logo
Вопросы и ответы ГЭК

37. Власть и влияние. Классификация форм власти (д. Френч и б. Рейвен). Формы влияния: принуждение, убеждение, через участие, наказание и др.

Власть — это возможность влиять на поведение людей.

Влияние— это поведение индивида, вносящее изменение в поведение другого индивида.

Существуют различные формы власти:

Власть, основанная на принуждении (влияние через страх). Такая форма власти предусматривает осознание работником (исполнителем) вероятности быть в чем-то ущемленным, наказанным или лишенным возможности удовлетворить какие-либо потребности. Эта опасность исходит, как правило, от человека влияющего, которым может быть, например, руководитель.

Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положи-тельное подкрепление), — это власть, которая позволяет работнику надеяться на вознаграждение и получение возможности удовлетворения каких-либо потребностей, что может обеспечить человек влияющий.

Экспертная власть (влияние через разумную веру) обусловлена осознанием работника (исполнителя) того факта, что влияющий обладает опытом и специальными знаниями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность.

Эталонная власть (влияние с помощью харизмы) характеризуется тем, что работник (исполнитель) хочет быть похожим своими действиями, а иногда и внешностью на человека влияющего; поскольку тот обладает особо привлекательными свойствами.

Харизма — это власть, которая строится на силе собственных качеств и способностей, а не на логике и традиции.

Законная (традиционная) власть строится на осознании работника (исполнителя) того, что влияющий наделен правами приказывать, а он обязан подчиняться. Такая власть реализуется через привитые культурой и традициями ценности.

По аналогии с формами власти можно выделить пять соответствующих типов власти:

• принуждение;

• вознаграждение;

• компетенция;

• пример;

• традиция.

Способы оказания влияния:

• через идеи;

• путем насилия и угроз.

Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнять ряд условий:

• потребность, к которой апеллируют, должна быть актуальной;

• человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;

• человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;

• человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Каждая из перечисленных форм власти имеет свои достоинства и недостатки, указанные в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика форм власти

Форма власти

Достоинства

Недостатки (трудности)

Власть, основанная на принуждении

Быстрое получение результата

Временный характер власти.

Дорогостоящая система (так как необходима развитая система контроля).

Подавление творческого начала персонала.

Низкая производительность. Низкое качество.

Рискованность власти.

Порождает неблагоприятную обста­новку и отношения в коллективе.

Власть, основанная на вознаграждении (мотивации)

Эффективная власть. Расширение творческих возможностей, так как применяются различные формы вознаграждения (зарубежные стажировки, оплата обучения и т. д.)

Ограничения в ресурсах и возможности обеспечить вознаграждение

Экспертная власть

При условии построения на реальном опыте и знаниях является чрезвычайно эффективной

Разумная вера не всегда устойчива (необходимо поддерживать уровень компетенции). Приобретение авторитета, знаний и опыта требует значительного времени

Эталонная власть

Обусловлены компетент­ностью, творческими спо­собностями и положитель­ными гуманитарными характеристиками личности

Обусловлены негативными характеристиками личности по отношению к обществу

Законная власть

Простота системы реализации власти.

Предсказуемость • результатов. Простота принятия решений. Возможность влияния с помощью традиций

Недостаточное развитие культуры.

Необходимость учета особенностей традиций данной страны (национальность)

Наряду с перечисленными формами власти и влияния используются влияние убеждением и влияние через привлечение работников в управление.