logo
Вопросы и ответы ГЭК

Коучинг: возникновение, описание процесса, сравнение с наставничеством

Т. Голлуэй, американский автор книги «Играя в теннис внутри себя» (Inner Game of Tennis; Gallwey, 1974), оказал огромное влияние на процесс возникновения профессии коуча в менеджменте Британии.

Подход Голлуэя, согласно которому «Успех в профессиональной деятельности = Потенциал — Помехи», ориентировал на то, что задачей деятельности коуча в первую очередь является освобождение самопознания и потенциалов, скрытых в каждом работнике. Ключ к решению этой задачи — развитие самосознания и чувства ответственности у человека, занятого профессиональной деятельностью.

Неоспорим тот факт, что именно известные спортивные тренеры превратились в идейных вдохновителей управленческого коучинга, став наиболее заметной группой, формировавшей начальную идеологическую базу и методы приложения коучинга к профессиональной трудовой деятельности.

Однако Дж. Уитмор в книге «Обучение совершенству» (Coaching for Performance; Whitmore, 1997) отмечает ряд препятствий, связанных с тем, что набор навыков, необходимых для достижения успеха в спорте, гораздо более узок, чем набор навыков, требующихся для успешного управления, к примеру, перегруженным центром обработки телефонных заказов, крупным госпиталем или фармацевтическим заводом. Таким образом, эффективные подходы и техники подготовки людей не так уж легко переносить из одной сферы деятельности в другую.

Другим препятствием является различие в мотивациях спортсменов, целью которых служит сочетание получения удовольствия с достижением компетентности и совершенства в определенном виде спорта, и профессионалов, мотивы многих, если не большинства, из .которых представляют собой смесь нежелания обучаться, тревоги, страха и сопротивления изменениям.

Несмотря на эти препятствия, данный подход к коучингу в профессиональной деятельности продолжает приносить плоды, удовлетворяющие представителей определенного сегмента рынка.

Коучинг — это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося.

По определению Т. Голлуэй, коучинг означает раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности.

Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и все разнообразие стилей, навыков и техник, соответствующих тому контексту, в котором применяется процесс коучинга.

Виды коучинга для организации: