logo
Вопросы и ответы ГЭК

52. Стратегический менеджмент: понятие, роль и место в управлении организацией

Стратегическое управление можно определить как процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.

Стержнем стратегического управления выступает система стратегий.

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих 5 функциях:

1. планирование стратегии;

2. организация выполнения стратегических планов;

3. координация действий по реализации стратегических задач;

4. мотивация за достигнутые стратегические результаты;

5. контроль за процессом выполнения стратегии.

Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.

Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития; создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.

Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.

Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов за достижение поставленных стратегических результатов.

Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявить ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.

Составляющие стратегического управления.

1. Видение – это образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия.

2 Сфера бизнеса – вид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т.д. Определение бизнеса предполагает оценку его перспектив и уяснения в нем своего конкретного места и возможностей.

3. Миссия, или общественно-значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса.

4 . Стратегия – интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии является набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

5. Программы и планы – это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии.

Этапы стратегического управления:

1. анализ среды;

2. определение миссии и целей организации;

3. формирование и выбор стратегии;

4. реализация стратегии;

5. оценка и контроль выполнения стратегии.

Стратегическое управление базируется на ряде принципов:

1. Научность в сочетании с элементами искусства.

2. Целенаправленность стратегического управления.

3. Гибкость стратегического управления.

4. Единство стратегических планов и программ