logo search
шпоры

1. Управление персоналом в системе менеджмента организации.

Управление персоналом как наука существует на теоретическом и прикладном уровнях. Цель теории управления персоналом - получение новых знаний путем описания и классификации явлений, установления взаимосвязей между ними, прогнозирования типичных организационных ситуаций.

На прикладном уровне управление персоналом занимается вопросами изменения и преобразования реальных производственных ситуаций, разработкой проектов для, повышения эффективности использования сотрудников.

Основу структуры знаний управления персоналом составляют собственные, специфические знания, которые отражают:

  1. влияние различных характеристик работников на их привлечение на предприятие, отбор и организационное поведение;

  2. способы практического использования установленных взаимосвязей в целях обеспечения экономической и социальной эффективности организации.

Кроме того, управление персоналом опирается на экономические теории, психологические теории и др. Общая формула управления Персоналом:

Дэ + Сэ =f (Вд, С)

Дэ - деловая или экономическая эффективность; Сэ - социальная эффективность; f- функция; Вд - вариант действий по управлению персоналом, т.е. выбранные способы управленческого воздействия на персонал; С - конкретная ситуация.

Экономическая эффективность в области управления персоналом -достижение целей организации с минимальными затратами на персонал.

Функции управления персоналом:

  1. планирование персонала, определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а также времени их использования;

  2. определение способов привлечения персонала;

  3. маркетинг персонала (обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны наиболее подготовленных людей);

  4. подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников;

  5. адаптация, обучение и повышение квалификации работников;

  6. планирование карьеры;

  7. мотивация персонала;

  8. руководство персоналом;

  9. управление расходами на персонал;

  10. организация рабочего места;

  11. обеспечение оптимального распорядка работы;

  12. высвобождение персонала: эта функция не сводится к объявлению увольнения, она включает в себя различные формы приспособления численности работников и их использования к по­требностям производства. Это может быть ликвидация сверхуроч­ных работ перевод сотрудников на неполный рабочий день и т,д.;

  13. кадровое делопроизводство: сбор, хранение и учет ан­кетных данных, стажа, повышения квалификации и т.д.;

  14. управление информацией состоит в том, чтобы своевре­менно получать в оптимальном объеме, распространять нужную и гасить ненужную, а тем более вредную информацию;

  15. оценка результатов деятельности и трудового потенциа­ла персонала;

  16. контроль за персоналом, обеспечение дисциплины;

  17. управление конфликтами;

  18. правовое регулирование трудовых отношений (управле­ние персоналом базируется на использовании трудового законо­дательства и организационных норм, зафиксированных в уставе предприятия);

  19. налаживание партнерских отношений и сотрудничества с профсоюзами и другими организациями, влияющими на персонал;

  20. обеспечение безопасности, охраны труда и здоровья со­трудников;

  21. социальное обеспечение сотрудников (социальное стра­хование, медицинское обслуживание на предприятии, психоло­гическая и юридическая помощь, транспортные услуги и т.д.);

  22. планирование и развитие организационной культуры (принятие сотрудниками этических норм и ценностей организации, развитие между работниками отношений взаимного ува­жения, сотрудничества, поддержки);

  23. обеспечение репутации фирмы.

Функции управления персоналом осуществляются его субъек­тами - должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью. Субъекты управления персоналом: руководители всех уровней; службы персонала; профсоюзы и т.п.

К внешним регуляторам деятельности по управлению пер­соналом относятся государство и прежде всего те его органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений; собственники предприятий, нередко устанавли­вающие особые правила в области управления персоналом.