75. Трудовые правоотношения: понятие, признаки, основания возникновения
Ядро системы правоотношений в сфере труда составляют трудовые правоотношения. Эти правоотношения опосредуют все главные связи между работником и работодателем. Легальное определение трудовых отношений даётся в ст.15 ТК:.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Отличительными признаками трудовых отношений являются следующие:
Специфичный объект этих отношений – работа. Именно сам процесс труда («живой труд»), а не его конечный результат («овеществленный труд»), является предметом взаимных обязательств сторон.
Трудовые отношения основаны на наемном труде. Субъектный состав трудовых отношений строго определен: работник – работодатель, а не физические и юридические лица. В результате обязательным элементом трудового договора является определение трудовой функции работника в соответствии с его специальностью, квалификацией и должностью. Возложенную на него трудовую функцию работник осуществляет только лично.
Подчинение работника внутреннему трудовому распорядку – характерный признак трудовых отношений, позволяющий отграничить их от гражданско-правовых, основанных на юридическом равенстве сторон.
Возмездный характер трудовых отношений, причем заработная плата отличается от вознаграждения за работу по договору подряда установлением определенной системы оплаты, регулярностью выплат, наличием государственных гарантий по оплате труда.
Как правило, работник выступает одновременно как член трудового коллектива.
Трудовые правоотношения носят длящийся характер. Трудовые правоотношения являются сложными: каждый из субъектов сразу и управомоченное лицо, и правообязанное. Трудовые правоотношения возникают на основании трудового договора, заключенного в соответствии с ТК.
В определенных случаях (ст.16 ТК РФ) трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
- избрания на должность (например, генеральный директор ООО избирается на общем собрании участников ООО);
- избрания по конкурсу на замещение должности (профессорско-преподавательский состав по ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»);
- назначения на должность (например, федеральные судьи назначаются Президентом РФ);
- направления на работу уполномоченным органом в счёт установленной квоты (согласно ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов);
- судебного решения о заключении трудового договора.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В систему правоотношений в сфере труда входят также правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми и предшествующие, или сопутствующие им, или вытекающие из них, например, отношения по трудоустройству, организационно – управленческие правоотношения, правоотношения по подготовке и повышению квалификации непосредственно на производстве, правоотношения по надзору и правоотношения по рассмотрению трудовых споров.
- Вопросы гэк
- Распределение деловых (командных) ролей в организации (м.Белбин) и характеристика их исполнителей
- 1) Формирователь – «Лидер»
- 2) Председатель - Реализатор и Координатор.
- 3) Мыслитель - «Генератор идей»
- 4) Оценщик - «Объективный критик и эксперт».
- 5) Исполнитель - «Организатор работы».
- 6) Исследователь ресурсов – Снабженец.
- 7) Коллективист - Душа группы.
- 8) Доводчик – Завершитель.
- Группа как объект управления: формальный и неформальный уровень, сплоченность, условия эффективности
- Коучинг: возникновение, описание процесса, сравнение с наставничеством
- Сравнительная характеристика наставничества и коучинга
- Всеобщий адаптационный синдром. Виды стрессов. «Хороший» и «плохой» стресс. Управление стрессом.
- Понятие о психосоциальных и профессиональных кризисах развития личности. Деформации личности.
- Управление социально-психологическим климатом организации.
- Адаптация персонала в организации
- Аттестация персонала организации: сущность, основные этапы и методы
- Базисные социальные роли руководителя
- Психологический портрет руководителя, особенности его деятельности, профессионально-важные качества
- 1 Общие качества:
- Конкретные качества:
- Основные психологические законы управления
- Закон неопределенности отклика
- 2. Закон неадекватности самооценки
- Закон неадекватности взаимного восприятия
- 4. Закон искажения информации
- 5. Закон самосохранения
- 6. Закон компенсации
- Управленческое решение (ур). Виды, методы, психологические особенности ур. Технология принятия ур.
- Общение: перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны. Особенности управленческого общения
- Организационная культура в организации: содержание и управление ею
- Основные элементы организационной культуры. Типы организационных культур
- Социальная организация: сущность и структура. Виды отношений в социальной организации. Управление неформальными структурами.
- 17. Социализация личности в сфере общения, деятельности, самосознания
- 18. Квалификационные требования к личности менеджера
- 19. Психологические типы людей: по темпераменту, по социальной направленности
- Оценка профессиональных типов по д. Холланду.
- 20. Психологические типы людей: характеристика по инстинктам, по потребностям, по степени независимости
- 21. Психологические типы людей: характеристика по свойствам характера, по конституции
- Конституционная типология личности.
- 22. Управление организационным развитием
- Модель управления ор:
- 23. Управление мотивацией персонала, ее формы и методы, мотивационные ресурсы
- 24. Мотивация трудовой деятельности персонала: понятие, функции, роль и место в управлении
- 25. Cтимулирование трудовой деятельности персонала: понятие, функции, принципы, формы стимулирования. Классификация стимулов
- 26. Социальная политика организации, ее значение в формировании мотивации персонала
- 27.Содержательные теории мотивации: а. Маслоу, ф. Герцберг, д. МакКлеланд, к. Альдерфер
- 28. Процессуальные теории мотивации: в. Врум, с. Адамс, д. МакГрегор, модель Портера-Лоулера
- 29. Партисипативное управление
- 30. Сравнительный анализ систем оплаты труда
- 31. Школа научного управления: ф. Тейлор, ф. Гилбрет и др
- 32. Административная школа в управлении: а. Файоль, м. Вебер, р. Мертон
- 33. Школа человеческих отношений: р. Оуэн, э. Мэйо, д. Роттер, а. Маслоу, м. Фоллет
- 34. Школа науки управления, количественный подход: р. Лайкерт, ф. Герцберг, д. МакГрегор, и др.
- 35. Сущность, виды и этапы управленческого контроля
- 2.Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
- 3. Действия.
- 36. Руководство и лидерство: сравнительные характеристики
- 37. Власть и влияние. Классификация форм власти (д. Френч и б. Рейвен). Формы влияния: принуждение, убеждение, через участие, наказание и др.
- 38. Лидерство: личностный подход, харизматическое лидерство.
- 39. Лидерство: поведенческий подход (к. Левин, д.МакГрегор).
- 40. Лидерство: ситуативный подход (ф. Фидлер, п.Херши, к. Бланшар).
- 41. Трансакционное и трансформационное лидерство
- 42. Стили руководства: понятие, виды, эффективность
- 43. Сущность информационного обеспечения в менеджменте
- 44. Новые виды информационного обеспечения в технологии управления организацией
- 45. Организация информационного обеспечения управления организацией. Законы: эффективного восприятия, запоминания, осмысления, информации; устойчивости и доходчивости информации
- 46. Роль и место информационных технологий в стратегическом и оперативном управлении персоналом
- 47. Конфликт: понятие, виды, этапы развития, методы управления, профилактика и порядок разрешения
- 48. Организационные структуры управления организацией: основные типы и их характеристика
- 1. Линейно-функциональная структура управления.
- 2. Линейно-штабная структура управления
- 5. Матричная структура управления.
- 6. Бригадная структура организации работ и управления.
- 49. Управление этическими нормами в деятельности организации
- 50.Функциональное разделение труда в управлении
- 51. Инновационный менеджмент: понятие, роль и место в управлении организацией
- 52. Стратегический менеджмент: понятие, роль и место в управлении организацией
- 53. Кадровый контролинг и кадровое планирование
- 6. Планирование расходов на персонал.
- 7. Регулярный контроль и развитие отдельных видов планирования.
- 54. Служба управления персоналом, ее задачи и место в управлении организацией
- 55. Формирование кадровой политики в организации: разработка программ и планов, мониторинг факторов внутренней и внешней среды
- 56. Деловая оценка и отбор персонала в организации
- 57. Организация обучения персонала
- 58. Управление деловой карьерой. Виды карьеры. Планирование и моделирование карьеры
- 59. Содержание планирования как функции управления
- 60. Классификация организаций. Внешняя и внутренняя среда организации
- 61. Управленческая деятельность как процесс и как явление. Функции управления
- 62.Делегирование полномочий: понятие, необходимость и разновидности. Обязанности подлежащие и не подлежащие делегированию.
- 63. Роль и задачи управления человеческими ресурсами в управлении организацией
- 64.Подбор и расстановка персоналу
- 65.Источники и проблемы найма персонала. Технология найма
- 66.Нормативно-методическое и правовое обеспечение управления персоналом
- 67. Организация маркетинга персонала
- 68. Техника личной работы руководителя Организация личной работы руководителей и специалистов
- 69. Управление высвобождением персонала: правовой, организационный, социально-психологический аспекты
- 70. Управление кадровым резервом: порядок формирования, организация и контроль работы с резервом
- 71. Управление безопасностью работы персонала в организации: правовой, организационный, социальный и психологический аспекты
- 72. Оценка эффективности управления персоналом
- 73. Система источников трудового плана
- 74.Локальные акты как источник трудового плана
- 75. Трудовые правоотношения: понятие, признаки, основания возникновения
- 76. Правовой статус работника
- 77. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, формы, уровни, стороны и их представители
- 78. Коллективный договор: понятие, роль, содержание, порядок заключения и изменения
- 79. Трудовой договор: понятие, виды, содержание и форма
- 80. Гарантии при приеме на работу. Общий порядок заключения трудового договора
- 81. Трудовая книжка как основной документ о трудовой деятельности
- 82. Совмещение профессий и совместительство
- 83. Перемещение и перевод на другую работу
- 84. Понятие и виды рабочего времени. Режим и учет рабочего времени
- 85. Установление, порядок и сроки выплаты заработной платы в организации
- 86. Гарантии и компенсации при отклонении от нормальных условий труда
- 87. Дисциплина труда. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности
- 88. Понятие, виды и условия материальной ответственности
- 89. Трудовые споры и порядок их разрешения
- 90. Способы защиты трудовых прав. Самозащита