logo
Вопросы и ответы ГЭК

26. Социальная политика организации, ее значение в формировании мотивации персонала

Важную роль в управлении персоналом и создании эффективной мотивации играет социальное партнерство.

Статья 23 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) гласит: «Социальное пар­тнерство — система взаимоотношений между работниками (пред­ставителями работников), работодателями (представителями рабо­тодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интере­сов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений».

Основными принципами социального партнерства (ст. 24 ТК РФ) являются: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон в договорных отношениях, свобода вы­бора в вопросах, входящих в сферу труда, обязательность выпол­нения коллективных договоров, соглашений, контроль за их вы­полнением, ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений и др.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

— коллективные переговоры по подготовке проектов коллектив­ных договоров и их заключению;

— взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отно­шений, обеспечения гарантий трудовых прав;

— участие работников и их представителей в управлении органи­зацией.

Органами социального партнерства (ст. 35 ТК РФ) являются ко­миссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уров­не организации образовывается комиссия для ведения коллектив­ных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения, а также устранения разногласий, возникающих между работниками и руководством в процессе труда. В комиссию входят представители различных подразделений предприятия, представи­тель администрации и представитель профсоюзной организации, как правило, являющийся председателем данной комиссии.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказания воздействия на личность с помощью психологических приемов в це­лях превращения административного задания в осознанный долг, в сознательный мотив человека.

В состав данных методов входят:

Формирование коллективов с учетом типа личности и характера работников, создание нормального психологического климата, твор­ческой атмосферы. Здесь в целях эффективной мотивации необходи­мо учитывать, что отношение к труду у всех разное. Особое мнение руководители должны обращать на отношение сотрудников к труду как к объекту (внутреннему или внешнему), т.е. являются работни­ками по типу личности экстравертами или интровертами. Посколь­ку от этого во многом зависит разделение труда, то именно с учетом этих принципов и следует формировать коллектив.

Личный пример руководителя своим подчиненным.

Ориентирующие условия, т.е. цели организации и ее миссия. Каждый сотрудник должен знать эти цели, поскольку, удовлетворяя лич­ные потребности, он одновременно работает, чтобы выполнить цели, стоящие перед организацией в целом.

Участие работников в управлении, т.е. партисипативное управление, о котором мы говорили в предыдущей главе.

Удовлетворение культурных и духовных потребностей сотруд­ников — это возможности для социального общения сотрудников. Многие руководители, делающие ставку на персонал, особенно в ор­ганизациях, не занимающихся материальным производством, а ока­зывающих услуги населению (консалтинг, маркетинг, разработка программных продуктов), стараются проводить в свободное время мероприятия по организации досуга своих сотрудников и членов их семей или отмечают знаменательные события в жизни фирмы или особо отличившихся ее сотрудников совместными походами в ре­сторан, клуб, боулинг.

Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива. Практически любой человек как в быту, так и в трудовой деятельности придерживается каких-либо этических норм поведения. Поэтому если руководство определяет социальные нормы поведения или они вырабатываются на основе соглашения между членами коллектива и руководством либо на ос­новании выработанных годами традиций, формируя организаци­онную культуру компании, то такое положение вещей способствует повышению социально-психологического климата в коллективе и является важным мотивирующим фактором. Руководство должно поддерживать такую ситуацию, для этого следует проводить какие-либо мероприятия по типу социалистического соревнования в СССР, но без излишних бюрократических моментов, присущих данному мероприятию.

Установление моральных санкций и поощрений, т.е. разумное со­четание позитивных и негативных стимулов. Моральные санкции в виде выговоров и замечаний имеют силу мотивационного воздей­ствия на тех предприятиях, где это выработано многолетней тради­цией.

Социальная профилактика и социальная защита работников — это бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные путевки, компенсации на проезд и другие виды неденежного стимулирования. Однако такие методы социальной защиты оказывают свое мотивационное воз­действие на тех предприятиях, где стоимость рабочей силы относи­тельно низкая и требуются дополнительные меры материального по­ощрения работников.

Возможности социальной политики предприятия

В методах управления персоналом и формирования мотивации работников, повышении их самовыражения в труде особое место занимает социальная политика предприятия, являющаяся одним из инструментов экономического стимулирования. Все вопросы, свя­занные с социальной политикой в организации, были подробно рас­смотрены в предыдущей главе. Здесь мы упоминаем о ней, потому что она является одним из эффективных инструментов мотивационной политики и мотивационным ресурсом управления персоналом.