logo
Вопросы и ответы ГЭК

17. Социализация личности в сфере общения, деятельности, самосознания

Социализация (общественный) – это двусторонний процесс, включающий, во-первых, усвоение индивидом социального опыта (социальных связей путем вхождения в социальную среду) и, во-вторых, активное воспроизводство индивидом системы социальных связей в процессе деятельности.

Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни. Процесс социализации включает четыре периода: детство, отрочество и юность, зрелость, старость. Процесс социализации охватывает ряд сфер– деятельность, общение и самосознание. Социализация в сфере деятельности проявляется в расширении видов деятельности, в освоении и осмыслении каждого вида деятельности. В профессиональной деятельности существуют два профессиональных пика: 1- приходится на возраст 30–35, когда «умы свежи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совершенно до него неизвестное; 2- «умы – мудры» и связан со зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт (возраст 50–60 лет) . Такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем. Социализация в сфере общения включает развитие навыков общения, расширение круга общения, обогащение его содержания. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Социализация в сфере самосознания заключается в формировании образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности; осмыслении своей социальной принадлежности, своей социальной роли; формировании самооценки. Я -концепция: ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции. Социально-психологические механизмы социализации это различные стихийные воздействия среды, ближайшего окружения, благодаря которым групповые нормы становятся внутренними поведенческими регуляторами. Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: идентификация – это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей, внушение процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; социальная фасилитация стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (фасилитация означает «облегчение»); конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении. В качестве институтов социализации чаще всего рассматриваются семья, дошкольные детские учреждения, школа, трудовой и воинский коллективы, политические партии и организации, неформальные объединения, группы «по интересам», общества сверстников, средства массовой коммуникации и др