logo search
шпоры

7. Технологии управления человеческими ресурсами организации

Технологии управления человеческими ресурсами - это сово­купность методов управления персоналом, ориентированных на оценку и совершенствование человеческого ресурса организации.

Технологии управления человеческими ресурсами должны быть ориентированы на решение двух задач:

1) диагностики, экспертизы «человеческого измерения» ор- ганизации;

2) поддержания развивающих процессов в организации. Кадровое консультирование как технология управления персоналом может осуществляться в двух парадигмах:

  1. по ресурсам - консультант проводит экспертизу актуаль­ного состояния профессионально-кадрового потенциала органи­зации и предлагает конкретные решения кадровых проблем;

  2. по процессу ~ консультант организует процесс решения профессионально-кадровых проблем и обучает работников са­мостоятельному решению.

Выбор парадигмы определяется самим консультантом, ис­ходя из особенностей заказа и профессионального инструмента­рия, которым он владеет/

Кадровое консультирование осуществляется в два этапа: аналитический и программирующий.

Основные виды деятельности на аналитическом этапе:

1) конкретизация ситуации, приведшей к необходимости консультирования; причин невозможности самостоятельно ре- шить проблему;

  1. сбор дополнительной информации и выдвижение гипотез о кадровых процессах в организации;

  2. сбор данных с целью проверки и уточнения гипотез, по­иск дополнительной информации для конкретизации возможной стратегии консультирования;

  3. уточнение стратегии и определение программы кадрового консультирования.

Программирующий этап имеет целью активизацию челове­ческого ресурса в направлении ожидаемых результатов. Для этого необходимо создание:

  1. «развивающей среды» - формирование искусственного процесса в организации, направленного на обучение ее работни­ков способам выявления и решения проблем;

  2. «поддерживающей среды» - создание условий для проте­кания процесса;

3) «закрепляющей среды» - перевод модельного процесса в саморегулируемый.

Достижение поставленных задач возможно лишь в том случае, если консультантам удается сформировать в организации

разделяемое всеми позитивное отношение к следующим принципам совместной работы над проблемой: принципы привлекательности (чтобы «образ желаемого будущего» в конечный ре­зультат консультирования - был привлекателен для всех участ­ников процесса), реальности (ориентация на конкретные усло­вия сложившейся ситуации) и управляемости (все участники через соответствующие вклады в нормативное регулирование происходящего могут контролировать процесс движения к ко­нечному результату).

Конкурс как технология привлечения персонала

Под конкурсом обычно понимается соревнование между двумя и более кандидатами за занятие вакантной должности.

Конкурсные процедуры способствуют поднятию престижа должности, привлечению большего количества кандидатов, по­вышению объективности решения о приеме на работу, демокра­тизации и открытости сферы управления персоналом.

Сложилось несколько подходов к проведению конкурса, при приеме на работу и замещении вакантной должности:

  1. Выборы. В рамках этой процедуры учитывается мнение большинства и не проводятся специальные предварительные испытания кандидатов. Их соответствие вакантной должности определяется конкурсной комиссией на основе изучения доку­ментов. Преимущества выборного метода - его быстрота и воз­можность учета мнения коллектива, недостатки - субъективизм и невозможность застраховаться от ошибки.

  2. Подбор. Решение о соответствии кандидата принимается кадровой комиссией, возглавляемой непосредственно выше­стоящим руководителем или назначенным им лицом. При оцен­ке подбираемых кандидатов конкурсная комиссия помимо ана­лиза документов и характеристик проводит собеседования, ино­гда интервью и психологическое тестирование кандидатов.

Преимущества метода подбора - индивидуальный подход й возможность получить более достоверную информацию о профес­сиональных и личных качествах кандидатов, недостатки - относи­тельная медлительность и высокая степень субъективности.

3. Отбор - это способ, позволяющий в любых условиях про­сти наиболее демократичную и в значительной степени свободную от субъективизма конкурсную процедуру. Преимущества метода отбора - всестороннее тщательное изучение и объектив­ное изучение индивидуальных особенностей каждого кандидата и возможное прогнозирование его эффективности, недостатки -длительность и дороговизна используемых процедур.

Внутрифирменное обучение как технология развития персонала Для того чтобы учебные мероприятия проходили успешно, ажио достаточно точно представлять: цели и тип программы обучения; особенности коммуникативного процесса слушателей и преподавателей;

- специфику деятельности преподавателя, работающего со взрослой аудиторией;

отличительные особенности самой аудитории взрослых. Выделяют два типа учебных программ - сохраняющие и инновационные.

Целью сохраняющего обучения является усвоение фиксиро­ванных взглядов, методов и правил для того, чтобы эффективно работать в повторяющихся и известных ситуациях, для развития способностей обучаемых решать те проблемы, которые акту­альны. Этот тип программ особенно эффективен для передачи новых знаний взамен устаревших и устранения пробелов в зна­ниях и умениях работников.

Инновационное обучение ориентировано на перспективу, подготовку организации к работе в новых условиях. Разработке инновационных обучающих программ должен предшествовать прогноз потребности организации в изменении профессионально кадрового потенциала исходя из соответствующих изменений во внешней среде, в технологии деятельности и системе управления.

Система внутрифирменной подготовки может быть эффек­тивной только в том случае, если будет проанализировано суще­ствующее положение, оценена перспектива и сформирован об­раз желаемого будущего, определены сроки и затраты.

Еще один фактор, влияющий на ожидания слушателей по от­ношению к процессу обучения, - индивидуальный стиль овладения знаниями. Выделяют четыре типа индивидуального стиля обучения:

1) функциональный - предполагает получение знаний через овладение алгоритмами профессиональной деятельности;

2) личностный - овладение знаниями происходит через уподобление личности значимого профессионала;

3) авторитарный - получение знаний осуществляется за счет идентификации обучаемого с той ролью, которую ему необходимо выполнять;

4) проектный - характеризуется инициативностью слушателей по отношению к учебной ситуации в целом.

Для более точного учета специфики аудитории преподава­тель должен уметь работать в нескольких ролях, учитывать осо­бенности взрослой аудитории, прошлый жизненный и профес­сиональный опыт слушателей, их мотивацию и индивидуально-психологические особенности.