logo
Вопросы и ответы ГЭК

Основные элементы организационной культуры. Типы организационных культур

Основные элементы корпоративной культуры.

Символ — это объект, действие или событие, имеющее смысл для окружающих. Символы, связанные с корпоративной куль­турой, доносят до людей важнейшие ценности организации.

Предания — это основанные на происходивших в компании реальных событиях, часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они выражают в неявной форме основные ценности корпоративной культуры.

Герой — человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты корпоративной культуры, модель, образец личности, подражать которой стремятся большинство сотрудников организации.

Девиз (слоган, лозунг) — это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной куль­туры.

Корпоративные церемонии — это особые плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы привести собравшимся наиболее яр­кие примеры выражения корпоративных ценностей. Это особые мероприятия, призванные укрепить веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, предоставить сотруд­никам возможность принять участие в важном событии, привет­ствовать корпоративных героев. Церемония может представлять собой вручение премии или награды. Главное — на таких церемони­ях подчеркивается мысль, что за хорошую работу человек получает достойную награду. Впрочем, награждение можно проводить и по-иному: отправить приз (или банковский чек) на дом сотруднику. Но в этом случае не может быть и речи об общественной значимос­ти события как для награждаемого работника, так и для остальных сотрудников.

К элементам корпоративной культуры относятся общие для со­трудников компании ценности, убеждения и нормы, которые выра­жаются в форме символов, преданий, девизов, церемоний и героев фирмы. Какие именно образы и объекты будут олицетворять куль­туру компании, определяют менеджеры.

В любой компании имеется господствующая организационная культура и оппозиционная организационная культура, так же как и существуют формальные и неформальные лидеры. Их существова­ние объективно необходимо. Они стимулируют друг друга, создавая творческое поле для развития личности и компании. При этом руково­дитель не должен любыми путями искоренять «инакомыслие» у своих сотрудников, тяготеющих к оппозиционной культуре. Эти два вида организационной культуры могут меняться местами при существен­ном изменении степени их влияния на работников. Организационная культура тесно связана с культурой общества, в котором существует организация. И ее сотрудники, как социализированные члены обще­ства, привносят в организацию элементы своей личной культуры и воспитания, превращая их в процессе межличностных коммуника­ций в организации в общекорпоративные правила и принципы.