logo
Вопросы и ответы ГЭК

66.Нормативно-методическое и правовое обеспечение управления персоналом

Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом включает а) массив документов, используемых при решении задач организации труда и управления персоналом; б) деятельность по разработке, утверждению, изменению и отмене локальных актов; в) деятельность по применению норм, регулирующих трудовые, а также связанные с трудовыми отношения.

Управление персоналом основывается на неукоснительном соблюдении требований законодательства, в том числе Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующего отношения по организации и управлению трудом, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя, социальному партнерству, дисциплинарной и материальной ответственности, разрешению трудовых споров и т.д. Согласование всех аспектов кадровой политики с духом и буквой закона является главным средством предотвращения производственных конфликтов и судебных исков к организации. Юридическая служба организации и HR-специалисты играют важную роль в обеспечении равенства прав и возможностей работников, недопущении дискриминации, предоставлении работникам установленных гарантий и компенсаций, защите прав и законных интересов персонала.

Массив документов, используемых при решении задач организации труда и управления персоналом, велик: помимо законодательства, иных нормативно-правовых актов, в том числе локальных, коллективных договоров и соглашений, он включает нормативно-справочные материалы (например, единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих), правоприменительные акты (приказы о приеме, переводе, увольнении работников и др.), организационно-распорядительные документы (к примеру, перспективный план потребности в персонале, бюджет расходов на персонал), методические материалы (тесты, профессиограммы и т.п.).

Осуществление локального нормотворчества в сфере управления персоналом имеет целью установление условий труда с учетом особенностей организации, повышение уровня гарантий и льгот для работников в целях их мотивации к труду, регламентацию процессов и процедур для достижения эффективности управления человеческими ресурсами.

Важнейшим документом, закрепляющим установленный работодателем внутренний распорядок, являются правила внутреннего трудового распорядка, которые включают следующие разделы:

1. Общие положения

2. Порядок приема и увольнения работников

3. Основные права и обязанности работников

4. Основные права и обязанности работодателя

5. Режим рабочего времени и времени отдыха

6. Поощрения за успехи в работе

7. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины

К документам, разрабатываемым организацией, относятся также штатное расписание, положения об оплате труда, премировании и вознаграждении по итогам года, документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, а также их права и обязанности в этой сфере, правила и инструкции по охране труда, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и т.д.

Положение о подразделении (отделе, бюро, группе и т.д.) включает следующие разделы:

1. Общие положения (кому подчиняется данное подразделение, степень его самостоятельности, какими нормативно-правовыми документами оно руководствуется в своей деятельности и т.д.)

2. Задачи подразделения

3. Организационная структура подразделений (схема с указанием линейно-функциональной и иной подчиненности отдельных звеньев и работников подразделения)

4. Функции подразделения

5. Взаимоотношения подразделения с другими звеньями организации с указанием информации, документации, получаемой и передаваемой данным подразделением (от кого и кому, сроки и периодичность)

6. Права подразделения (в пределах возложенных на него функций)

7. Ответственность подразделения

Должностная инструкция - документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Должностная инструкция составляется на основе требований к должности, содержащихся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, и состоит из следующих частей: общие положения, требования к квалификации (уровень образования, знаний, умений, навыков, соответствующих названной должности), должностные обязанности, критерии успешности исполнения трудовых обязанностей, права работника, ответственность специалиста.

Обособленную группу в нормативно-методическом обеспечении управления персоналом составляют регламенты – документы, описывающие алгоритм действий сотрудников при выполнении каких-либо достаточно сложных и объемных задач.

Регламент позволяет стандартизировать процедуру, минимизировать разногласия между сотрудниками, сделать их деятельность более прогнозируемой. Внедрение регламентов базовых (ключевые) HR-процессов: набора и отбора персонала, аттестации, управления карьерой и т.д. - позволяет повысить эффективность деятельности службы управления персоналом и упростить контроль результатов.