин, д.МакГрегор).
- 40. Лидерство: ситуативный подход (ф. Фидлер, п.Херши, к. Бланшар).
- 41. Трансакционное и трансформационное лидерство
- 42. Стили руководства: понятие, виды, эффективность
- 43. Сущность информационного обеспечения в менеджменте
- 44. Новые виды информационного обеспечения в технологии управления организацией
- 45. Организация информационного обеспечения управления организацией. Законы: эффективного восприятия, запоминания, осмысления, информации; устойчивости и доходчивости информации
- 46. Роль и место информационных технологий в стратегическом и оперативном управлении персоналом
- 47. Конфликт: понятие, виды, этапы развития, методы управления, профилактика и порядок разрешения
- 48. Организационные структуры управления организацией: основные типы и их характеристика
- 1. Линейно-функциональная структура управления.
- 2. Линейно-штабная структура управления
- 5. Матричная структура управления.
- 6. Бригадная структура организации работ и управления.
- 49. Управление этическими нормами в деятельности организации
- 50.Функциональное разделение труда в управлении
- 51. Инновационный менеджмент: понятие, роль и место в управлении организацией
- 52. Стратегический менеджмент: понятие, роль и место в управлении организацией
- 53. Кадровый контролинг и кадровое планирование
- 6. Планирование расходов на персонал.
- 7. Регулярный контроль и развитие отдельных видов планирования.
- 54. Служба управления персоналом, ее задачи и место в управлении организацией
- 55. Формирование кадровой политики в организации: разработка программ и планов, мониторинг факторов внутренней и внешней среды
- 56. Деловая оценка и отбор персонала в организации
- 57. Организация обучения персонала
- 58. Управление деловой карьерой. Виды карьеры. Планирование и моделирование карьеры
- 59. Содержание планирования как функции управления
- 60. Классификация организаций. Внешняя и внутренняя среда организации
- 61. Управленческая деятельность как процесс и как явление. Функции управления
- 62.Делегирование полномочий: понятие, необходимость и разновидности. Обязанности подлежащие и не подлежащие делегированию.
- 63. Роль и задачи управления человеческими ресурсами в управлении организацией
- 64.Подбор и расстановка персоналу
- 65.Источники и проблемы найма персонала. Технология найма
- 66.Нормативно-методическое и правовое обеспечение управления персоналом
- 67. Организация маркетинга персонала
- 68. Техника личной работы руководителя Организация личной работы руководителей и специалистов
- 69. Управление высвобождением персонала: правовой, организационный, социально-психологический аспекты
- 70. Управление кадровым резервом: порядок формирования, организация и контроль работы с резервом
- 71. Управление безопасностью работы персонала в организации: правовой, организационный, социальный и психологический аспекты
- 72. Оценка эффективности управления персоналом
- 73. Система источников трудового плана
- 74.Локальные акты как источник трудового плана
- 75. Трудовые правоотношения: понятие, признаки, основания возникновения
- 76. Правовой статус работника
- 77. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, формы, уровни, стороны и их представители
- 78. Коллективный договор: понятие, роль, содержание, порядок заключения и изменения
- 79. Трудовой договор: понятие, виды, содержание и форма
- 80. Гарантии при приеме на работу. Общий порядок заключения трудового договора
- 81. Трудовая книжка как основной документ о трудовой деятельности
- 82. Совмещение профессий и совместительство
- 83. Перемещение и перевод на другую работу
- 84. Понятие и виды рабочего времени. Режим и учет рабочего времени
- 85. Установление, порядок и сроки выплаты заработной платы в организации
- 86. Гарантии и компенсации при отклонении от нормальных условий труда
- 87. Дисциплина труда. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности
- 88. Понятие, виды и условия материальной ответственности
- 89. Трудовые споры и порядок их разрешения
- 90. Способы защиты трудовых прав. Самозащита