6. Организационно-кадровый аудит
Организационно-кадровый аудит - оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития.
Проводится с целью подготовки к принятию стратегических решений о развитии бизнеса, разработки программы реформирования организации и кадрового обеспечения процесса реструктуризации.
Оценке могут быть подвергнуты три основных аспекта организационной реальности:
1) кадровые процессы - направления деятельности организации по отношению к персоналу и те области формирования кадрового потенциала, которые существенны для конкретной организации;
2) структура организации - соотношение и соподчиненность основных элементов, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации;
3) качественные и количественные характеристики персонала. Аудит кадровых процессов
Менеджеру по персоналу важно понять, какие направления деятельности и с какой эффективностью осуществляются в организации.
Направления деятельности | Параметры диагностики |
1 Планирование трудовых ресурсов | Оценка наличных ресурсов, целей, перспектив развития организации, будущих потребностей в кадрах |
2. Набор персонала | Описание способов распространения информации о потребности в персонале, используемых способов набора |
3. Отбор персонала | Оценка результативности разработанной программы оценочных процедур |
4. Разработка системы стимулирования | Анализ системы оплаты труда. Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплаты и льгот условиям на рынке труда, прибыльности организации |
5. Адаптация персонала | Описание используемых процедур адаптации, оценка их эффективности |
6.Обучение персонала | Анализ используемых форм обучения, системы оценки эффективности обучения |
7.Оценка трудовой деятельности | Оценка аттестации, периодичности ее проведения, представляемых результатов и решений, принимаемых по результатам аттестации |
8.Повышение, понижение, перевод, увольнение | Оценка эффективности используемой системы кадрового мониторинга, результативности методов планирования карьеры |
9.Подготовка руководящих кадров | Оценка управленческого потенциала и определение потребности в подготовке управленческого персонала |
10. Мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия
| Диагностика социально-психологического климата, оценка уровня социальной напряженности в организации. Определение потребности в подготовке, и реализации программ развития внутриорганизационной коммуникации. |
Аудит организационной структуры включает анализ следующих аспектов:
миссия, цели, стратегия организации;
корпоративная культура, доминирующая управленческая форма;
стадия и цикл жизни организации;
оценка системы управления - анализ типологии решений.
После проведения анализа организационной структуры необходимо оценить ее соответствие стратегии и целям развития организации, в частности:
тип организационной патологии (если она есть);
коэффициент управляемости и уровень управляемости;
характер механизмов принятия решений;
перечень внутри и внеорганизационных проблем;
тип организационной культуры;
причины трудовых конфликтов.
Аудит кадрового потенциала. Менеджер по персоналу должен решить вопрос, обладает ли организация достаточным человеческим ресурсом, способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо оценить фактический состав персонала, а также особенности самого персонала, наличие профессионально важных качеств.
Оценка кадрового состава должна включать;
1) оценку укомплектованности кадрового состава;
оценку подготовленности персонала требованиям деятельности;
анализ структуры кадрового состава в соответствии с требованиями технологии и классификатором должностей;
4) анализ структуры кадрового состава по социально- демографическим характеристикам;
5) оценку текучести кадров. Оценка кадрового потенциала предполагает:
диагностику основной ориентации управленческого пер- сонала - ориентация на задачу или отношения;
распределение управленческих ролей;
умение проектировать - умение строить процесс дости- жения целей, ориентируясь на результат и условия;
сверхнормативную активность - ориентация сотрудников на превышение задач, которые были перед ними поставлены;
инновационный потенциал;
способность к обучению;
ролевой репертуар в групповой работе.
По результатам организационно-кадрового аудита появляется возможность дать оценку состоянию кадровых процессов, предположить тенденцию развития персонала и сопоставить имеющийся кадровый ресурс с актуальными или прогнозируемыми требованиями организации.
- 1. «Основы менеджмента»
- 1.Сущность и категории менеджмента.
- 2.История управленческой мысли.
- 3.Модели менеджмента.
- 4.Организация как объект управления.
- 5.Планирование как функция менеджмента.
- 6.Организация как функция менеджмента
- 7.Координация как функция менеджмента
- 8.Мотивация как функция менеджмента.
- 9.Контроль как функция менеджмента.
- 10.Организационная структура управления предприятием.
- 11.Лидерство и власть в управлении организацией.
- 12.Групповая динамика в системе менеджмента.
- 13.Управление конфликтами и стрессами в организации.
- 14.Этика и психология менеджмента.
- 2. «Теория организации»
- 1.Организация как система.
- 2.Основополагающие законы организации и варианты их реализации.
- 3.Законы организации второго уровня и их практическое использование.
- 4.Специфические законы социальной организации.
- 5.Самоорганизация и самоуправление.
- 3. «Стратегический менеджмент»
- 4. «Инновационный менеджмент»
- 4.1. Инновация: понятие, свойства и классификация
- 4.2.Инновационный процесс: сущность, модель и субъекты
- 4.3.Инновационный менеджмент: сущность, функции, методы и его система
- 4.4.Источники инновационных идей и методы их исследования
- 4.5.Жизненный цикл инновациии
- 4.6. Инновационный потенциал организации и его оценка
- 1.Продуктовый блок (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсов и функций – ниокр, производства, реализации, сервиса)
- 2. Функциональный блок (компоненты функционального блока – стадии жизненного цикла изделий)
- 3. Ресурсный блок
- 4. Организационный блок
- 5. Управленческий блок
- 4.7. Управление инновационными проектами
- 4.8. Специализированные инновационные организации
- 2. Венчурные фирмы
- 3. Фирмы «спин-офф»
- 4. Инжиниринговые фирмы
- 5. Бизнес-инкубаторы
- 6. Технопарк
- 8.Научно-финансово промышленные группы (нфпг)
- 4.9. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 4.10.Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности
- 5. «Инвестиционный менеджмент»
- 2.Понятие и содержание инвестиционного менеджмента.
- 5. Функции и механизм им
- 6. Система организационного обеспечения им
- 3.Управление реальными (капиталообразующими) инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций предприятия
- 2. Политика управления реальными инвестициями предприятия
- 3. Понятие инвестиционного проекта
- 4. Виды инвестиционных проектов и требования к их разработке
- 5. Инвестиционная программа
- 6. Основные критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
- 7. Жизненный цикл инвестиционного проекта
- 8. Разработка календарного плана реализации инвестиционного проекта
- 9. Разработка бюджета реализации инвестиционного проекта
- 10. Обоснование форм выхода проекта из инвестиционной деятельности
- 11. Понятие субъектов инвестиционной деятельности
- 12. Виды субъектов инвестиционной деятельности
- 13. Инвесторы: понятие, их права и обязанности
- 14. Заказчики: понятие, их права и обязанности и выполняемые функции
- 15. Подрядчики: понятие, их права и обязанности
- 16. Понятие договора подряда, его виды
- 17. Нормы Гражданского кодекса рф, посвященные особенности заключения договора подряда
- 18. Пользователи объектов капитальных вложений
- 4.Принципы и показатели экономической эффективности инвестиционных проектов.
- 1. Основополагающие принципы оценки эффективности долгосрочных инвестиций
- 2. Классификация показателей оценки экономической эффективности
- 3. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки чистой текущей стоимости (npv)
- 5. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей учетной нормы рентабельности (arr)
- 6. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей срока внутренней нормы рентабельности (I rr)
- 5.Управление финансовыми инвестициями организации.
- 1. Особенности и формы финансовых инвестиций предприятия
- 2. Инвестиционные качества финансовых инструментов
- 3. Риск и доходность ценных бумаг
- 4. Рейтинговая оценка ценных бумаг
- 5. Политика управления финансовыми инвестициями
- 6. Понятие портфеля финансовых инвестиций и классификация его видов
- 7. Портфель роста
- 8. Портфель дохода
- 9. Портфель роста и дохода
- 10. Доходность инвестиционного портфеля
- 11. Оценка риска инвестиционного портфеля
- 12. Модели формирования инвестиционного портфеля
- 13. Современная портфельная теория г. Марковица
- 14. Теорема об эффективном множестве г. Марковица
- 15. Этапы формирования портфеля финансовых инвестиций
- 16. Оперативное управление реструктуризацией портфеля финансовых инвестиций
- 17. Активное и пассивное управление инвестиционным портфелем
- 6. «Финансовый менеджмент»
- 1.Понятие и содержание финансового менеджмента.
- 2.Финансовая диагностика организации в системе финансового менеджмента.
- 3.Управление внеоборотными активами организации.
- 4.Управление оборотными активами организации.
- 5.Управление собственным капиталом организации.
- 6.Управление заемным капиталом организации.
- 1.По цели привлечения:
- 2.По источнику привлечения:
- 3.По периоду привлечения:
- 4.По форме привлечения:
- 7.Управление финансовыми рисками предприятия.
- 4.Диверсификация:
- 5.Распределение рисков:
- 6.Самострахование:
- 7.Прочие.
- 8.Финансовое планирование в системе финансового менеджмента.
- «Маркетинг»
- 1.Маркетинг как концепция управления предприятием.
- 2. Сегментация рынка.
- 3. Товар в системе маркетинга.
- 4. Сбыт в системе маркетинга.
- 6. Цена в системе маркетинга.
- 7. Процесс маркетинговых исследований.
- 8. Исследование и прогнозирование рынка.
- 9. Исследование и моделирование поведения потребителей.
- 10. Исследование конкурентов.
- 11. Исследование рыночных возможностей компании.
- 12. Управление маркетингом.
- 8. «Производственный менеджмент»
- 9. «Управление персоналом»
- 1. Управление персоналом в системе менеджмента организации.
- 2. Кадровая политика организации
- 3. Особенности управлений персоналом на основных стадиях развития организации
- 4. Методы формирования кадрового состава
- 5. Методы поддержания работоспособности персонала
- 6. Организационно-кадровый аудит
- 7. Технологии управления человеческими ресурсами организации
- 8. Конфликтологические основы кадрового менеджмента
- 9. Высвобождение персонала
- 10. Оценка эффективности управления персоналом
- «Управленческие решения»
- 1. Сущность и квалификация управленческих решений
- Вопрос 2. Разработка и реализации управленческих решений
- 3. Разработка управленческого решения в условиях неопределенности и риска
- 4. Контроль реализации управленческих решений
- 5. Анализ управленческих решений
- 6. Методы прогнозирования управленческих решений.
- «Управление рисками»
- 1. Понятие и классификация рисков.
- 2. Процесс управления рисками.
- 3. Способы выявления рисков.
- 4. Методы оценки риска.
- 5. Методы снижения рисков.
- «Антикризисное управление»
- 1.Сущность, причины и разновидности кризисов в организации.
- 2.Сущность и содержание антикризисного управления организацией.
- 3.Характеристика арбитражного управления организацией.
- 4.Финансовая стабилизация организации в рамках антикризисного управления.
- 5.Понятие и направления реструктуризации организации.
- «Логистика»
- 1. Логистика в системе управления предприятием
- 2. Закупочная логистика: сущность, механизм реализации
- 3. Логистика запасов: сущность, механизм реализации
- 4. Складская логистика: сущность, механизм реализации
- 5. Производственная логистика: сущность, механизм реализации
- 6. Транспортная логистика: сущность, механизм реализации
- 7. Сбытовая логистика: сущность, механизм реализации
- 15. «Управление качеством»
- 1.Понятие качества и его составляющие.
- 2.Методы управления качеством в организации.
- 3.Сертификация систем управления качеством в организации.
- 4.Содержание и оценка затрат на качество.
- 5.Развитие теории и практики управления качеством.
- 1. 1900-1920 Гг. – отбраковка дефектной продукции
- 3. 1950-1980 Гг. – tqc (тотальный контроль качества);
- 2.Основание, порядок реорганизации субъектов хозяйственного права.
- 3.Лицензирование предпринимательской деятельности.
- 4.Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
- 5.Правовое регулирование рассмотрения споров при осуществлении предпринимательской деятельности.